ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ ПРИ СОВРЕМЕННОМ
ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
А. Т. Лялькина, ст. научный сотрудник кафедры математики
и теоретической механики МГУ им. Н.П. Огарева,
и
I
О.Ю. Щербакова, студентка V курса математического факультета
МГУ им. Н.П. Огарева
В последнее время для контроля знаний и умений учащихся все чаще стали использоваться тесты. Широко обсуждается вопрос о внедрении в школьный курс метода тестирования для итогового контроля на выпускных экзаменах в 9-х и 11-х классах.
Имеется много разработок тестовых заданий для уроков по математике, алгебре и геометрии. Так, тесты по математике для 5-го класса предложены в нескольких вариантах в публикациях Л. Мигиной: Тестовые задания.
5 класс//Математика: еженедельное приложе-
Многие учителя, учащиеся и студенты ние к газете «Первое сентября» (далее:
обращаются к нам за консультациями по вопросам проведения тестирования. В ответ на эти многочисленные просьбы мы даем краткий анализ уже имеющихся работ по этой проблеме. Заметим, что в пос-
Математика). 2001. № 29. С. 10 С. 12-
14; №30.
- 16; Задания с выбором // Математика.
2000. № 9. С. 21 - 24; № 10. С. 23 - 26.
Тесты по математике для 6-го класса по темам «Координаты точки на прямой»,
леднее время публикаций по проведению «Модуль числа», «Сложение и вычитание
тестирования появилось довольно много.
Вопросы комплексного использования тестовых технологий: их цели и функции, разновидности, формы проведения, методы обработки и оценки результатов рассматриваются в книге А.В. Романова «Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе» (Чебоксары, 1998).
Об истории использования тестов и их применении в социологических исследованиях приводятся сведения в работе
B.C. Аванесова «Тесты в социологическом исследовании» (М., 1982).
Методике разработки и проведения тестовых заданий посвящены материалы следующих “ '' " л ^ “
положительных чисел» представлены в статье: Задания с выбором ответа. 6 класс // Математика. 2000. № 11. С. 9 - 14.
Итоговые тесты для 5 - 6-х классов даны в статье: Азевич А.И. Итоговые тестовые работы по математике в 5.— 6 классах // МвШ. 2001. № 3. С. 25 - 36.
Разноуровневые тесты, предназначенные для организации самостоятельной работы учащихся при повторении материала за курс 6-го класса и систематизации знаний в начале 7-го класса, разработаны Я. Бродским и А. Павловым: Бродский Я., Павлов А. Повторим математику. Тесты. 7 класс // Математика. 1999. № 33. С. 20 - 26.
Четырехвариантные тесты, соответ-
верка уровня усвоения знаний // Матема- ствующие учебнику А.Г Мордковича тика в школе (далее: МвШ). 1994. № 4. «Алгебра 7», представлены в серии статей
А. Серебрякян «Тесты по алгебре. 7 класс» (Математика. 2001. № 2. С. 3 - 6; № 3.
С. 50 - 55; Корчевский В.Е., Салимжа- С. 6 - 10; № 4. С. 26 - 32).
С. 49 - 51; Он же. Тесты - в практику преподавания математики // МвШ. 1996. № 6.
нов P.M. Приемы составления тестовых за-
даний//Мвф. 1995. №2. С. 41 -43;Федо-
ров Е.Б. Контрольный тест - анализы // МвШ. 1991. № 3. С. 27 -29; Он же. Тест-тренинг?/ МвШ. 1993. №3. С. 39-43.
Теоретические и практические тесты по темам «Начальные геометрические сведе-
Ъ
ния», «Смежные и вертикальные углы», «Треугольники», «Окружность», «Параллельные прямые», «Соотношения между
А.Т. Лялькина, О.Ю. Щербакова, 2001
ГГ”
і ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
сторонами и углами треугольника» даны в публикации: Птичкина Л. Тесты по алгебре. 7 класс // Математика. 2000. № 11. С. 3 - 8.
Разноуровневые тесты «Квадратные
работе с ними даны в публикации Е. Кондру-шенко «Тесты по стереометрии. 10 класс» (Математика. 2000. № 2. С. 22 - 24).
Итоговые тесты для учителей, рабо-
неравенства», «Системы квадратных нера- тающих по учебнику «Алгебра и начала
венств», «Решение неравенств методом анализа» под редакцией А.Н. Колмого-
интервалов» разработаны В.А. Кривовой рова, представлены у А.И. Азевич (Азе-
(Кривова В.А. Разноуровневые тесты в вич А.И. Итоговые тестовые работы по
обучении решению неравенств // МвШ. алгебре и началам анализа // МвШ. 2000.
1998. № 2. С. 23 - 27). №10. С. 10 - 1 7), а итоговые тесты ба-
Итоговый тест по геометрии за 8-й класс зового уровня для 10-го и 11 -го классов - у
представлен Л. Меркуловой (Меркулова Л. Я. Бродского (Бродский Я. Тесты по ма-
Итоговый тест по геометрии.8 класс // Ма- тематике. 10, 11 кл. // Математика. 2000.
тематика. 2000. № 38. С. 4).
Тестовые задания по темам «Призна-
№ 10. С. 19-22).
