этапе тандем может сыграть ведущую роль в формировании фонетических навыков, в постановке произношения и восприятия иностранного языка на слух. На более продвинутом этапе метод тандем помогает скорректировать возможные ошибки в изучении иностранного языка, сформировать дискурсивную компетенцию - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи.
На любом этапе изучения иностранного языка тандем-метод является эффективным способом формирования социокультурной компетенции - знания культурных особенностей носителя языка, его привычек и традиций, норм поведения и этикета и умения их понимать и использовать в процессе коммуникации, а также социолингвистической компетенции - способности выбирать и использовать подходящие языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения.
В качестве вспомогательного метода при изучении иностранного языка в Вузе метод тандем помогает восполнить пробелы в составляющих коммуникативной компетенции. Также происходит процесс применения усвоенных знаний на практике.
Список использованной литературы: 1. https://kitaphana.com
© Бердиев В.К., 2024
УДК 372.881.161.1
Махаматаминова Д.Б.
Студент 4 курса филологического факультета Научный руководитель: Ашимова С.Ж.
Старший преподаватель кафедры русского языка и литературы
Филологического факультета МКТУ г.Туркестан, РК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
Статья посвящена проблеме использования цифровых образовательных ресурсов с визуальной информацией на уроках русской литературы. Цифровые образовательные ресурсы играют все более важную роль в современном образовательном процессе. Они позволяют сделать обучение более интересным, наглядным и эффективным, повышая мотивацию и вовлеченность учащихся.
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает учащимся самостоятельно подготовиться к урокам литературы, выполнять домашнее задание, подготовить презентации, выполнить проекты по русской литературе, читать и слушать произведения писателей и поэтов, видеоуроки и т.п.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, визуальная информация, урок русской литературы, эффективность, интернет.
На современном этапе развития науки и техники существует множество цифровых образовательных ресурсов, которые помогают учителям и учащимся изучать программные материалы по русскому языку и литературе. По этим предметам в интернете можно найти огромное количество различных ресурсов.
ЦОР по русской литературе предлагают интерактивные уроки, аудио- и видеоматериалы, интерактивные картины, адаптированные тексты с аудиоподдержкой, которые позволяют учащимся визуализировать и лучше понять литературные произведения, жизнь и творчество поэтов, писателей. На ЦОР также могут быть представлены анимации, игры и т.д.
ЦОР по русской литературе могут содержать тесты, викторины, игровые задания, которые помогают учащимся закреплять пройденный материал. Использование цифровых образовательных ресурсов формируют развивают аналитические и критические мыслительные навыки учащихся, способствуют улучшению их читательской грамотности, повышает эффективность уроков и многое другое.
Все цифровые образовательные ресурсы по степени сложности технологического процесса их разработки и необходимых ресурсов можно разделить на две категории: ЦОР, создание которых требует профессионального владения техническими и программными инструментами и проводится, как правило, коллективом разработчиков, включая создателей педагогического и технологического сценариев, дизайнеров, программистов и т.д., и ЦОР, разработку которых учитель может осуществить собственными силами с помощью персонального компьютера (и даже смартфона), используя относительно несложные и бесплатные программные средства [1, с.29]
К 1 категории ЦОР относятся уроки российской электронной школы https://resh.edu.ru/, казахстанского образовательного портала https://bilimland.kz/. Уроки РЭШ построены на интерактивных заданиях, играх, которые вовлекают учащихся в активный процесс обучения. Платоформа РЭШ подстраивается под индивидуальный темп и стиль обучения каждого ученика, предлагая персонализированные задания и рекомендации. Уроки РЭШ содержат разнообразные мультимедийные материалы, такие как видеолекции, анимации, инфографика, что способствует лучшему усвоению материала учащимися. Уроки РЭШ разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами РФ и охватывают все темы школьной программы. Уроки РЭШ активно используются и казахстанскими учителями русского языка и литературы, так как творчество русских классиков изучаются и на уроках русской литературы в казахстанских школах.
Казахстанский портал https://bilimland.kz/ содержит образовательные материалы, ориентированные на казахстанскую школьную программу и национальные образовательные стандарты. Портал доступен на казахском, русском и английском языках, что обеспечивает доступность образования для учащихся разных этнических групп. Портал предлагает аудиохрестоматию на русском языке. В аудиохрестоматии есть разделы по древнерусской литературе, русской литературе XVШ-XX вв., мировой литературе, литературе Казахстана. Для учащихся выпускных классов есть онлайн-тренажер по русской литературе для подготовки к Единому национальному тестированию.
Использование системы порталов позволяет более эффективно организовать работу педагогов, поскольку на порталах собраны и систематизированы наиболее востребованные ресурсы. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и методическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Интернет [2, с.87].
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) с визуальной информацией на уроках русской литературы предоставляет педагогам широкий спектр возможностей для повышения эффективности и привлекательности учебного процесса. Визуальная информация может быть представлена в различных форматах:
- изображения (фотографии, рисунки, схемы) - помогают наглядно проиллюстрировать литературные произведения, познакомить учащихся с портретами писателей и поэтов, показать места, связанные с их творчеством;
- видеоролики (художественные фильмы, документальные фильмы, видеоинтервью) - позволяют учащимся увидеть экранизации произведений, познакомиться с творческой биографией писателей,
посетить виртуальные музеи и выставки;
- презентации - используются для наглядного представления учебного материала, могут включать текст, изображения, видео и интерактивные элементы;
- инфографика - наглядно представляет сложные литературные понятия и концепции, помогает учащимся лучше понять и запомнить материал;
- виртуальные экскурсии - позволяют учащимся посетить музеи, исторические места и другие объекты, связанные с русской литературой, не выходя из класса.
