М.А. СКРИПКИНА, доцент кафедры Академии ФСО России, г. Орел
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассматриваются вопросы использования технологического подхода, предусматривающего систематизацию и структурирование содержания обучения инженерной графике курсантов с учетом их будущей профессиональной деятельности. Раскрывается технологическая структура профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике в военном вузе, направленной на формирование графической компетенции курсантов в рамках изучения ими дисциплины «Инженерная графика,». Структура профессионально ориентированной технологии включает в себя следующие компоненты: целевой, структурно-содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный - и обеспечивает гарантированное достижение поставленных целей обучения инженерной графике.
Ключевые слова: технологический подход, технология обучения, инженерная графика, графическая компетенция, компоненты технологии обучения.
Исследователи проблем организации процесса обучения, обратившись к более глу -бокому изучению роли и функций обучающегося, а также его взаимодействия с остальными элементами процесса обучения, прибегли к использованию технологического подхода, в основе которого лежит технический термин «технология». Технология обучения - это прежде всего совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [2].
В условиях технологического подхода задачами любой дисциплины становятся: обеспечение реального вклада каждого учебного предмета в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку выпускника к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; целостное и направленное формирование потребностей и умение использования его научного содержания, обеспечение мотивации к изучению всех дисциплин; развитие интеллекта на основе целостного подхода к обучению [8].
Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования [4, 7]. Осознание необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных системных знаний и умений у обучающихся, открывает новые возможности для внедрения технологии обучения, обеспечивающей гарантированное достижение результата.
Особую группу педагогических технологий составляют профессионально ориентированные технологии, разрабатываемые для учреждений профессионального образования. Вместе с формированием профессиональной деятельности обучающихся они позволяют обеспечить направленность на развитие творческой личности специалиста, создание условий для профессионально-личностного самоопределения курсанта: развития профессионально-ценностных ориентаций, становления профессиональной
© М. А. Скрипкина
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
позиции, формирования потребности и готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию [3].
Под профессионально ориентированной технологией обучения в военном вузе следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у курсантов в процессе обучения значимых для их будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению [6].
Дисциплина «Инженерная графика» формирует у курсантов теоретико-практическую основу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляя фундамент общей инженерной подготовки в военном вузе. В настоящее время главными целевыми установками в реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения являются такие системообразующие параметры образовательного процесса, как «результат образования» и «компетенции» [1]. Результатом обучения инженерной графике в военном вузе является графическая компетенция курсантов, которая рассматривается в качестве интегральной составляющей профессиональной компетентности выпускников военного вуза и относится к группе ключевых компетенций.
Графическая компетенция курсанта - это его личностное образование, т.е. присвоенная система знаний, умений и навыков работы с графической информацией, а также способность и готовность осуществлять различные виды учебно-профессиональной деятельности с применением этой системы.
Целесообразно выделить следующие тенденции реализации технологического подхода к обучению инженерной графике курсантов в военном вузе:
- обеспечение достижения гарантированного результата подготовки курсанта по дисциплине «Инженерная графика» с достаточно прочными базовыми графическими знаниями и практическими умениями по всем направлениям их будущей профессиональной деятельности;
- разработка профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике как образовательной технологии, позволяющей организовать учебный процесс с уче-
том профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность курсанта, его интересы, склонности и способности [3];
- систематизирование и структурирование содержания обучения инженерной графике с учетом знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессии. Профессионально ориентированная технология обучения в военном вузе связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом достижения гарантированного результата на подготовку военных специалистов с достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и практических умений по всем направлениям их будущей военно-профессиональной деятельности [3, 6].
Использование технологического подхода к обучению инженерной графике курсантов в военном вузе прежде всего предусматривает проектирование профессионально ориентированной технологии обучения. Под проектированием в данном случае целесообразно понимать процесс разработки проекта технологии обучения - структурное и содержательное описание дидактической системы, реализация которой предполагается в рамках изучения учебной дисциплины [6].
