Бредихин А.В.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АЗОВСКОГО МОРЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ДОНЕЦКО-РОСТОВСКОЙ ПРИГРАНИЧНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Ключевые слова: Азовское море, приграничье, агломерация, Ростов-на-Дону, Донецк, ДНР, Таганрог, Азов.
В современных процессах глобализации и объединения государств в наднациональные формы кооперации все большее внимание научного сообщества привлекает тенденция глокализации. Ее естественным проявлением является развитие приграничного сотрудничества, выраженного в создании еврорегионов и приграничных агломераций.
Имеет подобные образования и Евразийский экономический союз2. Среди них, достаточно перспективной, на наш взгляд, является Донецко-Ростовская приграничная агломерация, включающая в себя крупную южнороссийскую Ростовскую агломерацию и большую часть непризнанной Донецкой народной республики. Фактически она объединяет четыре столицы: 1) г. Ростов-на-Дону - административный центр Ростовской области и столица Южного федерального округа; 2) г. Донецк - столица непризнанной Донецкой народной республики; 3) г. Новочеркасск - столица мирового казачества, экс-столица Области войска Донского; 4) г. Таганрог - несостоявшаяся столица Российской империи. Уникальность ее обусловлена и выгодным приморским расположением на северном и восточном берегу Азовского моря.
Целью нашего исследования станет рассмотрение фактора Азовского моря в развитии Донецко-Ростовской приграничной агломерации.
Азовское море (греч. Меотида - «болото») - самое мелкое море в мире, его глубина не превышает 13,5 м, однако оно обладает стратегическим значением для Ростовской агломерации, обеспечивая работу портов гг. Ростова-на-Дону, Таганрога, Азова и включая их в систему международных экономических отношений.
Азовское море, согласно теории Черноморского потопа, разработанной геологами из Колумбийского университета Уильямом Райаном и Уолтером Питменом, до 5600 г. до н.э. представляло собой дельту реки Дон3, что его исторически связывает с исследуемым нами объектом.
С момента распада СССР акватория Азовского моря являлась предметом спора между Российской Федерацией и Украиной. 24 декабря 2003 г. был подписан Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, признающий Азовское море внутренним морем РФ и Украины и обеспечивающий свободное судоходство для российских и украинских кораблей, а также взаимодействие сторон в области рыболовства, навигационного обеспечения, защиты морской среды, экологической безопасности, при проведении поисково-спасательных операций в море.
В рамках развития межрегиональнной интеграции в период, предшествующий украинскому политическому кризису 2014 г., рассматривалась идея создания еврорегиона «Азов», одной из целью которого было восстановление полноценного промышленного потенциала Азовского моря. Инициатива принадлежала руководству Ростовской и Запорожской областей4, однако она так и осталась нереализованной.
«Русская весна» и референдум 16 марта 2014 г. вернули Крымский полуостров в состав РФ, что сняло ряд российско-украинских острых вопросов, в том числе и проблему принадлежности Керченского пролива. Однако, на настоящий момент, северо-западная часть акватории моря все же находится под украинским контролем, а наиболее радикальные депутаты, в частности вице-спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий, вносили на рассмотрение законопроект о денонсировании российско-украинского договора о сотрудничестве в Азовском море и Керченском проливе5.
В настоящее время часть Азовского моря контролирует непризнанный субъект международного права Донецкая народная республика. Единственным ее портом является г. Новоазовск, который можно рассматривать в качестве части единой Донецко-Ростовской приграничной агломерации. В 2011 г. властями Новоазовского района Донецкой области и Неклиновского района Ростовской области было подписано соглашение о сотрудничестве, направленное на решение общих задач: экологии, экономики, берегоукрепления Азовского моря и восполнения рыбных запасов, разви-
1 Бредихин Антон Викторович - к.и.н., с.н.с. Центра политологических исследований Финансового университета, н.с. Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН. E-mail: [email protected]
2 Бредихин А.В. Локальные формы кооперации ЕАЭС// Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. - № 10-2. - С. 48-50.
3 Ryan W.B., Pitman W.C. Noah's Flood: The New Scientific Discoveries about the Event that Changed History. - New York: Simon and Schuster, 1999. - 319 p.
4 Ростовская и Запорожская области планируют создать еврорегион «Азов» // Аргументы и факты. - http://www.rostov. aif.ru/politic/gover/616641
5 Украина хочет разорвать договор с РФ об Азовском море и Керченском проливе // ИА REGNUM. - https://regnum. ru/news/polit/1943639.html
тия рекреационной зоны и туризма, привлечения инвестиций1. В то же время руководство ДНР рассматривает г. Таганрог в качестве порта по поставке угля в страны Ближнего Востока и Северной Африки2.
Возросла роль Азовского моря для Донецко-Ростовской приграничной агломерации и ввиду Указа Президента РФ от 28 июля 2016 г. № 375 «О Южном федеральном округе», благодаря которому Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав ЮФО. Столицей федерального округа остался г. Ростов-на-Дону. При этом в целях улучшения коммуникации между Ростовской областью и Крымским полуостровом, ростовским губернатором Василием Голубевым была предложена инициатива запуска морских судов типа «Ракета» по маршруту Таганрог - Азов - Керчь3.
Донецко-Ростовская приграничная агломерация обладает статусом «приморской», а три ее крупных центра обладают портами4. Благодаря своему положению агломерация обладает выходами как в Черное море, так и Средиземноморский бассейн, а затем Индийский и Атлантический океаны. Река Дон обеспечивает посредством ВолгоДонского канала выход агломерации в Каспийское море, а далее по Волге в Балтийское и Белое море5.
