Научная статья на тему 'Использование SWOT-анализа для разработки вариантов стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии'

Использование SWOT-анализа для разработки вариантов стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / УРОВНИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ / ДИАГНОСТИКА / ПРИОРИТЕТ / РЕГИОН / ПРОГНОЗ / ПЕРСПЕКТИВА / ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К. В.

В статье анализируются условия разработки сценария развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии с помощью важнейшей диагностической процедуры SWOT, используемой консультационными фирмами мира. Приведенные сценарии способствуют проведению эффективного анализа развития экономики с применением современного инструментария для получения надежных оценок и определения полученного эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование SWOT-анализа для разработки вариантов стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

17 (74) - 2010

использование swot-анализа для разработки вариантов стратегии развития экономики на разных уровнях управленческой иерархии

К. В. ПАВЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики E-mail: kvp_ruk@mail. ru

Белгородский государственный университет

В статье анализируются условия разработки сценария развития экономики наразныхуровняхуправленческой иерархии с помощью важнейшей диагностической процедуры SWOT, используемой консультационными фирмами мира. Приведенные сценарии способствуют проведению эффективного анализа развития экономики с применением современного инструментария для получения надежных оценок и определения полученного эффекта.

Ключевые слова: сценарий, развитие, экономика, уровни управленческой иерархии, диагностика, приоритет, регион, прогноз, перспектива, эффект.

Для анализа сильных и слабых сторон любого предприятия во всем мире широко используется метод SWOT-анализа. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию, определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами.

SWOT-анализ, по мнению автора, можно использовать не только на микроуровне, но и также на мезо- и макроуровне при разработке сценариев развития экономики в целом или ее отдельных элементов. Так, например, далее показывается возможность использования SWOT-анализа при разработке сценариев развития малого бизнеса — исключительно важного в условиях рынка элемента экономической системы на региональном уровне.

При анализе деятельности малых предприятий в разных странах можно выделить три этапа:

1-й этап — формирование законодательной базы и государственной поддержки, что способствует увеличению числа рабочих мест посредством создания новых предприятий;

2-й этап — ориентация на конкурентоспособность и диверсификацию существующих предприятий в целях обеспечения устойчивого роста и развития;

3-й этап — акцент на стратегическое управление в целях обеспечения ценностной значимости хозяйствующего субъекта.

Некоторые исследователи приходят к выводу, что малые предприятия обычно не используют стратегический менеджмент (Gable и Topol), но в ряде работ зафиксирована позитивная связь между стратегическим планированием и эффективностью деятельности компаний. Так, в работе [1] показано, что малые предприятия, прибегавшие к услугам консультантов в области стратегического планирования, имеют тенденцию действовать более эффективно, чем те, которые не делали этого.

Для того чтобы получить ясную оценку сил субъекта исследования и ситуации на рынке, можно использовать SWOT-анализ. Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса. SWOT-анализ — это промежуточное звено между формулированием цели и постановкой задач. Целью является обеспечение устойчивости и повышение эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства региона. Достижение цели возможно в следующей последовательности:

1) оценить возможности, угрозы (риски) для малого предпринимательства с позиции сильных и слабых сторон рынка;

2) определить и сопоставить цели и задачи.

Как отмечает В. С. Ефремов, впервые организованный бизнес столкнулся с проблемой стратегического планирования в условиях экономического кризиса [2]. Именно в таких условиях отчетливо видны все слабые стороны одних предприятий и сильные стороны других. И именно в такие периоды как никогда очевидно, куда были впустую истрачены огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. Тогда до предела обостряется конкурентная борьба, победителем из которой выходит тот, кто сумеет добиться больших конкурентных преимуществ — преимуществ не над конкурентами, а преимуществ, связанных со своим положением в бизнес-пространстве.

В последнее время сложилась такая ситуация, когда развитие бизнеса (независимо от формы и масштаба деятельности) стало существенно опережать развитие системы управления. В первую очередь это касается предприятий малого бизнеса (отличительные особенности функционирования).

По результатам многолетних исследований группы, руководимой Л. Бабаевой, последняя делает заключение: «Одним из результатов наблюдений в исследовании оказался факт доминирования у бизнес-элиты «модели интуитивных и кратковременных стратегий». Лидеры бизнеса чаще всего при принятии решений ориентируются скорее на интуицию, нежели на рациональный расчет» [9]. Таким образом, исследования показывают, что российский предпринимательский слой имеет низкий или даже очень низкий уровень знаний по теории и практике управления и слабо опираются на них в своей практической деятельности.