При проектировании профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике в военном вузе, направленной на формирование графической компетенции курсантов военного вуза, следует исходить из того, что структура технологии обучения, или технологическая структура процесса обучения, представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций обучающихся и педагога, сгруппированных по основным этапам процесса обучения, обеспечивающую гарантированное достижение поставленных целей обучения [6]. В рамках проводимого нами исследования это подразумевает: последовательное определение цели и содержания обучения инженерной графике в контексте будущей военно-профессиональной деятельности курсантов; отбор и структурирование профессионально ориентированного содержания обучения по дисциплине и определение информационной емкости его элементов; обоснование методов, форм и средств обучения инженерной графике; задание требуемых уровней сформированности графической компетенции курсантов; возможность объективного конт-
роля достижения поставленных учебно-профессиональных целей. Другими словами, речь идет о разработке профессионально ориентированной технологии обучения по дисциплине «Инженерная графика» в военном вузе.
Профессионально ориентированная технология обучения инженерной графике в военном вузе - это научно обоснованная и нормированная по целям и содержанию образования система форм, методов, средств и процедур, используемая при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности педагогов и обучаемых, направленная на формирование графической компетенции курсантов в рамках изучения ими дисциплины «Инженерная графика».
В структуру профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике, направленной на формирование графической компетенции курсантов военного вуза, целесообразно включить следующие компоненты: целевой, структурно-содержательный, процессуальный и контрольнооценочный.
Целевой компонент технологии соответствует этапу определения целей и задач обучения инженерной графике курсантов в военном вузе.
Для систематизации целей в рамках мотивационного программно-целевого управления процессом обучения необходимо разработать «дерево целей» [6]. Это позволяет выделить структуру целевого компонента: общие дидактические цели (системные), комплексные цели (предметные), интегрирующие цели (модульные) и частные дидактические цели (конкретных учебных занятий).
Уровень требований федерального государственного образовательного стандарта является по существу вершиной «дерева целей». Этот уровень принято называть системным. Теоретический анализ стандарта, концепций военно-профессионального образования показывает, что в настоящее время цели обучения инженерной графике в военном вузе сводятся к формированию необходимого уровня графической компетенции курсантов на основании требований, предъявляемых к военно-профессиональной подготовке выпускников.
На следующем, предметном уровне целевая установка определяется комплексными целями обучения (профессиональными, образовательными, развивающими и воспитательными) по формированию графической компетенции курсантов военного вуза.
Профессиональные потребности военного специалиста конкретного профиля и в соответствии с ними полноценная военно-профессиональная деятельность определяют профессиональные цели обучения инженерной графике, которые предполагают глубокое и прочное овладение теоретическими знаниями, взятыми в единстве и взаимодействии с профессиональной направленностью, а также навыками и умениями оперировать этим материалом в процессе профессиональной деятельности.
Образовательная цель состоит в обучении курсантов основам в области выполнения и оформления различных видов конструкторской документации: графической (чертежи, схемы) и текстовой (спецификация, таблица перечня элементов), необходимых для успешного изучения специальных военно-технических дисциплин, выполнения курсовых и дипломных работ. Реализация образовательной цели предполагает формирование и прочное усвоение конструкторско-графических знаний, овладение комплексом обобщенных умений и опытом графической учебной деятельностью.
Развивающие цели предполагают гармоничное развитие личности курсантов, что включает в себя: развитие интеллектуальной активности; развитие творческого пространственного и технического мышления; развитие интеллектуальных, творческих способностей; совершенствование умений самостоятельно логически и критически мыслить; развитие и совершенствование всех видов памяти, внимания, воображения, ком -муникативных возможностей; развитие познавательных способностей; развитие интереса к графической деятельности.
Воспитательные цели дисциплины «Инженерная графика» включают в себя активную жизненную позицию; графическую культуру; познавательную активность; стремление к самообразованию, к самопознанию, к самооценке своей графической деятельности и самосовершенствованию. Воспитательные цели являются существенными на этапе формирования положительного отношения курсантов к выбранной военной профессии и являются средством для формирования графической ком -петенции.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач курса «Инженерная графика»:
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
• обеспечение необходимого объема конструкторско-графических знаний, взятых в единстве и взаимодействии с профессиональной направленностью;
• обеспечение высокой степени сформирован-ности профессиональной деятельности на основе системной совокупности приобретенных графических умений и навыков;
• формирование технического типа мышления, предполагающего в основе хорошо развитое пространственное мышление, предопределяющего творческий потенциал;
• формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность, реализуя в ней приобретенный графический потенциал;
• формирование профессионально-личностных качеств и способности к постоянному саморазвитию и самообразованию.
