11. Роботов А. С. Директору школы о сотрудничестве с родителями. М.: СЕНТЯБРЬ, 2001.
12. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 416 с.
13. Гарбузов В. И. От младенца до подростка: размышления о развитии и воспитании ребенка. СПб.: РЕСПЕКС, 1996. 429 с.
14. Сластенин В. А. [и др.]. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
15. Еовалев С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
16. Выготский Л. С. Сборник сочинений. М., 1963.
17. Гребенников и. В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976. 40 с.
18. Гусейнова А. С. Психология и педагогика воспитания: как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка. М.: Ленанд, 2014. 320 с.
19. Божович Л. и. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
20. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
21. Еовалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
22. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 32 беседы по семейному воспитанию в школе. М.: Амрита-Русь, 2007. 156 с.
23. Сергеева В. П. [и др.]. Теоретические основы воспитания: учебник. М.: ИЦ Академия, 2010. 272 с.
24. Немов Р. С. Психология: учебник. Кн. 2: Психология образования. М.: Просвещение. 1995. 496 с.
25. Зайцев С. М. Все о воспитании детей. М.: Книжный дом, 2011. 576 с.
УДК 378.016
В. Э. Жигадло, М. А. Одинокая
использование технологии G suite в современном образовательном процессе технического вуза
V. E. Zhigadlo, M. A. Odinokaya. Usage of G suite Technology in Modern Educational Process in technical University
В статье обсуждается значимость технологии облачных сервисов G Suite for Education по сравнению с традиционными (оффлайновыми) технологиями обучения, позволяющей организовать продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, спланировать совместную работу, грамотно распределить ресурсы, обеспечить необходимыми инструментами для решения учебных задач. Авторами статьи представлено собственное видение структуры организации современного учебного процесса в тех-
In the article the importance of G Suite for Education technology than traditional (offline) technologies is considered. It allows organizing a productive interaction of all members of educational process, plan teamwork, literate allocates resources, provides tools of necessity for solving any educational problems. Aurthors' viewing of organization structure of learning process in technical university is presented. The article deals with the directions of advanced organization of educational process with usage of G Suite for
Валентин Эдуардович Жигадло — профессор Смольного института Российской академии образования (Санкт-Петербург), доктор технических наук, профессор.
Мария Александровна Одинокая — доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат педагогических наук, доцент. © В. Э. Жигадло, М. А. Одинокая, 2018
ническом вузе. Рассматриваются наиболее перспективные направления организации современного учебного процесса с использованием технологии облачных сервисов G Suite for Education в высшем техническом образовании в России. Анализируется техническая и психологическая готовность студентов к использованию технологии облачных сервисов G Suite for Education в современном образовательном процессе. В заключении определяется, что технология облачных сервисов G Suite for Education содержит огромный потенциал по их применению в учебном процессе вуза, который требует дальнейшего изучения, включая разработку программного и методического сопровождения. Выявлено, что возможности использования технологии облачных сервисов G Suite for Education в учебном процессе позволяют перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность студента в область формирования образовательной виртуальной среды, где происходит его саморазвитие и самообучение.
ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, технология G Suite for Education, учебный процесс, интерактивность, технический вуз
Еонтактные данные: в. Э. жигадло: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 59 | м. а. одинокая: 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
Education technology in technical university. The technical and psychological readiness of students to use G Suite for Education technology is analyzed. G Suite for Education technology contains enormous potential in educational application of university that should be investigated further and include software design and methodological support. It is established that the possibilities of the usage of G Suite for Education technology allow deemphasizing active pedagogical influence to emphasize the student identity in the virtual educational environment.