Для успешного применения методологии SWOT-анализа важно уметь не только оценить возможности, вскрыть угрозы, но и попытаться на основании этого полученную информацию учесть в будущих стратегиях развития. SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.

В качестве объекта апробации SWOT-анализа автором рассматривалась оценка территориально-экономического состояния ряда субъектов РФ, таких как Белгородская область, Удмуртская Республика, Челябинская область (табл. 1).

Полученные выводы являются основой для разработки рекомендаций и стратегий дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

Пристальное внимание к вопросам выбора стратегий экономического развития субъектов малого предпринимательства определенного субъекта РФ, стратегий, обеспечивающих устойчивый экономический рост, очевидно. Новые экономические реалии, связанные, прежде всего, с глобализацией мировой экономики, требуют переосмысления развития малого предпринимательства, разработки новых принципов, которые позволили бы оценить перспективность различных альтернативных стратегий развития малого предпринимательства на ближайшие 5—10 лет.

Особая роль при этом отводится проблемам систематизации условий, факторов и источников экономического развития, учету достигнутого уровня и специфике региона. Для оценки выбора того или иного сценария развития субъектов малого предпринимательства необходимо руководствоваться результатами мирового опыта. Ключевым вопросом является вопрос определения критериев и условий достижения обеспечения устойчивого и эффективного развития субъектов малого предпринимательства. В условиях рыночной экономики нет более важной задачи, чем задача обеспечения устойчивого экономического роста, решения социальных и структурных проблем.

Оценка степени устойчивости тех или иных тенденций в динамике макроэкономических показателей требует анализа развития малых предпри -ятий в продолжительном периоде. Мировой опыт свидетельствует, что в современных условиях устойчиво могут развиваться лишь регионы (страны), где растет производительность труда, повышается доля готовой продукции в структуре экономики, осуществляются другие прогрессивные структурные сдвиги [4].

Для оценки устойчивого развития используется ряд макроэкономических и финансовых показателей, таких как:

• рост числа малых предприятий;

• вклад малого предпринимательства в ВВП РФ (ВРП субъекта РФ);

• налоговые отчисления в фонды бюджетного и внебюджетного уровней;

• рост заработной платы;

• изменение структуры экономики. Мировой опыт показывает, что экономическое развитие становится устойчивым в том случае, если наблюдается прогресс по большинству рассмотренных показателей (критериев). При этом важным направлением обеспечения устойчивости экономического роста является соотношение макроэкономических показателей и параметров

-«- 25

приоритеты и безопасность

[N3

ста

Таблица 1

8\УОТ-анализ эффективного и устойчивого развития су&ьектов малого предпринимательства региона

Факторы, определяющие эффективность работы Факторы, определяющие устойчивость развития Вывод

Возможности Угрозы (] риски)

Создание новых малых предприятий Активное использование потенциала: природных ресурсов, научно-техни-ческих кадров и т. п. Создание научно-техни-ческих центров Использование развитого топливно-энергетического и промышленного комплексов Мобильность в организации малых предприятий Отсутствие эффективного механизма взаимодействия бизнеса с позиции масштабности Монополия крупных предприятий Неадекватная экономическая политика в отношениях малых предприятий Финансово-кредитная система

Сильные стороны Сильные возможности Сильные угрозы Вывод. Сильные стороны возможностей, а также сильные угрозы (риски) по обеспечению устойчивости малых предприятий сконцентрировались на 8-м факторе: разработка новых механизмов поддержки малого предпринимательства. Разбирая детально этот факт, следует отметить, что для обеспечения устойчивос-

1. Увеличение числа новых рабочих мест + +

2. База для создания малых предприятий вспомогательного назначения + + +

3. Мощный инструмент для организации и развития предпринимательской деятельности + +

4. Ориентация на покупательский спрос +

5. Свобода ведения предпринимательской деятельности + + ти развития малого предпринимательства необходимо совершенствование норматив-но-правовой базы развития предприятий малого и среднего бизнеса, особенно на региональном уровне. В целом это дает как сильные возможности по обеспечению устойчивости, так и высокий риск того, что благие намерения новых механизмов не дадут ожидаемых результатов

6. Концентрация производственных факторов + + +

7. Возможность несоблюдения или игнорирование существующих норма-тивно-правовых актов + +

8. Разработка новых механизмов поддержки малого предпринимательства + + + + + + +

