ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ
УДК 37:372.8
Е. Г. Пьяных
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МАГИСТРАНТАМИ
Дистанционное обучение становится одной из основных технологий при работе с магистрантами. Рассмотрены ключевые особенности использования виртуальной обучающей среды Moodle в обучении магистрантов. Обосновывается выбор технологии, приводятся рекомендации по использованию различных элементов курса в Моо-dle. Проводится анализ особенностей работы с магистрантами в условиях интенсификации обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов с учебным материалом.
Ключевые слова: магистрант, комбинированное обучение, Moodle, интерактивные формы обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают интенсификацию обучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов с учебным материалом. При этом передача большего объема информации студентам не снижает требований к качеству знаний. Напротив, вводится новый оценочный критерий - компетенции [1, 2].
С другой стороны, уменьшается доля занятий, предполагающих теоретическое освоение дисциплин. Так для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», стандарт предусматривает «не более 20 % аудиторных занятий лекционного типа» [3]. Происходит смещение акцента в обучении с преподавания на учение как самостоятельную систематическую деятельность студентов в образовании, сопровождаемую преподавателем.
Это приводит к необходимости совершенствования педагогических технологий. Что подразумевает внедрение активных и интерактивных форм обучения (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций), а также более интенсивное использование информационно-коммуникационных технологий.
Опыт работы кафедры информационных технологий ФМФ ТГПУ показывает, что эффективным инструментом внеаудиторной работы студентов является виртуальная обучающая среда МооШе. Она позволяет обеспечить студентов необходимым учебным, учебно-методическим и практико-ориентированным материалом, предусматривает различные формы контроля и коммуникации студентов с преподавателем, между собой.
Оправданно использование МооШе при работе с магистрантами [4]. Специфика магистрантов заключается в том, что группы имеют неоднородную структуру по возрасту
и уровню подготовки. Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны, это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны, квалификация «магистр» приравнивается к квалификации выпускника вуза. В настоящее время в большинстве своем магистранты - это не «вчерашние» выпускники со «свежими» знаниями, а работающие специалисты, окончившие вуз и 5, и 25 лет назад. Особенностью данной категории студентов является временной разрыв между получением первого и второго высшего образования, а также недостаток свободного времени, так как большинство совмещает учебу с работой. Кроме того, интеграция России в мировую образовательную среду приводит к тому, что среди магистрантов высок процент иностранных студентов из ближнего и дальнего зарубежья.
Все это приводит к необходимости выравнивать знания до начала изучения нового материала, предусматривать возможность индивидуальной образовательной траектории в контексте отдельной дисциплины. Организация учебного материала в среде Moodle позволяет преодолеть эти факторы. По сути, применяется комбинированное обучение, которое состоит из нескольких этапов: дистанционное изучение теоретического и практического (при необходимости) материала; очные занятия, как правило, направленные на освоение практического материала и разбора проблемных вопросов; контроль, как очный (экзамен, зачет), так и дистанционный [5, 6].
При работе в среде Moodle от студентов не требуется каких-либо существенных затрат, так как для работы с материалом подходит любой компьютер, любая операционная система, браузер. Требуется лишь подключение к Интернету для выхода на сайт дистанционного обучения. Происходит значительная экономия личного времени, поскольку работа с учебным материалом и выполнение заданий можно осуществлять самостоятельно в любое удобное время. Использование планшетов еще больше повышает свободу студентов в выборе места и времени для обучения.
Почему для работы выбран именно Moodle? Во-первых, это свободное, кроссплатфор-менное, русифицированное программное обеспечение, распространяющееся по лицензии GNU GPL. Модульная архитектура позволяет легко расширять систему в зависимости от потребностей преподавателей. Разворачивается среда на сервере вуза, что позволяет полностью ее контролировать. Moodle предлагает разнообразные формы представления учебного материала и удобные инструменты контроля.
На наш взгляд, для представления теоретического материала удобен такой элемент курса, как лекция. «Лекция выделяется как основная форма обучения. Основное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающегося ориентиры для самостоятельной работы над курсом» [7]. Однако, как мы отмечали ранее, новые стандарты сокращают количество занятий лекционного типа. Представление теоретического материала в виде лекции в Moodle - это экономный способ получения в общем виде основ знаний, способствующих активизации познавательной деятельности на практических занятиях. Инструменты среды позволяют разбить лекцию на отдельные смысловые блоки и каждый блок заканчивать вопросами. В случае неправильного ответа на вопросы учащийся может быть возвращен в любой раздел лекции. Можно регулировать количество попыток, предоставляемых для работы с лекцией. Все это позволяет реализовать нелинейный принцип работы с материалом.
Отсутствие вербального контакта компенсируется на очных занятиях, когда по ходу обучения преподаватель выясняет проблемы в усвоении теоретического материала, проводит коррекцию и расставляет акценты на особо важных вопросах. За счет того, что посредст-
вом дистанционного курса студенты имеют возможность заранее познакомиться с материалом, аудиторное время используется более эффективно.
Экономить аудиторное время позволяет и текущий контроль знаний, проводимый на этапе дистанционного обучения в виде тестов и решения ситуационных задач. При этом тесты могут использоваться не только как форма контроля, но и как тренажер, так как Moodle позволяет регулировать количество попыток прохождения теста, оценивать каждую попытку.
