УДК 621.867.2
© Ю.А. Яхонтов, 2012
ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОКОЛЕБАНИИ ПОДВЕСНЫХ РОЛИКООПОР
Выведено и решено уравнение движения подвесной роликоопоры, исследовано автоколебание подвесных роликоопор, определены области автоколебательных режимов подвесных роликоопор с учетом углов наклона конвейера, типов роликоопор и натяжения канатов става. Ключевые слова: уравнение движения подвесной роликоопоры, автоколебания, области автоколебательных режимов, амплитуда и частота колебаний.
При движении ленты по ставу с подвесными роликоопорами, из-за отклонения внутренних концов боковых роликов вперед по ходу движения ленты и перекоса роликов, возникает сила трения, пропорциональная скорости проскальзывания ленты относительно ролика. Приведенный коэффициент трения скольжения /пр
возрастает до определенной величины, достигая максимума обычно при угле перекоса ролика у = 1°30' - 2° .
При дальнейшем увеличении угла перекоса ролика (у), начинается частичный срыв сцепления и область сдвиговой деформации контактируемой поверхности ленты и ролика начинает уменьшаться из-за роста области скольжения. При этом приведенный коэффициент трения /пр также начинает уменьшаться.
Дальнейший поворот ролика в плане конвейера и соответственное увеличение угла перекоса у вызывает увеличение области скольжения и уменьшение /пр, которое продолжается до тех пор,
пока срыв сцепления не произойдет по всей площади контакта.
Экспериментальные исследования, проведенные на Гайском ГОКе и стенде ленточных конвейеров института УкрНИИпроект, показали, что максимального значения величина /пр достигает
при углах перекоса ролика в среднем у» 1°30'- 2° ;1°30'- 2°20'. На горизонтальном конвейере, как показали экспериментальные исследования, подвесные роликоопоры с шарнирным креплением к ставу (типа 2, 3) (см. описание конструктивных типов в статье 1
настоящего сборника) при движении ленты отклоняются вперед по ходу движения ленты (при неизменном положении мест крепления к ставу). При этом угол перекоса боковых роликов в плане конвейера достигал величины (у > 2° ), при которой могут возникать автоколебания подвесных роликоопор.
Для исследования автоколебательных процессов получено уравнение вращательного движения подвесной роликоопоры относительно точки подвеса. В качестве обобщённой координаты принят угол отклонения роликоопоры от своего статического положения -угол а1 (рис. 1). При этом угол перекоса боковых
роликов в плане конвейера равен у1; т1 — масса ролика, т2 = (ЯгР + Чл) , Ь1 — центр тяжести груза и ленты.
Из соотношения tg у1 « у1 = —^ (где V — скорость движения
V*
ленты), определена скорость скольжения ленты
$ а
—к = —^РЧ + tgв'lc а,—Ч (1)
М
где 1С — плечо приложения сил трения скольжения относительно т. О (места крепления роликоопоры к ставу). Вводя обозначение А1 = —, получено выражение для угла перекоса бокового
ролика
Рис. 1. Расчетная схема системы роликоопора — лента с грузом
У1 - £вЧ| 1 + А ^ I •
(2)
С учетом принятой аппроксимации выражение для определения приведенного коэффициента трения скольжения запишется в виде
/пр = С1
^рЧ! 1+а
- Сп
1 + А1 ^О1
+С
! 1 + А ^
(3)
На основании уравнения Лагранжа II рода получено следующее нелинейное уравнение вращательного движения подвесной роликоопоры [2, 3].
й2а, (йа, V йа, ,
—-1 -аа I-1 I + аа-1 + аа = а. + а5 {с
а2 11 ^ж | 21 ж 31 4 511
^З'а 11 1 + А ^
-с.
I 1 + А
й а1
1 1 + А
й а1
а
(3)
где аь а2, а3, а4, а5 — коэффициенты, зависящие от конструктивных и эксплуатационных параметров конвейера.
В процессе движения ленты подвесная роликоопора отклоняется вперед по ходу движения на угол а1 и занимает некоторое
равновесное положение, определяемое углом а0, при этом
й а. й 2а1 -L = 0 и—-1 = 0.