В системе Ростовской агломерации возможно выделение двух субструктур по отношению к Азовскому морю:
- приморские муниципалитеты: Азовский и Неклиновский районы, г. Ростов-на-Дону, Таганрог и Азов.
- Муниципалитеты, интегрированные с приморской зоной: Мясниковский и Аксайский районы, гг. Батайск и Новочеркасск6.
Морской порт г. Ростова-на-Дону обладает пропускной способностью грузовых терминалов 12 853,35 тыс. тонн в год. До 2008 г. городской порт обладал статусом речного порта и в 2009 г. изменил его на морской7. На сегодняшний момент именно он является крупнейшим портом на Азовском море, занимая также узловое положение в железнодорожном сообщении Москва-Ростов-на-Дону-Кавказ и автомагистрали М4 «Дон». Основной специализацией выступает обслуживание судов категории «река-море». К числу ведущих операторов стоит отнести ОАО «Ростовский порт», ООО «Ростовский универсальный порт», ООО «Юг Руси - Золотая семечка», ООО «АИК Астон» и др.
Морской порт г. Таганрога обладает пропускной способностью грузовых терминалов 4400 тыс. тонн в год, а пропускная способность его пассажирских терминалов составляет 70000 пассажиров в год. Исторически порт выступал конкурентом Одесского порта, а в настоящее время является одним из универсальных портов на Юге России. Его значимым преимуществом выступает круглогодичность навигации. Портовый кластер включает следующие компании: ОАО «ТМТП», ОАО «Приазовье», ОАО «ТСРЗ» и ООО «Курган-нефть продукт». К основным сферам транспортировки относятся цветные металлы, трубы, лес, сталь, зерновые8.
Морской порт г. Азова обладает пропускной способностью грузовых терминалов 10134,4 тыс. тонн в год. Географическое расположение порта говорит о его роли посредника между морским и внутренним сообщением. Статус морского порт получил как и Ростовский в 2009 г.9 Основными направлениями специализации являются минеральные и строительные материалы, тарно-штучные грузы, лесоматериалы, уголь, прокат черных металлов.
Заметим, что в рамках агломерации основным конкурентом Таганрогского порта является Ростовский порт, который хотя и имеет универсальный характер, но уступает г. Таганрогу ввиду возможности зимней навигации у последнего.
Вдоль Азовского побережья расположен ряд перспективных кластеров, укрепляющих агломерацию в целом. В х. Новоазовский Азовского района расположен завод одной из крупнейших мировых транснациональных корпораций Coca-Cola Hellenic Group. Ростовский аэропорт, совместно со строящимся к Чемпионату мира по футболу-2018 аэропортовым комплексом «Южный», дополняет приморский аэропорт «Таганрог-Южный». На юге к границе агломерации примыкает федеральная игорная зона «Азов-Сити», первоначальное строительство которой планировалось до с. Порт-Катон Азовского района. Значителен и туристический потенциал Азовского побережья.
На основании изложенного отметим:
1 Новоазовский район Донетчины и Неклиновский район Ростовской области заключили договор о сотрудничестве // Приазовский рабочий. - ЬИр://рг,иа/пе%г8.рЬр?пе%'=П122
2 ДНР заявила о намерении начать поставки угля в Иран и Северную Африку // ВЗГЛЯД. - http://vz.ru/news/ 2015/2/20/730719.Мш1
3 Ростовская область хочет отправить «Ракету» до Крыма // Крестьянин. - http://www.krestianin.ru/news/40968-rostovskaya-ob1ast-hochet-otpravit-raketu-do-kryma
4 Бредихин А.В. Ростовская агломерация: интеграционные приоритеты развития // Вопросы территориального развития. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. - № 4 (34). - http://vtr.vscc.ac.ru/artic1e/1978
5 Кузина С.И., Григорян Д.К., Халилов Р.Р. Региональные аспекты государственного управления в области морских перевозок (на примере Ростовской области) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. - № 4 (59). - С. 80-84.
6 Дружинин А.Г., Гонтарь Н.В., Сухинин А.С. «Приморский фактор» в современной центро-периферийной структуре Ростовской области: специфика проявления и учет в системе управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. - № 4. - С. 33-39.
7
Приказ Министерства транспорта РФ от 9 июля 2009 г. № 114 «Об открытии морского порта Ростов-на-Дону для оказания
услуг»
8 Анистратенко Т.И., Босых А.В., Орлова В.Г. Анализ влияния факторов внешней среды на развитие Таганрогского морского порта // Актуальные вопросы развития национальной экономики. Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Пермь, 2015. - С. 150-152.
9 Распоряжение Росморречфлота от 4 октября 2010 г. № АД-265-р «О внесении сведений о морском порте Азов в Реестр морских портов Российской Федерации»
Во-первых, использование потенциала Азовского моря в качестве важного узла мировой системы экономических отношений следует отнести к числу приоритетов в дальнейшем развитии Донецко-Ростовской приграничной агломерации;
Во-вторых, необходимо дальнейшее развитие логистических путей, установление транспортных морских контактов между частями агломерации;
В-третьих, требуется расширение прибрежного сотрудничества с другими муниципалитетами Азовского моря, подписание соглашений о сотрудничестве и побратимстве, запуск совместных экономических кластеров.