© Кокиева Г.Е., Дондоков Ж.Ж., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №4/2022
Для цитирования: Кокиева Г.Е., Дондоков Ж.Ж., ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОБЪЕКТОМ ТЕПЛИЦЫ// Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №4/2022 Научная статья Original article УДК 635
ИССЛЕДОВАНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МАШИН
STUDY OF DURABILITY AND RELIABILITY OF MODERN MACHINES
Кокиева Г.Е., доктор технических наук, Кафедра «Технический сервис в АПК и общеинженерные дисциплины», факультет «Инженерный», Бурятская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, г. Улан-Удэ Дондоков Ж.Ж., кандидат технических наук, Арктический агротехнологический университет, Россия, г. Якутск
Kokieva G.E., Doctor of Technical Sciences, Department of "Technical Service in Agriculture and General Engineering disciplines", Faculty of Engineering, Buryat State Agricultural Academy, Russia, Ulan-Ude
Dondokov Zh.Zh., Candidate of Technical Sciences, Arctic Agrotechnological University, Russia, Yakutsk
Аннотация: Увеличение энерго- и машиновооружённости позволило значительно повысить уровень механизации основных процессов сельскохозяйственного производства и на этой основе поднять производительность. Практика массового внедрения типовой технологии и нормативов подтвердила их высокую эффективность. Экономическую целесообразность восстановления деталей принято оценивать путём сопоставления стоимости новой детали и затрат на ремонт изношенной. Но при этом не учитываются разность в сроках службы новой и восстановленной детали и связанные с этим дополнительные затраты.
Abstract: The increase in energy and machine-weight ratio has significantly increased the level of mechanization of the main processes of agricultural production and on this basis to increase productivity. The practice of mass implementation of standard technology and standards has confirmed their high efficiency. It is customary to assess the economic feasibility of restoring parts by comparing the cost of a new part and the cost of repairing a worn one. But this does not take into account the difference in the service life of the new and restored parts and the associated additional costs.
Ключевые слова: производительность труда, качество ремонта, техника, используемая техника.
Keywords: labor productivity, repair quality, equipment, used equipment.
Эффективность инженерной службы сельского хозяйства наиболее полно характеризуется коэффициентами технической готовности и использования машинно-тракторного парка и удельными затратами на механизированные работы, а также уровнем механизации производственных процессов. ПрВ настоящее время в качестве основных показателей для оценки экономической эффективности обслуживания машин приняты денежные затраты на техническое обслуживание, отнесенные к единице выработки машин, и
коэффициент загрузки средств обслуживания. Этими критериями можно пользоваться только в том случае, если имеется уверенность в полном и своевременном обеспечении машин соответствующими видами обслуживания. Однако такая уверенность основана обычно на интуиции и опыте руководителей, а расчеты по средним показателям приводят к грубым ошибкам.
В общей проблеме улучшения использования машинно-тракторного парка одной из главных задач является совершенствование его технического обслуживания, которое включает три основных элемента: технические уходы за машинами, организацию нефтехозяйства и заправки машин топливом и маслами, хранение машин. За последние годы проведены разносторонние исследования процессов изнашивания узлов и деталей машин, загрязнения механизмов, изучены режимы картерной смазки и т.п. это позволило обосновать периодичность технических уходов за тракторами и основными сельскохозяйственными машинами и разработать технологию их выполнения. Разработаны также нормативы затрат труда и расхода материалов на технические уходы, проекты технологической планировки пунктов технического обслуживания. Поставлены на производство новые образцы оборудования для механизации работ по техническому обслуживанию машин.
Говоря о положительных результатах научных исследований, нельзя, вместе с тем не видеть, что многие принципиальные вопросы организации и технологии технического обслуживания машин остаются до сих пор нерешенными и требуют глубокого научного анализа, который позволил бы обосновать необходимые практические рекомендации.
