УДК 372.854
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Ольга Михайловна Золотова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
zolotova_olga1 @mail .т Александр Викторович Усков
магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе изучения химии в школе.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, педагогические технологии, химия, методика преподавания и воспитания химии.
Одним из важнейших компонентов благополучия человека является его здоровье. В результате этого привитие навыков здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства. В настоящее время многие обучающиеся школ испытывают проблемы со здоровьем, поэтому им трудно учиться. Каждый педагог должен помочь обучающимся справиться с данной проблемой. Образовательные учреждения, в частности школа, должны быть для учеников территорией для здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе очень актуально. [5] Одной из наук, при изучении которой требуется создание безопасных условий обучения и формирование компетенций работы с оборудованием и реактивами, является химия. Современные уроки химии характеризуются высокой степенью интенсивности, высокой информационной нагрузкой, высоким психологическим напряжением. [1] Систематическая актуализация внимания школьников на их здоровье способствует здоровьесберегающему обучению. [4]
Для проведения уроков химии в школе с учетом здоровьесбережения обучающихся, необходим кабинет химии, в котором должен находиться комплект учебного оборудования, мебель и современные технические средства обучения. Кабинет химии должен соответствовать гигиеническим требованиям (чистота, температура, освещение и т.д.).
На уроках химии необходимо проводить смену видов деятельности, т.к. однообразность вызывает у обучающихся утомление. В то же время, частая смена видов деятельности также утомляет школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают использование методов, которые способствуют проявлению инициативы и самовыражению школьников (дискуссии, беседы). На уроках химии у обучающихся формируется мотивация к учебной деятельности, познавательный интерес к предмету. Формирование мотивации к учебной деятельности имеет непосредственное отношение к сохранению здоровья обучающихся, т.к. постоянное принуждение к учебе негативно влияет на здоровье школьников. Уроки химии в расписании могут быть последними (6-7
урок), поэтому многие учителя переносят сложный материал на более оптимальное время, если это возможно.
С позиции здоровьесберегающих технологий учителя-практики рассматривают четыре правила ведения урока:
- правильная организация урока;
- использование каналов восприятия;
- учет зоны работоспособности;
- распределение интенсивности умственной деятельности.
Одним из главных показателей таких уроков является то, что у школьников после окончания урока, есть желание творчески раскрыться и вернуться вновь на урок где интересно и понятно.
Охрана здоровья школьника включает профилактику различных заболеваний и пропаганду здорового образа жизни. Для этого необходимо углублять знания учащихся, осуществляя межпредметные связи; показать, как соотносятся химические знания с жизнедеятельностью человека. [5] При изучении химии практически каждая тема способствует формированию правильного отношения школьников к своему здоровью. Многие ученики трудно запоминают изучаемый материал, поэтому для развития зрительной памяти используется химический эксперимент, который помогает усвоению необходимого материала и повышает интерес к химии. [2] Большое значение для усвоения предмета, а также для повышения познавательного интереса к химии имеет практическая направленность - умение найти связь с жизнедеятельностью. Например, при изучении жиров рассматривается их строение, свойства, действие на организм человека (сухарики, чипсы); рассматриваются вопросы удаления жирных пятен с поверхностей. При изучении темы «Соли» учитель дает сведения о вреде лишнего употребления хлорида натрия (поваренной соли). В результате избыточного употребления соли происходит нарушение солевого баланса организма, появляется мышечная боль, быстрая утомляемость, потеря аппетита и др. При изучении свойств спиртов
одной из задач урока является выявление негативного влияния алкоголя на организм человека.[3;6]
Таким образом, формирование у обучающихся здорового образа жизни тесно связано с изучением химии. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе изучения химии позволяет обучающимся более полно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Здоровьесберегающие технологии на уроках химии способствуют раскрытию творческих особенностей школьников, а учитель проводит разъяснительные мероприятия по ведению здорового образа жизни.
Список литературы:
1. Зацепина Д., Золотова О.М. Использование технологии проблемного
обучения в преподавании химии// Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 126.
2. Золотова О.М. Химический эксперимент в школе//В сборнике:
Инновации в образовании. Материалы XII Международной научно-
практической конференции. В 2-х частях. Орёл, 2021. С. 179-182.
3. Золотова О.М., Свотнева А.М. Дифференцированное обучение в курсе химии// В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 206-208.
4. Иванова Е.Н., Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В. Формирование
ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном
процессе педагогического вуза// Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
5. Карпачёва Т.В., Сабетов Э.Г. Обучение здоровому образу жизни на
основе межпредметной интеграции// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 97.
6. Попова Е.Е., Петрищева Л.П. Активизация познавательной деятельности школьников средствами игрового обучения// В сборнике: Инновации в образовании. Материалы XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Орел, 2021. С. 150-155.
7. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии //Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.
UDC 372.854
THE USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES WHEN STUDYING CHEMISTRY
Olga Mikhailovna Zolotova
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor zolotova [email protected] Alexander Viktorovich Uskov masters student kafedra. khimii @mail .ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia
Annotation. The article discusses aspects of the use of health-saving technologies in the educational process when studying chemistry at school.
Keywords: health-saving technologies, pedagogical technologies, chemistry, methods of teaching and educating chemistry.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.