Keywords: information and communication technology, G Suite for education technology, educational process, interactivity, technical university
Contacts: V. E. Zhigadlo: Polyustrovskiy Ave 59, St. Petersburg, Russian Federation, 195197 | M. A. odinokaya: Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251
Применение современных технологий обучения привело к существенным изменениям в образовательном процессе высших учебных заведений и педагогике в целом. Современная система высшего образования РФ при реализации образовательных программ характеризуется использованием различных образовательных технологий, в том числе электронного и дистанционного обучения, как инструмента, что способствует повышению эффективности обучения. Об этом могут свидетельствовать принятая в 2013 г. Концепция развития единой информационной образовательной среды (ЕИОС) Российской Федерации [1], постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы „Информационное общество (2011-2020 годы)"» [2].
В настоящее время одним из развивающихся направлений, активно внедряемых в учебный процесс образовательных заведений по всему миру, в частности в России, являются облачные технологии. Под облачными технологиями понимаются технологии распределенной обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [3].
Идея использования облачных сервисов G Suite for Education в учебно-познавательной деятельности в российском образовании в последнее время привлекает внимание многих исследователей и преподавателей. Необходимость использования
облачных сервисов G Suite for Education обосновывается в работах О. О. Латипо-ва [4], К. В. Леварской [5], Л. В. Сардак [6], Ж. В. Смирновой [7], В. П. Тельнова [8], О. И. Чуйко [9], А. Ю. Шмотьева [10] и др. Вопросы использования облачных сервисов G Suite for Education в учебно-познавательной деятельности освещаются в работах зарубежных исследователей, в частности, M. Al-Amran, S. I. Malik [11], C. van Barneveld, C. Carr [12], S. Gabureanu, P. Botnariuc [13], M. Lindh, J. Nolin [14], B. Logofatu, A. Visan [15], K. Myska, L. Samkova [16], A. M. Owayid, L. Uden [17] и др. Несмотря на тот факт, что облачные сервисы Google используются в образовательной практике уже несколько лет, само понятие Google For Education в педагогической науке является относительно новым.
Рассмотреть возможности облачных сервисов для использования их в учебном процессе можно на примере предлагаемых компанией Google решений. Одним из наиболее эффективных инструментов построения информационно-образовательной среды в учебных заведениях, в частности в техническом вузе, на основе современных компьютерных технологий является разработанный компанией Google пакет сервисов G Suite for Education, позволяющий организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, спланировать совместную работу и грамотно распределить учебные ресурсы, обеспечить необходимыми инструментами решение любых учебных задач. Объединяя наиболее популярные и продуктивные сервисы, предоставляет технически не подготовленному пользователю набор эффективных, безопасных и полностью находящихся в свободном доступе образовательных инструментов.
G Suite for Education для учебных заведений является пакетом интегрируемых сервисов, размещенных на серверах компании Google и доступных в домене .edu. Пакет включает в себя инструменты для размещения документов и совместной работы с ними, планирования и контроля проведения учебных занятий, сетевого общения в онлайн- и оффлайн-форматах, хостинга мультимедийных материалов и других инструментов, необходимых в работе современного образовательного учреждения. Этот пакет доступен образовательным организациям на бесплатной основе в пределах домена G Suite for Education, который организация конфигурирует самостоятельно путем создания виртуального диска для размещения документов, регистрации пользователей, предоставления им прав доступа к документам и планирования совместной работы на уровне отдельных пользователей и групп.
Мастер установки сервиса G Suite for Education позволяет создать для пользователей аккаунты, в частности, сотрудников, чтобы они могли начать работу с G Suite for Education, а также добавлять пользователей в дальнейшем через консоль администратора Google. Владелец аккаунта получает учетные данные: имя пользователя и пароль для входа в сервисы Google, а также адрес электронной почты (если вы используете Gmail). При необходимости существует возможность добавления в профили пользователей дополнительной информации и даже настраиваемые атрибуты своей организации.