Использование в сельскохозяйственном производстве сложной и дорогостоящей техники значительно повысило требования к качеству и своевременности проведения в полном объёме всех операции по её техническому обслуживанию и хранению. Сегодня техническая политика в агропромышленном комплексе состоит в реализации оперативных и
перспективных мер по насыщению сельхозпроизводителей и переработчиков высококачественной, экологически чистой и безопасной техникой, эффективной её эксплуатации, высоком уровне механизации и автоматизации труда, а также создание рынка технических средств и услуг. Очень важен при этом такой комплекс мер, который учитывал бы как тактическую, так и стратегическую ситуации в условиях экономического кризиса. Во всех случаях её отправной точкой должны быть машинные технологии производства сельскохозяйственной продукции и её переработки с учётом особенностей природно-климатических зон страны. Обусловлено это многими причинами, одной из которых является снижение технического потенциала села: сокращается состав машинно-тракторного парка, прогрессирует физический и моральный износ техники. В соответствии с типовой технологией были созданы нормативы затрат труда на ремонт машин, нормативы расходования потребных при ремонте материалов и нормы расходования запасных частей. Последовательное развитие материально -технической базы агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения позволяют обеспечивать хозяйства
высокопроизводительной техникой. Специалисты хозяйств, приобретающие новые машины, должны обладать глубокими знаниями о современных средствах механизации, включая экономические аспекты эксплуатации. В ремонтных мастерских, организовавших производственный процесс в соответствии с этой технической документацией, значительно сократить время пребывания машин в ремонте, повысилась производительность труда, уменьшилось количество рабочих, занятых на ремонте и стабилизируется заработная плата, улучшается качество ремонта и повысилась общая культура работы ремонтных мастерских.
В настоящее время в качестве основных показателей для оценки экономической эффективности обслуживания машин приняты денежные затраты на техническое обслуживание, отнесённые к единице выработки
машин, и коэффициент загрузки средств обслуживания. Этими критериями можно пользоваться в полном и своевременном обеспечении машин соответствующими видами обслуживания.
Одной из важных задач является разработка методов организации технического обслуживания машин в предприятии на основе математического моделирования и применения электронно-математического ПО. Преимущества математического моделирования по сравнению с натурным экспериментом общеизвестны: оно позволяет сократить затраты труда и средств, ускорить процесс исследования. В то же время его эффективность целиком зависит от достоверности исходной информации, методики математической обработки полученных данных и построения модели. С помощью математической модели изучаются различные схемы организации технического обслуживания применительно к тем или иным объемам работ и условиям эксплуатации машинно-тракторного парка, выявить потоки отказов машин и потребность в технических уходах в зависимости от состава парка, нагрузки на машину и зональных особенностей использования техники. Надежность работы машин в значительной мере зависит от качества их предэксплуатационной обкатки. Применяемые сейчас методы такой обкатки в полевых условиях требуют больших затрат времени и не всегда обеспечивают необходимую подготовку машины к производственной эксплуатации. В этой связи целесообразно разработать рациональные режимы ускоренной обкатки новых и отремонтированных машин. Очень актуальной является проблема диагностики технического состояния машин. Систематический контроль механизмов машин без их разборки позволяет своевременно выявить и устранить неисправности непосредственно на пункте технического обслуживания (при проведении очередного технического ухода), сократить объем демонтажно-монтажных операции, предотвратить преждевременную постановку машин на ремонт.
Рациональная организация технического обслуживания машинно-тракторного парка должна предусматривать как обязательное условие бесперебойное обеспечение машин топливом и смазочными материалами. Не менее существенное значение имеет и целесообразное значение имеет и целесообразное их расходование.
Качество ремонта машин и их двигателей оценивают, используя как объективные, так и субъективные методы. Цель испытании состоит в том, чтобы по результатам наблюдений за некоторым числом случайно отобранных объектов получить максимум полезной информации о надежности и долговечности всех машин, на основе которой можно было бы сделать выводы о средних сроках нормальной работы техники и о вероятности выхода ее из строя в тот или иной момент времени. Обе эти задачи могут быть решены в том случае, если известно распределение продолжительности исправной работы машины. Фактически это не соответствует действительности, в особенности для современных машин со сменяемыми конструктивными элементами. Приработка сменяемых конструктивных элементов техники как операция технологического процесса того или иного вида технического обслуживания или ремонта совершается в крайне незначительных обьемах и ко многим конструктивным элементам вовсе не относится [1 -5].
