УДК 796.093.613
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РОСТА СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ТРИАТЛОНЕ
Юлия Валентиновна Антипина, аспирантка, Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, Санкт-Петербургский государственный
университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена исследованию и анализу соревновательной деятельности триатлетов и росту спортивной квалификации в процессе карьеры. Основанием для проведения работы явились неудовлетворительные результаты российских атлетов в последние годы и возникший на этом основании вопрос о возможных недостатках подготовительного тренировочного процесса.
Ключевые слова: триатлон, соревнования, результаты, возрастные категории, спортивная квалификация.
RESEARCHING OF DYNAMICS OF RESULTS OF COMPETITIVE ACTIVITY AND GROWTH OF QUALIFICATION IN TRIATHLON
Yuliya Valentinovna Antipina, the post-graduate student, Victor Mikhailovich Bashkin, the
doctor of pedagogical sciences, department chairman, St. Petersburg State University of Space Instrument making, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted to the study and analysis of competitive activity of triathletes and growth of sports skills in the course of their career. The basis for the work was the unsatisfactory results of the Russian athletes within the recent years and the question of the possible shortcomings in the preparatory training process appeared following this basis.
Keywords: triathlon, competitions, results, age groups, sports qualification.
ВВЕДЕНИЕ
Триатлон сравнительно новая дисциплина циклических видов спорта, включенная в состав олимпийских игр менее 20 лет назад. В ходе анализа результатов соревнований прохождение трех дистанций этапов, в соответствии с утвержденными правилами Федерацией триатлона, первостепенным выводом является причисление данного вида к видам спорта с преимущественным проявлением выносливости [2]. В связи с этим, а также с отсутствием накопленного опыта в сфере подготовки триатлетов, для тренировки спортсменов в большинстве случаев используются методики составления тренировочных программ приоритетным направлением является развитие выносливости.
Мониторинг результатов российских спортсменов на соревнованиях мирового уровня таких как этапы кубка мира по триатлону, показывает существенное отставание во всех направлениях подготовки: физическое и тактическое. Характерным примером является выступление триатлетов на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро 2016 года, где из трех выступавших - один спортсмен сошел, двое не вошли в первую тридцатку из 50 финишировавших. По итогам 2017 года российские триатлеты в мировой серии заняли места среди мужчин 29, 43, 70, 77, 113, 136; среди женщин 49, 51, 71. Разница по количеству набранных очков по сравнению с лидерами составляет у мужчин - меньше в 4 раза, у женщин - в 10 раз.
Сложившиеся ситуация свидетельствует о наличии использования нерациональных методик в ходе тренировочного процесса и макроцикла подготовки, останавливающих прогресс российских триатлонистов [1]. С целью выявления критического момента в ходе развития спортивной подготовки необходимо обратиться к соревнованиям на всероссийском уровне и проанализировать ситуацию с динамикой результатов спортсменов различных спортивных квалификаций. Для определения причин отсутствия надлежащего эффекта от состава используемых тренировочных методик и циклических подготовительных периодов требуется обработка статистических данных по тренировкам спортсменов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследования проводились, исходя из возрастных категорий спортсменов: юноши и девушки (15-17 лет), юниоры (18-19 лет), юниоры (20-23 года), элита (23-29 лет). Задачей производимого анализа являлось определение момента, на котором спортсмен терял прогрессирующий характер соревновательных результатов. Рассматривались результаты атлетов, имеющих на данных момент квалификацию кандидата в мастера спорта, мастер спорта и мастер спорта международного класса. По архивам протоколов соревнований за период 2015-2017 годов, включающих в себя Этапы кубка чемпионата и Первенства, Чемпионата России, отслеживалась динамика роста спортивного мастерства и результативности соревновательной деятельности.
По результатам проведенного анализа выявлены этапы, на которых результаты спортсменов выходят на плато. Ретроспектива тренировочного процесса на данных этапах, отображенная в интернет ресурсах контрольных систем анализа тренировок Polar, Garmin, Suunto, а также тренировочных дневниках спортсменов, использовалась для характеристики практикуемых тренировочных методик.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Анализ роста спортивной квалификации и улучшения соревновательных результатов производился с разделением на возрастные показатели выполнения нормативов (диаграмма 1) и на динамику результативности соответствующих квалификаций (диаграмма 2). На диаграмме 1 представлена зависимость между возрастом соревнующихся спортсменов и их ростом спортивной квалификации.
24-29
20-23
18-19
15-17
0%
10%
20%
90%
100%
30% 40% 50% 60% 70% 80% ■ МСМК ПМС ПКМС П1 разряд Диаграмма 1 - Спортивная квалификация по возрастным категориям
Следует отметить стабильный рост выполнения нормативов в возрасте 15-17 и 1819 лет. В переходном периоде от 19 до 24 лет отмечается существенное замедление прироста спортивных результатов и, как следствие, незначительное повышение спортивного
мастерства.
На диаграмме 2 представлены результаты на 6 стартах ежегодных российских соревнованиях в течении трех лет спортсменов различного уровня квалификации.