Кроме того, существует опция создавать списки рассылок и дополнительных адресов электронной почты, функция добавления нескольких пользователей сразу с помощью CSV-файла. Каждый пользователь получает 30 ГБ для хранения писем и прикрепленных файлов. Добавление аккаунта пользователя в каталог контактов G Suite for Education может занять до 24 часов. Создав аккаунты пользователей, можно объединять пользователей в организационные подразделения, чтобы управлять их доступом к функциям и сервисам; связывать с аккаунтами пользователей дополнительные адреса электронной почты или псевдонимы (до 30 для каждого аккаунта); изменять отображаемые имена пользователей, которые появляются в получаемых и отправляемых сообщениях.
Сервис Gmail является одним из базовых коммуникационных инструментов современного преподавателя. Дидактический потенциал заключается в том, что сервис позволяет эффективно организовывать учебную работу по автоматизации и категоризации писем и другой учебной информации, а также работать со списками задач. Это важно для самоорганизации как конкретного человека, так и группы людей, работающих в одном проекте.
В электронную почту Gmail встроен сервис «Контакты Google», позволяющий сохранять и работать с безопасной базой контактов, создавать списки контактов, хранить в этих контактах дополнительную информацию о человеке (телефоны, адреса в социальных сетях и пр.), объединять несколько контактов одного человека в один и осуществлять поиск по контактам. Используя сервис «Контакты Google», студента имеет возможность удобно структурировать список контактов, более эффективно взаимодействовать с преподавателями, с учебной группой. Существует возможность синхронизации контактов Google с мобильными устройствами (смартфонами, планшетами) на базе операционной системы Android.
Многофункциональный и гибкий сервис Google Sites позволяет создать профессиональный образовательный веб-ресурс, предоставляющий учебную информацию. Сайты сервиса Google Sites интегрированы с содержимым во всех сервисах G Suite: от папок на Диске и файлов в Документах до общих Календарей.
Планирование учебного процесса средствами облачного сервиса Google Calendar позволяет создавать расписание учебных занятий, консультаций; информировать студентов о домашнем задании, о переносе учебных занятий; напоминать о сроках сдачи проектов. Преимущества Google Calendar по сравнению с другими календарями, установленными на гаджетах, состоит в удобстве и простоте использования; доступности в любое время и в любом месте; синхронизации событий на всех устройствах; системе оповещений о наступающих событиях (всплывающее окно, смс-уведомление или письмо на e-mail); сортировке событий по датам, приоритетности и другим отметкам; автоматической публикации мероприятий из электронной почты; возможности создания нескольких календарей по различным признакам; возможности открытия доступа третьим лицам к одному или нескольким календарям.
Образовательный сервис Google Classroom представляет собой инструмент для слаженной учебной работы преподавателей со студентами. Учебные задания и учебные работы систематизируются в интуитивно-понятную структуру папок и документов на Google Drive. Информация о выполненных работах обновляется в режиме реального времени: преподаватель может оперативно проверить студенческие работы, поставить оценки и добавить комментарии. Дидактический потенциал данного сервиса заключается в возможности проведения совместной работы. В настоящее время Google-класс доступен на 42 языках (русский язык также поддерживается). Интерфейс данного сервиса оптимизирован для корректной работы на мобильных устройствах, включая популярные электронные книги.
Так, совместно-поисковую деятельность можно организовать с помощью поиска видео (ресурс YouTube) и текстовых документов (поиск Google); поиска и создания учебных материалов (Google Chrome); размещения информации и демонстрации достижений студентов (сайты Google); взаимодействия с коллегами и слушателями (Gmail, Google+ Hangout); планирования и организации времени преподавателя (Google календарь); общения внутри вуза и за его пределами (группы Google); организации научных и учебных онлайн-сообществ (сообщества Google+); организации виртуальных путешествий (карты Google); виртуальных экскурсий в музей (академия культуры Google); создания интерактивного курса
и проверки учебных работ слушателей (Google-класс, только для зарегистрированных учебных заведений).
