Научная статья на тему 'Использование сведений из истории возникновения числа у тувинцев в процессе изучения системы счисления'

Использование сведений из истории возникновения числа у тувинцев в процессе изучения системы счисления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛО / СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ У ТУВИНЦЕВ / NUMBER / СЧЕТ / ACCOUNT / FINGER ACCOUNT / СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ / NUMBER SYSTEM / NUMBER SYSTEM FOR TUVINIANS / ТУВИНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / TUVAN WRITING / ПАЛЬЦЕВОЙ СЧЁТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Ч. М.

В статье рассматриваются некоторые периоды из истории возникновения понятия числа, способов названия и записи чисел у тувинцев. Материалы статьи могут быть использованы учителями начальных классов при ознакомлении детей системами счисления в учебной и внеурочной познавательной деятельности. В работе дано ознакомление с возникновением, способами названия и записи чисел разными народами, в разный период их развития в процессе организации внеурочной познавательной деятельности. Тувинцы, как и другие народы, в глубокой древности употребляли вместо множества натуральных чисел конкретные множества. Тувинцы пользовались двоичной, пятеричной, семеричной, десятичной, двенадцатеричной, шестидесятеричной системой счисления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME INFORMATION FROM HISTORY OF EMERGENCE OF NUMBERS IN TUVA PEOPLE AT THE STUDY OF THE THEME “SYSTEM OF CALCULATION”

In the article some periods from the history of the origin of a concept of number, the ways of naming and writing numbers in Tuva people are considered. The materials of the article can be used by primary school teachers, when familiarizing the children with the numeric systems in the educational and extracurricular cognitive activities. The work provides an introduction to the development, the ways of naming and recording numbers by different peoples, at different periods of their development in the process of organizing extracurricular cognitive activity. The Tuva people, like other peoples, in the extreme antiquity used specific sets instead of the set of natural numbers. They used a binary, fivefold, septenary, decimal, decimal, hexadecimal number system.

Текст научной работы на тему «Использование сведений из истории возникновения числа у тувинцев в процессе изучения системы счисления»

5. О межведомственной программе «Студенчество России» (2004 - 2008 гг.). Официальные документы в образовании. 2003; 35: 3 - 18.

6. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Перевод с французского. Санкт-Петербург: A-cad, 1994.

7. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. Москва: Едиториал урсс, 2002.

8. Рожков М.И. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика. Москва: ВЛАДОС, 2008: 237 - 247.

9. Мехонцева Д. М. Структура органов школьного и студенческого самоуправления и управления. Школьные технологии. 2003; 2: 130 - 136.

10. Кагерманьян В. С. Современная система воспитания студентов вузов: концептуальные основы и программа развития. Москва: ФИРО, 2006.

11. Оленина Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012.

References

1. Rol' studencheskogo samoupravleniya v podgotovke konkurentosposobnyh specialistov. Tezisy dokladov uchastnikov vseros. konf. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2005.

2. Scherbakov E.S. Deyatel'nost' molodezhnyh obschestvennyh ob'edinenij v Yaroslavskoj oblasti. Rol' studencheskogo samoupravleniya v podgotovke konkurentosposobnyh specialistov. Tezisy dokl. uchastnikov vserossijskoj konf. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2005: 283 - 285.

3. V Rossii rastet chislo studentov. Informacionnyjportal «Utro.ru». Available at: http://www.utro.ru/news/2008/08/29/763628.shtml

4. Olenina G.V. Razvitie social'nogo tvorchestva studencheskoj molodezhi v sisteme vospitatel'noj raboty vuzov: teoriya, tehnologii, praktika. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 6: 233 - 237.

5. O mezhvedomstvennoj programme «Studenchestvo Rossii» (2004 - 2008 gg.). Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2003; 35: 3 - 18.

6. Fuko M. Slova i veschi. Arheologiya gumanitarnyh nauk. Perevod s francuzskogo. Sankt-Peterburg: A-cad, 1994.

7. Hrenov N.A. Kul'tura v 'epohu social'nogo haosa. Moskva: Editorial URSS, 2002.

8. Rozhkov M.I. Strategiya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu. Yunogogika. Moskva: VLADOS, 2008: 237 - 247.

9. Mehonceva D. M. Struktura organov shkol'nogo i studencheskogo samoupravleniya i upravleniya. Shkol'nye tehnologii. 2003; 2: 130 - 136.

