человеческого масштаба. «Определение отдельных нюансов, воспринятых визуально человеком, - результат понимания ценности гармоничности и единства пространства физического и биологического».
На практике, пропорционально размеру архитектурно-ландшафтного участка на плане, учитывая варианты согласно схемам и выкладкам Корбюзье, можно определить, например, размер фонтана. Решение плана определяет возможности габаритных размеров объектов в натуре. Деления по горизонтали и вертикали тоже попадают в систему геометрических выкладок конструктивной схемы.
Использование геометрического метода пропорционирования Ле Корбюзье даёт такую силу их «пластического излучения», что вокруг отдельных скульптур и групп образовываются зоны особого воздействия на человека. Любая архитектурно-ландшафтная композиция несёт важное и действенное средство психологической терапии. Наряду с фазами расслабления (релаксации), отрабатываются и фазы концентрации (усиления) мысленных функций, развивающие способность сосредоточения умственного процесса. Парк, сквер, зелёный уголок, дворец, усадьба, все элементы которых сочленены единым ритмическим «узором» и подчинены одной и той же пропорции, способствуют усилению концентрации внимания, если пропорциональный ритмический каркас подходит биоритмическому каркасу человека.
А это расширяет биотерапевтический эффект и интеллектуально-творческий потенциал. Первое способствует физиологическому оздоровлению тела, а второе -укрепляет жизненный тонус и повышает трудовую, творческую и духовную активность. «Создавая состояние психологической комфортности, мы вступаем в резонансный контакт с пространством архитектурного объекта, проникаемся ожиданием чего-то желанного, чего-то очень нужного, важного, заветного...» (И.П. Шмелёв).
Решение пространства, в том числе декоративно-пластического, по законам «Золотого сечения», применяя геометрические графики пропорций «Модулора» Ле Корбюзье, даёт большое поле для размышлений и поиска скульптору, архитектору, дизайнеру ландшафта на уровне начального замысла. Умение превратить все элементы архитектурно-ландшафтного пространства в пластическую повесть, вызывающую у зрителя ассоциации, связанные с извечными понятиями и, рассчитывая на воображение и знания, каждый раз артистически обыграть изобразительность и гибкость мышления зрителя. Определение таких задач при проектировании и решении архитектурно-ландшафтных декоративно-пластических композиций с акцентированием внимания на последовательно раскрываемой теме всего ансамбля даёт положительную реакцию воздействия архитектурно-ландшафтного пространства на человека.
УДК: 635.055:504.753:712.253(477.75)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР В ЛАНДШАФТНОЙАРХИТЕКТУРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
Мамедов Т.С., Гюльмамедова Ш.А.
Институт Дендрологии НАН Азербайджана, email: [email protected]
При озеленении парков, садов, скверов и улиц, для создания различных композиций, наряду с древесно-кустарниковыми растениями, использование цветочных культур имеет большое значение. Цветники являются неотъемлемой частью зелёного строительства. Для оформления цветников используются однолетние и
многолетние цветочные растения, которые высаживаются на клумбах разнообразной формы. Ни один участок не может обойтись без необыкновенного мира цветов. Они не только украшают нашу жизнь и радуют глаз, но также могут служить композиционным средством, оформляющим участок, подчёркивающим в нём главные детали - вход в дом, дорожки, водоём, уголок отдыха. Самое главное, чтобы созданная вами композиция из цветущих растений была декоративна весь сезон - с ранней весны до поздней осени. Этого можно добиться подбором определённых видов и сортов растений, цветущих длительное время или сменяющих друг друга.
Многообразие цветочных растений и богатство их красок дают возможность создавать разнообразные цветочные композиции, добиваясь при этом не только сочетания в них большого количества тонов и оттенков, но и создавая их с преобладанием одной окраски. В последнее время в озеленении, при создании композиций в условиях Азербайджана, наряду с древесно-кустарниковыми растениями, широко используются новые, интродуцированные из различных стран и местной флоры однолетние, двулетние, многолетние, луковичные и клубневые декоративные травянистые растения. Многие декоративные цветочные композиции прошлых лет не подходят к новым сооружениям, формам современных городов, поэтому должны быть созданы новые композиции в стиле ландшафтной архитектуры. Композиции должны соответствовать местным условиям и создаваться в национальной форме.