Также совместная деятельность может быть организована посредством совместного редактирования документов, а именно: доступом к хранилищу с учебными файлами и документацией (диск Google); учебной работой с общими документами (документы Google); созданием и публикацией презентаций к учебным занятиям (презентации Google); сбором и обработкой учебной информации (таблицы Google); сбором данных (анкеты, опросы) (формы Google).
Группы Google используются как средство информирования всех участников образовательного процесса, а также для совместной работы над проектами, общения и консультирования [18]. Преподаватели, используя Группы Google, могут создавать собственную социальную сеть и с помощью чатов и форумов управлять работой студентов, например, проверять домашнюю работу и проверочные задания, которые могут быть представлены студентами в сети Интернет.
Сервис Google Docs является инструментом, который предоставляет возможность групповой работы над документами, таблицами и презентациями совместно со своими одногруппниками, преподавателями в режиме реального времени, а также позволяет отслеживать любые изменения, внесенные в документ, оставлять заметки, правки, использовать встроенный чат. Если один из пользователей изменяет содержимое документа, то все изменения сразу же отображаются на мониторах остальных студентов. Создав документ в Google Docs, можно пригласить сразу несколько человек для совместного редактирования. Данный облачный сервис оснащен функцией Revision History для просмотра внесенных изменений.
Отличительными особенностями образовательного сервиса Google Apps for Education явлются:
• доступ к Google Classroom (встроенная в сервис система управления обучением);
• получение почтового вузовского домена (@название вузами вместо привычного @gmail.com);
• дополнительный объем доступного места внутри Gmail и Drive;
• отсутствие рекламы;
• круглосуточная техническая поддержка по телефону и электронной почте;
• безопасность передачи и хранения данных;
• возможность администрирования всех созданных в образовательном домене аккаунтов;
• создание хранилища документации кафедры на виртуальном диске Google Apps, в котором размещены нормативные документы (ФГОС, УМКД) и документы текущего учебного процесса (учебные пособия, методические указания, отчеты студентов) и организация ролевого доступа студентов и преподавателей к этому хранилищу.
Используя данные облачные сервисы на занятиях, преподаватель может создавать собственную образовательную сеть как с помощью чатов, так и с помощью различных форумов, управляя учебным процессом. Обучающиеся, в свою очередь, могут выполнять различные учебные задания, контрольные работы, писать совместные проекты, проводить небольшие исследования, готовить доклады, презентации и многое другое.
Технология облачных сервисов G Suite for Education способствует эффективной работе студентов, предоставляя подробную инструкция по работе в компьютеризированной системе; электронный список лекций; возможность поиска интересующей студента информации в Google прямо с рабочей страницы; предоставление электронного списка учебной литературы; возможность воспользоваться консуль-
тацией от признанных в данной области профессионалов. Если преподаватель находится в это время в сети Интернет, то предусмотрена возможность оказания преподавателем on-line консультации, обратиться on-line к демо-версии решения учебной задачи. Студент также получает возможность доступа к электронному учебнику с домашнего компьютера во внеурочное время, приобретая навыки самостоятельной работы.
Специфика работы студентов с технологией облачных сервисов G Suite for Education состоит в непривычности работы с электронным форматом представления учебного материала, необходимости ориентироваться в автоматизированной структуре учебного курса, наличии on-line публикации на сайте результатов учебного труда, повышении информационно-коммуникационной культуры студентов и их мотивации. Специфика работы преподавателей с технологией облачных сервисов G Suite for Education состоит в возможности преобразования содержания on-line лекций, получения фиксированной информации об успешности продвижения студента с возможностью предоставления данной информации в графической и цифровой форме, а также возможности хранить архив успеваемости студентов за определенное количество времени.
Вместе с перечисленными преимуществами существует и ряд положений, на которые необходимо обратить внимание. Так, перемещения образовательных сервисов в облако содержат в себе и определенные риски для учебного заведения, такие как зависимость от провайдеров (риск отмены бесплатных сервисов); наличие вопросов защиты информации; способность существующих сетей передавать большие потоки данных при использовании облачных технологий.
