УДК 37.022 Алькафафи А.М., Егинчибаева А.М., Мухамадеева Р.М.
Алькафафи А.М.
с.н.с. кафедры иностранных языков Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)
Егинчибаева А.М.
преподаватель кафедры финансов Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)
Мухамадеева Р.М.
к.т.н., доцент кафедры профессионального обучения Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Казахстан)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: основной тенденцией в образовании является комфортное состояние всех участников процесса обучения. Педагогический коллектив должен испытывать благоприятное самочувствие в процессе образовательной деятельности и своим примером мотивировать учащихся на творчество. В статье рассматриваются возможности и необходимость включения различных цифровых технологий в образовательный процесс и трехмерных технологий, в частности.
Ключевые слова: тенденции образования, искусственный интеллект, образовательная среда, эмоциональное благополучие.
Важнейшим аспектом развития качественного процесса обучения является благоприятная среда образовательного процесса. Поддержание
положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях способствует благоприятной атмосфере в классе [1].
В настоящее время все учебные заведения сталкиваются с проблемой необходимости перехода от преподавания к обучению. Необходимо преобразование не только образовательного процесса, но и действующего носителя накопленных знаний и навыков — преподавателя.
Темпы внедрения новых технологий разрушили монополию преподавателей на знания. У любого учащегося есть возможность найти не только информацию, но и целый курс дисциплины с большим разнообразием методов и методик подачи.
3D-технологии в образовании — это современный тренд, который позволяет существовать в виртуальной реальности учащемуся. Преимущества использования 3D-технологий, это высококачественные учебные материалы, которые экономят время на объяснение сложных понятий.
Использование STEM для изучения традиционно сложного предмета, как физика, позволяет гораздо быстрее понять законы Ньютона. Если ребенок сам включает анимацию и монтирует фильм о падающем яблоке, то ему не нужно объяснять понимание закона всемирного тяготения, он самостоятельно открывает для себя этот закон [8].
STEM (science, technology, engineering, math) — программа обучения, объединяющая занятия по естественным наукам, технологиям, инженерии и математике. Иногда к аббревиатуре добавляется буква A (arts) — искусство, гуманитарные науки. Подход этого направления образования основан на сочетании теоретических и прикладных навыков. Например, добавление занятий по искусству к урокам по науке и математике может помочь всем ученикам лучше понять предметы STEM. И это улучшает креативность — полезный навык для любого учебного предмета [2].
Сегодня передовые трехмерные технологии позволяют реализовать самые смелые идеи в домашних условиях. Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью сферы образования, предоставляя новые возможности для
улучшения процесса обучения и способствуя развитию интеллектуальной активности студентов. Игрофикация может стать в десятки раз эффективнее, если использовать трехмерные технологии [5].
Исследовательская работа по определению уровня внедрения трехмерных технологий в образовательный процесс проводилась с использованием статистического анализа публикаций и, в большей степени, методом опроса с использованием 3KL (рус. Moodle) — электронной обучающей среды.
Анкетирование проходило в ходе семинара по повышению квалификации. Количество участников составило 200 человек, разного возраста, с разным опытом преподавания и языками обучения. В результате работы с группами учителей преподавателей высшей школы в рамках проведения курсов повышения квалификации «Цифровизация в образовании Казахстана» (январь 2024 года) были выявлены такие тенденции, как геймификация (геймификация) и блокчейн.
Появление онлайн-обучения, технологического образования и геймификации невозможно без использования программ трехмерного моделирования. Внедрение искусственного интеллекта, больших данных, облачных технологий, Интернета вещей, мобильного обучения и виртуальной реальности потенциально может обогатить геймифицированное обучение [6]. Благодаря использованию баллов, наград и таблиц лидеры, обучающиеся, становятся более программными на уроках и с большими возможностями хотя бы участвуют в них в будущем [8].
Геймификация увеличивает шансы практического применения образовательных концепций, поскольку побуждает учащихся использовать свое воображение для решения проблем или выполнения задач. Геймифицированные практики превращают учителей в тренеров, которые дают детальное представление о практическом применении предмета [7].
Использование игр в процессе обучения используется повсеместно в начальной школе. Для развития творческого мышления, для визуализации
необходимо умение работать в таких программах, как Blender, SolidWorks, CATIA, КОМПАС 3D, а потребность в блокчейне появилась благодаря цифровизации. Технология блокчейн представляет собой механизм записи информации для авторизации и сохранения интеллектуальной собственности.