В настоящее время в Азербайджанской республике, особенно в г. Баку, для озеленения парков, садов, скверов, созданных вокруг новых мостов, дорог, жилых и промышленных зданий, используемые декоративные растения нуждаются в обогащении новыми видами и сортами. В связи с этим, с целью обогащения разнообразия декоративных видов и сортов растений, используемых в озеленении республики, создания научными методами различных форм композиций, в Институте Дендрологии Национальной Академии Наук Азербайджана, в лаборатории «Ландшафтной архитектуры» проводится научно-исследовательская работа.
Институт Дендрологии, занимающий территорию 12 га, является прекрасным образцом садово-паркового искусства Апшерона. Дендрарий был создан в стиле ландшафтного парка, и коллекции растений являются национальным и мировым достоянием. Здесь в течение многих десятилетий собраны уникальные коллекции растений из различных семейств, родов, видов, форм, сортов декоративных древесно-кустарниковых и травянистых растений, которые используются в современной ландшафтной архитектуре. Целью научно-исследовательской работы является интродукция декоративных растений из зарубежных стран и местной флоры в условия Апшерона, изучение их биоэкологических особенностей и использование этих растений для создания в парках, садах, скверах различных форм композиций в стиле ландшафтной архитектуры.
В научно-исследовательской работе на открытом участке Института Дендрологии были подготовлены гряды, внесены минеральные и органические удобрения и посеяны семена различных видов и сортов цветочных растений, например, анютины глазки, гвоздика «Свит Чери», крупноцветковая петуния, декоративный амарант, многоцветковый подсолнечник, гайлардия грандифлора, китайская астра «Аполлония», гацания «Кисс Роза», бронзоволистный георгин, василёк «Синие капли», тянь-шаньский гелихризум, рудбекия «Данвер Дейзи», китайская астра «Шанхайская роза», узколистная цинния, георгина и т.д. После образования всходов для определения динамики роста растений и фенологических фаз развития с начала и до конца вегетации через каждые 10 дней были проведены наблюдения, изучены биоэкологические особенности цветочных культур. На территории Дендрария и на различных участках г. Баку из исследованных растений созданы композиции
регулярного стиля в виде геометрических форм и ландшафтного или пейзажного стиля в виде оригинальных форм. В композициях были учтены биоэкологические и декоративные особенности растений. При проведении научно-исследовательской работы после высыхания надземной части растений семена были собраны и сохранены в ящиках до следующего сезона посева. При проведении научно-исследовательской работы были использованы различные методики. Морфологические особенности вегетативных органов изучены по методикам И.Т. Васильченко и И.Г. Серебрякова, морфология корневой системы - по методике В.А. Колесникова.
Для красивого и здорового роста цветочных растений на участке должна быть создана оптимальная экологическая среда. При оформлении садов, парков основными экологическими факторами являются вода, почва, свет, температурный режим и воздух. При создании озеленения на основе ландшафтной архитектуры агротехнические работы являются одним из важных особенностей для проведения комплексных мероприятий. Каждый год в созданных композициях однолетние растения сменяются другими однолетними растениями, а многолетние растения остаются. В центре композиции посажены высокие, в основном вечнозелёные деревья и кустарники, а по краям низкие, многолетние и однолетние травянистые растения. В композиции растения были выбраны так, чтобы их цветение проходило одновременно или вместо отцветших растений зацветали другие растения, обеспечивая постоянное цветение. В композиции растения сочетаются друг с другом по высоте, цвету и форме. В композициях были использованы одиночные, групповые, рядовые посадки, массивы, живые изгороди, бордюры и т.д. Основные части композиции были расположены в центре, в хорошо видимых зонах. В композициях были использованы и горшечные растения. В научно-исследовательской работе из металлической оправы были созданы фигуры «Сердце», «Полумесяц», «Лопата», «Звезда» и т.д, на них поставлены горшки из различных видов декоративных растений. Были созданы композиции из нескольких ярусов. В композициях использованы и вьющиеся растения.