Несмотря на тот факт, что сервисы Google используются в медиаобразова-тельной практике на протяжении долгого времени, само понятие G Suite for Education в педагогической науке является совершенно новым и малоизученным понятием. Проведенный анализ научной литературы позволяет заключить, что исследованию отдельно использованию технологии облачных сервисов G Suite for Education в образовании и науке уделяется немало внимания. Однако до сих пор не было исследований, где раскрыт ее медиаобразовательный потенциал, не разработаны методические рекомендации по использованию технологии облачных сервисов G Suite for Education в образовании и науке. Данный факт актуализирует педагогическую проблему, поиск ответа на вопрос: как эффективно использовать медиаобразовательный потенциал технологии облачных сервисов G Suite for Education?
В настоящее время среди многих педагогов-исследователей поднимаются вопросы о том, насколько преподаватели и студенты высших учебных учреждений, в частности технического вуза, образованы в области применения технологии облачных сервисов G Suite for Education в образовательном процессе на учебных занятиях.
В связи с этим в октябре 2016 г. проведено исследование на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, цель которого состояла в анализе практики организации процесса медиаобразования на занятиях иностранного языка средствами технологии облачных сервисов G Suite for Education. Всего в эксперименте приняло участие 45 испытуемых. В соответствии с целью программа диагностики состояла из авторского онлайн-опросника. Для получения наиболее объективного результата нами были выполнены следующие условия: был спроектирован онлайн-опросник на базе сетевого сервиса Google Form современный инструмент с множеством шаблонов анкет для быстрого создания опросов; диагностическая процедура проводилась нами во всемирной паутине Интернет. Опросник состоял из 11 последовательно выстроенных вопросов (см. табл. 1).
таблица 1
опросник по выявлению особенностей использования технологии облачных сервисов G suite for Education студентами и преподавателями в техническом вузе
№ вопроса вопросы опросника варианты ответов
1 2 3
1 Знакомы ли Вы с технологией облачных сервисов G Suite for Education? Да, я знаком(а). Имею представление. Нет, не знаком
2 Хотели бы Вы познакомиться поближе с технологией облачных сервисов G Suite for Education? Да. Нет
3 Какими инструментами технологии облачных сервисов G Suite for Education Вы пользуетесь? Hangout. Google+. Gmail. Google Диск. Календарь Google. Google группы. Документы, таблицы, формы, презентации
4 Знаете ли Вы, что для работы с файлами Word, Excel и PowerPoint необязательно устанавливать Microsoft Office (осуществляется с помощью сервиса Google Диск)? Да, я знаю. Нет, не знаю
5 Знаете ли Вы, что можно осуществить преобразование бумажного документа, в частности фото, в PDF-копию с помощью Google Диска? Да. Нет
6 Хотели ли бы Вы, чтобы преподаватели могли проводить консультации, на которые студенты записывались бы онлайн (осуществляется с помощью сервиса Google Календарь)? Да. Нет
7 Есть ли у Вас возможность воспользоваться технологией облачных сервисов G Suite for Education на рабочем (учебном) месте? Да. Нет
8 Что привлекает Вас в использовании технологии облачных сервисов G Suite for Education? Безопасность в использовании бесплатных инструментов. Обеспечение необходимыми инструментами для решения любых учебных задач. Удобный интерфейс. Возможность взаимодействия в режиме онлайн всех участников образовательного процесса. Планирование совместной работы. Возможность публикации учебных материалов. Возможность хостинга учебных видеоматериалов. Хранение большого количества учебных материалов. Редактирование вместе с соавторами учебных документов, презентаций и электронных таблиц
Окончание табл. 1
1 2 3
9 Считаете ли Вы, что использование технологии облачных сервисов G Suite for Education способствует эффективной работе в процессе обучения? Да. Нет
10 Знаете ли Вы, что с помощью Google Диска Вы можете отправлять по почте файлы размером до 30 ГБ? Да. Нет
11 Согласны ли Вы с мнением, что систематизация учебного материала в сети Интернет делает его более доступным? Да. Нет
Полученные в результате исследования данные сведены в табл. 2.
