ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
А.С. Гусейнова, студент
Балашовский институт (филиал) Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Балашов)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11557
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос использования современной технологии виртуальные туры на уроках иностранного языка. Целью исследования является изучение преимуществ интеграции данной технологии в учебный процесс для формирования коммуникативной, языковой и межкультурной компетенций. В статье даётся сравнение цифровых технологий с виртуальными турами, в результате которого было выяснено, что технология 3D экскурсий значительно превосходит по основным достоинствам видеоролики, фотографии, презентации. Автор приходит к выводу, что технология виртуальные туры является эффективной формой учебной деятельности, способствующей развитию мотивации к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: технология виртуальные туры, коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция, культурно-историческое наследие, иностранный язык.
С наступлением XXI века заметно возросла роль Интернет технологий в образовании [1, с. 166]. Интернет быстрыми темпами вошел в систему образования и активно применяется при обучении иностранному языку [2, с. 90]. В настоящее время глобальная сеть Интернет дает возможность получить любую необходимую информацию в процессе обучения, так как возможности пользования сетью чрезвычайно огромны [3].
Актуальность данного исследования состоит в том, что применение технологии виртуальные туры при обучении иностранному языку способствует формированию иноязычной коммуникативной, языковой и межкультурной компетенций личности, что определяется тенденциями развития современного общества в сфере образования. Материалом для исследования послужили работы отечественных методистов: Васильевой Н.Н. [1], Гальско-вой Н.Д. [2]; авторские методики и разработки ученых-психологов и педагогов: Леонова А.А. [8], Богородицкой В.Н. [3], Дмитриевой Е.И. [4].
Коммуникативная компетенция - это актуальная на данный момент проблема в методике обучения иностранным языкам. Данная компетенция позволяет достигнуть
практического результата в овладении иностранным языком. Западным лингвистом Деллом Хаймсом было предложено наиболее точное понятие данной компетенции, предполагающее, что основной целью коммуникативной компетенции является не просто знание языка, а умение использовать его в речи [3]. Д. Хаймс утверждал, что человек, изучающий иностранный язык, способен конструировать грамматически правильные предложения, которые совершенно не подходят конкретной ситуации общения. Иными словами, сформулированное Д. Хаймсом понятие «коммуникативной компетенции» подразумевает, что при овладении иностранным языком знание отдельных лексических единиц и способность правильно формулировать предложения недостаточно, следует уметь использовать их в подходящий момент для достижения определенной коммуникативной цели.
Перед обучающимися в процессе овладения коммуникативной компетенцией возникает проблема - отсутствие возможности нахождения в стране изучаемого языка [4, с. 311]. Использование аутентичных материалов имеет большое значение, позволяет лучше ознакомиться с бытом и жизнью народа через понимание иноязыч-
ного текста и анализа иллюстраций к нему. Приобщение к культурно-историческому наследию страны изучаемого языка является одной из важных задач, так как способствует формированию мотивации к знакомству с ценностями народа-носителя иностранного языка. То есть, необходимо подобрать верные методы и приемы обучения, которые позволят создать реальные и воображаемые ситуации коммуникации на иностранном языке.
Современные УМК по предмету «Английский язык» насыщены различной страноведческой информацией. С помощью данной информации обучающиеся могут лучше ориентироваться в стране изучаемого языка. Данный материал также способствует тому, что обучающиеся, ознакомившись с содержанием, имеют возможность понять имеющийся уклад жизни носителей языка. На страницах УМК можно найти письма «иностранным друзьям», различные вывески, афиши, рекламные объявления, меню иностранных заведений [5, с. 96].
Вместе с этим обучающимся важно дать наглядное представление о жизни, традициях, ценностях, обычаях и языковых реалиях англоговорящих стран. Для реализации этой цели могут служить учебные виртуальные туры, их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики «представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...» [6, с. 35]. Виртуальный тур является мультимедийным способом представления окружающей нас действительности [6, с. 34]. Виртуальные туры считаются одними из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, так как они позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии и создают у зрителя полную картину окружающего пространства. Данная технология относительно новая, ее интеграция в учебный процесс происходит постепенно. Появление, активное развитие и внедрение цифровых технологий в учебный процесс облегчило данную задачу.
Если сравнивать виртуальные туры с видео, презентациями или обычной серией фотографий, то следует отметить главное достоинство предложенной информационной технологии - интерактивность. Таким образом, обучающийся имеет различные возможности работы с данной технологией. Панорама позволяет зрителю окунуться в виртуальную реальность. Зритель способен приблизить или отдалить какой-либо объект, имеет возможность осмотреться по сторонам, подробно проанализировать отдельные детали интерьера исторического здания, увидеть панораму издалека, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, «пройтись» по отдельным помещениям. Темп виртуальной прогулки и порядок ознакомления с различными точками исторического наследия зритель вправе выбрать сам, это является несомненным достоинством данной технологии в учебном процессе. Иначе говоря, обучающийся способен обойти всё здание изнутри и даже осмотреть его снаружи, совершить виртуальное путешествие по историческому наследию, изучив всё в мельчайших деталях.
