УДК 343.3 Быков Ю.А., Цыганков Л.В.
Быков Ю.А.
студент Института государства и права Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
Цыганков Л.В.
студент Института государства и права Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Аннотация: в работе обращается внимание на актуальность проблемы противодействия коррупции. Исследуются возможности использования цифровых технологий в сфере противодействия коррупции. Определяются перспективные направления развития цифровых технологий в сфере противодействия коррупции.
Ключевые слова: цифровые технологии, коррупция, противодействие, преступность, закон.
В современный период развития общественных отношений проблема противодействия коррупции продолжает оставаться актуальной, что подтверждается статистическими данными о количестве осужденных лиц, зарегистрированных преступлениях и т.д. Регулярно в средствах массовой информации публикуются сообщения о произведенных задержаниях взяткодателей и взяткополучателей. Данные сообщения свидетельствуют об активности правоохранительных органов в борьбе с коррупционными преступлениями. Вместе с тем, количество коррупционных фактов не снижается, а лишь усложняется возможность их выявления, в связи с тем, что
передача незаконного вознаграждения должностным лицам за выполнение соответствующих действий принимает все более завуалированные формы. На изменение коррупционной преступности оказывает влияние, в том числе развитие общественных отношений, достижение науки и техники. Показательным в данном случае является пример, связанный с получением взятки в виде криптовалюты руководителем следственного органа М. Тамбиевым в размере более 2718 биткоинов (7,3 млрд руб.) [1].
В Российской Федерации происходит активная цифровизация различных сфер жизни, что является следствием реализации государственной политики, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [2]. К примеру, внедряются современные комплексы распознавания лиц, идентификации граждан по отпечаткам пальцев, системы «Безопасный город». Данные цифровые технологии позволяют обеспечивать безопасность населения на территории России, а также противодействовать совершению преступлений, а также в кратчайшие сроки осуществлять их раскрытие.
В данном случае, сфера противодействия коррупционным преступления не является исключением. Ранее нами указывалось, что со стороны государства обращается пристальное внимание по борьбе с вышеуказанным явлением, что, безусловно, осложняется противодействием со стороны преступных элементов, обуславливающих необходимость внедрения и использования передовых технологий.
В целях противодействия коррупционной преступности необходимо уменьшение человеческого фактора в принятии соответствующих решений, на которые может оказывать должностное лицо. Одним из перспективных направлений, которое позволило снизить количество коррупционных фактов в сфере безопасности дорожного движения, а также увеличить число регистрируемых нарушений Правил дорожного движения, является внедрение автоматических комплексов фиксации нарушений Правил дорожного движения
(превышение скорости, нарушение разметки, неиспользование ремня безопасности). Указанное внедрение средств видеофиксации позволило увеличить количество фиксируемых административных правонарушений водителями транспортных средств, в связи с чем произошло повышения доходов в соответствующие бюджеты от уплачиваемых штрафов. Замена цифровыми комплексами сотрудников ГИБДД, фиксирующих административные правонарушения, позволило не только увеличить вышеуказанные показатели, но и снизить число коррупционных фактов, совершаемых должностными лицами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Использования цифровых комплексов в постоянном режиме позволяет многократно повысить эффективность работы в обеспечении безопасности дорожного движения, а также увеличить соответствующие поступления в бюджет. Полагаем, что внедрение вышеуказанных систем является положительным примером и требует дальнейшего развития на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем возможным обратить внимание на проблему, которая приобрела актуальность в последнее время, а именно противодействие незаконной миграции на территории Российской Федерации. На проблему противодействия преступлениям, совершаемыми мигрантами неоднократно обращали внимание Президент Российской Федерации, Председатель Следственного комитета России, а также иные должностные лица, что свидетельствует об актуальности противодействия данному явлению. Согласно статистическим данным Иностранцы в России за восемь месяцев 2024 года совершили более 26 тыс. преступлений. Практически втрое выросло число преступлений, совершенных лицами, которые незаконно находятся на территории России, - с 2 880 до 8 059. По данным СКР, за 2024 год число «преступных посягательств» со стороны трудовых мигрантов возросло с 5 868 до 9 708, а преступлений приезжих, получивших гражданство менее десяти лет назад, - с 7 до 11 тыс. При этом количество тяжких деяний возросло на 12% [3].
Одной из причин незаконной миграции в Российской Федерации является коррупция, что подтверждается приговорами в отношении сотрудников правоохранительных органов ответственных за контроль в сфере миграции. К примеру, «занимая должность начальника отдела Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, в период с февраля 2019 года по июль 2020 года М. получил через посредника взятки в виде денег, за незаконные действия в пользу взяткодателя, которым он в силу должностного положения может способствовать, то есть за организацию незаконной миграции. Так, за полученное незаконное вознаграждение он организовал в УВМ ГУ МВД России по Московской области принятие в отношении 7 граждан, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, незаконных решений об отмене решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, принятого с учетом несоответствующих действительности сведений, содержащихся в поддельных документах, получая за каждый факт денежные средства в сумме 100 тыс. рублей» [4].