й л
Данный угол а0 определён из уравнения
а 0 -
3
2 :а3
Н 2
1 :а2--
а
с^в' 0 с&2Р' 0 ас^в' а5с^в'
= 0.
(4)
Далее исследовалась устойчивость положения равновесия подвесной роликоопоры, определяемого координатой а0. Пред-
положено бесконечно малое возмущение ) от положения равновесия
По оси абсцисс откладывается приращение угла
После преобразований, уравнение движения подвесной ро-ликоопоры (3) записано в виде
где a6...a16 — коэффициенты, зависящие от конструктивных и эксплуатационных параметров конвейера.
Для решения нелинейного уравнения (6) использован метод Ван-дер Поля (метод осреднения), который позволяет исследовать процесс установления стационарного режима колебаний [1]. Решение уравнения искалось в виде
S = a sin n,
— = affl1 cos n , (7)
dt
где n = ^1t + y.
Для исследуемого уравнения (6) была определена функция
ai =ao +S(t) .
(5)
+ai2^
+a9 a2 ю1 sin n cos n + a10 a3®1 sin2 n cos n + a11a 2a>2cos2 n+ (8) +a12a3®2 sin n cos2 n + a13a 4a>2 sin2 n cos2 n + a14a 3o>3 cos3 n + +a15a4ш3 sin ncos3 n + a16a5®3 sin2 ncos3 n .
3
3
Функции a и у медленно изменяются во времени, поэтому их изменением в течение периода 2п / можно пренебречь. При этом учитывалось изменение лишь одного периода по отношению к другому. Скорости изменения амплитуды и фазы определены из выражений
da = -1 B (a, у), (9)
dt
^ = --!-С (a, у). (10)
dt c1a
Величины B (a, у) и С (a, у) найдены из формул 1 2г
B (a, у) =—1Ф cos ndn , (11)
2п о
1 2f
С (a, у) =—|Ф sin ndn. (12)
2п о
Подставляя функцию (8) в формулы (11) и (12) и преобразуя, получим
113 1
B(a, у) = — a8aa>1 + -awa3«® + -aua3®3 + —awa5«С, (13) 2 8 8 16
С (a, у) = 2 (cofa + a6a) + ) a12a3®2 . (14)
Подставляя выражения (13) в (9) и (14) в (10), можно получить скорости изменения амплитуды
da 1 1 3 3 3 2 1 52 ,1Сч
— = — a8a+ — a10a + — a14a ю, н--a16a ю, (15)
dt 2 8 8 10 8 14 1 16 16 1
и фазы
dу 1 1 a6 1 2
— = — ю1---6---a12a ю1. (16)
dt 2 2 ю1 8
Полученные в уравнениях (15) и (16) выражения для скоростей изменения амплитуды и фазы являются средними за цикл.
йа
При стационарном режиме движения — = 0, — = 0, откуда по-
С С
лучена система уравнений для определения амплитуды а и частоты ю1.
4ю2 + 4а6 + а12 а 2®2 = 0
Выполненный практический расчет для конвейера с лентой шириной 1000 мм, углом установки в = 0° и с подвесными роли-коопорами, имеющими шарнирное крепление к ставу (типа 2, 3), позволил получить угол равновесного положения роликоопоры в движении а0 = 0,05817 рад, при котором угол перекоса боковых роликов в плане конвейера составляет у0 = 0,033587 рад или 1°55,5 '. Стационарная амплитуда автоколебаний при этом равна а « 0,152 рад, а частота ю1 = 1,62 Гц.
С увеличением массы роликоопоры частота колебаний существенно уменьшается; при увеличении ширины ленты частота незначительно уменьшалась; при увеличении скорости движения ленты с 1 до 2,5 м/с амплитуда автоколебаний возрастала более чем в 1,5 раза.
На бремсберговом конвейере возможны автоколебания подвесных роликоопор и с плечом крепления на канатах става (типа 1), поскольку перекос боковых роликов может достигать такого угла, при котором возникают автоколебательные процессы. По сравнению с предыдущим случаем (горизонтальный конвейер и роликоопоры типа 2, 3), добавляется воздействие на роликоопору момента сил натяжения канатов става. При этом учтено, что перекос боковых роликов в плане конвейера имеет место уже в статическом положении(ая) .