Слабые стороны Слабые возможности Слабые угрозы Вывод. Слабые возможности и угрозы сконцентрированы на 2, 3, 4, 6 и 8-м факторах. Эти факторы можно устранить, что позволит повысить эффективность функционирования субъектов малого предпринимательства. Таким образом, необходимы условия в области повышения квалификационного уровня предпринимателей, которые позволят применять научно-тех-нические достижения, управлять

1. Распыление научно-технического потенциала региона + +

2. Монополия на важные виды деятельности + + +

3. Технологическая неготовность к использованию научно-технических достижений + + +

4. Низкий уровень квалификации предпринимателей и персонала + + +

о

н хз

со

"та

а го

хз

и 00 13

а го

и я о я о

г

а я а

Я >

Я Я

о м

я

к

я

к я

1-3

м ■ч м га

£

я ■о

5 О

■е к

-а ее -а

а

о

3

О О >4 В"

з к

а у

к о х О

§

а 2 СО

и о а

:=

О Н -

£ о

а

2

о

л а

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ©

ВКЭ1ЭИЭ ИШШЙГЭЙЯ-ОЯОЭНВНИф

ШШШЙНСЭЙН ХРПГВИ хк -ИНЭШ0Н10 я юпшпгон ига -ээышонож итъвяяэСвэн

НИИ!И(|||

-Сэйл хншьМя кшгопошщ

И1ЭОНОК1

-шэвк пиитом э вээншд

КИЯЮИЭСОКИВЕЯ ВИТСИНВХЭШ

сионяшмэффе ЭИЯ1Э1^Э10

ИШВИЙПСЭЙЛ ХШТВШ ИИП -ВЕИНШЙО Я Ч!ЭОНЧ1ГИдО]/^

-ЯШЗГПГ-

-1ШОМ ОЛОННЭШПРШОЙЛ и ОЛОЛЭЭЫЦЭЛЙЭНе-ОНЯШГПО! ОЛОХИЯЕВЙ ЭИНВЯОЕЧ1ГОПЭЦ

яойънэП хияээь

-ИНХЭ1-ОШи(ВН ЭИНВСЕОЭ

•п И ЯОЙСВЛ хилээь -ИНХЭХ-ОНЬ^ВН 'яоэ&Сээй хннСойийп ¡штвиПнэюп

ЭИНВЯОЕЧ1ГОПЭИ эоняшлу

ишвийлСэйп

ХРПГВИ ХНЯОН ЭИНВСЕОЭ

с

я *

£ I

0

1 .

е ®

а

■а -и о я м

о о

т

(3 « н о

я

X

ч

се I о ■ к се ^ о о

О а

я £

но "

& о

X -о о

X

к

й Р

я «

о Е-

£ I £ «

а «

св Я н и се о

я

X 5

а

я

2 о

§ т я 1ч

Й с?

х '5

с

I I

о

X -о <и

Й о

т <и

X

о

о £ 1С

о

X X

се О

о &

.. к

о о £ 2

се о

м й

£ ё

Я х

к [3

К о

е

£

В о

т

о =

X

о чо о

2 « ю К

^ о 5 *

N К и а>

экономической среды, при которых устойчивый рост является наиболее вероятным. Далее автор предлагает разработку типовых сценариев и стратегий социально-экономического развития субъектов малого предпринимательства определенного субъекта РФ. Исходя из потенциальных возможностей региона, можно предложить как минимум три варианта развития, суть которых заключается в следующем.

Сценарий А. Развитие местного производственного предпринимательства. Задачи этого сценария состоят в том, чтобы расширить сферу материального производства, используя уникальную сырьевую базу природных ресурсов от переработки до выпуска готовой продукции, стимулировать предпринимателей инвестирования под государственные гарантии, снижение налогового бремени, предоставление производственных площадей.

При разработке этого сценария преимущественно использовались методы теории производственных функций и, прежде всего, использовалась производственная функция следующего вида:

Р = А 7а Св 2 ек1, где Р — объем произведенной продукции;

А, а, в, у, к — коэффициенты;

Т — затраты живого труда;

С — затраты капитала;

2 — стоимостная оценка земельных ресурсов;

I — время.

Использование такого рода функций при анализе экономики развития различных регионов дало следующие результаты: для Белгородской области: А = 18,3; а = 0,37; р = 0,42; у = 0,21; к = 3,9; для Челябинской области: А = 26,4; а= 0,28; р = 0,47; у = 0,25; к = 4,6; для Удмуртской Республики: А = 22,6; а = 0,34; р = 0,49; у = 0,17; к = 4,1.