Проведенный нами опрос показал, что 80 из 100% респондентов знакомы с технологией облачных сервисов G Suite for Education. Также мы выяснили, что 53,3% опрошенных хотели бы познакомиться поближе с технологией облачных сервисов G Suite for Education. Анализируя результаты опросника далее, мы видим, что респонденты чаще всего пользуются следующими инструментами технологии облачных сервисов G Suite for Education: Gmail — 86,7%, Google диск — 60,0%, Документы, таблицы, формы, презентации — 46,7%, Google+ — 33,3%. Мы выявили, что респонденты знакомы с возможностями Google Диска. Также мы видим, что большая половина респондентов — 53,3% — изъявила желание на проведение онлайн-консультаций с помощью сервиса Google Календарь. Подавляющее число респондентов — 93,3% — имеют возможность использовать технологию облачных сервисов G Suite for Education на рабочем (учебном) месте.
Таблица 2
Анализ особенностей использования технологии облачных сервисов G suite for Education студентами и преподавателями в техническом вузе
№ вопроса вопросы опросника варианты ответов
1 2 3
1 Знакомы ли Вы с технологией облачных сервисов G Suite for Education? Да, я знаком(а) — 80%. Имею представление — 20%. Нет, не знаком(а) — 0%
2 Хотели бы Вы познакомиться поближе с технологией облачных сервисов G Suite for Education? Да — 53,3%. Нет — 46,7%
3 Какими инструментами технологии облачных сервисов G Suite for Education Вы пользуетесь? Hangout — 13,3%. Google+ — 33,3%. Gmail — 86,7%. Google Диск — 60%. Календарь Google — 6,7%. Google группы — 0%. Документы, таблицы, формы, презентации — 46,7%
4 Знаете ли Вы, что для работы с файлами Word, Excel и PowerPoint необязательно устанавливать Microsoft Office (осуществляется с помощью сервиса Google Диск)? Да, я знаю — 80%. Нет, не знаю — 20%
Окончание табл. 2
1 2 3
5 Знаете ли Вы, что можно осуществить преобразование бумажного документа, в частности фото, в PDF-копию с помощью Google Диска? Да — 40%. Нет — 60%
6 Хотели ли бы Вы, чтобы преподаватели могли проводить консультации, на которые студенты записывались бы онлайн (осуществляется с помощью сервиса Google Календарь)? Да — 53,3%. Нет — 46,7%
7 Есть ли у Вас возможность воспользоваться технологией облачных сервисов G Suite for Education на рабочем (учебном) месте? Да — 93,3%. Нет — 6,7%
8 Что привлекает Вас в использовании технологии облачных сервисов G Suite for Education? Безопасность в использовании бесплатных инструментов — 26,7%. Обеспечение необходимыми инструментами для решения любых учебных задач — 46,7. Удобный интерфейс — 66,7. Возможность взаимодействия в режиме онлайн всех участников образовательного процесса — 40%. Планирование совместной работы — 26,7%. Возможность публикации учебных материалов — 20%. Возможность хостинга учебных видеоматериалов — 6,7%. Хранение большого количества учебных материалов — 33,3%. Редактирование вместе с соавторами учебных документов, презентаций и электронных таблиц — 40%
9 Считаете ли Вы, что использование технологии облачных сервисов G Suite for Education способствует эффективной работе в процессе обучения? Да — 33,3%. Нет — 26,7%. Затрудняюсь ответить — 40%
10 Знаете ли Вы, что с помощью Google Диска Вы можете отправлять по почте файлы размером до 30 ГБ? Да — 73,3%. Нет — 26,7%
11 Согласны ли Вы с мнением, что систематизация учебного материала в сети Интернет делает его более доступным? Да — 100%. Нет — 0%
Больше всего респондентов привлекает удобный интерфейс — 66,7%, редактирование вместе с соавторами учебных документов, презентаций и электронных таблиц — 40%, возможность взаимодействия в режиме онлайн всех участников образовательного процесса — 40%, а также хранение большого количества учебных материалов — 33,3%. Далее нам было интересно узнать, способствует ли использование технологии облачных сервисов G Suite for Education эффективной работе в процессе обучения, и мы выяснили, что 33,3% респондентов ответили положительно, 26,7% — отрицательно и 40% затруднились ответить. Все респонденты — 100% — согласны с мнением, что систематизация учебного материала в сети Интернет делает его более доступным.