В заключении можно сделать вывод: Анкетирование является наиболее простым методом мониторинга образовательной системы и поэтому его реализация стала источником оценки современных учителей и преподавателей высшей школы. Главным и первым вопросом анкеты был вопрос: Есть ли у вас собственное цифровое портфолио?
Анализ ответов позволяет сделать вывод о недостаточном уровне владения цифровыми технологиями. Разбивка по образовательным программам продемонстрировала лидерство преподавателей, в первую очередь владеющих иностранными языками (переводческое дело, учителя иностранных языков).
Разбивка по возрастным группам позволяет сделать вывод о перспективных предпочтениях молодых преподавателей и их понимании современных тенденций. При задании того же вопроса о цифровом портфолио в лидеры вышла самая молодая аудитория, что выглядит достаточно гармонично. Удивил низкий процент в средней группе преподавателей, что говорит об определенной «классической окостенелости».
Интеграция цифровых технологий в современное образование не только обогащает опыт учащихся и способствует более эффективному обучению, но и развивает навыки, необходимые для успешной адаптации в цифровую эпоху. Это помогает выпускникам быть готовыми к быстро меняющемуся миру и решать сложные задачи с помощью современных инструментов [8].
Что касается учителей, то требуется человек, который не только обладает профессиональными знаниями преподавателя, но и имеет современные навыки использования цифровых технологий и соответствует современным тенденциям в образовании, чтобы направлять, показывать и поддерживать учащегося в процессе обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Hardiman M.M., JohnBull R.M., Curran D.T. and Shelton A. Effects of arts-integrated learning on memory for science content. Trends in Neuroscience and Education, March 2019, 14, pp. 25-32;
2. University of Houston. The arts can help you become a better STEM student. https: //w. sciencedaily. com/releases/2013/12/131203091633. htm;
3. J. Andreessen, J. Sandberg, Where is education going and what about AI. International Journal of Artificial Intelligence in Education, 10(2) (1999), pp. 130-150;
4. H.S. Lee, A. Pallant, S. Priputnevich, T. Lord, M. Mulholland, O.L. Liu, Automated text scoring and customized real-time feedback: supporting the revision of scientific arguments related to uncertainty. Science Education, (3) (2019), pp. 590-622;
5. Mukhamadeyeva R.M.. Mukhamadeyev T.M., Mukhamadeyeva I.A. Structural and Logical Approach to the Introduction of Dual Training in Vocational and Technical Education System of the Republic of Kazakhstan. Indian Journal of Science and Technology. - Vol. 8(S10), DOI: IPL0805. - 2015. - Р. 239-246;
6. Хамитов Р.М. Цифровизация образования и ее аспекты. Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30771 (дата обращения: 26.02.2024).
7. Маркова В. Д. Цифровизация образования: проблемы и перспективы. // Информатизация образования и науки. 2019. Том 3. С. 38-47;
8. Казакова А. А. Цифровизация образования: вызовы и возможности // Инновационные результаты социальных, гуманитарных и экономико-правовых исследований: сборник конференции, 2023. С. 23-32. URL: https://apni.ru/article/6917-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-vizovi-i-vozmozh;
9. Mukhamadeуev Igor, Modern trends in education. Proceedings of the 5th International Scientific Conference «Research Reviews» (March 1, 2024). Prague, Czech republic, 2024. Р. 205-212
Alkafafi A.M., Eginchibaeva A.M., Mukhamadeyeva R.M.
Alkafafi A.M.
Senior researcher of the Department of Foreign Languages Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov (Kokshetau, Kazakhstan)
Eginchibaeva A.M.
Lecturer of the Department of Finance Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov (Kokshetau, Kazakhstan)
Mukhamadeyeva R.M.
PhD, Associate Professor of the Department of Professional Training Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov (Kokshetau, Kazakhstan)
USE OF THREE-DIMENSIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Abstract: the main trend in education is the comfortable state of all participants in the learning process. The teaching staff should experience a favorable state of health in the process of educational activity and motivate students to be creative by their example. The article discusses the possibilities and necessity of including various digital technologies in the educational process and three-dimensional technologies in particular.
Keywords: educational trends, artificial intelligence, educational environment, emotional well-being.