Научная статья на тему 'Использование задачно-модульной технологии в преподавании физики в вузе'

Использование задачно-модульной технологии в преподавании физики в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ВУЗ НЕФТЯНОГО ПРОФИЛЯ / BACHELOR’S TRAINING IN PETROLEUM ENGINEERING / TASK-MODULAR TECHNOLOGY / TEACHING OF PHYSICS / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабиров Радис Раисович, Двояшкин Нариман Камилович

В работе представлены результаты исследований, проведенных кафедрой физики Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ), по организации и эффективному применению задачно-модульной технологии в преподавании физики студентам технического вуза нефтяного профиля с целью повышения качества подготовки компетентных бакалавров. В процессе исследований выявлено и обосновано место этих методик в общей системе физико-математической подготовки, создана целостная система задач и заданий разной сложности, направленных на развитие как физико-математических, так и профессиональных знаний и умений студентов технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабиров Радис Раисович, Двояшкин Нариман Камилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using task-modular technologies for physics teaching at petroleum engineering high school

This paper presents the results of educational research conducted by the Department ofPhysics of Almetyevsk State Petroleum Institute (ASPI) for the organization and effectiveuse of task-modular technology in teaching physics to students of technical universities. The research was aimed at improving the training of qualified bachelors. As a result there is created a system of goals and tasks of different levels developing both physical and mathematical and professional knowledge and skills of students in technical colleges.

Текст научной работы на тему «Использование задачно-модульной технологии в преподавании физики в вузе»

Р.Р. КАБИРОВ, доцент Н.К. ДВОЯШКИН, профессор Альметьевский государственный нефтяной институт

Использование задачно-модульной технологии в преподавании физики в вузе

В работе представлены результаты исследований, проведенных кафедрой физики Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ), по организации и эффективному применению задачно-модульной технологии в преподавании физики студентам технического вуза нефтяного профиля с целью повышения качества подготовки компетентных бакалавров. В процессе исследований выявлено и обосновано место этих методик в общей системе физико-математической подготовки, создана целостная система задач и заданий разной сложности, направленных на развитие как физико-математических, такипрофессиональных знаний и умений студентов технических вузов.

Ключевые слова: задачно-модульная технология, преподавание физики, знания, умения и навыки, подготовка бакалавров, вуз нефтяного профиля

В условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования становится необходимым проведение педагогических исследований методов преподавания курса общей физики в техническом вузе вообще и в вузе нефтяного профиля в частности. Это следует также и из содержания последних документов, принятых Министерством образования и науки Российской Федерации, которые указывают на необходимость формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров на основе усиления практической направленности их физико-математической подготовки. В работе представлены результаты исследований, проведенных на кафедре физики Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) по организации и эффективному применению задачно-модульной технологии в преподавании физики студентам нефтяного института. В результате проделанной работы выявлено и обосновано место задачных методик в общей системе физико-математической подготовки, создана целостная система задач и заданий разного уровня сложности по развитию как физико-математических, так и профессиональных знаний и умений студентов технических вузов.

В современной педагогической практи-

ке разработано и применяется достаточно большое количество инновационных образовательных моделей, направленных на модернизацию содержания профессионального образования на основе компетент-ностной модели специалиста и базирующихся на построении проблемно-ориентированного обучения с применением задачных подходов [1; 2]. Однако анализ литературы и обобщение опыта работы преподавателей позволили обнаружить ряд недостатков: несоответствие уровня физико-математической подготовки студентов требованиям, предъявляемым к ней обществом и рынком труда; несоответствие структуры содержания обучения формам его организации; сокращение сроков обучения при возрастающем объеме физико-математических знаний; однообразие форм, приемов и методов преподавания и обучения в высшей технической школе. Такая ситуация приводит к противоречиям между потребностью современного общества в творчески мыслящих компетентных специалистах, а также между потенциальными возможностями естественно-математических дисциплин для развития продуктивного мышления студентов и существующими недостатками в методиках физико-математической подготовки, в частности

82 Высшее образование в России • № 7, 2013

отсутствием разработанной системы творческих задач и заданий, ориентированных на развитие этих способностей. Все это определило основные направления, цели и задачи нашего исследования:

1) выявить проблемы применения разработанной задачно-модульной технологии в процессе физико-математической подготовки студентов современного технического вуза;

2) определить организационно-дидактические условия проектирования и реализации данной технологии в вузе нефтяного профиля;

3) спроектировать задачный блок для преподавания физики и физикосодержа-щих дисциплин (КСЕ, дополнительные разделы физики);

4) проверить эффективность применения разработанной технологии.

