Научная статья на тему 'Использование технологии веб-квеста на материале содержания учебных дисциплин химии и биологии в основной школе'

Использование технологии веб-квеста на материале содержания учебных дисциплин химии и биологии в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ / РОЛЕВЫЕ ГРУППЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова И. Л., Гашева Л. И.

В статье приводится описание образовательного веб-квеста для обучающихся 8-9-х классов «Биодобавки хорошо или плохо». Исследуется влияние использования технологии веб-квеста на развитие универсальных учебных действий обучающихся. Представлены результаты апробации технологии веб-квеста на уроках химии и биологии в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии веб-квеста на материале содержания учебных дисциплин химии и биологии в основной школе»

УДК 371.39:54; 371.39:57 Давыдова И. Л., Гашева Л. И.

Использование технологии веб-квеста на материале содержания учебных дисциплин химии и биологии в основной школе

Аннотация: В статье приводится описание образовательного веб-квеста для обучающихся 8-9-х классов «Биодобавки - хорошо или плохо». Исследуется влияние использования технологии веб-квеста на развитие универсальных учебных действий обучающихся. Представлены результаты апробации технологии веб-квеста на уроках химии и биологии в основной школе.

Ключевые слова: образовательный веб-квест, ролевые группы, универсальные учебные действия, сеть Интернет.

С 2015 года общеобразовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который направлен на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности [3].

Перед современной системой образования появились новые проблемы и задачи: поиск новых форм и видов деятельности в организации учебного процесса для формирования и развития универсальных учебных действий. Многие учителя в процессе обучения используют проектную технологию, исследовательскую деятельность, привлекая ресурсы сети Интернет. Но большое количество информации и всевозможные «риски» в Сети не только не упрощают процесс работы над проектами, но и усложняют его. Один из вариантов решений данной проблемы - это технология веб-квест. Интернет в данном случае является средством, которое делает учебный процесс более продуктивным, а работа учащихся превращается в творческий процесс.

Образовательный веб-квест ^еЬяиеБ^ -это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого исполь-

зуются информационные ресурсы Интернета. Как правило, это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов [5].

Использование квест-технологии в образовательном процессе позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении, а также формирует информационно-коммуникативные компетенции обучающихся и компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. При регулярном использовании квест-технологии в образовательном процессе формируются все группы УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Для использования данной технологии на уроках химии и биологии в основной

школе мы проанализировали образовательные веб-квесты, представленные в сети Интернет: «Вся правда о пищевых добавках» и «Химия и жизнь» для обучающихся старшей школы [1, 2]. Первый сайт не очень понятен, так как не полностью русифицирован, второй - межпредметный (охватывает такие дисциплины, как химия, биология, медицина, экономика), носит познавательный характер.

Рабочей группой учителей химии и биологии был разработан образовательный веб-квест для обучающихся 8-9-х классов: «Биодобавки - хорошо или плохо». Веб-квест краткосрочный. Рассчитан на шесть академических часов во внеурочное время: пять часов - выполнение заданий, 1 час - подведение итогов в виде заседания следственных групп, предусмотренных содержанием игры.

Для работы была определена цель - знакомство с видами биодобавок и их влиянием на организм человека. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить интернет-ресурсы по теме веб-квеста.

2. Классифицировать БАДы.

3. Выявить положительные или отрицательные стороны БАДов.

4. Установить влияние БАДов на организм человека.

Планируемыми результатами, получающими развитие при работе обучающихся с веб-квестом «Биодобавки - хорошо или плохо», являются следующие:

Регулятивные УУД: умение определять цель и задачи.

Познавательные УУД: навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах и представлять продукт своей деятельности.

Личностные УУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; самостоятельно

приобретать новые знания и практические умения.

Веб-квест разработан в форме сайта на платформе GOOGLE и размещен в сети Интернет. Получив адрес сайта веб-квеста, обучающиеся попадают на главную страницу, где знакомятся с его темой.

Образовательный веб-квест состоит из 5 этапов:

1. Краткое описание темы веб-квеста.

Открыв веб-страницу «Легенда», обучающиеся знакомятся с реальным или (чаще всего) вымышленным рассказом, задача которого - мотивация детей для прохождения веб-квеста.

Известный в медицинских кругах доктор Ватсон был приглашен японскими коллегами на конференцию по вопросам продолжительности жизни человека. Во время выступлений своих японских коллег доктор был неприятно удивлен тем фактом, что жители Страны восходящего солнца живут дольше всех в мире. Что за эликсир жизни применяют японцы для того, чтобы продлить свою жизнь? Выслушав доклады коллег, Ватсон пришел к выводу, что на продолжительность жизни жителей Японии большое влияние оказывают биологически активные добавки.

А так ли это?

Весьма озадаченный данным вопросом, доктор Ватсон по возвращении к себе на родину решил провести собственное независимое расследование. Для этого он создал четыре следственные группы по изучению БАДов.

2. Ознакомление следственных (ролевых) групп с заданиями веб-квеста.

Веб-квест предполагает проведение обучающимися группового исследования биологически активных добавок в соответствии с ролями: журналисты, менеджер по продажам, спортсмены, врачи.

• Журналисты - это люди, которые занимаются созданием и передачей информации в средствах массовой информации и коммуникации. Собирают и представляют информацию о БАДах.

«Журналисты» должны взять интервью у известного доктора Комаровского, изучить информацию по данному вопросу. Написать статью для СМИ и опубликовать на сайте.

