УДК 373.2
ББКЧ410.4 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01
Иванов Александр Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедры социальной педагогики, Социально-гуманитарный институт, Московский городской педагогический университет; 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1; е-mail: aivanov7 @ rambler.ru.
Королева Светлана Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017. г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SWOT-АНАЛИЗА КАК МЕТОДА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования; мониторинг качества дошкольного образования; SWOT-анализ; методы; этапы, образовательный стандарт; критерии; показатели; индикаторы; уровни направления организации мониторинга в дошкольной образовательной организации.
АННОТАЦИЯ. Проблема, рассматриваемая в статье, предполагает реализацию нового вида деятельности в дошкольной образовательной организации, то есть мониторинга образовательных услуг ДОО на основе SWOT-анализа. Разработанная технология проведения данного метода позволит педагогам, осуществляющим образовательные услуги в дошкольной образовательной организации, более качественно определить сильные и слабые стороны их деятельности, а также выявить возможности и угрозы.
Ivanov Aleksandr Vladimirovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Social Pedagogy, Socio-Humanitarian Institute, Moscow City Pedagogical University, Moscow.
Koroleva Svetlana Viktorovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
SWOT ANALYSIS AS A METHOD OF ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
KEY WORDS: quality of education; monitoring the quality of preschool education; SWOT analysis; methodology; stages; educational standards; criteria; parameters; indicators; levels of organization of monitoring in a pre-school educational establishment.
ABSTRACT. The article deals with the problem of implementation of a new kind of activity of a preschool educational establishment, i.e., the monitoring of educational services on the basis of a SWOT-analysis, The authors developed a technology for the realization of this method, which would allow teachers involved in education in pre-school educational institutions to better identify the strengths and weaknesses of their activities, as well as predict possible opportunities and threats.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации дошкольного образования предполагает оказание качественных образовательных услуг. В науке качество рассматривается учеными Т. П. Афанасьевой, В. И. Байденко, Г. В. Гутник, В. С. Лазаревым, В. С. Ледневой, А. А. Макаровой, М. М. Поташником, А. И. Севруком, А. И. Субетто, П. И. Третьяковым и др. как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, данное определение является широким. Мы же в своей работе придерживаемся определения П. И. Третьякова: «качество - это нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения». В связи с чем принято считать, что в этой категории воплощается социальный заказ общества на образовательно-воспитательную деятельность образовательной организации [12, с. 84].
© Иванов А. В., Королева С. В., 2014
Дошкольная образовательная организация - это система, требующая особого подхода к оценке качества образовательных услуг, так как носит мониторинговых характер, отражает в себе определенный угол зрения, аспект, принцип оценочной деятельности и тем самым ориентирует всех участников воспитательного процесса, включая родителей, на качество образования. Мониторинг является количественным и качественным методом оценки качества, предоставляемых услуг [7,10]. По мнению П.И.Третьякова, мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития, то есть результаты мониторинга позволяют нам судить о состоянии объекта, в нашем случае - дошкольной образовательной организации, в любой момент времени и прогнозировать ее
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
64
эффективное развитие. Мониторинг деятельности дошкольной образовательной организации как ведущее условие обеспечения качества образования должен способствовать выполнению требований модернизации образования в указанном выше направлении. По нашему мнению, эффективность организации и проведения мониторинга деятельности дошкольной образовательной организации определяется разработанностью критериев, показателей, параметров, технологии проведения мониторинговых мероприятий при оценке качества образовательных услуг в ДОО, а также наличием разработанного инструментария. В связи с чем качество образования в дошкольной организации определяется как степень соответствия совокупности свойств и результатов воспитания детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОО на основе федеральных государственных стандартов дошкольного образования, потребностей и ожиданий субъектов воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) [ю, 11]. Таким образом, возникает
потребность в проведении качественного мониторинга, основанного на изучении внутренней и внешней среды дошкольной образовательной организации.
Мы в рамках нашего исследования для оценки качества образовательных услуг предлагаем применить метод SWOT-ана-лиза. SWOT-анализ (SWOT - это аббревиатура из английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)). Проводится он в целях обобщения диагностики позиций образовательной организации, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательной организации и рынка образовательных услуг [38].
Проведение SWOT-анализа предусматривает заполнению матрицы, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы заносятся сильные и слабые стороны организации, а также его возможности и угрозы (рис.).