Для решения первой задачи был проведен анализ состояния изучаемой проблемы в современной педагогической теории и практике, который выявил следующие недостатки:

■ отсутствие разработанной методоло-

гии по реализации задачных подходов в современном техническом вузе;

■ отсутствие научного и учебно-методического обеспечения по поддержке за-дачно-модульной технологии в учебном процессе;

■ низкая готовность студентов и преподавателей к организации учебного процесса в задачном режиме.

Указанные проблемы не позволяют полностью использовать ресурс, заложенный в задачном подходе. Задачно-модуль-ная технология обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель координирует самостоятельную учебную деятельность студентов по овладению знаниями, умениями и навыками, т.е. образовательный маршрут студента реализуется посредством решения им учебных задач на основе индивидуальной задачно-модульной программы.

В процессе решения второй задачи нами была спроектирована задачно-модульная технология, которая включает в себя целевую компоненту, учебные модули с дидактическими материалами, задачные модули

Формирование балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов

Выбор основных форм, методов и средств

Проектирование

целей, задач, организационно-дидактических условий применения технологий

И

Проектирование задачных модулей, содержащих задачи разного уровня сложности

Задачно-модульная технология

\/

Определение ведущих подходов и принципов задачно-модульной технологии обучения

ч/

Конструирование учебных модулей и дидактических материалов

Рис. 1. Схема проектирования задачно-модульной технологии обучения

с заданиями профессионального содержания, специальные способы проектирования содержания обучения, а также балльно-рейтинговую систему контроля и оценки знаний студентов. Схема проектирования задачно-модульной технологии представлена на рис. 1.

В процессе исследований были определены организационно-дидактические условия проектирования и эффективной реализации задачно-модульной технологии в современном техническом вузе, заключающиеся в том, что значительное повышение уровня физико-математической подготовки студентов происходит за счет:

■ наличия педагогически инструментированной дидактической модели задачно-модульной технологии обучения;

■ наличия целостной системы ее реализации на разных этапах физико-математической подготовки;

■ наличия банка задач, включающего в себя учебные задачи, творческие задачи, задачи с профессиональным содержанием;

■ наличия пакета учебно-методических материалов сопровождения.

Практическое использование задачно-модульной технологии обучения (рис. 2) предполагает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель координирует самостоятельную учебную деятельность студентов по овладению ЗУН посредством решения учебных задач на основе индивидуальной задачно-модульной программы, которая состоит из отдельных учебных модулей. Ведущим направлением становится построение процесса образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих профессиональные.

В процессе решения третьей задачи нашего исследования была раскрыта задач-ная организация учебного процесса. С дидактической точки зрения задача является наиболее универсальной единицей дидак-

тических средств, реализующей широкий спектр функций (методологическую, обучающую, развивающую, диагностирующую и др.) и позволяющей конструировать модульные образовательные технологии и создавать задачные модули различного уровня сложности и трудности - от задач репродуктивного характера до творчески развивающих, включая задачи с профессиональным содержанием.

Преподавателями кафедры физики АГНИ подготовлена целостная система задач для всех форм обучения и для всех разделов физики, а также для близких к физике дисциплин (КСЕ, дополнительные разделы физики), разработаны и изданы учебно-методические пособия и сборники [3; 4], содержащие задачи, вопросы и упражнения разного уровня сложности, которые удовлетворяют следующим условиям:

• вызывают у студентов интерес;

• доступны их пониманию, т.е. опираются на уже имеющиеся знания;

• лежат в «зоне ближайшего развития», т.е. являются одновременно и посильными, и не слишком тривиальными;

• дают предметные знания в соответствии с учебными планами и программами.