Изучая английский язык в качестве иностранного, обучающийся стремится изучить один из древнейших городов Европы - Лондон. Как известно, Лондон имеет удивительную концентрацию самых разных достопримечательностей, памятников истории и культуры: роскошные дворцы, исторические здания, башни, мосты, старинные церкви, аттракционы и музеи мирового уровня. Технология «виртуальные туры» способна предоставить возможность путешествия по историческим центрам древнейшего города. Различные виртуальные туры также имеют ряд отличительных особенностей: одни из них предоставляют дополнительный материал, включающий историю и познавательные факты о той или иной исторической конструкции. К примеру, визуально ознакомившись с Букингемским дворцом, обучающийся может воспользоваться ссылкой на описание, перейдя по которой получит
необходимую информацию на иностранном языке.
Межкультурная компетенция является важнейшим продолжением коммуникативной компетенции, так как использование виртуального тура на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для педагога и обучающихся в плане овладения иноязычной культурой, другими словами, происходит формирование межкультурной компетенции. Данная компетенция способствует развитию умения строить взаимовыгодный диалог с носителями языка на межкультурном уровне [8]. Визуальный ряд помогает в лучшем виде понять и закрепить фактическую информацию, а также языковые особенности речи в любом (конкретном) контексте. В сравнении с аудио или печатным текстом, содержащие различную образовательную, воспитательную, информативную и развивающую ценность, виртуальные туры имеют преимущество соединять в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Важно достичь той цели, которая направлена на то, что обучающиеся получают удовлетворение от участия в виртуальном туре именно через понимание языка, не только через завлекающий и интересный сюжет 3Б экскурсии.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе имеет ряд достоинств, касающиеся высокой наглядности учебного материала, а также огромного интереса и мотивации к изучению английского языка у обучающихся [7, с. 142]. Стоит отметить, что в процессе включения в учебную деятельность виртуального тура, у обучающихся развивается та мотивация, которая способствует удовлетворению от проделанной работы. Результатом данной мотивации является вера в свои силы и стремление к совершенствованию выработанных навыков и умений. Как уже было отмечено ранее, отличие виртуальных туров от обычных фотографий заключается в интерактивном характере просмотра. Это говорит о том, что зритель сам контролирует процесс при просмотре панорамной фотографии, к
примеру, видит только ту часть изображения, которая его интересует на данный момент, и при желании может оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или отдалить отдельные детали изображения. Обычная фотография не обладает перечисленными достоинствами. Данный факт говорит о том, что обучающийся отдаст предпочтение тому, что изучать интереснее и эффективнее. Процесс виртуального путешествия становится еще познавательнее, если обучающийся способен перемещаться между панорамами через активные зоны или пользуясь картой виртуального тура.
Виртуальные туры, как правило, оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, что говорит о безусловном достоинстве использования данной технологии при обучении иностранному языку [6]. Это означает, что данная технология может служить стимулом и усилением для создания дополнительной мотивации в учебно-поисковой и творческой деятельности в дальнейшем. Основное внимание должно быть акцентировано на формировании у обучающихся личностного отношения к увиденному. Достижение данной цели происходит лишь при систематическом применении виртуальных роликов на уроках иностранного языка, а также методически организованной демонстрации.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология виртуальные туры способствует интенсификации учебного процесса, позволяет создать благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и межкультурной) компетенции обучающихся. В настоящее время существует множество нестандартных форм работы педагога, которые активизируют внимание, а значит, и интерес обучающихся к иностранному языку. Однако, технология виртуальные туры является наиболее эффективной формой учебной деятельности, способствует активизации внимания, развивает мотивацию к изучению иностранного языка, помогает совершенствовать навыки аудирования и говорения.
Библиографический список
1. Камардина Ю.С. Веб-квест технология на уроках английского языка / Инновационные стратегии развития педагогического образования: Сборник научных трудов Тринадцатой Международной очно-заочной научно-методической конференции: В 2 ч. Ч. 1. -Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2017. - С. 166-168.
2. Камардина Ю.С. Технология разработки «web-квеста» при изучении английского языка // Научный журнал «Дискурс». - 2019. - №6 (32). - С. 90-96.
3. Горбенко Т.В. Использование технологии виртуальные туры на уроках английского языка. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/03/26/ispolzovanie-tekhnologii-virtualnye-tury-na (дата обращения: 24.11.2020).
4. Леонов А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Просвещение, 2003. - 314 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Аркти, 2004. - 192 с.
6. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет // ИЯШ. -1998. - №1. - С. 32-36.
7. Камардина Ю.С. Обучение чтению на уровне начального общего образования с использованием информационных технологий на уроках английского языка / Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. науч.-практич. конф. 29-30 марта 2017 г. г. Балашов / под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой [и др.]. - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 141-144.
8. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция: стратегии и техники ее достижения. -М.: Юнити-Дана, 2012. - 86 с.
THE USE OF VIRTUAL TOURS TECHNOLOGY IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
A.S. Guseynova, Student
Balashov Institute of Saratov State University
(Russia, Balashov)
Abstract. This article discusses the use of modern technology virtual tours in foreign language lessons. The aim of the research is to study the advantages of integrating this technology into the educational process for the formation of communicative, linguistic and intercultural competencies. The article compares digital technologies with virtual tours, as a result of which it was found out that the technology of 3D excursions significantly exceeds the main advantages of videos, photos, and presentations. The author comes to the conclusion that virtual tours are an effective form of educational activity that contributes to the development of motivation to learn a foreign language.
Keywords: virtual tours technology, communication competence, intercultural competence, cultural and historical heritage, foreign language.