Научная статья на тему 'Исследование диагностических возможностей проективной методики "Тест руки"'

Исследование диагностических возможностей проективной методики "Тест руки" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1269
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / "ТЕСТ РУКИ" / ОЦЕНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ / ИНДЕКС АГРЕССИВНОСТИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гунашева Мадина Абдурагимовна

Цель настоящего эмпирического исследования состоит в изучении диагностических возможностей проективной методики «Тест руки» по выявлению агрессивных тенденций в поведении, и перспектив использования этой методики в практике работы школьных психологов. Методы. Наблюдение, опрос, проективная методика «Тест руки», методы статистической обработки данных. Результат. Были получены нормативные показатели оценочных категорий теста руки для учащихся VI-VIII классов, a также обнаружены статистически значимые связи между наблюдаемым поведением и индексом агрессивности. Вывод. Проективная методика «Тест руки» может быть использована в практике психологов образовательных учреждений для выявления агрессивных тенденций в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гунашева Мадина Абдурагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование диагностических возможностей проективной методики "Тест руки"»

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 3. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 3. 2018

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.072

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-9-12

Исследование диагностических возможностей проективной методики «Тест руки»

@ 2018 Гунашева М. A.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель настоящего эмпирического исследования состоит в изучении диагностических возможностей проективной методики «Тест руки» по выявлению агрессивных тенденций в поведении, и перспектив использования этой методики в практике работы школьных психологов. Методы. Наблюдение, опрос, проективная методика «Тест руки», методы статистической обработки данных. Результат. Были получены нормативные показатели оценочных категорий теста руки для учащихся VI-VIII классов, a также обнаружены статистически значимые связи между наблюдаемым поведением и индексом агрессивности. Вывод. Проективная методика «Тест руки» может быть использована в практике психологов образовательных учреждений для выявления агрессивных тенденций в поведении.

Ключевые слова: проективные методики, «Тест руки», оценочные категории, индекс агрессивности, психодиагностический инструментарий.

Формат цитирования: Гунашева М. А. Исследование диагностических возможностей проективной методики «Тест руки» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 9-12. DOI: 10.31161/1995-06-59-2018-12-4-9-12

Research of Diagnostic Possibilities of Projective Technique "Hand Test"

@ 2018 Madina A. Gunasheva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of this empirical research is to study the diagnostic possibilities of the projective technique "Hand Test" to identify the aggressive behavioral tendencies and the prospects for using this technique in the practice of school psychologists. Methods. Observation, survey, projective technique "Hand Test", methods of statistical analysis. Result. The normative indicators of the evaluation categories of the "Hand Test" for pupils of the 6th and 8th grades are received, as well as the significant links between the observed behavior and the aggressiveness index are find out. Conclusion. The projective technique "Hand Test" can be used in the practice of psychologists of educational institutions to identify the aggressive tendencies in behavior.

Key words: projective techniques, "Hand Test", evaluation categories, aggressiveness index, psychodiagnostic tools.

For citation: Gunasheva M. A. Research of Diagnostic Possibilities of Projective Technique "Hand Test". Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 9-12. DOI: 10.31161/1995-06-59-2018-12-4-9-12 (In Russian)

Введение психологического консультирования и

Изучение индивидуально- психотерапевтической практики требуют

психологических различий, потребности создания современного

психодиагностического инструментария, позволяющего измерять эти различия. Современная психодиагностика обладает внушительным арсеналом методик для сравнения людей по тем или иным индивидуально-психологическим параметрам.

Важным направлением в диагностике индивидуальных различий являются проективные методики исследования личности, дающие возможность заглянуть во внутренний мир человека, раскрывая тем самым динамическую структуру личности. Характерные для методик данного класса особенности, такие как неопределенность или неоднозначность стимульного материала или задания, позволяют увидеть, глубинные, часто скрытые от непосредственного наблюдения черты, ускользающие при использовании традиционных

психометрических методик. Выполняя внешне нейтральное задание, испытуемый и не подозревает, что проецирует свои внутренние установки, стремления на тестовый материал.

Цель и методы исследования

Целью данного исследования являлось проанализировать дифференцирующие возможности проективной методики «Тест руки», а также получение нормативных показателей для его оценочных категорий.

Относящийся к интерпретационным проективным методикам «Тест руки», первоначально разрабатывался с целью выявить наличие или отсутствие прототипичных тенденций действия, чтобы хоть частично снять обвинения с проективных методик за якобы их неспособность прогнозировать поведение

[1]. Ответы по тесту оцениваются и классифицируются по четырем основным измерениям, в соответствии с тем, связана ли данная проекция с другими людьми (межличностные отношения), безличным миром (внешняя среда), трудностями в отношениях с людьми или в обращении с вещами (дезадаптированность), либо с неспособностью выработать осмысленную тенденцию действия (уход, отказ от действия). Эти основные количественные модальности, в свою очередь, подразделяются на более частные показатели, помогающие описать личность конкретного человека. Например, модальность «межличностные отношения» складывается из шести отдельных показателей, зависящих от того, будет ли связан ответ испытуемого с межличностными отношениями,

характеризующимися как аффилятивные (Aff), зависимые (Dep), коммуникативные (Com), демонстративные (Ex), директивные (Dir) или агрессивные (Agg) (табл. 1) [2].

В теоретическом обосновании «Руки-теста» его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки тесно связано с развитием головного мозга. Рука играет важную роль в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для осуществления любого действия. Рука непосредственно в большинстве видов деятельности человека. Поэтому, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Изображения рук в таком случае являются своего рода экраном, на который отвечающий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты.