В таблице 1 приведены характеристики по которым оценивается обслуживание
Таблица 1-Характеристики оценивания обслуживания
№ п/п Характеристики
1 Коэффициент простев машин на обслуживании и в его ожидании
2 Коэффициент загрузки средств технического обслуживания
3 Вероятность того, что потребовавшая технического обслуживания машина будет обслужена не позднее чем через заданный промежуток времени
4 Вероятность наличия в хозяйстве из общего числа машин на ходу
Анализ рекомендуемых критериев обоснования допускаемых значений и периодичности проверки параметров двигателей показал, что наиболее точно поставленная задача решается на основе технико-экономического критерия. Целевая функция, реализующая стохастический вариант технико -экономического критерия, имеет вид
G(D,tм) = п < ^"П < ^{МфДм) + С[1 - Q(D,tм)] + BKп(D,tм) +
S(D,tм)]/[Tф(D,tм)]}, (1)
где G(D,tM) - удельные эксплуатационные издержки в зависимости от допускаемого значения параметра D, периодичности проверки A, С, В -издержки на устранение последствий отказа, плановое восстановление, диагностирование; Кп - среднее число проверок за период эксплуатации элемента; S - непрерывные издержки, обусловленные изменением технико -экономических показателей работы дизеля по мере изменения параметра; Q-вероятность отказа за период эксплуатации элемента; ТФ - фактически используемый ресурс элемента; ПН, Пп - номинальное, предельное значения параметра.
Для параметров ходовой системы, коробки передач и некоторых других агрегатов машин это допущение можно считать справедливым, поскольку предельные зазоры вызывают повышенные стуки, увеличение вибрации, поломки деталей, т.е. имеют ярко выраженный симптом отказа. Параметры же двигателя, как правило, не имеют такой четкой взаимосвязи между предельным значением и конкретным симптомом, характеризующим его достижение[2-8].
Выражение (1), однако, не предполагает наличие в эксплуатации элементов с запредельными значениями параметров. Подобное расхождение теоретических предпосылок с практикой требует необходимости учета степени несовпадения момента наступления отказа с моментом устранения его последствий при обосновании допускаемых значений и периодичности проверки параметров двигателей. В качестве количественной характеристики этого явления предлагается ввести показатель «вероятность обнаружения отказа», представляющий собой отношение числа выявленных отказов к общему числу отказавших в межконтрольный период элементов:
Qоб = Пв/(пв + т), (2)
где пв- среднее число восстановлений исходного значения параметра в межконтрольном периоде: m - среднее число параметров, превысивших в момент контроля предельное значение более чем на 10%.
Вероятность одновременного наступления двух случайных событий (первое - отказ наступил, второе - он обнаружен) определяет вероятность устранения последствий отказа:
Qy = Q • Qоб + ^^об, (3)
где - корреляционный момент.
Очевидно, что фактически используемый ресурс Тф выражения (1) также не совпадает с наработкой до момента реального восстановления, поскольку они отличаются на значение наработки элемента, эксплуатирующегося с запредельным значением параметра. Существенное отличие имеет и расчет непрерывных издержек. Если в выражении (1) они определялись по формуле
S = аих , (4)
где a - коэффициент, связывающий приращение непрерывных издержек (потери от падения мощности двигателя, перерасхода топлива, масла и др.) при изменении параметра от номинального до предельного значения; Уд -
интегральное изменение совокупности одноименных параметров до предельного значения, то при условии, что значение параметра в эксплуатации может превосходить предельное, формула для определения непрерывных издержек примет вид:
Т
S = cUB + (a-c)UA^, (5)
где с - коэффициент, связывающий приращение непрерывных издержек при изменении параметра за предельное значение; и^ - интегральное изменение совокупности одноименных параметров до значения, соответствующего реальному восстановлению.
Таким образом, обоснование допускаемых значений и периодичности проверки параметров двигателей корректней осуществлять на основании следующей целевой функции:
G(D,tм) = тЦ^уфДм) + С[1 - Qy(D,tм)] + ПН < D < Пп 0 < tм + ВКпФ, tм) + S(D, tн, Qоб)]/[Tв (D, tм, Qоб)]} (6)
где Тв - наработка до момента восстановления исходного значения параметра.
Лучшим способом получения такой информации являются длительные натурные испытания достаточно большой партии одинаковых обьектов в течение времени, превышающего износостойкость основных деталей машин. Выходя из строя, машины обнаруживают свои слабые места, определяя тем самым предельные значения выбраковочных признаков [5-8]. Характеристику надежности машины определяем по формуле:
i=s j=z
= + (7)
Ь=1 j=1
где А^) и - опасность отказов соответственно конструктивных и
неконструктивных элементов.
Но неконструктивные элементы (смазка, окраска и др.) влияют на условия работы и эксплуатации конструктивных элементов и, следовательно, Ai (t) есть функция от (t).