Внутри фирмы
Вне фирмы
Силы IS)
Слабости IW}
и и К
и j>
Прея
[мщение
о
с у
а
Возможности (О)
Угрозы (Т)
Прей ранение
Рис. Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны организации с точки зрения ее внутренних ресурсов. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают образовательной организации преимущества на рынке (например, более качественная подготовка специалистов дошкольного образования, востребованность их на рынке труда, прогрессивные педагогические технологии). Сила также может являться результатом успешного сотрудничества с другой дошкольной образовательной организацией, имеющей опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Сила - это то, в чем ДОО преуспела, или какая-то уникальность, придающая ей дополнительные возможности в оказании качественных образовательных услуг.
Слабые стороны дошкольной образовательной организации с точки зрения ее внутренних ресурсов. Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, нерациональном распределении обязанностей заместителей, невыгодном географическом положении и т. д. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать образовательное учреждение уязвимым. Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования ДОО, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия функционирования.
Возможности, возникающие на рынке образовательных услуг. Возможности определяются как нечто, дающее дошкольной образовательной организации шанс сделать что-то новое: открыть новые образовательные услуги, завоевать новых
клиентов, внедрить инновационные технологии и т. п.
Угрозы, возникающие на рынке образовательных услуг. Угроза - это то, что может нанести ущерб дошкольной образовательной организации, лишить ее существенных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Исходя из вышесказанного, при разработке стратегии управления качеством дошкольной организации можно сформулировать следующие правила:
БУЮТ-анализ проводится с помощью «мозговой атаки» при полном участии (в различных группах) всех сотрудников дошкольной образовательной организации. Данную информацию можно получить либо через анкетирование, проводимое до 8\¥ОТ-анализа, либо через привлечение потребителей образовательных услуг для работы группы по БУЮТ-анализу.
Проведение БУЮТ-анализа является основой для выработки стратегии развития дошкольной образовательной организации в целом, отдельных его подразделений, отдельных направлений деятельности. Другими словами, 8\¥ОТ-анализ желательно провести по работе каждого подразделения (и основного, и вспомогательного); каждого направления работы, охватывающего деятельность всего ДОО (воспитательная, методическая работа и т. д.); и, наконец, по деятельности всей организации в целом. Последнее исследование проводится педагогическим советом ДОО с подключением представителей от потребителей образовательных услуг.
Данные о внешней среде содержатся в маркетинговых исследованиях и исследованиях рынка образовательных услуг. Необходимо проверить, все ли они отражены в
БУЮТ-анализе дошкольной образовательной организации, а именно - в разделах «Возможности» и «Угрозы». Кроме того, надо проверить, не появились ли какие-либо дополнения в раздел «Возможности» после анализа потребностей заинтересованных сторон.
Разрабатывая стратегию развития дошкольной образовательной организации на основе 8\¥ОТ-анализа, необходимо стремиться к тому, чтобы перевести «слабые стороны» и «возможности» в раздел «сильные стороны» и постараться по возможности скомпенсировать «угрозы», на которые ДОО не в состоянии повлиять, а может только каким-то образом к ним адаптироваться [7, 9].
Как мы видим, данная методика позволяет оценивать и прогнозировать как составляющие факторы внутренней среды дошкольной образовательной организации (систему управления, методы обучения и воспитания, персонал, экономическую и финансовую деятельность), так и факторы внешней макро и микросреды образовательной организации (потребители, конкуренты, партнеры, общественное мнение). Своевременно проведенный анализ качества образовательных услуг позволит дошкольной образовательной организации с полной отдачей использовать возможности, смягчить угрозы и их последствия или превратить их в благоприятные возможности.
Проанализировав правила проведения БУЮТ-анализа мы относительно позиций нашего исследования предлагаем следующую технологию его проведения, предложенные в таблице критерии и показатели отражают требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (табл.).
Таблица.