Средние значения оценочных категорий Руки-теста в процентах

Таблица 1

Категории Agg Dir Aff Com Dep F Crip Ex Des Ten Act Pas Bas Fail

девочки 12,8 12,7 10,8 24,7 3,68 1,68 3,16 1,43 4,61 2,25 13 2,43 0 6,69

мальчики 16,12 10,2 7,58 21,64 3,89 1,49 4,01 2,78 5,42 2,3 15,08 3,14 0 6

Несмотря на умозрительный характер допущений, лежащих в основе этой методики, ее эмпирическая валидизация проводилась на основе сравнения нормальных выборок с определенными клиническими группами,

обеспечивающими различия в ожидаемых направлениях. Например, как и

прогнозировалось, психотические

пациенты обнаруживают тенденцию к высоким показателям по измерению «уход, отказ от действия», тогда как невротики дают рост показателей по измерению «дезадаптированность» [1].

В нашей стране методика адаптирована Т. Н. Курбатовой для взрослых

испытуемых (старше 16 лет) и Н. Я. Семаго для детей от 4,5 до 11 лет [2]. В литературе приведены справочные данные по соответствующим возрастным выборкам. Вот почему одна из целей исследования -получение средних баллов по оценочным категориям для выборки от 11 до 14 лет.

Результаты и их обсуждение

В результате проведенных в 2014-2017 гг. в образовательных учреждениях города Махачкалы исследованиях были определены средние значения оценочных категорий «Теста руки». Кроме того, изучались его диагностические

возможности по выявлению тенденции к агрессивному поведению.

Для получения нормативных показателей были протестированы 200 учащихся VII-VIII классов школ города. Полученные результаты представлены в таблице 1На следующем этапе исследования для изучения возможностей применения проективных методик в диагностической и консультационной работе психолога образовательного учреждения были проведены «Тест руки» и «Цветовой тест Люшера». Выборка состояла из 50 человек: учащихся VI-VIII классов МБОУ «Гимназия № 13» г. Махачкалы. Выборка по результатам опроса учителей и наблюдений студентов-практикантов была разделена на две приблизительно равные подгруппы по критерию проявления агрессивности в открытом поведении: 24 человека, проявляющих агрессивность и 26 человек, не проявляющих.

Для определения меры различий в диагностических показателях у разных по наблюдаемому агрессивному поведению групп использовался критерий хи-квадрат для таблиц 2 на 2, вычисленный с помощью компьютерной программы SPSS. Были поставлены следующие вопросы:

1. Зависит ли показатель индекса агрессивности от поведенческих проявлений агрессии?

2. Кто чаще выбирает красный и черный цвета в качестве предпочитаемых: учащиеся из первой или второй подгруппы?

Ниже приведены данные расчета статистического критерия хи-квадрат (табл. 2).

Таблица 2

Результаты сравнения подгрупп учащихся

Параметр сравнения групп X2 Р

Величина индекса агрессивности 3,53 0,1

Предпочтение красного цвета 2,02 0,18

Предпочтение черного цвета 5,16 0,05

По результатам, представленным в таблице, можно сделать следующие выводы:

1) уровень показателя индекса агрессивности на уровне статистической тенденции различается у детей, проявляющих агрессию в открытом поведении и не проявляющих агрессии;

2) в частоте выбора в качестве приятного красного цвета статистически значимых различий между подгруппами не обнаружено;

3) предпочтение черного цвета статистически значимо различается у групп, различающихся по уровню проявления агрессии в открытом поведении.

Выводы

Полученные результаты являются свидетельством того, что данные методики: «Тест руки» и «Цветовой тест Люшера», возможно использовать в качестве средства диагностики и прогноза агрессивных проявлений в поведении школьников в работе школьного психолога.

Использование цветового теста Люшера в дополнение к тесту руки позволяет обогатить его интерпретацию новой личностной информацией. В дальнейшем можно продолжить работу по изучению диагностических и прогностических возможностей теста руки и цветового теста Люшера. Регулярное использование теста в практике работы психологов

образовательных учреждений поможет найти дополнительные нюансы в подсчете показателей, имеющих диагностическое значение.

Проективную методику «Тест руки» можно эффективно использовать для диагностики и прогнозирования индивидуально-психологических особенностей личности ребенка, приводящих к возникновению трудностей в поведении и общении.

Литература

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 3. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 3. 2018

1. Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест»: методическое руководство. СПб. : Изд-во ИПП «ИМАТОН», 2001. 64 с.

1. Kurbatova T. N., Mulyar O. I. Proektivnaya metodika issledovaniya lichnosti «Hand-test»: metodicheskoe rukovodstvo [Projective methodology of personality research "Hand Test": methodical manual. Saint Petersburg, "IMATON" IPP Publ., 2001. 64 p. (In Russian)

2. Wagner E. Test ruki. Psihologicheskaya ehnciklopediya [Hand Test. Psychological encyclopedia]. Ed. by R. Corsini, A. Auerbach. 2nd ed. Saint Petersburg, 2006. 1096 p. (In Russian)

2. Вагнер Э. Тест руки (Hand Test). Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. СПб. : 2006. 1096 с.

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гунашева Мадина Абдурагимовна,

старший преподаватель, кафедра психологии, Дагестанский

государственный педагогический

университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Madina A. Gunasheva, senior lecturer, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Принята в печать 09.11.2018 г.

Received 09.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.