По горизонтальной оси отмечены шесть стартов на российских соревнованиях в 2015 - 2017 годах, по вертикальной оси значения имеют следующие результаты соревнований: 1 - временное значение прохождения соревновательной дистанции на два уровня ниже норматива; 2 - на один уровень ниже норматива; 3 - уровень норматива; 4 - выполнение норматива уровня выше; 5 - лидер соревнований.
Экстраполируя полученные данные, исследования показали, что спортсмены, имеющие разряд КМС, прогрессируют в соревнованиях, но этот процесс растянут на большой период. Спортсмены квалификации МС и МСМК в большей степени находятся на плато результатов и даже ниже уровнем.
1/15 2/15 3/15 4/15 5/15 1/16 2/16 3/16 4/16 5/16 1/17 2/17 3/17 4/17 5/17 ■ KMC МС — —МСМК
Диаграмма 2 - Динамика результатов соревнований спортсменов различных квалификаций
Таким образом очевидно, что основа проблемы повышения результативности выступлений закладывается в период с 17 до 19 лет, когда атлеты получают звание КМС. Характер тренировочных планов на данный период подготовки триатлетов отображен на диаграмме 3.
Скоростные навыки 18%
Аэробная выносливость 31%
Диаграмма 3 - Характер тренировочных планов триатлетов в рамках одного микроцикла
ВЫВОДЫ
1. Исследовательская работа по определению проблемных зон в подготовительных тренировочных процессах выявила характерный застой соревновательных результатов и повышения спортивного мастерства у спортсменов в возрасте 17-24 лет.
2. Характерной чертой тренировочной деятельности у рассматриваемой категории атлетов является отсутствие силовой подготовки, работы над мощностью и тактической
борьбой.
3. С учетом юношеского развития, возникающего в период 17-19 лет, отличающегося повышением скорости сокращения мышц, ростом способности выдерживать длительные статические напряжения и координационных способностей, следует оптимизировать тренировочную методику путем включения акцентированных силовых упражнений. Тренировочный процесс, построенный на оптимизации совместной работы аэробной и анаэробной систем с применением акцентированных силовых тренировок, даст возможность сдвинуть уровень аэробно-анаэробного перехода, что отразится на дистанционной скорости триатлета [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Сысоев, И.В. Триатлон. Олимпийская дистанция / И. Сысоев, О. Куленков. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 304 с.
2. Фрил, Д. Библия триатлета / Д. Фрил. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 427 с.
3. Olbrecht, Jan. Maximal Lactate Steady State [Электронный ресурс] / Jan Olbrecht // Lactate triathlon maxlass. - Режим доступа: URL : http://lactate.com/triathlon/lactate_triathlon_maxlass (дата обращения: 01.01.2018).
REFERENCES
1. Sysoev, I.V. and Kulenkov, O. (2012), Triathlon. Olympic distance, Mann, Ivanov and Ferber, Moscow.
2. Fril, D. (2009), Bible of triathlete, Mann, Ivanov and Ferber, Moscow.
3. Olbrecht Jan. (2012), "Maximal Lactate Steady State", Lactate triathlon maxlass, available at: http://lactate.com/triathlon/lactate_triathlon_maxlass.
Контактная информация: uvs08@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.03.2018
УДК 796.011.3
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ
Наталья Миниясовна Ахтемзянова, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный университет, Сургут
Аннотация
В настоящее время активно ведется поиск новых форм, методов и средств организации и проведения учебных занятий по физической культуре и спорту в вузе. Выявлено, что студенческая молодежь все больше отдает предпочтение новым видам двигательной активности, среди которых на одно их первых мест выходят занятия, в которых используются разнообразные фитнес-технологии. В трудах авторов Л.А. Волобаевой, С.Р. Гилазиевой, В.И. Григорьева, А.В. Козлова, Т.В. Василистовой, Ж.Г. Аникиенко представлены результаты исследований, посвященных поиску эффективных форм организации и проведения занятий с применением фитнес технологий. В данной статье описаны результаты эксперимента, который был проведен на кафедре физической культуры Сургутского государственного университета в 2015-2017 годах. Контрольную и экспериментальную группы составили девушки второго курса (100 человек), обучающиеся на неспортивных направлениях бакалавриата и специалитета в рамках учебной дисциплины «Элективная дисциплина по физической культуре и спорту», выбравшие спортивные специализации: в первом случае - группа оздоровительной аэробики, во втором - фитнес тренинг. Цель опытно-экспериментальной работы состояла в выявлении эффективности разнообразных форм организации занятий по физической культуре и спорту с применением современных фитнес технологий. В процессе проведенного исследования было выявлено, что у девушек экспериментальной группы, которые занимались фитнес тренингом (в основном использовались разнонаправленные силовые упражнения) результаты физической подготовленности несколько выше, в частности в тесте «сгибание, разгибание рук в упоре лежа», чем у студенток контрольной группы, в которой среди используемых