Делая общий вывод по итогам исследования, можно сказать, что в настоящее время большая часть преподавателей и студентов знакомы с технологией облачных сервисов G Suite for Education. Наиболее используемыми средствами оказались удобный пользовательский интерфейс; возможность редактирования вместе с соавторами учебных документов, презентаций и электронных таблиц; возможность взаимодействия в режиме онлайн всех участников образовательного процесса; хранение большого количества учебных материалов. На основании проведенного исследования можно утверждать, что технология облачных сервисов G Suite for Education имеет образовательный потенциал и требует дальнейшего исследования. Исходя из вышесказанного, считаем, что использование технологии облачных сервисов G Suite for Education будет проходить эффективно, если принять во внимание следующие положения. Необходимо заблаговременно снабдить подробными инструкциями как преподавателей, так и студентов на учебный курс с использованием технологии облачных сервисов G Suite for Education в целях предварительного с ней ознакомления. Также необходимо использование технологии облачных сервисов G Suite for Education с первых занятий. Необходима техподдержка, так как текущие вопросы должны решаться быстро. Необходимо соблюдать безопасность работы в сети Интернет. Если задания и электронные учебники, созданные вузом, выставляются в Google Docs, то обязательно нужно активировать Two-Step Verification. Защиту авторских прав на учебные материалы и другие учебные документы необходимо обеспечивать путем ограничения доступа к определенным документам. Одним из существенных моментов является обеспечение преподавателей и студентов гаджетами, способствующими упрощению работы с веб-документами.
Исходя из вышесказанного, полагаем, что в целом нами были рассмотрены характеристики образовательного потенциала G Suite for Education и выявлены некоторые возможности G Suite for Education как средства организации информационно-образовательного пространства в техническом вузе. Использование технологии облачного сервиса G Suite for Education может служить в качестве бюджетной компьютерной инфраструктуры вуза за счет использования облачных вычислений. G Suite for Education является перспективной и востребованной образовательной площадкой для создания благоприятных условий для продуктивного освоения учебных дисциплин различного цикла; укрепления межпредметных связей между различными дисциплинами и информатикой, создания условий для самореализации и саморазвития человека. Изучив возможности платформы G Suite for Education, преподаватели смогут применять различные облачные сервисы как на учебных занятиях, так и во внеучебной деятельности. Как преподаватели, так и студенты смогут организовать свое информационно-образовательное пространство, ориентироваться в нем, находить информацию, обрабатывать ее, работать с видео, участвовать в чатах, планировать свое расписание. Таким образом, облачные технологии могут стать одним из самых перспективных направлений в системе образования, так как помимо снижения затрат на информационную инфраструктуру они позволяют создавать, распространять и использовать в образовательной среде сервисы, которые смогут обеспечивать повышение качества образования.
литература
1. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской
Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/30132939-Koncepciya-raz-
vitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federacii-vvedenie.html (дата обращения: 28.03.2018).
2. Об утверждении государственной программы «Информационное общество (20112020 годы)»: Постановление Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (дата обращения: 25.03.2018).
