SCIENCE TIME
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Федорова Наталия Григорьевна, Институт развития бизнеса и стратегий СГТУ им. Гагарина Ю.А., г. Саратов
E - mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам педагогики и психологии учебного процесса среднего профессионального образования и Высшей Школы Российской Федерации. В целях формирования у студентов практических навыков владения профессией автор предлагает ввести в учебный процесс тренинги.
Ключевые слова: тренинг, разминка, упражнение, фасилитация, мини-лекция.
В последние годы в Российской Федерации большую популярность получают различные виды тренингов [3]: навыковые, психотерапевтические, социально-психологические, бизнес-тренинги. Они используется не только для получения слушателем новой информации, но и развития профессиональных навыков специалистов. Большой методологический опыт проведения данных занятий не используется в учебных программах как среднего профессионального образования, так и Высшей Школы. Многие выпускники не умеют использовать набранные теоретические знания на рабочем месте. Работодателю приходится тратить время, материальные средства на повторное обучение набранного персонала.
На наш взгляд, подготовка будущих менеджеров, коммерсантов, продавцов, юристов с использованием тренингов поможет разрешить данную коллизию. В качестве примера мы разработали тему: «Активные продажи: защита прав потребителя», рассчитанную на 2 занятия по 1,5 часа в аудитории не более 20 человек.
Таблица 1
Различные виды тренингов
№ ВРЕМЯ ТЕМА КОММЕНТАРИИ, ДЕЙСТВИЯ
1 10.0010.10 Начало тренинга Преподаватель объясняет правила тренинга.
2 10.2010.30 Разминка «на кон -такт», пробудить желание участника быть активным в тренинге Упражнение «Воздушный шар» [1,47].
3 10.3011.30 Тема: «Способы защиты прав потребителей» Используя метод фасилитации [4], участники вспоминают ситуации, когда покупка товара привела к негативным последствиям - 2 мин. Мини-лекция на тему: «Внесудебная и судебная защита прав потребителя» - 15 мин. Ролевая игра, инсценировка неудовлетворенного покупкой потребителя: возврат денег, обмен товаров, сдача товара на ремонт. Аудитория делится по 2 человека: покупатель -продавец. Каждый из них без предварительного обсуждения придумывает аргументы для защиты свой позиции. Анализ ролевой игры, поведения каждого участника.
4 11.3011.45 Кофе-пауза или перемена
5 11.4512.00 Разминка «на интерес» для подготовки аудитории к восприятию новой информации Упражнение «Газета» [1,51].
продолжение таблицы 1
6 12.0013.00 Завершение темы: «Способы защиты прав потребителей» Используя метод фасилита-ции, опрос участников об их отношении к дистанционной продаже товаров - 2 мин. Мини-лекция на тему: «Особенности продажи товаров дистанционным способом» - 15 мин. По методу Уолта Диснея [2] участники делятся на 3 группы: мечтатель, критик, реалист для обсуждения темы: «открытие бизнеса электронной торговли». Мечтатель предлагает разнообразные, даже нереальные варианты ведения этого вида торговли. Критик анализирует ценность идей, находит ошибки и идентифицирует слабые места в предыдущих предложениях. Реалист занимает трезвую и прагматичную позицию и предлагает как структурировать, спланировать работу и определяет какие шаги нужны для реализации решений проблемы. Обсуждение проблемы длится до тех пор, пока решение не будет найдено.
7 13.0013.15 Окончание тренинга Подведение итогов тренинга, запись домашнего задания: составить претензию и исковое заявление учащимися по придуманной фабуле.
SCIENCE TIME
Литература:
1. Завьялова Ж., Фарба Ел., Каденильяс - Нечаева Ел., Авдюнина М. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. // Пособие для практикующего бизнес-тренера [Электронный ресурс]. - URL: http://akademiki.biz/dir452/ Razminki.pdf
2. Метод Уолта Диснея // Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Метод_Уолта_Диснея
3. Тренинг // Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Тренинг
4. Фасилитация. Что такое фасилитация? Фасилитация как услуга [Электронный ресурс]. - URL: http://www.training-partner.ru/fasilitaciya-chto-takoe-fasilitaciya-fasilitaciya-kak-usluga#.VKblVZ_pUdU