Для решения четвертой задачи в период 2008-2012 гг. был проведен педагогический эксперимент по проверке эффективности применения задачно-модульной технологии. По завершении эксперимента средний коэффициент усвоения материала в экспериментальной группе вырос с 39% до 57%; в контрольной группе - с 41% до 45%. Анализируя результаты исследования, можно заметить, что изменения в распределении по уровням усвоения в контрольной группе незначительные и носят случайный характер, а в экспериментальной группе наблюдается непрерывный рост этих результатов. Статистическая обработка данных эксперимента подтвердила, что обучение на основе задачно-модульной технологии способствует формированию у студентов уровня знаний и умений на бо-

84 Высшее образование в России • № 7, 2013

Рис. 2. Схема реализации задачно-модульной технологии

лее высоком уровне, чем при традиционном способе обучения.

Проведенное исследование позволило

сделать следующие выводы.

На сегодняшний день не полностью реализованы технологии, направленные на

развитие творческих способностей студентов, а также не в полной мере раскрыт потенциал задачно-модульной технологии при организации физико-математической подготовки. Практически не задействованы средства и методы задачно-модульной технологии обучения в подготовке компетентных специалистов технического направления для предприятий нефтегазодобывающей промышленности.

В результате проделанной в АГНИ работы создана и апробирована авторская модель задачно-модульной технологии для организации физико-математической подготовки студентов технического вуза. Модель включает в себя три базовых блока:

■ целевой блок, позволяющий функционально адаптировать цели и задачи каждого учебного занятия как под уровень подготовки группы, так и под каждого студента;

■ задачный блок, содержащий систему разноуровневых задач, которые дают студенту возможность выбора уровня сложности учебных заданий;

■ технологический блок, содержащий методические указания для студентов и методические рекомендации для преподавателей.

Выявлены и реализованы организационно-дидактические условия применения за-дачно-модульной технологии в процессе физико-математической подготовки студентов современного технического вуза нефтяного профиля, характеризующиеся наличием банка задач разного уровня сложности, пакета учебно-методических материалов обеспечения, системы рейтинг-контроля.

Разработанная система задачно-модуль-ной технологии полностью согласуется с программными требованиями, органично вписывается в учебный процесс нефтяного института и улучшает качество физико-математической подготовки. Эффективность использования задачно-модульной технологии в учебном процессе значительно повышается, если данный подход имеет системный, а не локальный характер. Для ка-

чественного функционирования этой системы разработаны дидактические условия, обеспечивающие оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных компонентов обучения, самостоятельной работы и обязательных аудиторных занятий.

Систематическое использование учебных задач с квазипрофессиональным и профессиональным содержанием значительно увеличивает заинтересованность студентов в получении практических навыков, что способствует эффективной профессиональной подготовке компетентных специалистов в техническом вузе уже на этапе изучения общеобразовательных дисциплин.

Перспективным представляется создание программ для компьютерной реализации задачно-модульной технологии по основным дисциплинам физико-математической подготовки студентов технических вузов нефтяного профиля, а именно:

1) создание электронных задачников для проведения практикумов по решению задач;

2) организация решений контрольных работ студентами заочной формы обучения в электронном виде;

3) разработка задачно-проектного метода для организации проектной деятельности студентов.

Литература

1. Бахтина О.В. Задачный подход как сред-

ство развития интеллекта студента // Мир образования - образование в мире. 2007. № 3. С. 271-277.

2. Ларионов В.В., Тюрин Ю.И. Проблемно-

ориентированное обучение физике в техническом вузе // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 107-109.

3. Двояшкин Н.К, Ушаков А.А, Кабиров Р.Р.

1000 задач по физике. Альметьевск: Изд-во АГНИ, 2004. 148 с.

4. Кабиров Р.Р., Двояшкин Н.К. Олимпиад-

ные задачи по физике. С ответами, указаниями и решениями. Альметьевск: Изд-во АГНИ, 2009. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.