Таким образом, введение параметров Ai (t) и ^ (t) не является оправданным, так как невозможно получить численных значений раздельно для Ai(t) и ^j(t) и дать, основываясь на них, расчет или оценку надежности машины [9,10].
Предлагаемая для суммирования опасности отказов формула:
t=T t=T
i=s j=z
At (8)
£ Ам(0 • ^ == £ £ Ai(t) + £ ДО t=0 t=0 |^=1 j = 1
В таком виде теряет даже принятый ранее по формуле (1) смысл дляА^), так
как в каждом частном случае при подсчете Ам(^, А^) и их следует
умножить на отрезок времени При этом:
H(t)•Дt H(t) 4 '
Конечным результатом разнообразных исследований по износам машин является определение закономерностей нарастания износа и установления срока их службы. В научной и учебной литературе итоговые данные по износам обычно оформляются графиком, которым можно назвать классическим (рис.1).
Рисунок 1. Общепринятое построение линии износа различных объектов
Физический износ каждой машины есть непрерывно протекающий процесс. Его составляющими являются износы всех элементов техники под воздействием нагрузок, возникающих при ее работе, транспортировке и хранении. Каждый из этих видов нагружения машины количественно растет по мере старения техники и ни одна из его составляющих никогда не убывает, откуда следует, что по мере старения машины непрерывно растет и общий его износ. То обстоятельство, что во многих случаях интенсивность работы, например трактора, то увеличивается (весенний период, зяблевая вспашка), то снижается (зимний период), не меняет положения, так как приостановка износа, ввиду отсутствия работы, не может снизить уже совершившийся износ. К тому же в период, когда машина не работает, продолжает расти износ, происходящий в процессе хранения.
В системе эксплуатационных мероприятий, связанных с повышением долговечности двигателей, важное место занимает контроль основных показателей работы и технического состояния двигателя в полевых условиях. Количественно надёжность определяется вероятностью выполнения задания в установленный срок при соответствующем качестве работы. Затем определяем интенсивность отказов, которая показывает, какая доля деталей от их общего числа выходит из строя за рассматриваемый промежуток времени. Таким образом можно отметить, что надёжность-важный показатель, но недостаточный для полной характеристики. Машину необходимо оценивать по ремонтопригодности и долговечности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Anuryev, S.G., Protection of implements against corrosion / S.G. Anuryev, I.A. Kiselev. - Text: direct // Young scientist. - 2017, - no. 11.3 (145.3), - pp. 5759. - URL: https://moluch.ru/archive/145/41014/ (reference date: 23.02.2021).
2. Vodolazskaya, N.V., Minasyan, A.G., Sharaya, O.A. The reasons of unscheduled downtime and the assessment of the wear of the pumping equipment of the processing enterprises of the agro-industrial complex //
Innovations in the agro-industrial complex: challenges and opportunities. 2016, no. 3 (11), pp. 14-23.
3. Doronina, N.P., Zhevora, Yu.I., Pantukh M.L. Improvement of technology and facilities of reconditioning worn-out parts // Scientific review. 2016, no. 21, pp. 75-78.
4. Zhachkin, S.Yu., Pukhov, E.V., Trifonov, G.I., Komarov, Yan.V., Zagoruiko, K.V. Analysis of the wear resistance of a functional coating under conditions of abrasive wear of a figurine-shaped detection friction // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University, 2019, vol. 12, no. 3 (62), pp. 32-40.
5. Kravchenko, I.N., Dobychin, M.V., Makarov, K.V., Salyaev, N.I. Dynamics and behavior of working elements' wear of mixing equipment // Construction and road machines. 2016, no. 5, pp. 25-32.
© Кокиева Г.Е., Дондоков Ж.Ж., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №4/2022
Для цитирования: Кокиева Г.Е., Дондоков Ж.Ж., ИССЛЕДОВАНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МАШИН// Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №4/2022 Научная статья Original article УДК 004.7
ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ САЙТОВ И ВЕБ -ПРИЛОЖЕНИЙ МАГАЗИНА
APPROACHES TO CREATING MODERN WEBSITES AND WEB APPLICATIONS OF THE STORE
Рогаленков Артем Алексеевич, Студент 4 курс, факультет «Электроники и светотехники», ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Россия, г.Саранск
Кудашкина Марина Валерьевна, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Россия, г.Саранск
Rogalenkov Artem Alekseevich, 4th year student, Faculty of "Electronics and Lighting Engineering", Ogarev Moscow State University, Saransk, Russia