Сценарий Б. Развитие новых направлений предприятий торговли с выходом на внешние рынки. Активная деятельность торговых предприятий, начиная с 1990-х гг., уже претерпела множество изменений, но и в настоящее время предпринимательская деятельность в торговле продолжает требовать изменений. Необходимо создавать и развивать предприятия торговли с новыми подходами к ведению деятельности, для чего следует осваивать новые рынки сбыта, расширять конъюнктуру и пр.

При анализе развития территориальной экономики по данному сценарию использовалась производственная функция Кобба-Дугласа Р = А Та Ср, где а + р = 1.

Применительно к трем вышеуказанным регионам использование данной модели привело к следующим результатам:

для Белгородской области: А = 7,2; а = 0,46; р = 0,54; для Челябинской области: А = 11,4; а = 0,39; р = 0,61; для Удмуртской Республики: А = 9,3; а = 0,42; р = 0,58. Сценарий В. Развитие инновационно-активных и венчурных предприятий. В условиях ускорения НТР, возникновения нанотехнологий, развития биотехнологий и процесса роботизации многие субъекты РФ обладают высоким научно-техническим потенциалом и научными школами, что при грамотном руководстве создает условия для технологического прорыва во многих производственных отраслях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае если региональное развитие пойдет по данному сценарию, используется логистическая функция следующего вида:

Р = А/ (1 + ек) V, где А, к — коэффициенты;

V — объем инвестиционных затрат на использование инновационных технологий. Ее использование дало следующие результаты: для Белгородской области: А = 34,6; к = 6,8;

для Челябинской области: А = 48,9; к = 12,1; для Удмуртской Республики: А = 43,2; к = 10,5. Все сценарии носят стратегический характер для экономического развития малого предпринимательства региона и поэтому должны являться ключевыми в определении перспектив территориального развития. Сравнительная оценка сценарных подходов представлена в табл. 2.

Выбор приоритетного направления развития субъектов малого предпринимательства в условиях рынка в быстро изменяющейся среде необходим для разработки точного прогноза на среднесрочную перспективу [7].

Приведенные сценарии способствуют проведению эффективного анализа с применением современного инструментария для получения надежных оценок и определения полученного эффекта. Необходима также разработка мер и механизмов осуществления выбранного сценария, которые предполагают разработку программ, законов, постановлений и пошагового алгоритма действий с выявлением возможных альтернатив.

Как можно видеть, SWOT-анализ имеет смысл использовать не только на микроуровне, как это в настоящее время в основном и происходит, но также и на регионально-отраслевом (мезоуров-не) и даже на федеральном (т. е. макроуровне) при изучении разнообразных проблем функционирования экономической системы. В частности, его использование помогло при определении причин и факторов, а также при выявлении особенностей

Таблица 2

Сравнительная оценка сценарного подхода развития субъектов малого предпринимательства региона

Параметр Сценарий А Сценарий Б Сценарий В

На начало На конец На начало На конец На начало На конец

периода периода периода периода периода периода

Финансовый блок

1. Инвестиционные кредиты С В В С В В

2. Ставка по инвестиционным Н С Н С В Н

кредитам

3. Инфляция Н Н Н Н Н Н

4. Налоговое бремя Н С Н С С Н

Ресурсный блок

1. Капиталоемкость в структуре В С В В В В

2. Потенциал С В В В В В

3. Реинвестиционная Н В Н В В В

деятельность субъекта

Результативный блок

1. Доля в ВРП С С С С С В

2. Доля готовой продукции С В Н С С С

3. Участие в экспорте Н В С В В В

Примечание. Условные обозначения оценки на разные периоды развития означают следующее: В — высокая, С — средняя, Н — низкая.

возникновения финансово-экономического кризиса в России. Использование его возможно и при разработке антикризисных мер и стратегии развития экономики страны в посткризисный период.

Действительно, начало XXI в. в России (так же как и в ряде других постсоциалистических странах) ознаменовалось определенным экономическим оптимизмом. В значительной мере были забыты негативные последствия августовского дефолта 1998 г., наблюдался существенный экономический рост и многие даже стали верить в достижение в недалеком будущем российского экономического чуда.

