ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Для корреспонденции
Родина Виктория Леонидовна — заместитель директора по общим вопросам, аспирант ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» по специальности «Образование и педагогические науки», преподаватель дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1», член Ассоциации юристов России Адрес: 129110, г. Москва, ул. Щепкина, д. 61/2 E-mail: [email protected]
Родина В.Л.
Использование технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов колледжа
Rodina V.L.
The use of the technology «Debate» for the building of legal competences of college students
Moscow Regional Medical College # 1
Based on the experience in teaching humanities and social science disciplines in the system of secondary vocational education, the peculiarities of using the technology "Debate" for the formation of legal competences of students are considered. The article shows the possibilities of the technology in question to provide students' motivation to learn, development of effective communication skills, ability to express and argue their opinions, to convince the audience and to achieve set aims.
Keywords
• debate
• legal competence
• teaching method
• motivation
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж
№ 1»
На основе опыта преподавательской деятельности при обучении гуманитарным и обществоведческим дисциплинам в системе среднего профессионального образования раскрываются особенности использования технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов. Показаны возможности рассматриваемой технологии для обеспечения мотивации студентов к обучению, развития навыков эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей.
Ключевые слова
• дебаты
• правовые компетенции
• метод обучения
• мотивация
Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и вектором развития общества. Происходящие в России в последние десятилетия изменения в характере образования, его направленности, целях и содержании, а также в построении новой модели образования на основе компетентностного
подхода и расширение пространства педагогической деятельности актуализируют проблему формирования правовой компетенции студентов профессиональных образовательных организаций [1].
На протяжении многолетнего развития педагогических наук всегда являлся актуальным вопрос об эффективных технологиях
обучения. Современный уровень развития общества побуждает специалистов в области образования к поиску новых, еще более эффективных образовательных технологий. С учетом обозначенных проблем встает вопрос, как организовать педагогический процесс, направленный на формирование правовых компетенций в профессиональных образовательных организациях, и каковы условия формирования таких компетенций.
Основная задача педагога в современной системе образования — организация условий, направленных на освоение студентами профессиональных компетенций, соответствующих определенной квалификации и уровню образования, что вызывает необходимость использования технологий, ориентированных на обучение через моделирование профессиональных затруднений и поиска путей их решения [2].
Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Дж. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
• учет интересов студентов;
• учение через обучение мысли и действию;
• познание и знание — следствие преодоления трудностей;
• свободная творческая работа и сотрудничество [3].
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Под дея-тельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором они не являются пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Деятельностный подход в обучении состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся ин-тегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции ее субъекта выделяются действия целепо-лагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности — преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка преподавателя способствуют формированию самооценивания. Функция преподавателя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л. С. Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [4].
Профессиональные компетенции могут сформироваться только тогда, когда в обучении используются не только стандартные, но и нестандартные формы обучения, такие как ролевые игры, уроки-брифинги, круглые столы, уроки-состязания, пресс-конференции, деловые игры и др.
На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряжен-
Родина В.Л.
Использование технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов колледжа
ных профессиональных поисков, исследований. Одной из технологий, которая отвечает обозначенным требованиям, является образовательная технология «Дебаты».
Слово «дебаты» (от фр. ёеЪа18) обозначает прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Их задача — всесторонне обсудить проблему, чтобы разобраться в ее сути, сделать доступным понимание того или иного факта, события, точки зрения.
Образовательная технология «Дебаты» не только обеспечивает вовлечение студентов в интересную игру, но и представляет эффективное средство для их развития, формирования компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации; развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Они предполагают активное включение каждого студента в поисковую, познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, организацию совместной деятельности, партнерских отношений в коллективе, а также обеспечение диалогичности общения и во внеурочной деятельности. Многолетний опыт нашей работы подтверждает возможность использования «Дебатов» при преподавании гуманитарных и обществоведческих дисциплин в системе среднего профессионального образования.
На сегодняшний день технология «Дебатов» получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется в современной педагогике как отдельный метод на уроке или целое
занятие. В «Дебатах» могут участвовать студенты и преподаватели, объединившись общим стремлением к знаниям и компетенциям [5].
