В. Р. Келих также обращается к изучению коммуникативной компетентности в поисках ответа на вопрос о том, какие элементы коммуникации способны воздействовать на профессиональную деятельность сотрудников ОВД. Принимая во внимание концепцию В. Н. Панферова на понимание коммуникации в узком значении как установление контактов и описание их структуры (11), исследователь определяет коммуникативные качества как совокупность свойств и умений, обеспечивающих возможность установления контакта и взаимопонимания между людьми (6, 11). На основе анализа общих характеристик общения, данных предыдущими исследователями, автор выявляет три подхода к изучению коммуникативных качеств и в связи с этим рассматривает коммуникативные свойства личности, коммуникативные отношения и коммуникативную подготовленность. К системе коммуникативных свойств он относит свойства характера, темперамента, особенности высшей нервной деятельности, проявляющиеся в процессах общения и совместной деятельности. Ценностная ориентация личности, установки, определяющие характер общения, составляют систему коммуникативных отношений. Систему коммуникативной подготовленности составляют знания, умения, навыки, необходимые для межличностной коммуникации. Однако в результате анализа автор приходит к выводу, что понятие «коммуникативные качества» трактуются широко и не отражают деятельностные характеристики сотрудника ОВД. Поэтому в поисках другой интегральной характеристики он рассматривает понятие «коммуникативная компетентность» и дает ему определение «способность личности устанавливать и поддерживать социально-пси-хологические контакты между людьми» (6, 13, 155). С точки зрения автора исследования, именно это определение достаточно емкое, оно включает и аспекты, касающиеся профессиональной деятельности сотрудника ОВД, поскольку подразумевает: личностные свойства, позволяющие сотруднику успешно решать коммуникативные задачи; знание социальных норм, позволяющих сотруднику ориентироваться в ситуации коммуникативного взаимодействия; коммуникативные умения, навыки, позволяющие личности реализовать план коммуникативного взаимодействия; поведенческую готовность коммуникативного плана (6,156). Профессиональные требования к сотрудникам ОВД определяют сущность его коммуникативной компетентности.
Направление обучения и сочетание методов совершенствования коммуникативной компетентности было определено автором исследования на основе психологического механизма формирования поведения и роли диспозиционной системы личности в нем. Было установлено, что при таком подходе воздействие, совершенствующее коммуникативную компетентность, должно иметь такие компоненты, как: информационный, эмоциональный, поведенческий, диссонансный -осмысление личностью невозможности реализации привычных стандартов поведения, отличающихся от социальных норм логической, нормативной несогласованностью или несогласованностью с прошлым опытом личности (6, 156). Автор исследования разработал систему совершенствования коммуникативной компетентности при обучении профессиональной деятельности сотрудников ОВД в системе повышения квалификации.
Проведенный анализ исследований коммуникативной культуры сотрудников правоохранительных органов показал, что проблема профессионального общения определена значимой в исследованиях, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузах МВД. Однако ученые придерживаются точки зрения на отождествление процессов общения и коммуникации. Поэтому представляется оправданным с позиций научного познания рассмотреть противоположные положения, в соответствии с которыми понятие «общение» не является тождественным понятию «коммуникация», что и станет предметом дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронова Н. В. Формирование у курсантов навыков и умений профессионального общения в процессе обучения иностранному языку в вузах ПВО: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000.
2. Гейжан Н. Ф. Проблемы ограничения сквернословия в среде курсантов образовательных учреждений // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2001. - № 4(12).
3. Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2003. - № 2(20).
4. Жабенко В. С. Формирование у слушателей юридических вузов культуры письменной речи: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2003.
5. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.
6. Келих В. Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998.
7. Кикотъ В. Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1994.
8. Кораблев С. Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003.
9. Лукова Т. Г. Формирование профессионально-коммуника-тивной культуры у слушателей вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002.
10. Основы теории коммуникации / под ред. М. А. Васили-ка. - М., 2005.
11. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психо-логического исследования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Л., 1983.
12. Почепаева А. В. Формирование коммуникативной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.
13. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб., 1996.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗА «Я» СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ Б ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
И. Л. Наприев
Краснодарский университет М ВД России
Профессиональная деятельность сотрудника милиции проходит в экстремальных условиях, под которыми мы понимаем условия, связанные с угрозой жизни и здоровью милиционеру, высокой вероятностью причинения смерти или вреда здоровью другому человеку. В подобных ситуациях происходит переосмысление себя как личности в целом и как субъекта деятельности в частности, социальных отношений и множества других личностных проявлений, кажущихся убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, так как конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными. Подобного рода изменения в структуре образа «Я», безусловно, могут оказывать воздействие на характер выполнения профессиональных задач, качество выстраивания межличностных отноше-
ний и другие процессы, связанные с взаимодействием сотрудника милиции и окружающего мира.
В сознании человека в единстве и взаимопроникновении представлены всегда два аспекта - переживание и знание (С. Л. Рубинштейн). Переживание - это специфическое проявление индивидуальной жизни. Оно становится переживанием по мере того, как индивид трансформируется в личность и его переживание приобретает личностный характер. Когда мы говорим: «Человек что-то пережил», - это означает, что переживание вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней некую роль.