Мощным инструментом обучения является такой элемент курса, как «Глоссарий». Работая с глоссарием, студенты могут добавлять комментарии к определениям, создавать и формировать список определений. В процессе создания курса можно связывать слова в курсе с его определением в глоссарии. По записям в глоссарии проводится поиск, и их можно просмотреть в различных режимах. В рамках одного курса может быть создано несколько глоссариев - главный и вторичные (его могут редактировать обучающиеся). Задание, связанное с составлением студенческого глоссария, хороший инструмент контроля, так как позволяет оценить понимание студентами изученного материала и умение выделить главное.
Moodle может быть использован и для реализации интерактивных форм обучения, что сегодня является актуальным. Например, такой элемент курса, как Wiki, делает возможной совместную групповую работу над учебными материалами, в том числе и в аудиторное время. Сама по себе технология Wiki была специально создана для коллективной разработки, хранения, структуризации информации (в основном гипертекста) путем взаимодействия пользователя с веб-сайтом. Любой участник курса может редактировать wiki-статьи. Используя инструментарий Wiki, студенты работают вместе над редактированием одной wiki-статьи, обновлением и изменением ее содержания. Редактор, встроенный в Wiki, позволяет вставлять в текст статьи таблицы, рисунки и формулы. При коллективной работе преподаватель, используя функцию «История», может отследить вклад каждого участника в создание статьи и оценить его.
Использование инструментальной среды Moodle позволяет проще решать различные трудности, которые возникают в процессе обучения, так как всегда доступна двусторонняя связь между студентом и преподавателем. Для этого служит такой элемент, как форум, посредством которого студенты могут консультироваться с преподавателем, обсуждать вопросы между собой.
Проводимый нами опрос показал высокий интерес к описанной форме организации учебного процесса и со стороны самих магистрантов.
Таким образом, использование дистанционных технологий, в частности Moodle, при работе с магистрантами позволяет решать такие проблемы, как разноуровневость начальных знаний, невозможность систематического посещения аудиторных занятий, выбор собственного режима обучения. Используемые инновационные технологии в совокупности с традиционными педагогическими методами позволяют оптимизировать образовательный процесс и дают дополнительные инструменты управления учебным процессом, оценки его качества.
Список литературы
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал
«Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 01.10.2014 г.).
2. Румбешта Е. А., Гельфман Э. Г., Ревякина В. И. и др. Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции // Вестн.
Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 2 (4б). С. 165-168.
3. ФГОС ВПО 050400 «Психолого-педагогическое образование» от 16 апреля 2010 г. № 376 // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm376-1.pdf (дата обращения: 11.09.2014 г.)
4. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 210-214.
5. Пьяных Е. Г, Немчанинова Ю. П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрантами в области естественно-научного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 257-260.
6. Степанова О. А. К проблеме развития познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 65-67.
7. Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 37-40.
Пьяных Е. Г., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.10.2014.
E. G. P'yanykh
THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH CANDIDATS FOR MASTER'S DEGREE
Distance learning is becoming one of the key technologies while working with masters. Examines the key features of using a virtual learning environment Moodle in teaching masters. The choice of technology, provides guidance on the use of various elements of the course in Moodle. Analyses the features of work with masters in conditions of intensification of training and increase of the role of students' independent work with the material.
Key words: candidate for master's degree, combined teaching, Moodle, interactive forms of learning.
References
1. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya [Key competencies -a new paradigm of modern education]. Internet-zhurnal «Eydos» - Internet journal «Eydos», 2006. 5th May. URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm (accessed 01 October 2014) (in Russian).
2. Rumbeshta E. A., Gel'fman E. G., Revyakina V. I., etc. Sovremennyy uchitel': podgotovka, opyt, kompetentsii [Contemporary Teacher: Training, Experience, Competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, no. 2 (46), pp. 165-168 (in Russian).
3. FGOS VPO 050400 «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovaniye» ot 16 aprelya 2010 g. № 376 [FGOS VPO 050400 «Psychological and Pedagogical Education» from April 16, 2010, № 376]. Ofitsial'niy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF - The Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. URL: http://edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm376-1.pdf (accessed 11 September 2014) (in Russian).
4. Osetrin K. E., P'yanykh E. G. Informatsionnye tekhnologii v organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [Information Technology in the Organization of Students' Independent Work]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 13 (115), pp. 210-214 (in Russian).
5. P'yanykh E. G., Nemchaninova Yu. P. Smeshannoe obuchenie kak effektivnaya forma raboty s magistrantami v oblasti estestven-no-nauchnogo obrazovaniya [Mixed learning as an effective form of work with the master of natural science education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 7 (122), pp. 257-260 (in Russian).
6. Stepanova O. A. K probleme razvitiya poznavatel'noy samostoyatel'nosti studentov vuza [On the problem of cognitive self-sufficiency of university students]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 65-67 (in Russian).
7. Politsinskiy E. V., Rumbeshta E. A. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti studentov na lektsionnykh zanyatiyakh [Activation of students' cognitive activity at lectures]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 6 (108), pp. 37-40 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]