Рассмотрим на примере образовательную технологию «Дебаты». Повторим, что «Дебаты» — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть «Дебатов» заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить присутствующих в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII в. и назывались диспутами. Использование «Дебатов» в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против». Специфической особенностью «Дебатов» является преобладающий характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения, с одной стороны, охватывает подготовку к непосредственной практической деятельности, а с другой стороны, ориентирована на совершенствование личности, способной к самореализации. Она создает условия для осознания социальной значи-
мости своей профессии, учит принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде. Студентам интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость. На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты углубляют правовые знания правового информирования, правового воспитания и правового обучения; приобретают умения осуществлять отбор, обработку правовой информации, анализировать и решать правовые ситуации, составлять конспект занятия, направленного на правовое воспитание и правовое обучение; отрабатывают навыки работы с правовыми источниками [6].
Образовательная технология «Дебаты» базируется на таких педагогических принципах, как целостность, универсальность, вариативность, демократизация учебного процесса, личностная ориентированность обучения, развитие способности студентов к самообразованию. С позиции данной технологии учебный процесс рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а преподаватель выступает как координатор этого процесса.
Целесообразно использовать технологию «Дебаты» на занятиях гуманитарных и обществоведческих дисциплин, таких как «Правовые основы профессиональной деятельности», что дает прекрасную возможность для развития и совершенствования правовых компетенций у студентов. В нашей практике мы используем образовательную технологию «Дебаты» преимущественно на целом занятии, которое и превращается в занятие «Дебаты по заданной теме». Используемые правовые дисциплины ориентированы на гуманизацию обучения и ставят перед собой цель социализации человека в современ-
ном обществе. Именно поэтому и темы носят социально-правовой характер.
Примерные темы образовательной технологии «Дебаты», которые используются в нашей практике обучения студентов по специальности «сестринское дело» в медицинском колледже, следующие:
• права граждан Российской Федерации на охрану здоровья;
• права и обязанности граждан при оказании им медицинской помощи;
• права, обязанности и ответственность лечебных учреждений и медицинских работников в процессе оказания медицинской помощи и др.
Каждая тема дает толчок к продуктивной дискуссии. Качество образовательной технологии «Дебаты» определяется главным образом психофизическими особенностями студентов разновозрастной (от 19 до 60 лет) группы и общей подготовкой всех участников.
Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Анализируя опыт использования образовательной технологии «Дебаты» в педагогической деятельности, можно выделить следующие цели:
• мотивировать студентов к процессу обучения;
• актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;
• стимулировать студентов к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать способность выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;
• развивать познавательную активность студентов;
• развивать и совершенствовать способность студентов мыслить критически
Родина В.Л.
Использование технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов колледжа
и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
• развивать коммуникативную культуру;
• овладевать навыками самопрезентации и публичного выступления;
• развивать способность студентов работать в команде;
• развивать творческий потенциал студентов.
Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и новым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности образовательной технологии «Дебаты», что дает основания к ее широкому использованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального образования.
Литература
1. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. 2014. № 16.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. М. : центр «Эйдос» (www.eidos.ru/news/compet.htm).
3. Дьюи Дж. Школа будущего. М. : Госиздат, 1926.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996.
5. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М. : Юрайт, 2010.
6. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. М. : Бонфи, 2001.
References
1. Kuzminskaya A.V. Formation of general and professional competencies of students in the framework of the module-competence approach in professional educational organizations. Molodoy ucheny [Young Scientist]. 2014; 16. (in Russian)
2. Khutorskoy A.V. Key competencies and educational standards. Report on the Department of the Philosophy of Education and the Theory of Pedagogy of RAO April 23, 2002. Moscow: Eidos Center (www.eidos.ru/news/compet. htm). (in Russian)
3. Dewey J. School of the Future. Moscow: Gosizdat, 1926. (in Russian)
4. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. Moscow: Pedagogika-Press, 1996. (in Russian)
5. Khilko M.E., Tkacheva M.S. Age-related psychology. Lecture notes. Moscow: Yurayt, 2010. (in Russian)
6. Svetenko, T.V. Guide to the debate. Moscow: Bonfi, 2001. (in Russian)