Исследование характера этих изменений в структуре образа «Я» сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионализации является одной из ключевых проблем, связанных как с успешным выполнением ими служебно-бое-вых задач, так и с решением повседневных семейно-бытовых вопросов. Частным аспектом этой проблемы является исследование влияния аффективно окрашенных экстремальных условий как части профессиональной деятельности сотрудников ОВД на структурно-содержательные характеристики семантического поля значений образа «Я». Реализуемый в данном экспериментальном исследовании психосемантический подход опирается на «субъектную» парадигму в понимании другого человека. «Это позволяет содержательно интерпретировать выделяемые структуры “глазами испытуемого”, почувствовать его способы осмысления мира» (11).
Проблема личностных изменений, наступающих в результате воздействия экстремальных условий различной степени интенсивности, не нова и давно рассматривается в работах отечественных и зарубежных специалистов. Они утверждают, что зачастую профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Известны случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей (6; 8; 12; 17; 20).
В качестве системообразующей характеристики в предлагаемом исследовании использован образ «Я» сотрудника милиции в единстве и взаимодополняемости трех его компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого, где образ «Я» является одной из ключевых характеристик, связанных с самосознанием себя как личности и, в частности, субъекта деятельности, включенной в эту деятельность как претерпевающего ряд изменений в процессе профессионального становления.
В контексте данной работы прежде всего следует отметить, что на ранних этапах профессионализации проблема формирования образа «Я» становится личностно значимой, определяющей впоследствии особенности жизненного и профессионального пути. Эго связано с переосмыслением не только своих отдельных свойств и качеств, но и личности в целом, определяющим путь дальнейшего развития. Используя язык модельных представлений, мы говорим: происходит влияние аффективной окраски полученного опыта на структуру семантического пространства образа «Я». Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений образа «Я» выступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры. Психосемантический подход позволяет наметить новые принципы типологии личности, где она рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый «микрокосм» индивидуальных значений и смыслов. Предлагаемый инструментарий и принципы исследования позволяют увидеть и изучить структурно-содержательные характеристики образа «Я», связанные с психологической устойчивостью к экстремаль-
ным условиям и, как следствие, профессиональной эффективностью сотрудника милиции в этих условиях.
Для сбора эмпирического материала был использован метод репертуарных решеток Дж. Келли, личностный семантический дифференциал, семантический дифференциал состояний сотрудников специальных подразделений, методика исследования системы жизненных смыслов В. Ю. Котлякова. В ходе эксперимента исследования мы классифицировали респондентов на шесть групп по критерию интенсивности воздействия экстремальных условий, были выделены структур-но-содержательные характеристики образа «Я», претерпевающие изменения в процессе его профессионального становления. В результате в структурном плане динамика изменений когнитивного компонента образа «Я» выглядела как постепенное его когнитивное усложнение и дифференциация его составляющих (первый - третий этап), четвертый этап характерен редуцированием его компонентов и на пятом - шестом этапе образ «Я» сотрудника милиции вновь был представлен развернутой факторной структурой, однако имел уже совершенно иные содержательные характеристики. Так, на первом этапе профессионального становления описательные характеристики себя как личности включали уверенность в себе, социальную зрелость, активность и упорство; себя как профессионала - социальная зрелость, исполнительность, неуверенность и др. На следующих этапах происходила редукция семантического пространства с выделением таких ведущих характеристик, как: способность к лидерству, настойчивость, общая активность. Далее структура образа «Я» вновь переходила в более развернутую, но включающую, в отличие от первых этапов, такие компоненты, как самостоятельность, регидность, активность, настойчивость, упорство.
Аффективный компонент образа «Я» также оказался подверженным динамическим изменениям в структурно-содер-жательном плане. Однако если в когнитивном элементе были выявлены изменения размерности от меньшей к большей, то аффективный компонент был, напротив, развернутым и дифференцированным в начале профессионального становления, а на более поздних его этапах наблюдалось уплощение его факторной структуры до трех компонентов. При интерпретации факторной структуры мы использовали модель «неспецифического реагирования человека на раздражитель» Г. Селье. Было выявлено, что у респондентов в зависимости от уровня профессионализации существуют различия в количестве фаз отреагирования на стрессовую ситуацию, а также была описана смысловая наполненность каждой из них. В ходе интерпретации результатов были выявлены различия в факторных весах исследуемых фаз отреагирования на стрессовую ситуацию, что позволяет делать выводы о преобладании фазы возбуждения-торможения и эмоциональной окраске состояния на различных этапах профессионального становления.
