© П.Ю. Шслсхов, O.A. Тропснко, Н.В. Сергеева, 2009
УДК 622. 235. 32:658.011. 54
П.Ю. Шелехов, О.А. Троценко, Н.В. Сергеева
ИССЛЕДОВАНИЕ БЕЗАВАРИЙНОСТИ ПНЕВМОЗАРЯЖАНИЯ СКВАЖИН ГРАНУЛИРОВАННЫМИ ВЗРЫВЧАТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ВВ) ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Известно, что пневматическому транспортированию рассыпных ВВ и пневматическому заряжанию скважин сопутствуют процессы электризации транспортируемого материала и различных элементов пневмотранспортирующих систем. Параметры электростатических полей при пневмотранспортировании гранулированных ВВ могут достигать значений, достаточных для возникновения искрового разряда внутри транспортирующей магистрали, что в свою очередь, может вызвать взрыв аэровоздушной смеси ВВ.
На основании теоретических и экспериментальных исследований авторами установлена относительная вероятность возникновения искрового пробоя Ротн в пнемомагистрали, определяемая формулой [1]
P = 1 —
nr2 El el
2 q2Cl
1 - ,
V 4a2+r2;
где г - внутренний радиус пнев-мотранспортирующей магистрали, м; Е0 - напряжённость электрического пробоя воздуха при нормальных условиях (электрическая прочность среды); еа - абсолютная диэлектрическая проницаемость транспортируемого
ВВ; q - величина электрического заряда, К; С - число электрически за-
1 3
ряженных частиц в 1 м потока; I - длина области ВВ, имеющей равный удельный объёмный электрический заряд, м.
Анализ этого выражения позволяет сделать вывод, что основными величинами, влияющими на относительную частоту наступления искрового разряда в пневмомагистрали, являются величина электрического заряда q, концентрация частиц в аэровзвеси С и величина электрической прочности Е0. Изменение геометрических характеристик пнев-момагистрали и заряженной области не сказывается существенно на величине Рот,- Результаты определения относительной вероятности искрового пробоя РоТН при
Е0 = 3,6-106 В/м; г = 0,024 м; е0 = 0,196-10-9 Ф/м; I = 3,4м '
в функции электрического заряда частицы и концентрации частиц в аэровзвеси приведены на рис. 1.
Из приведенного анализа следует, что основными мероприятиями по снижению вероятности электрического разряда в пневмомагистрали должны быть следующие:
Рис. 1. График зависимости относительной вероятности искрового пробоя в пневмомагистрали от величины электрического заряда частицы
Иш-
пг2 Е V
(
■ = 0
1 2д 2С1
1 -
Л
а + г )
1. Снижение интенсивности электризации при пневмотранспор-тировании ВВ.
2. Подавление пылевыделения в транспортирующей пневмомагистрали.
Очевидно, что увеличение заряда частицы при фиксированном значении концентрации или увеличение концентрации частиц, наэлектризованных до определенной величины заряда, ведет к искровому пробою в магистрали [2]. Так как в выражении при
V
Иш РОТН = 1
С
то при условии равномерного распределения частиц в пневмомагистра-ли, это означает наступление электрического пробоя с вероятностью Р=1. Условия наиболее безопасного транспортирования имеют вид
( \2
пг2Е02 V = 2 д2С1
1 -
Л
а2 + г2 )
При а ^ 0, имеем пг2Е02 V = 2д2С1
Величина электрического заряда в этом случае не должна превышать значения
д =
пг Е0 5а
2 С1
С-10-5 100 80 60 40 2 20 1,5 2 3,0 4,5 6,0 7,5 9,0 10,5 12,0
Выражение позволяет определить связь между величиной допустимого безопасного значения электрического заряда частиц и текущей концентрации частиц в потоке транспортируемой аэровзвеси. Найдем значение дтах в диапазоне изменения концентрации электрически заряженных час-
Рис. 2. Номограмма для определения безопасных соотношений величин электрического заряда частицы и концентрации частиц в аэровзвеси ВВ:
1 - при Е0 = 3 -105 —; 2 - с учётом ослаб-
м
ления электрической прочности среды
тиц С=10 - 107 для граммонита 79/21Б влажностью х = 1%
11471-10-14 7 1
q = = 38,3-Ю- ^с.
Графики зависимости я=ЦС) приведены на рис. 2
Кривые рис. 2 имеют прикладное значение для определения безопасности пневмозаряжания гранулированных ВВ. Замерив значения величины электрического заряда частицы и
1. Емекеев В.И., Данилиди Г.И., Пе-кониди В. Г. Определение минимальной энергии воспламенения аэровзвесей некоторых гранулированных ВВ и их компонентов // М.: «Цветная металлургия», №13, 1975.
концентрацию мелкодисперсных частиц в аэровзвеси ВВ, можно найти на координатной плоскости д - С точку, 13,5 q -109 определяемую этими значениями.
Положение точки относительно кривой определяет возможность возникновения искрового пробоя в пневмотранспортирующей магистрали. При этом если точка находится левее кривой, то искровой разряд невозможен.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Шелехов П.Ю. Научно-методические основы создания безаварийной технологии пневмозаряжания скважин россыпными взрывчатыми веществами при добыче руд: Автореф. дис. докт. техн. наук. Владикавказ: СКГМИ (ГТУ), 2006. НЕЕ
— Коротко об авторах-
Шелехов П. Ю., Троценко О. А., Сергеева Н.В. - Северо-Кавказский горнометаллургический институт (государственный технологический университет.
Рецензент д-р техн. наук, проф. Ю.С. Петров, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет).