Учебно-методический сбор «Повышение качества подготовки как важнейший аспект модернизации профессионального образования»
Education and methodological conference «Improving the quality of training as an important aspect of professional education modernization»
В Нижегородской академии МВД России с 6 по 8 сентября 2016 года проходил учебно-методический сбор «Повышение качества подготовки как важнейший аспект модернизации профессионального образования».
Особое внимание уделено обсуждению инновационных методов преподавания, актуальных задач совместной деятельности структурных подразделений академии в процессе всестороннего обеспечения образовательного процесса, повышения качества подготовки обучающихся.
7 сентября 2016 года учебно-методический сбор продолжил работу в рамках секционных заседаний: «Инновационные методы преподавания (анализ педагогического мастерства и школы педагогического мастерства)»;
«Качество подготовки обучающихся Нижегородской академии МВД России»;
«Реализация Нижегородской академией МВД России приоритетного профиля подготовки деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции»;
«Научно-исследовательская работа и редакционно-издательская деятельность в Нижегородской академии МВД России»;
«Морально-психологическое обеспечение личного состава академии как одно из условий успешного развития личности и становления профессионала»;
«Актуальные задачи совместной деятельности структурных подразделений академии, связанной с обеспечением служебно-боевой и спортивной подготовки переменного и постоянного состава академии в 2016—2017 учебном году»;
«Юридическая клиника Нижегородской академии МВД России как полигон для отработки профессиональных навыков и умений юриста».
В заключение были определены задачи по дальнейшей модернизации подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, совершенствованию содержания методик и оптимизации практической направленности образовательного процесса.
Было акцентировано внимание на том, что, создавая новую инновационную площадку для внедрения образовательных технологий и презентаций собственных инновационных проектов и программ, академия готовит базис для вхождения инновационной образовательной среды академии в международное образовательное пространство, тем самым совершенствуя качество образования посредством компетентностного подхода.
Секция «Инновационные методы преподавания (анализ педагогического мастерства и школы педагогического мастерства)»
А.В. Задорожный, начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях
Использование возможностей многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона с целью повышения уровня компетенций курсантов при проведении занятий по управлению группировкой сил и средств органов внутренних дел в особых условиях
Современное образование — один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.).
Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам (дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования
социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к образовательному процессу. Происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения.
В данном русле несомненный интерес вызывает опыт применения инновационных технологий и новых форм и методов преподавания профессорско-преподавательским составом кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях.
Для изучения дисциплин «Тактико-специальная подготовка», «Личная безопасность сотрудников ОВД», «Деятельность ОВД в особых условиях», «Транспортная безопасность», «Автомобильная безопасность», «Автомобильная подготовка» в Нижегородской академии МВД России разработан и создан многофункциональный интерактивный учебный кабинет-полигон.
Многофункциональный интерактивный учебный кабинет-полигон представляет собой пункт управления группировкой сил и средств ОВД для решения задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных обстоятельств.
Уникальная схема многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона позволяет:
— моделировать оперативную обстановку;
— решать учебные задачи по отработке плана действия при ЧО;
— проводить реальные командно-штабные учения;
— разрабатывать предложения для принятия решения на развертывание группировки сил и средств ОВД.
Многофункциональный интерактивный учебный кабинет состоит из:
— 3-х интерактивных светоотражающих полей — экранов принятия решения (предназначенных для отображения изображения, получаемого от мультимедийных проекторов, а также для управления интерактивными приставками);
— 3-х многофункциональных мультимедийных проекторов (предназначенных для подачи изображения на светоотражающие экраны);
— автоматизированного рабочего места преподавателя (предназначенного для общего управления многофункциональным интерактивным учебным кабинетом-полигоном);
— распределенной акустической системой (предназначенной для передачи звуковых сигналов в аудиоформатах);
— персональных устройств ввода, обработки и анализа информации обучаемыми — планшетных компьютеров (предназначенных для обработки заданий, поступающих с рабочего места преподавателя);
— интерактивных приставок к проекторам (предназначенных для придания светоотражающим экранам интерактивности);
— рабочего места принятия решений членов оперативного штаба (предназначенного для размещения и крепления светоотражающих экранов);
— коммутатора видеосигналов (предназначенного для деления (подачи) видеосигналов на приемные устройства (проекторы));
— Wi-Fi роутера (предназначенного для создания беспроводной сети для обмена информацией).
На экранном поле центрального рабочего стола проецируется изображение, полученное в результате работы на интерактивных поверхностях, что позволяет исключить из процесса творческой деятельности излишний документооборот и значительно ускорить процесс принятия решения на применение сил и средств ОВД.
Используя имеющееся интерактивное оборудование, обучаемые выступают в роли руководителя оперативного штаба и членов рабочей группы, проводят работу по планированию действий функциональных групп, расчет необходимых сил и средств, а также расстановку подразделений на местности при выполнении задач в особых условиях.
Оборудование многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона позволяет делать занятие более наглядным за счет использования при проведении командно-штабных учений:
— схем зданий и сооружений;
— карт местности;
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)
3П1
— фотоматериалов;
— сводок по оперативной обстановке;
— ресурсов сети «Интернет» и других необходимых источников информации.
Электронный документооборот, используемый при проведении занятий в многофункциональном интерактивном учебном кабинете-полигоне, позволяет курсантам и слушателям с использованием минимально необходимого количества времени обрабатывать такие сложные вопросы, как:
— организация и проведение специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников;
— организация и проведение специальной операции по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований;
— организация и проведение специальной операции по освобождению заложников;
— организация и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
За период эксплуатации многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона
на его базе:
— прошли обучение 537 курсантов и слушателей;
— повысили профессиональную квалификацию 234 сотрудника.
По результатам самоанализа, проведенного тестирования и адресного анкетирования выявлено значительное повышение уровня получаемых знаний по управлению органами внутренних дел.
На основании отзывов с мест прохождения службы офицеров-выпускников установлено, что значительно вырос потенциал молодых лейтенантов полиции по таким вопросам, как:
— организация и проведение специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников;
— организация и проведение специальной операции по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований;
— организация и проведение специальной операции по освобождению заложников;
— организация и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Н.В. Нечипоренко, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи
Использование кейс-технологии на занятиях по иностранному языку в процессе подготовки специалистов органов внутренних дел
В современных условиях для успешного усвоения предметного курса, в том числе и курса иностранного языка, преподавателю высшей школы не достаточно просто изложить готовый материал. Он должен стремиться вовлечь студентов в активную учебную деятельность и в результате конструировать новые знания. ФГОСы третьего поколения ставят перед высшей школой задачу сделать акцент на «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Такими формами занятий являются компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, тренинги и т. д. В результате применения данных методов студенты учатся критически мыслить, самостоятельно формулировать и решать практические проблемы, делать выводы, отстаивать свою точку зрения и оценивать полученные результаты.
Дисциплина «Иностранный язык» обеспечивает формирование иноязычной коммуникативной составляющей общекультурной компетенции, подразумевающей «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия». Владение иностранным языком является неотъемлемой частью подготовки специалистов в Нижегородской Академии МВД России, при этом обучение дисциплине «Иностранный язык» направлено на развитие всех составных частей иноязычной коммуникативной компетенции — когнитивной, лингвистической, социокультурной, компенсаторной, дискурсивной, информационной и коммуникативной.
Задача представляется сложной и многоплановой. Интерактивный подход к ее решению, на наш взгляд, является самым продуктивным. Кейс-технология считается одной из разновидностей интерактивных технологий. Процесс обучения иностранному языку с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события. В данном случае «не только отрабатывается пройденный лексический и грамматический материал, развиваются коммуникативные навыки, но