Критерии и показатели условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования_
Критерии Показатели Уровни Индикаторы в баллах
1. Профессионализм кадрового состава дошкольной образовательной организации Специалисты ДОО проходят курсы повышения квалификации Низкий 30% от всего состава педагогов прошли курсы повышения квалификации (1 балл)
Средний 5596 от всего состава педагогов прошли курсы повышения квалификации (2 балла)
Высокий Более 5696 от всего состава педагогов прошли курсы повышения квалификации (3 балла)
2. Обеспечение эмоционального и морально-нравственного благополучия воспитанников Поддержание педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности Низкий Организация взаимодействия детей в разных видах деятельности основана на одном из принципов, например, принципе личностной деятельности (1 балл)
66 ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
____Продолжение таблицы.
Критерии Показатели Уровни Индикаторы в баллах
2. Обеспечение эмоционального и морально-нравственного благополучия воспитанников Поддержание педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности Средний Организация взаимодействия детей в разных видах деятельности основана на трех из принципов, например гуманизма, толерантности и включения личности в значимую деятельность (1 балл)
Высокий Организация взаимодействия детей в разных видах деятельности основана на вышеперечисленных принципах с добавлением принципа сотрудничества педагога с детьми (з балла)
3. Сформированность здоровьесберегающей среды ДОО Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, направленных на укрепление здоровья воспитанников Низкий Использование в образовательном процессе общепринятых форм и методов, направленных на укрепление здоровья воспитанников, например зарядки (1 балл)
Средний Использование в образовательном процессе специальных форм и методов, направленных на укрепление здоровья воспитанников, например закаливания, посещения бассейна (2 балла)
Высокий Использование в образовательном процессе инновационных форм и методов, направленных на укрепление здоровья воспитанников, например: «Малые олимпийские игры», «Алфавит здоровья» (з балла)
4. Оказание социально-педагогической поддержки воспитанникам и их семьям в ДОО Существует структура социально-педагогической поддержки в ДОО Низкий Социально-педагогическая поддержка включает в себя один из компонентов, например организационно-управленческий
Средний Социально-педагогическая поддержка включает в себя три компонента, например организационно-управленческий, диагности-ко-проектировочный, духовно-нравственный компоненты
Высокий Социально-педагогическая поддержка включает в себя все компоненты: организационно-управленческий, диагностико-проекти-ровочный, духовно-нравственный, интерактивно-коммуникативный, рефлексивно-аналитический и нормативно-правовой
Сформулированные нами в таблице критерии и показатели условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования содержат не только качественные, но и количественные характеристики изучаемого вопроса. Таким образом, предложенная нами таблица поможет специалистам и педагогам дошкольной образовательной организации провести качественный 8\¥ОТ-анализ, определив сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы данной образовательной организации, используя статистическо-матема-тические методы исследования.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что применение SWOT-анализ а для оценки качества образовательных услуг способствует повышению конкурентноспособности дошкольной образовательной организации и требует от педагогов высокого профессионализма при выполнении данного вида деятельности. Поэтому понимание специалистами дошкольной образовательной организации разработанной технологии напрямую влияет на успешное внедрение ФГОС дошкольного образования РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безуглов Ю. И. Управление качеством образования // Перспективы создания региональной системы непрерывного профессионального образования. Оренбург, 1998.
2. Верхотурова Ю. А., Королева С. В. Критерии и показатели социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении // Известия Российской академии образования.
2012. № 4 (24). С. 89-95.
3. Дегтерев В. А. К вопросу о компетентности, мобильности и конкурентноспособности // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 112-119.
4. Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2.
5. Иваненко М. А. К вопросу о качестве в высшей школе // Педагогическое образование в России.
2013. № 2. С. 93-97.
6. Кодолов С. М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. 2005. №8. С. 17-24.
7. Колмогорцева Т. А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование. 2003. №7 С. 11-12.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. М.: Питер, 2008.
9. Королева С. В. Мониторинг качества образовательных услуг как механизм оценки качества дошкольного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 53_57-
10. Логинова Л. Г. Анализ качества образования: опыт систематизации. URL: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/20ll/ll/nev_l_20ll_quality. pdf.
11. Майорова В. Ю. Мониторинг качества образовательных услуг как элемент формирования системы менеджмента качества в учреждении дополнительного образования детей. URL: http://window.edu.ru/ library/ pdf2txt/027/79027/59743
12. Резаков Р. Г., Никитина Т. А. Мониторинг как условие обеспечения качества дошкольного образования.URL: http://www.km.ru/referats/33529i-monitoring-kak-uslovie-obespecheniya-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya.
13. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Статью рекомендует д-р социол. наук, профессор Е. В. Прямикова