На модульном уровне осуществляется детализация целей обучения инженерной графике и представляется в виде семейства векторов, отражающих цели изучения отдельных модулей (разделов) дисциплины. Реализация целей обучения курсантов в рамках учебного модуля осуществляется на деятельностном уровне, что способствует эффективности формирования графической компетенции курсантов военного вуза. В соответствии с деятельностной концепцией обучения цель изучения модуля (раздела), как правило, формулируется в умениях выполнять действия на требуемом уровне их усвоения. На модульном уровне выступает этап формирования целей для изучения конкретной темы. Именно тема является наиболее характерной смысловой частью дисциплины «Инженерная графика», овладение которой позволяет получить требуемые знания, приобрести необходимые навыки и умения согласно целям конкретной темы. Необходимо отметить, что на данном уровне осуществляется выбор содержательной линии обучения инженерной графике.
На уровне учебного занятия осуществляется детальное описание целей подготовки курсантов (обучающей; развивающей; воспитывающей) на конкретном занятии по дисциплине «Инженерная графика», связанных с его содержанием.
Следующим этапом профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике является структурно-содержательный компонент, соответствующий этапу отбора и структурирования содержания учебного материала.
Данный этап предполагает выделение структурных элементов содержания обучения и последовательность их изучения, определение информационной емкости и системы смысловых связей между элементами содержания дисциплины «Инженерная графика». Результаты данного процесса оформляются в соответствующей учебно-программной документации. Содержание обучения инженерной графике целесообразно проектировать, исходя из известных пяти уровней проектируемого и реализуемого содержания образования: уровня общетеоретического представления допред-метного содержания, соответствующего социальному опыту; уровня учебного предмета как части социального опыта; уровня учебного материала; уровня учебного процесса и уровня структуры личности обучающегося как содержание практической деятельности самообразования и конечный результат учения, ставший достоянием личности, её субъектным опытом [5].
На первом уровне общетеоретического представления определяется фундаментальная теоретическая и практическая база, необходимая для успешного и глубокого освоения дисциплины «Инженерная графика» в военном вузе.
На втором уровне учебного предмета содержание дисциплины «Инженерная графика» воплощается в нормативных материалах - программах, планах, стандартах, рекомендациях и т.п. Формирование содержания обучения инженерной графике базируется на документах, регламентирующих содержание образования в военном вузе: федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, устанавливающий уровень требований по конкретной специальности; квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников; учебный план, учебные программы дисциплины.
На третьем уровне учебного материала содержание учебного предмета представляется в форме конкретных знаний, умений и навыков. Каждый учебный модуль (раздел) дисциплины «Инженерная графика» характеризуется определенным уровнем знаний и имеет свое содержательное наполнение с учетом особенностей целевого блока.
На четвертом уровне процесса обучения возникает необходимость определения и задания требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности курсантов. Качество усвоения курсантами учебного материа-
ла, приобретенного или освоенного опыта, а следовательно, деятельности может характеризоваться следующими уровнями усвоения, т.е. уровнями деятельности [2]:
1-й уровень - уровень представления. На этом уровне курсант обладает знанием-знакомством и способен опознать, различить и соотнести объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или даны их описание, изображение, характеристика.
2-й уровень - воспроизведения. Курсант может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.
3-й уровень - умений и навыков. На этом уровне усвоения курсант умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Он обладает знанием-умением. Здесь различают две разновидности усвоения: умение, когда курсант выполняет действия после довольно продолжительного предварительного продумывания последовательности и способов их осуществления, и навык, когда действие выполняется автоматически.
4-й уровень - творчества. Чтобы вывести курсанта на уровень творчества, недостаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями и навыками по определенному, пусть даже широкому, набору учебных элементов. Необходимо обучить его умению самостоятельно «добывать» необходимые знания и умения. На этом уровне курсант обладает знанием-трансформацией.