Однако уже в 2008 г. рост российской экономики сменился существенным замедлением. Так, если темпы прироста ВВП за год в среднем в России за период с 2003 по 2007 г. составили около 7 %, то за 2008 г. прирост ВВП составил 5,6 % и приблизился к значениям 2001—2002 гг. — минимальным за десятилетний период восстановительного развития. Существенное влияние на внутренний рынок оказало замедление темпов промышленного производства до 102,1 % в 2008 г. против 106,3 % в 2007 г. В условиях растущей инфляции все это привело к замедлению темпов прироста реальных доходов населения до 2,7 % против 12,1 % в 2007 г. и реальной заработной платы до 9,7 % против 17,2 % [3]. Темпы роста оборота розничной торговли составили в 2007 г. 116,1 %, а в 2008 г. уже 113,0 %, платных услуг населению 104,9 % против 107,9 % годом ранее.

Особенно ухудшилась ситуация во второй половине 2008 г. Темпы прироста ВВП России замедлились с 8,5 % в первом квартале до 1,1 % в четвертом. Такая крайне неустойчивая динамика основных показателей развития экономики в начале кризиса была обусловлена рядом факторов, в том числе явлением инерционности. Инерционный рост ВВП первой половины 2008 г. был обусловлен благоприятной ситуацией на мировом рынке сырьевых ресурсов и накопленным потенциалом. Во второй половине 2008 г. резко ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура. В результате уже в октябре 2008 г. кризис финансово-кредитных институтов распространился на всю российскую экономику.

Возникший в России финансово-экономический кризис объясняется рядом факторов и отличается некоторыми особенностями. Одной из важнейших социально-экономических особенностей современного российского кризиса является то, что впервые за многие десятилетия (возможно, даже впервые за последнее столетие) кризис экономики России стал частью глобального кризиса. Действительно, в условиях социалистических про-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

изводственных отношений ни в период Великой депрессии, ни позже экономика России (как и всего Советского Союза) при возникновении международных финансово-экономических кризисов оставалась в относительно устойчивом состоянии. Это же справедливо и в отношении новейшей истории страны, когда после распада СССР Россия стала суверенным государством.

Еще одной особенностью проявления современного экономического кризиса в России является его запаздывающий характер. Это означает, что глобальный кризис начался в США почти на год раньше, чем в России. В США кризис начался в начале 2008 г. в системе ипотечного кредитования с резкого снижения цен на жилье. Вследствие того, что в последние десятилетия американская валюта выполняет функции мировых денег и ряда других факторов кризис достаточно быстро стал проявляться и в других странах — прежде всего, развитых. Таким образом, экономический кризис стал международным. Однако ряд стран с емкими развивающимися рынками (Россия, Китай, Индия) еще достаточно долго (до шести месяцев) сохраняли высокие темпы роста.

Быстрое распространение кризисных явлений из США в развитые страны Европы, при сохранении в течение еще некоторого времени высоких темпов роста в ряде ведущих стран мира, привело к быстрому развитию теории, в соответствии с которой развивающиеся государства в настоящее время станут именно тем локомотивом, который позволит остановить глобальный кризис и вытащить развитые страны из начинающегося замедления экономического роста. Однако уже к осени 2008 г. всем стало ясно, что финансовый кризис перерастает по-настоящему в глобальный и в конце концов охватит экономику всех основных стран мира.

Еще одной особенностью российского кризиса является то, что он явно выходит за рамки обычного циклического и все более приобретает структурный и инновационный характер [3]. Особенности проявления кризиса экономики в России во многом связаны с факторами возникновения и дальнейшего развития кризиса. Так, учитывая преимущественно сырьевой характер российского экспорта, снижение мирового спроса на важнейшие сырьевые товары вследствие глобального кризиса привело к падению цен на них и, как следствие, резкому сокращению доходов. Еще одним очень важным источником роста российской экономики в докризисный период, т. е. кроме высоких мировых цен на сырьевые товары (прежде всего, на энергоносители), который также исчерпал себя, является

-«- 29

приоритеты и безопасность

исчезновение дешевых финансовых ресурсов на мировом рынке.

Однако основная причина мирового финансового кризиса заключается в непомерной эмиссии американской валюты и использовании в огромных масштабах различных финансовых суррогатов, прежде всего в виде производных ценных бумаг. Российская экономика оказалась не готовой, чтобы в должной степени противостоять различным финансовым «мыльным» пузырям. Таким образом, в возникновении финансово-экономического кризиса в России «повинны» различные причины, которые условно можно разделить на три группы:

1) связанные с особенностями и проблемами современной экономики США;

2) с функционированием системы механизмов мирового экономического развития;

3) со спецификой российской социально-экономической системы.