Цифровые технологии противодействия коррупции получают свою реальную эффективность лишь при условии комплексности и системности. Так, к примеру, бытовая коррупция в системе высшего образования имеет тенденции сокращения в связи с повсеместным внедрением системы «Антиплагиат», а в сочетании с обязательностью размещения выпускных квалификационных и курсовых работ в открытом доступе коррупционный фактор сводится к показателям близким к нулю. В этом смысле цифровые средства проверки авторства произведения позволили обеспечить прозрачность и публичную проверяемость результата обучения, что, с одной стороны, создает угрозу аннулирования неавторского диплома выпускника и, следовательно, признание недействительным его квалификации с последующий потерей права осуществлять профессиональную деятельность. С другой стороны, требование к оригинальности дипломной работы многократно повышает теневые цены на услуги по их написанию преподавателями и многочисленными предпринимателями, помогающими студентам за плату.
Реагирование рынка теневых образовательных услуг на подобную систему цифрового контроля посредством повышения стоимости подобных работ ведет к недоступности для большинства студентов таких услуг, значительно сокращая объемы бытовой коррупции, но искоренить проблему не может: те студенты, которые не могут написать работу, соглашаются и на высокие цены.
Другой пример: перевод системы госзакупок в электронную форму https://zakupki.gov.ru, определенную в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стал лишь первым этапом внедрения цифровых форм контроля за организацией бюджетных расходов. Формирование политики открытых публичных торгов на электронных площадках сформировало прозрачность финансовых расходов бюджетных денежных средств и механизм их общественной подконтрольности. В то же время, как отмечает ряд исследователей, данное решение неполноценно для контроля, исключающего коррупционное вмешательство в процессы заключения государственных и муниципальных контрактов, и возникает необходимость использования цифровых технологий «Big Data», которая делает все закупки не только прозрачными, но и при использовании смарт-контрактов используемыми без возможности теневого вмешательства в ценообразование [5].
В сфере противодействия незаконной миграции законодателем уделяется значительное внимание, в частности, устанавливается уголовная ответственность за ее организацию, повышаются требования к иностранным гражданам, въезжающим на территорию России для осуществления трудовой деятельности. Полагаем, что перспективным направлением использования цифровых технологий в целях противодействия коррупционной преступности в сфере миграции является автоматизации процесса от момента въезда иностранного гражданина в Россию до получения соответствующих разрешительных документов на осуществления трудовой деятельности. Автоматизированный комплекс позволит исключить принятия решений
человеком, а будет строиться лишь на алгоритмах, позволяющих принять на основе анализ документов, данных независимое и объективное решение.
Таким образом, обобщая характеристику векторов развития цифровых антикоррупционных технологий, следует отметить, что во-первых, коррупция является комплексным, многофакторным явлением, что обуславливает необходимость адекватного системного ответа в форме комплексной правовой политики, институционализирующей сложную системы цифрового противодействия данному криминогенному явлению. Во-вторых, цифровые технологии позволяют реализовать ранее недоступные в публичном управлении и правовом регулировании организационные, стимулирующие, ограничительные меры, эффективность которых принципиально выше традиционных методов антикоррупционной политики. В-третьих, очевидно, что развитие информационных технологий противодействия коррупции, отдельные проекты их успешного внедрения в реальную правовую жизнь общества, позволяет ставить сегодня вопрос о разработке соответствующей концепции развития цифровых технологий по противодействию коррупции. В-четвертых, развитие системы цифровых технологий противодействия коррупции актуализирует вопрос разработки новых криминалистических методов, позволяющих как интерпретировать Big Date, выделяя из массивов информации признаки коррупционных отношений, так и определять конкретные параметры, характер данных для сбора и последующей обработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Экс-следователю вынесли приговор за самую большую взятку в истории России // https://w.rbc.ru/sotiety/08/10/2024/6704f99b9a79475102e1f136;
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;
3. СКР: в 2024 году преступность среди нелегальных мигрантов выросла почти втрое // https://w.kommersant.ru/doc/7197764;
4. За организацию незаконной миграции и получение взяток осужден бывший сотрудник Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/mass-media/news?item=84755190;
5. Косян Н.Г., Милькина И.В. Блокчейн в системе государственных закупок // XE-Management. 2019. № 1. С. 33-41;
6. Противодействие преступлениям в цифровом пространстве // Противодействие преступлениям в цифровом пространстве // https://elibrary.ru/item.asp?id=54373782&selid=54373790
Bykov Yu.A., TsygankovL.V.
Bykov Yu.A.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
Tsygankov L.V.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF ANTI-CORRUPTION
Abstract: the work draws attention to the relevance of the problem of combating corruption. The possibilities of using digital technologies in the field of combating corruption are studied. Promising directions for the development of digital technologies in the field of combating corruption are determined.
Keywords: digital technologies, corruption, counteraction, crime, law.