На пятом уровне структуры личности обучающегося содержание выступает как конечный результат обучения, становится достоянием личности обучающегося. Содержание личностного образования курсантов определяется компонентами личностной составляющей графической компетенции курсантов военного вуза: мотивационно-ценностным - творческое усвоение системных знаний, комплексных умений и положительное отношение к изучению дисциплины «Инженерная графика», профессиональные установки, интересы, потребности; интеллектуально-когнитивным - реализация побуждений обучающегося к мыслительной деятельности: интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические способности личности, а также способность самостоятельно применять методы и средства познания,
обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений; оценочно-рефлексивным - самооценка, самоконтроль, самоанализ и самокоррек-ция познавательной и практической деятельности.
Процессуальный компонент соответствует этапу выбора методов, форм и средств обучения, который выступает как организационно-инструментальный этап технологии обучения по дисциплине «Инженерная графика». Он состоит в поиске наиболее оптимальных методов, форм и средств обучения и включает в себя процессы преподавания и учения. Реализуется посредством соответствующих форм организации деятельности, использованием принципов взаимодействия преподавателя и обучающихся. При разработке процессуального компонента необходимо учесть, что наиболее продуктивными являются те формы организации, в которых на всех этапах учебного процесса творческая, поисковая деятельность курсантов преобладает над исполнительской, репродуктивной. Методы, средства и организационные формы должны отличаться разнообразием, а учебно-познавательная деятельность направлена на индивидуализацию и дифференциацию обучения [4].
В рамках разрабатываемой технологии выбираются методы обучения, которые прежде всего ориентированы на развитие личности курсанта, на его активное участие в саморазвитии, получение качественных знаний, профессиональных навыков, творческое решение конкретных дидактических проблем. Например, когда цель лекционного или практического занятия сводится к формированию определенных графических знаний и умений, то используются методы, активизирующие познавательную деятельность курсантов (объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, частично-исследовательский), методы, развивающие аналитическое мышление (решение задач с использованием мыслительных операций, анализ практической деятельности). В случае, когда практическое занятие направлено на развитие и закрепление навыков составления алгоритма (действий, операций), используются методы, развивающие аналитическое и генерирующее мышление (решение задач с использованием мыслительных операций, игровой, моделирование ситуации, моделирование практических действий).
При выборе форм организации учебных занятий необходимо исходить прежде всего из: приме-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
няемых методов обучения; целей, задач и содержания материала конкретного занятия; времени, отводимого на изучение учебных тем и вопросов; уровня подготовленности курсантов. Такими формами являются лекция, групповое, практическое занятия. Неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем военном учебном заведении является самостоятельная работа курсантов. Данный вид работы курсантов основан на том, что графическими знаниями, умениями и навыками овладевает сам обучающийся путем самостоятельного познавательного труда на внеаудиторных занятиях. Самостоятельная работа курсантов предполагает большое разнообразие форм: выполнение графических заданий, самостоятельное изучение крупных дидактических единиц, творческие работы и проекты.
В качестве средств обучения инженерной графике следует использовать как словесную речь, модели, иллюстрации, плакаты, так и компьютерные презентации, технические средства (проектор), компьютерные средства (видеопроектор, интерактивная доска), которые воздействуют на органы чувств обучающихся, облегчая непосредственное и косвенное познание учебного материала по дисциплине. Для реализации технологии обучения инженерной графике в качестве информационного средства целесообразно разработать дидактический комплекс информационного обеспечения (ДКИО) по дисциплине «Инженерная графика».
Контрольно-оценочный компонент профессионально ориентированный технологии обучения инженерной графике соответствует этапу контроля и оценки и предполагает осуществление различных видов контроля на основе контрольно-тестовых заданий и расчетно-графических работ. Контроль способствует оценке достижения планируемой цели, соответствующей содержанию и эффективности процесса выбранным средствам. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала по дисциплине и их точное задание помогут преподавателю обеспечить подготовку курсанта с гарантированным качеством обучения инженерной графике, а также дифференцировать знания с целью создания соответствующих пакетов диагностических материалов для контроля качества обучения на разных этапах [4].