Тест за курс стереометрии в 2 вариан-
ки равенства треугольников», «Сумма уг- тах дан в работе Л. Меркуловой «Геомет-
лов треугольника», «Четырехугольники», «Теорема Пифагора», «Подобие фигур», «Площади фигур» даны в следующем исследовании: Мищенко Т.М. Тестовые задания по геометрии для 7-9 классов // МвШ.
2000. № 8. С. 20 - 31.
рия в заданиях» (Математика. 2000. № 44. С. 13 - 15).
Однако разработок тестов для внеурочных занятий по математике очень мало (Федоров Е.Б. Тест-тренинг// МвШ. 1993. № 3. С. 39-43; Лялькина А.Т., Панкраш-
Система итоговых тестов, ориентирован- кина Н.Ю. Организация индивидуальной
ная на учебники «Алгебра 7», «Алгебра 8» и «Алгебра 9» под редакцией С.А. Теляковс-кого, разработана А.И. Азевич (Азевич А.И.
Итоговые тестовые работы по алгебре в 9 классе // МвШ. 1999. № 2. С. 9 - 14; Он же.
Итоговые тестовые работы по алгебре в 7 -
8 классах // МвШ. 1999. № 6. С. 23 - 33).
Итоговый тест по алгебре для 9-го клас- кованы в сборниках «Тесты» (М., 1997;
са в 7 вариантах предложен Ж. Барыльни- 1998; 199°; 2000). Весьма полезны для
ковой в статье «Тесты с выбором ответа, учителя пособия для подготовки к Все-
деятельности учащихся //МвШ. 1997.№6.
С. 29-31).
Прекрасным дидактическим средством в проведении внеурочных занятий являются тесты по математике, содержащие варианты заданий для централизованного тестирования, которые опубли-
9 класс» (Математика. 2000. № 8. С. 8 - 11).
Тесты по темам «Логарифмы. Свойства логарифмов», «Логарифмическая функция», «Логарифмические уравнения и системы
российскому тестированию, в которых по каждой теме приводится краткий обзор теоретических сведений, включенных в тесты, детально разбираются решения
уравнений», «Логарифмические неравен- некоторых заданий и даются 20 задач с
ства», «Цилиндр, конус, шар», «Поверхности и объемы тел» разработаны С. Ляли-
ответами для самостоятельного решения (Пособие по математике в помощь участ-
ной (Лялина С. Активизация обучения с никам централизованного тестирования /
помощью тестов//Математика. 2001. № 18. Т.Т. Королева, Е.Г. Марканян, Ю.М. Ней-
С. 1 -3;№22. С. 3-7).
По темам «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве», «Перпендикулярность прямых и плоско-
ман. М., 1999; 2000).
Нами разработана система многовариантных разноуровневых тестовых заданий для факультативных занятий, примеры не-
стеи в пространстве»тесты и рекомендации по которых из них приведены ниже.
ТЕСТ .V* 1
ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЕРИОДОВ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Для каждой фун
Л7Л(5.Г+ )
1.^ = 3
9 вычислите и отметьте соответствующий ей период а) - и).
2. у - $іп 2х + tg
3 у = соя 2х $/"/?
X
3
Зх 2 х
4. >- = селу 3х 5. у = /о£2 (2со.у(Зх~ 240) - 1) , 6. у = *-/и —+ 5со5 —
7. у = 2^--4^2х 8_ у _ е»(4.<-з) 9. у = со£ —+ /£ *
7
Л
5
Ответы
4 5
а) Т = - б) Т = 40л- в) Г
2л
Т
г)Т = ^~ а)Т = 1п е) Г = 6л
К
Ж) Т = 2л- 3) Г = 24л И) т =
2
Г 2 3 4 5 6 7 8 9
г ж е а в 3 д и б
ТЕСТ № 2
Для каждой функции 1 - 9 вычислите и укажите соответствующий ей период а)-и)
х 2х
1 у = С05 — + tg-----------------Ь 5//7 Зх
4 3
2. у = сол 2х
+
. 4х
ят
3
5х _ х 3 у = соя —- - 2 /& —
3 4
4 у = ЗСО5(3г-2)8т(у-450)
X X
5. у = 1Щ- +сов-
6. у = 1п(б1п (2х + 36°) + ^ 4х)
7. У
. 2х X
37А7 5 /е — 8
Л
'к.+1 Зх
8. у = е - tg —
c^g{ +2) Зд*
9. у = 2 9 + 1о§2(зт—)
4
а) Т
3 л
У
г) Т = 72л-ж) Т = 6тг
б) Г = 10л
Д) Г = 24л-
з) Т = 35л-
в) Т
л
е) Г = 20л-и) Г = 12л-
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
д а и ж б в е 3 г
ТЕСТ № 3
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
МЕТОДОМ ПОДСТАНОВКИ
Для каждого уравнения 1.1 -1.8, подберите соответствующую подстановку 2.1 - 2.8 и систему уравнений 3.1 -3.8, к которой приводится уравнение после подстановки. Решите системы 4.1 - 4.8 и укажите окончательный ответ 5.1 - 5.8.
и + V
х + х
и + V
и + у
и + V
и + V
Вид уравнения
1.1
Подстановка
2.1
Вид
системы
3.1
Корни
системы
Ответы
4.1
5.1