Достоверность эмпирических данных достигалась за счет использования экспериментального плана с предварительным и итоговым тестированием, включающим учет результатов шести групп респондентов, сформированных по критерию интенсивности воздействия экстремальных ситуаций. Использование данного экспериментального плана позволило контролировать практически все источники внешней невалиднос-ти экспериментального исследования. Показатель внутренней валидности дополнительно контролировался с помощью использования дискриминантного анализа. Данные методы позволили подтвердить статистически значимые различия в оценках респондентов образа «Я», однородность групп респондентов, первоначально выделенных по критерию интенсивности воздействия экстремальных ситуаций, и релевантность используемого инструментария для оценки экстремальных ситуаций, связанных с выполнением профессиональных задач сотрудниками милиции.
Полученные данные согласуются с результатами исследований Adams-Webber J. (19), выявившего, что в процессе
профессиональной деятельности учителя характер изменений образа «Я» переходит от большей размерности к меньшей, а затем возвращается к прежней размерности, но уже с другими обобщенными описательными характеристиками. В процессе профессионализации и освоения нового система увеличивается, а затем уменьшается. Нормальное развитие и состоит в том, что два процесса - прогрессивная дифференциация внутри гомогенных областей и прогрессивная интеграция (иерархизация, установление связей между подсистемами, укрупнение подсистем) - идут параллельно.
Проведенное исследование позволило выявить характер изменений образа «Я» сотрудника милиции, когда общая картина структурного преобразования образа «Я» в процессе профессионального становления сохраняется, однако содержательные характеристики, выступающие в роли описательных шкал семантического пространства, несут свои профессионально-специфические характеристики. Результаты исследования позволяют делать выводы о релевантности использования данного подхода для выделения характеристик образа «Я» сотрудника милиции, а также использовать полученные подходы как для психологического сопровождения, направленного на оптимизацию его профессиональной деятельности, так и на выявление на ранних этапах аномального личностного развития, связанного с выполнением профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А., Столиц В. В. Общая психодиагностика. -СПб., 2002.
2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004.
3. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.
4. Джанеръян С. Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д, 2004.
5. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. - М., 2004.
6. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. - СПб., 2006.
7. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М., 1995.
8. Котик М. А. Психология и безопасность. - 2-е изд., испр. и доп. - Таллин, 1987.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.
11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб., 2005.
12. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. - СПб., 2004.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1999.
14. Рябикина 3. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. - Краснодар, 1995.
15. Смирнов В. Н. Особенности профессиональной экстре-мально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. - Домодедово, 2005.
16. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1991.
17. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для вузов. - М., 2002.
18. Шмелев А. Г., Похилько В. П., Козловская-Тельнова А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. - М., 1988.
19. Adamas-Webber J. Personal construct theory: concept and applications. - Chichesler, 1979. - XIIL.
20. Anderson W., Swenson D., Clay D. Stress management for law enforcement officers // Englewood Cliffs. - New Jersey, 1995.
СОДЕРЖАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Ю. Б. Костенко
Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар
В настоящее время в связи с отмечаемыми проблемами текучести кадров органов внутренних дел остро встает вопрос нахождения конкретных способов психологической поддержки профессионального самоопределения юношей и девушек, выбирающих в качестве будущего рода деятельности - службу в ОВД (3;8).
В качестве детерминант успешного профессионального самоопределения в отечественной психологии рассматриваются такие аспекты становления личности, как построение дальних и ближних профессиональных целей, проектирование жизненной карьеры, т. е. явлений, связанных с психологическим будущим личности (Д. Е. Белова, С. А. Иванушки-на, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. С. Пряжников и др.). Основным направлением психологической поддержки молодых людей, находящихся в процессе самоопределения, считается помощь в выстраивании реалистичной и непротиворечивой будущей перспективы. Однако понимание своего настоящего и выстраивание адекватного образа будущего возможно только при обращении личности к своему прошлому опыту. В ряде современных исследований отношение личности к событиям жизненного пути рассматривается в качестве одного из основных условий ее удовлетворенности жизнью. Интересным и актуальным представляется в таком случае изучение характера взаимосвязи представлений молодежи о событиях своей жизни с особенностями их самоопределения в юридической профессии.
В рамках отечественной парадигмы профессиональное самоопределение понимается как определение личностью себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма, процесс формирования личностью своего отношения к профессиональ-но-трудовой среде и способ ее самореализации (К. А. Абуль-ханова-Славская, М. Р. Гинзбург, Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев, Л. М. Митина, В. Ф. Сафин и др.). Ключевым и переломным в профессиональном самоопределении личности является процесс выбора профессии. Однако на этом самоопределение личности в профессии не завершается, поскольку человек в течение жизни сталкивается с рядом разнообразных профессиональных выборов (в ходе общего и профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации, при потере работоспособности или работы и др.). Это и объясняет необходимость рассматривать процесс профессионального самоопределения в контексте проблемы жизненного пути личности. Для личности как субъекта жизненного пути характерно наличие рефлексии жизни, способности помнить и анализировать события прошлого, планировать и прогнозировать события, соотносить прошлое и будущее, брать ответственность за события своей жизни (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский,
С. Л. Рубинштейн и др.).
Представления личности о своем жизненном пути хранятся особым видом памяти - автобиографической памятью. «Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности» (7,19). В качестве единиц анализа жизненного пути личности выделяются события - поворотные этапы жизненного пути, когда при-