ЦОРы по русской литературе позволяют учащимся более эффективно изучать произведения и развивать навыки анализа и понимания текстов, а также привносят элементы интерактивности и визуализации, что делает учебный процесс более интересным и доступным. Ниже приводим некоторые ЦОР по русской литературе, которые можно успешно использовать на разных этапах современного интерактивного урока.
1. Литературная карта https://litmaps.ru - платформа с интерактивной картой литературных мест России с информацией о литературных памятниках, музеях, памятных датах и маршрутах.
2. Литературное наследие http://lib.ru/ - электронная библиотека с классическими произведениями русской литературы. Здесь есть возможность скачивания книг и чтения онлайн.
3. Аудиокниги на сайте https://audioknigi.club/ - тут представлены аудиоверсии литературных произведений для развития навыков аудирования, литературные произведения в исполнении профессиональных актеров и чтецов.
4. Литературный портал «Русская классика» https://russianclassics.info/ - информация о русских классиках, их биографиях и произведениях, анализ и интерпретация произведений, статьи и обзоры.
Как отмечено выше, есть 2 категории цифровых образовательных ресурсов. Помимо них учителя также самостоятельно могут разрабатывать цифровые образовательные ресурсы при помощи платформ и приложений. Такими платформами и приложениями могут быть:
1. "LeamingApps" http://learningapps.org - на этой платформе можно создавать и использовать интерактивные упражнения для изучения русского языка и литературы.
2. "Zentation" http://www.zentation.com - платформа для создания презентаций, где можно объединить слайды с видео.
3. "WordArt" https://wordart.com/ - платформа для создания облак слов для визуализации ключевых понятий и терминов урока.
В зависимости от тем, потребностей и целей обучения можно выбрать подходящие ресурсы для работы в классе, самостоятельного изучения или подготовки к другим видам занятий, экзаменам и др.
Эффективное использование ЦОР с визуальной информацией на уроках русской литературы предполагает соблюдение следующих рекомендаций:
- подбирать ЦОР, соответствующие целям и задачам урока, уровню подготовки учащихся и их возрастным особенностям;
- использовать ЦОР целенаправленно, встраивая их в структуру урока и организуя работу учащихся с ними;
- активизировать учащихся в работе с визуальной информацией, задавая вопросы, организуя обсуждения и творческие задания;
- обеспечивать техническую поддержку и обучение учащихся использованию ЦОР;
- оценивать эффективность использования ЦОР с визуальной информацией и вносить необходимые коррективы в процесс их применения.
Использование ЦОР с визуальной информацией на уроках русской литературы способствует повышению мотивации учащихся, развитию их наглядно-образного мышления, формированию целостного представления о литературных произведениях и эпохах.
При выборе цифровых ресурсов для использования на уроках русской литературы следует учитывать следующие критерии:
- соответствие целям и задачам урока: ресурс должен соответствовать образовательным целям и задачам конкретного урока и способствовать достижению планируемых результатов обучения;
- соответствие уровню подготовки учащихся: ресурс должен быть адаптирован к уровню подготовки учащихся и соответствовать их возрастным особенностям;
- качество контента: ресурс должен содержать достоверную, актуальную и изложенную в доступной форме информацию;
- разнообразие форматов: следует использовать ресурсы различных форматов (текстовые, аудиовизуальные, интерактивные), чтобы удовлетворить различные стили обучения учащихся.
- техническая совместимость: ресурс должен быть совместим с техническим оборудованием, используемым в образовательном процессе.
При выборе цифровых ресурсов для уроков русской литературы необходимо также учитывать специфику предмета. Выбирать ресурсы, которые специально разработаны для преподавания русской литературы и содержат материалы, связанные с литературоведческим анализом, историко-культурным контекстом и творчеством писателей. Немаловажным фактором является использование ресурсов из авторитетных источников, таких как образовательные учреждения, библиотеки и музеи. Перед использованием ЦОР на уроке учителю необходимо просматривать и оценивать ресурсы, чтобы убедиться в их качестве и соответствии учебным целям.
Цифровые образовательные ресурсы можно использовать на разных этапах урока в соответствии с дидактическими целями: при объяснении нового материала, при закреплении и самостоятельной работе, при итоговом повторении и т.п.
Эффективный выбор цифровых ресурсов для уроков русской литературы позволит педагогам разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию учащихся и улучшить результаты обучения.
Список использованной литературы:
1. Ознобихина М.С., Хеннер Е.К. Информационные технологии в образовании. Практикум. Пермь, 1922. С.29.
2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы и практические приложения: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. С.87.
3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2023-2024 учебном году» - Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2023. С.24.
© Махаматаминова Д.Б., 2024
УДК 8
Ходжагулыев Я.
Преподаватель института Телекоммуникации и Информатики Туркменистана
Ишангулыев Д.
Преподаватель института Телекоммуникации и Информатики Туркменистана АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ТВОРЧЕСТВА МАХТУМКУЛИ ПИРАГИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация
Махтумкули Пираги - выдающийся туркменский поэт и мыслитель, чье творчество оказывает