Для оценки и контроля знаний, умений и навыков применяются следующие виды контроля: пред-
варительный, текущий, промежуточный, итоговый, обеспечивающие успешность построения процесса обучения инженерной графике. Содержание кон -троля на всех этапах учебного процесса способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности курсантов, выявляет их способности, поддерживает творческую активность. Поэтому целесообразно применять такие методы контроля (устные, письменные, графические, практические, машинного контроля, самоконтроля обучающихся), которые призваны побуждать курсантов к самостоятельному нахождению рационального решения при выполнении расчетно-графических работ, к применению теоретических графических знаний в учебно-профессиональной деятельности, к возможности осуществления творческой деятельности.
Таким образом, профессионально ориентированная технология обучения по дисциплине «Инженерная графика» предполагает: ориентацию на индивидуальные возможности обучающихся; тесную взаимосвязь теории и практики, контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы; возможность видоизменять, варьировать соотношение объема и последовательности выполнения заданий; опору на достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося.
В основе разработки профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности курсантов и управленческой деятельности педагога, направленной на формирование графической компетенции курсантов военного вуза, и вместе с тем на развитие личности курсанта, готовой к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей и решению военно-профессиональных задач [6].
Реализация технологического подхода обучения инженерной графике в учебном процессе военного вуза предполагает:
- достижение заданных целей и задач подготовки будущих военных специалистов по дисциплине «Инженерная графика», т.е. формирование графической компетенции курсантов военного вуза,
- активное включение курсантов в сознательное освоение содержания обучения инженерной графике в контексте будущей военно-профессиональной деятельности курсантов;
- обеспечение мотивационного, творческого овладения основными способами профессиональной деятельности, реализация в ней приобретенного графического потенциала;
- формирование личностного становления курсантов как будущих профессионалов.
Использование технологического подхода предусматривает проектирование профессионально ориентированной технологии и направлено на создание преподавателем вуза специальной обу-
чающей среды, позволяющей в рамках учебной дисциплины организовать активное педагогическое взаимодействие с обучающимися и обеспечивающей гарантированное достижение дидактических целей. Вышеизложенная структура профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике может быть использована для разработки и создания в учебных заведениях России современных технологий обучения специалистов.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко // Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. Проект. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 103 с.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько, А.В. Петров. - М.: ИПМО, 1995. - 336 с.
3. Дмитренко Т.А. Профессионально ориентированные технологии / Т.А. Дмитренко // Высшее образование в России. - 2003. -№ 3. - С. 159-161.
4. Коровай В.И. Организация образовательного процесса в высшем военном учебном заведении: Учебник для вузов войск связи / В.И. Коровай, В.Б. Цыпнятов, В.Н. Зубков. - СПб., 2002. - 512 с.
5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В.В. Кра-евский. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
6. Образцов П.И. Дидактика высшей военной школы [Текст] / П.И. Образцов, В.М. Косухин. - Орел.: Академия спецсвязи России, 2004. - 305 с.
7. Смирнов С.И. Технологии в образовании / С.И. Смирнов // Высшее образование в России. - 1999. - № 1. - С. 109112.
8. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы: Монография / А.И. Уман. - Орел: ОГУ, 1997. - 208 с.
M.A. SKRIPKINA
UTILIZING TECHNOLOGICAL APPROACH IN TEACHING ENGINEERING GRAPHICS TO
THE MILITARY HIGH SCHOOL CADETS
In article questions of systematization and structurization of the contents of training in military high school in view of knowledge, the skills necessary in the future profession are considered. The technological structure of the is professional- oriented technology of training engineering the graphics in the military high school, the graphic competence of cadets directed on formation within the limits of studying by them disciplines «Engineering the graphics» reveals. The structure of the is professional- oriented technology includes following components: target, structurally-substantial, remedial, controly-estimated also provides the guaranteed achievement of objects in view of training engineering the graphics.
Key words: technological approach, technology of training, engineering the graphics, the graphic competence, components of technology of training.