В последнее время при создании цветников большое внимание уделяется луковичным и клубневым растениям. К таким растениям относятся гиацинт, тюльпан, нарцисс, гладиолус, лилия и т.д. Луковичные и клубневые растения отличаются высокими декоративными качествами, красивым, ранним цветением, простотой культуры и широко применяются для оформления цветников в многолетних клумбах, рабатках, бордюрах, газонах, на балконах и приусадебных участках, как отличный срезочный материал для букетов. При умелом и внимательном подборе сортов и видов можно иметь цветущие луковичные растения в течение значительной части года, особенно ранней весной и осенью, когда ощущается острый недостаток в цветах. В научно-исследовательской работе изучены биоэкологические особенности голландских, местных видов и сортов луковичных, клубневых растений и использованы при создании композиций.
Проведенной в Институте Дендрологии научно-исследовательской работе впервые в условиях Апшерона разработаны научные основы создания цветочных композиций и их использования по декоративным качествам, времени цветения, а также определена их устойчивость к экологическим факторам. Было выявлено, что интродуцированные из различных стран и местной флоры декоративные травянистые растения хорошо адаптируются в условиях Апшерона, являются перспективными и рекомендуются для использования при создании различных композиций в оформлении парков и садов.
С каждым днём ландшафтная архитектура Азербайджана всё больше развивается, в различных городах, районах, на площадях, улицах, парках, скверах, садах, вокруг промышленных объектов и учебных заведений создаются красивые, устойчиво-декоративные цветочные композиции. Мы надеемся, что ландшафтная
архитектура, ещё больше развиваясь, и в дальнейшем будет способствовать созданию красоты в Азербайджане.
УДК 581.522.4:502.75(477.60)
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКЦИИ РОЗАРИЯ ДОНЕЦКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА
Михайлов Р.Е.
ГУ ДБС «Донецкий ботанический сад», e-mail: [email protected]
Во второй половине прошлого века в Донецке была поставлена задача сделать город миллиона роз, и она была успешно решена. Даже сейчас в условиях войны внимание к культуре роз в озеленении города не ослабевает. Донецкий ботанический сад как интродукционный центр растений принимает участие в этом процессе, увеличивая и подбирая адаптированный ассортимент роз. Экспозиция «Розарий» Государственного учреждения «Донецкий ботанический сад» начала формироваться в 1972 году, когда были высажены экземпляры первых пяти сортов. На протяжении последующих лет коллекция постоянно пополнялась новыми сортами и на текущий момент составляет 209 сортов роз. Кроме того, в саду имеются коллекции природных видов шиповника, насчитывающие 15 местных видов и около 30 видов из других регионов.
Такие сортогруппы современных садовых роз, как гибриды розы Мойези, гибриды розы Мускусной, гибриды розы Ругоза, гибриды розы Вишурана на данный момент не представлены в коллекции розария ГУ ДБС. Среди старинных садовых роз в коллекции присутствуют только гибриды розы мультифлора и гибриды розы ремонтантной.
Из 13 сортогрупп современных садовых роз, выделяемых по последней классификации роз Американского общества розоводов (2000 г.), в коллекции присутствуют все, кроме гибридов розы Мойези, розы мускусной и розы Ругоза, в то время как старинные садовые розы представлены лишь двумя сортогруппами: гибриды розы мультифлора и розы ремонтантной. Наиболее многочисленная сортогруппа в коллекции - это чайно-гибридные розы, составляющие 48% от общего числа сортов и значительно превалирующие над остальными сортогруппами; следующими идут розы флорибунда (21%) и плетистые крупноцветковые розы (14%). Также стоит отметить неравномерность структуры коллекции по признаку аромата цветка: всего около 26% составляют сорта с сильным характерным запахом, в то время как преобладают сорта со слабым или отсутствующим запахом (55%). Ещё одной особенностью коллекции является очень малое количество сортов, выведенных селекционерами стран СНГ: всего 7 сортов, что составляет 3% коллекции розария, причем среди них отсутствуют представители таких распространенных сортогрупп, как плетистые крупноцветковые и миниатюрные розы.
В последнее время возрастает тенденция к повсеместным попыткам возрождения культур старых садовых роз ввиду некоторых особых качеств, которыми они обладают, например раннего цветения (начинается в мае у большинства групп), хорошей морозоустойчивости (розы Альба) или наибольшим показателем махровости среди всех роз (центифольные розы).
Некоторые сорта старинных роз способны выдержать климатические условия Донбасса и при создании надлежащих условий произрастания, возможно, процветать в них:
Розы Альба: Alba Semi-plena.