Уравнение движения подвесной роликоопоры, с учетом обобщённой силы от натяжения канатов, записано в виде
8а8 + 2а10 а2 + 6а14 а 2ю2 + а16 а4®2 = 0,
(17)
+а5 {с1 ^^Р' I ап + а1 + Д а1
й а
Л
й а
2
с2 tgв'\ап +а1 + Да1
Л
+
+с3 tgP'\ ап +а1 + А1а1
й а
Л
а 1 а, 7 а •
>1^1,
(18)
где а17 — коэффициент, зависящий от натяжения канатов става и конструктивных параметров конвейера.
Исследование устойчивости положения равновесия подвесной роликоопоры (типа 1) бремсбергового конвейера и решение уравнения движения роликоопоры проводились аналогично горизонтальному конвейеру. Для конвейера с лентой шириной 1000 мм и углом наклона Р = -10°, при натяжении канатов става, обеспечивающих провес в середине пролета у = 0,021 т, были получены следующие значения: статический угол отклонения ап « 0,0483 рад; уп « 1°36'; угол равновесного положения роликоопоры в движении а0 = 0,01385 рад;у0 = 27,5'; суммарный угол перекоса боковых роликов составил у = уп +у0 ~ 2°3,5'. Стационарные амплитуда и частота автоколебаний: а « 0,1317 рад; ю1 = 3,4 Гц. При увеличении натяжения канатов става до величины, обеспечивающей провес в середине пролёта у = 0,011ст, угол перекоса боковых роликов в плане конвейера уменьшается и автоколебания подвесных роликоопор отсутствуют.
Выводы. Практические расчеты, применительно к конвейеру с лентой шириной 1000 мм, позволили установить области автоколебательных режимов подвесных роликоопор исследуемых конструктивных типов. Горизонтальный конвейер: подвесные роликоопоры типа 1 — автоколебания отсутствуют; подвесные роликоопоры типа 2, 3 — автоколебательный режим работы. Бремсберговый конвейер с подвесными роликоопорами типа 1: при натяжении канатов става, обеспечивающих провес в центре пролета у = 0,01 1т — автоколебания отсутствуют; при
у = 0,021т — с угла наклона конвейера Р > -8°20 ' — существует область автоколебаний; при у = 0,031т — с угла наклона конвейера Р > -4°40 ' — также существует область автоколебаний. Уклонный конвейер: подвесные роликоопоры типа 1 — автоколебания практически отсутствуют, возможны только на предельных углах наклона конвейера р = +18° при натяжении канатов
става, обеспечивающих провес в центре пролета у = 0,031т ; подвесные роликоопоры типа 2, 3 — область автоколебаний находится при углах наклона конвейераР « 5° ^ 7°(7°30 ').
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бидерман В.Л. Теория механических колебаний. — М.: Высшая школа, 1980. — 408 с.
2. Яхонтов Ю.А. Автоколебания подвесных роликоопор ленточных конвейеров // Горный информационно-аналитический бюллетень, 2004. — № 10. — С. 247—248.
3. Яхонтов Ю.А. Вывод уравнения движения подвесной роликоопоры ленточного конвейера с исследованием автоколебательных процессов. Из. вузов. Геология и разведка, 2005. — № 2. — С. 60—63.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТЯГОВОГО РАСЧЕТА ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕ-
РОВ С ПОДВЕСНЫМИ РОЛИКООПОРАМИ...........................................3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОПЕРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕНТЫ..................................................................................10
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЛАСТЕЙ И ВИДА УСТОЙЧИВОГО ПОПЕРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕНТЫ....................................................16
ОЦЕНКА САМОЦЕНТРИРУЮЩЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДВЕСНЫХ РОЛИКООПОР..................................................................21
ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОКОЛЕБАНИЙ ПОДВЕСНЫХ РОЛИКООПОР............................................................................................25