УДК 343.8 ББК 67.409.13 К73
ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2009. № 4 (67)
V.N. KOTLYAR*
USE OF THE OPPORTUNITIES OF GLOBAL NAVIGATING SATELLITE SYSTEM IN PENAL SYSTEM
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования Глобальной навигационной спутниковой системы в уголовно-исполнительнойсистеме.
Ключевые слова: уголовно-исполнительнаясисте-ма, Г лобальная навигационная спутниковаясистема
Annotation: in the article the issues of the use of Global navigating satellite system in penal system are considered.
Key words: penal system, Global navigating satellite system.
ВЛАДИМИР
НИКОЛАЕВИЧ
КОТЛЯР*
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Одним из приоритетных направлений служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в условиях реформирования, перехода на новую систему исправительных учреждений является выполнение задач по обеспечению надежной охраны объектов, недопущению побегов подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных из-под охраны. Директором ФСИН России А. А. Реймером ставится задача «...максимально использовать уже имеющиеся средства охраны и надзора, а также интегрированные системы безопасности, продолжать работу по внедрению инновационных технологий»1 .
Одно из наиболее перспективных направлений повышения надежности охраны подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных при конвоировании - использование возможностей Глобальной навигаци -онной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономическогоразвития Российской Федерации» и Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» в настоящее время проводится работа по выполнению Плана поэтапного внедрения навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность УИС на 2008-2020 годы.
Внедрение навигационной спутниковой системы организовано в три этапа:
1) изучение возможностей ГЛОНАСС, разработка нормативной правовой базы использования навигационной системы в УИС, определение источников финансирования (2008-2009 гг.);
2) мероприятия по опытной эксплуатации и модернизации навигационной аппаратуры (2010-2012 гг.);
* Кандидат педагогическихнаук доцент кафедры антикризисногоуправления в УИС (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected]
Реформирование уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы
3) оснащение аппаратурой ГЛОНАСС подразделений ФСИН России (2013-2020 гг.) и введение ее в действие.
Спутниковая система навигации - это комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения(географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости, направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов. Основные элементы спутниковой системы навигации:
- орбитальная группировка, состоящая из нескольких (от 2 до 30) спутников, излучающих специальные радиосигналы;
- наземная система управления и контроля, включающая в себя блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для ее последующей корректировки;
- приемное клиентское оборудование (спутниковые навигаторы), используемое для определения координат;
- информационная радиосистема для передачи пользователям поправок, позволяющих значительно повысить точность определения координат (опционально).
Российская спутниковая система навигации разработана по заказу Министерства обороны, может использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Система принята в эксплуатацию в 1993 г., но из-за недостаточного финансирования все еще не работает в полном режиме.
Основой системы будут 24 спутника, движущиеся над поверхностью Земли в 3 орбитальных плоскостях с наклонением 64,8° и высотой 19 100 км. При доведении количества действующих спутников до 18 на территории России обеспечивается практически 100%-ная непрерывная навигация. На остальной части Земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории Земного шара обеспечивается при полной орбитальной группировке из 24 спутников с точностью до 30 метров.
В уголовно-исполнительной системе ГЛОНАСС планируется к внедрению на автомобильном и железнодорожномспецтранспорте в целях обеспечения надежной охраны подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных при конвоировании, для повышения дисциплины среди сотрудников несущих службу в
карауле, законности при выполнении служебных задач, соблюдения защиты прав и законных интересов сотрудникови спецконтингента, немедленного реагирования на поступление сигнала «Тревога».
Спутниковая навигационная система позволит отслеживать реальное местоположение спецтранспорта, соблюдение установленного маршрута движения, скоростного режима, длительность стоянок, отсутствие незапланированных остановок в пути следования и других чрезвычайных происшествий, учитывать пробег спецавтомобилей и расход топлива.
Спецавтомобили (опытные образцы) оборудуются специальной антенной, закрепленной на крыше кабины и навигационным контроллеромс 81М-картой, который установлен для удобства обслуживания возле кресла начальника караула. С целью недопущения несанкционированного доступа внутрь устройство находится в металлической коробке, запирается на ключ и пломбируется.
Использование в навигационном контроллере 81М-карты даст возможность осуществлять связь с начальником караула, находящимся в кабине спецавтомобиля, с помощью сотового телефона и таким образом контролировать несение службы на маршруте движения.
В кабине спецавтомобиля устанавливается кнопка «Тревога», с помощью которой через навигационный контроллер передается сигнал тревоги посредством 8М8-сообщения на сотовый телефон оперативного дежурного.
В дежурной части будет находиться компьютер с соответствующим программным обеспечением. На экран монитора выводится электронная карта местности, на которой отображается местоположение объекта. Карта может отображаться в 4 видах: обыкновенная карта, вид со спутника, смешанная и карта федеральных дорог. По мере поступления сообщений от объекта они автоматически появляются на карте в виде знака с красной стрелкой, которая указывает направление движения объекта в данный момент времени. При наведении курсора на объект на карте выводится подробная информация: имя объекта, время, местоположение, скорость. При необходимости система позволяет осуществить принудительный запрос о месторасположении объекта.
При обработке данных, полученных от объектов, реализуется возможность выполнять различного рода отчеты. Они позволяют контролировать движение спецавтомобилей в любой промежуток времени. Эти данные хранятся в памяти компьютера.
Отчеты могут показывать такую информацию, как начало и конец маршрута движения, количество обработанных сообщений, пройденный путь (км), общее время в движении (ч и мин), общее время стоянки (ч и мин), среднюю скорость (км/ч).
На карте можно будет проследить все стоянки спецавтомобиля по маршруту движения за сутки.
Планируются следующие работы по совершенствованию системы: применение микрофонов в камерах спецавтомобилей, видеокамер слежения за поведением конвоируемыхлиц, приборов, выдающих тревожное сообщение при нападении или отклонении от маршрута, открытии или закрытии дверей, способных по команде заглушить двигатель, заблокировать двери и т. д.
Использование глобальной системы слежения в практической деятельности способствует:
- недопущению нарушений законности при несении службы;
- профилактике неслужебных связей со спецконтингентом;
- обеспечению безопасности личного состава и спецконтингента по всему маршруту конвоирования.
При установке оборудования единой системы слежения существует возможность централизованного мониторинга подвижных объектов по всей территории Российской Федерации. Кроме того, использование возможностей Г ЛОНАСС будет направлено на обеспечение исполнения наказаний без лишения свободы (контроль при домашнем аресте), позволит контролировать сотрудников осуществляющих надзор и охрану в учреждениях в УИС, поможет в розыске лиц, уклоняющихся от наказания.
Во ФСИН России уже реализованы несколько пилотных проектов, которые выявили определенные проблемы использования возможностей ГЛОНАСС в уголовно-исполнительной системе. В настоящее время ведется работа над их решением.
1 Реймер А.А. Вопросы реформирования уголовно-исполнительнойсистемы: Материалы науч-практ. конф. 10 сентября2009 г. // Ведомости УИС. 2009. N° 10. С. 10.
Реформирование уголовно-исполнительной системы