3. Латипов О. О., Храпов С. Д., Графова Н. С., Старичихин М. Г. Применение облачных технологий в образовательном процессе (на примере Google Apps For Education) // Современные тенденции развития науки и технологий: периодич. науч. сб. Белгород: ИП Ткачева Е. П., 2017. № 1-2. C. 23-27.
4. Леварская К. В. Технологии Google в образовании // Конструктивное обучение в образовательной системе «школа — вуз»: проблемы и решения: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / отв. науч. ред. Н. П. Шаталова. Новосибирск: Немо Пресс,
2016. С. 120-124.
5. Сардак Л. В., Стариченко Б. Е., Стариченко Е. Б. Система управления обучением на основе облачной платформы Google For Education // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 130-139.
6. Смирнова Ж. В., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал.
2017. Т. 8, № 3. С. 284-286.
7. Стригунов В. В. О применении облачных сервисов Google Apps For Education в учебном процессе // Ученые заметки ТОГУ: электронное науч. изд. 2015. Т. 6, № 3. С. 153-156.
8. Тельнов В. П., Мышев А. В. «Кафедра онлайн»: облачные технологии в высшем образовании // Программные продукты и системы / Software & Systems. 2014. № 4. P. 91-99.
9. Чуйко О. И. Разработка информационной системы учета успеваемости студентов на основе облачных технологий // Науковедение: интернет-ж-л. 2015. Т. 7, № 5. [Электронный ресурс]. URL: //http://naukovedenie.ru/PDF/97PVN515.pdf (дата обращения: 27.03.2018).
10. Шмотьев А. Ю. Возможности использования Google-сервисов в образовании // Наука и перспективы. 2017. № 3. С. 27-32.
11. Al-Amran M., Malik S. I. The Impact of Google Apps at Work: Higher Educational Perspective // Internaional Journal of Interactive Mobile Technologies. 2016. Vol. 10, N 4. P. 85-88.
12. Van Barneveld C., Carr C. Educating For The Future — Preparing For The World: Learning Partnerships Enabled By Google Apps For Education // 8th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN). Barcelona. SPAIN, JUL 04-06. 2016. P. 4064-4071.
13. Gabureanu S., Botnariuc P. An Analysis of The Virtual Communities Supporting The "Google For Education" Programme in Romania // Elearning vision 2020! Vol II: eLearning and Software for Education / 12th International Scientific Conference on eLearning and Software for Education (eLSE). Bucharest. ROMANIA, APR 21-22. 2016. P. 28-35.
14. Lindh M., Nolin J. Information We Collect Surveillance and Privacy in the Implementation of Goofle Apps for Education // European Educational Research Journal. 2016. Vol. 15, N 6. P. 644-663.
15. Logofatu B., Visan A. New Trends in The Educational Area. Case Study Regarding The Usability of Google Apps Tools Within The Depertment For Distance Learning // Rethinking Education By Leveraging The Elearning Pillar of The Digital Agenda For Europe! Vol. II / 11th International Scientific Conference on eLearning and Software for Education (eLSE). Bucharest. ROMANIA, APR 23-24. 2015. P. 526-531.
16. Myska K., Samkova L. Analysis of the possibilities of using Google Classroom as a Moodle replacement // 2nd Central and Eastern European LUMEN International Conference on Multidimensional Education and Professional Development. Ethical Values (MEPDEV). Targoviste. ROMANIA, NOV 17-19. 2017. Vol. 2. P. 322-331.
17. Owayid A. M., Uden L. The usage of Google Apps services in Higher Education // Communications in computer and Information Science, 3rd International Workshop on Learning Technology for Education in the Cloud. LTEC. 2014. Vol. 446. P. 95-104.
18. Одинокая М. А., несветова С. Л. Применение облачных сервисов Google for education в учебном процессе // Образование и наука в современных условиях : мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 марта 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 165-167.