• Менеджер по продажам - специалист, занимающийся торговой деятельностью. Суть работы - реализация товара.

Задача «(Менеджеров по продажам» - изучить статистику использования БАДов, доказать положительное влияние на организм человека. Продуктом работы группы является инфографика.

• Спортсмены - это люди, систематически занимающиеся определенным видом спорта и участвующие в спортивных соревнованиях. Являются ярыми сторонниками применения БАДов.

«(Спортсмены» должны изучить виды БАДов и их роль в жизни человека. Выводы по своей работе представляются в виде mind-map.

• Врачи-специалисты в области здравоохранения.

««Медики» рассматривают БАДы с медицинской точки зрения и выявляют положительные и отрицательные стороны данных веществ. Продукт работы группы -презентация.

Выбор ролей участников квеста - по интересам.

Основное задание для всех следственных (ролевых) групп - выявить положительное или отрицательное влияние БАДов на организм человека и создать продукты каждой ролевойгруппой.

Основной продукт веб-квеста - сборка познавательных материалов ««БАДы: ««за» и ««против».

3. Выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет.

Каждая ролевая группа переходит на свою страницу веб-квеста и выполняет задание.

4. Обсуждение результатов деятельности.

5. Подведение итогов проводится в виде заседания следственных групп, предусмотренных содержанием игры. Обучающиеся имеют возможность презентовать продукт своей деятельности и осознать значимость проделанной работы.

Система оценивания работы групп рейтинговая. Итог подводится по всей исследовательской группе. Максимальное количество баллов за веб-квест составляет 100. Каждая ролевая группа может набрать за выполненную работу 25 баллов. Количество полученных ролевой группой баллов зависит от грамотности и четкости выполнения поставленной задачи.

Работа группы оценивается по следующим критериям (за каждый критерий можно получить 0, 3 или 5 баллов):

1. Понимание задания

Максимальный балл при оценивании

данного критерия можно получить, если работа группы демонстрирует точное понимание задания. Средний балл - если при работе включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней, а также используется ограниченное количество источников. Группа набирает 0 баллов в случае, когда использовала материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме.

2. Выполнение задания

В данном критерии оценивались такие параметры, как аргументированность выводов, непосредственное отношение к теме используемого материала и его достоверность, грамотное цитирование источников.

3. Самостоятельная работа группы

При оценке работы группы учитывались четкость спланированной работы группы и ее самостоятельность.

4. Оформление работы

При оценивании данного критерия учитывалась грамотность выполнения работы с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии.

5. Защита работы

При защите работ оцениваются следующие параметры: аргументированность основных позиций, логичность композиции доклада, полнота представления в докладе результатов работы; эрудиция докладчиков, отражение межпредметных связей; владение грамотной речью, соблюдение регламента, удерживание внимания аудитории; умение отвечать на вопросы.

Если сравнивать уровень развития УУД обучающихся на начальном этапе и на заключительном, то можно сделать вывод, что один веб-квест высоких результатов не дает. В основном использование данного веб-квеста повлияло на увеличение количества обучающихся с высоким уровнем познавательных и коммуникативных УУД (на 10-13%).

Конечно, образовательный веб-квест -это новый вид деятельности для детей

При подведении итогов работы ролевых групп предусмотрена «политика опозданий»: задания выполняются и защищаются в строго установленные сроки. При несвоевременной сдаче работ снимаются штрафные баллы (до 5 баллов).

Рефлексия проводится по окончании заседания следственных групп в форме синквейна. Также каждая ролевая группа определяет самооценку.

Разработанный веб-квест «Биодобавки - хорошо или плохо» [4] был апробирован на группе обучающихся девятых классов (15 человек). С помощью наблюдений и тестов измерялись уровни развития УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных) на начальном этапе и после прохождения веб-квеста. Результаты представлены в таблице 1.

в процессе обучения, и говорить о том, что конкретно он повлиял на формирование тех или иных УУД преждевременно. Более достоверные результаты можно будет получить, если использование квест-технологии в образовательном процессе будет носить системный характер не только на уроках химии и биологии, но и по другим предметам.

Таблица 1

Уровень развития УУД обучающихся 9-х классов

УУД Начальный этап Заключительный этап

низкий средний высокий низкий средний высокий

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Познавательные: смысловое чтение 7 46,6 8 53,3 0 0 6 40,0 7 46,6 2 13,3

Регулятивные: целеполагание 5 33,3 9 60,0 1 6,7 5 33,3 8 53,3 2 13,3

Коммуникативные: речевая деятельность 4 26,7 10 66,6 1 6,7 4 26,7 8 53,3 3 20,0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Веб-квесты «Химия и жизнь» // URL: https://sites.google.com/site/vebkvesthimiaizizn11klass/ glavnaa-stranica/4-etap

2. Вся правда о пищевых добавках // URL: http://zunal.com/teacherspage.php?w=231661

3. Долгиева А. П. «Новый образовательный стандарт - новое качество образования» // URL: https://infourok.ru/doklad-noviy-obrazovatelniy-standart-novoe-kachestvo-obrazovaniya-754963.html

4. Образовательный квест «Биологически активные добавки» // URL: https://sites.google.com/ view/webkvest-biodobavki/главная

5. Шалимова Е. Н. Образовательный веб-квест - (webquest) - использование интернет-технологий на уроках английского языка // URL: http://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/66446-metodicheskaya-razrabotka-obrazovatelnyy-veb-kvest.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.