Вместе с тем нельзя утверждать и то, что российское правительство оказалось совершенно не готовым к разработке эффективной антикризисной стратегии. Так, кроме вышеупомянутой помощи фирмам-заемщикам российское правительство оказало существенную финансовую помощь и для поддержки в условиях кризиса банковской системы страны. К важнейшим мерам в этой сфере можно отнести следующие: предоставление ликвидности, расширение гарантий по банковским вкладам физических лиц, выкуп части банков государством, снижение ставок рефинансирования, осуществление бюджетных вливаний для стимулирования спроса в реальном секторе экономики, регулирование курса отечественной валюты по отношению к ведущим мировым валютам. Несмотря на некоторые существенные различия, в целом принятые российскими властями меры по смягчению кризиса совпадают с мерами, принятыми в развитых странах. Эти меры дали несомненный эффект.

Прежде всего, в отличие от августовского дефолта 1998 г., на этот раз удалось избежать массовых изъятий сберегательных вкладов физических лиц, в связи с чем население России не утратило доверия к национальной валюте. Однако плавная девальвация рубля привела к значительному снижению золотовалютных резервов страны в первой половине 2009 г. Кроме того, некоторые банки, которым государство предоставило ликвидность, предпочитали максимально переводить ее в иностранную валюту, чтобы застраховаться от валютных рисков или использовать для снижения собственной задолженности перед инос-

30 -

транными кредиторами. Все это вместе с ростом коррупции не соответствовало первоначальным намерениям властей при предоставлении денежных средств.

Однако, несмотря на сложности, в целом принятые меры дали ощутимый позитивный эффект. К концу 2009 г. увеличились золотовалютные резервы страны (сейчас Россия по этому показателю занимает 3-е место в мире). По некоторым оценкам в России в конце 2009 г. стал наблюдаться некоторый рост ВВП, но успехами не следует обольщаться. Первоначальный анализ последствий экономического кризиса показал всю уязвимость российской экономики.

В целом система антикризисных мер должна носить комплексный характер и, кроме перечисленных мер, должна включать также мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса, изменения в системе налогообложения, создание специальных бюджетных фондов и пр. Для более эффективного противостояния различного рода кризисам, которые неизбежно будут возникать в будущем, необходимо также развивать теорию о социально-экономических кризисах (науку о всевозможных экономических патологиях и кризисах принято называть патоэкономикой) [6].

Отсутствие глубоких теоретико-методических разработок отрицательно сказалось на процессе формирования системы антикризисных мер. Дело в том, что российская элита (как политическая, так и экономическая) тщательно готовилась в последнее время к возникновению кризиса образца 1998 г. с целью не допустить ошибок прошлого. Однако ситуация оказалась другой, ибо причины современного кризиса и кризиса десятилетней давности существенно отличаются (достаточно сказать, что августовский дефолт 1998 г. был порожден прежде всего внутренними причинами, в том числе слабостью власти и просчетами в бюджетной политике). Нужна обобщающая теория кризисов в экономической сфере. Причем не следует забывать об этом и в относительно благополучные годы, наступающие после завершения кризисного периода. В противном случае снова окажемся в положении, когда в последнее десятилетие в России выросло поколение политиков и менеджеров, привыкших управлять «ростом благосостояния» и все более забывающих о кризисном управлении [5]. Таким образом, для создания системы эффективного антикризисного управления необходимо решить широкий комплекс проблем как теоретического, так и практического характера.

Список литературы

1. Аналоуи Ф, Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник. Пер. с англ. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 400.

2. Ефремов В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Финпресс, 2001. С. 240.

3. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / науч. ред. Е. Т. Гайдар. М.: Проспект, 2010. С. 656.

4. Лялин В. Е., Ляшенко В. И., Павлов К. В., Ха-хулин В. В. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт. М.: Экономисту 2006. С. 254.

5. Мау В. Экономическая политика 2007 г.: успехи и риски / Вопросы экономики. 2008. № 2.

6. Павлов К. В. Патологические процессы в экономике. М.: Магистр, 2009. С. 461.

7. Павлов К. В., Андреева И. Г. SWOT-анализ малого предпринимательства как условие разработки сценариев развития экономики региона / Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 17. С. 2-7.

8. Россия в цифрах 2009. Краткий стат. сб. М.: Росстат, 2009. С. 525.

9. ТрайневВ. А., БутыринИ. Я. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение: уч. пособие. М.: Логос, 2003. С. 184.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected] НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.