10. Kagerman'yan V. S. Sovremennaya sistema vospitaniya studentov vuzov: konceptual'nye osnovy i programma razvitiya. Moskva: FIRO, 2006.

11. Olenina G. V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. Barnaul, 2012.

Статья поступила в редакцию 04.06.18

УДК 373

Ondar Ch.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool

and Primary Education, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

SOME INFORMATION FROM HISTORY OF EMERGENCE OF NUMBERS IN TUVA PEOPLE AT THE STUDY OF THE THEME "SYSTEM OF CALCULATION". In the article some periods from the history of the origin of a concept of number, the ways of naming and writing numbers in Tuva people are considered. The materials of the article can be used by primary school teachers, when familiarizing the children with the numeric systems in the educational and extracurricular cognitive activities. The work provides an introduction to the development, the ways of naming and recording numbers by different peoples, at different periods of their development in the process of organizing extracurricular cognitive activity. The Tuva people, like other peoples, in the extreme antiquity used specific sets instead of the set of natural numbers. They used a binary, fivefold, septenary, decimal, decimal, hexadecimal number system.

Key words: number, account, finger account, number system, number system for Tuvinians, Tuvan writing.

Ч.М. Ондар, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики дошкольного и начального образования,

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧИСЛА У ТУВИНЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

В статье рассматриваются некоторые периоды из истории возникновения понятия числа, способов названия и записи чисел у тувинцев. Материалы статьи могут быть использованы учителями начальных классов при ознакомлении детей системами счисления в учебной и внеурочной познавательной деятельности. В работе дано ознакомление с возникновением, способами названия и записи чисел разными народами, в разный период их развития в процессе организации внеурочной познавательной деятельности. Тувинцы, как и другие народы, в глубокой древности употребляли вместо множества натуральных чисел конкретные множества. Тувинцы пользовались двоичной, пятеричной, семеричной, десятичной, двенадцате-ричной, шестидесятеричной системой счисления.

Ключевые слова: число, счет, пальцевой счёт, системы счисления, системы счисления у тувинцев, тувинская письменность.

В процессе изучения основ начального курса математики, будущими учителями начальных классов, мы знакомим их с арабской (индийской) нумерацией, десятичными и недесятичными системами счисления, позиционным и непозиционным принципом записи чисел, которые необходимы для организации учебной и внеурочной познавательной деятельности.

Система счисления - раздел математики, в котором представлено описание способов обозначения любых конкретных количественных отношений такими материальными знаками -цифрами (написание чисел) и словами (чтение цифровых записей чисел), которые позволяют сохранять информацию, сравнивать количественные характеристики объектов и определять количественные характеристики результатов действий с реальными объектами на основе несложных процедур сравнения последовательностей знаков (цифровых записей чисел) и проце-

дур нахождения по двум данным знакам третьего (действий с числами) [1, с. 96].

А.М. Леушина отмечает, что для воспитателя, который впервые знакомит маленького ребенка с понятием числа, не только интересно, но и необходимо знать длительный путь развития данного понятия. Это поможет ему лучше представить, какие трудности преодолевают дети, усваивая это понятие [2, с. 328].

В данной статье мы рассматриваем некоторые сведения из истории возникновения числа у тувинцев, которая может быть использована учителями начальных классов при ознакомлении детей, наряду с вавилонской, египетской, славянской нумерациями (десятичными, но непозиционными), римской нумерацией (недесятичной и непозиционной). Во время которой происходит ознакомление с возникновением, способами названия и записи чисел разными народами, в разный

период их развития в процессе организации внеурочной познавательной деятельности.

Тувинцы пользовались двоичной, пятеричной, семеричной, десятичной, двенадцатеричной, шестидесятеричной системой счьнлеьия.

Примечательно то, что тувинцы, которые хорошо знали двоидную сиснемиснистеннд, в паде втегдн выияныввли в тдтих играх, как «даалы», «хорлуу», «панчык». Удобство этой системы - в её необычайной простоте. В двоичной системе счисле-лийиспользуььсяеелько длсвнакн: «бор» (деть) - 1(однн) ьни «чок» (нет) - 0 (ноль); указательный палец может обозначать иоле, Яылыеей насел е 1; ьртиас лук. -л» тога- 0. левая рука или нога - 1. Как только усвоили значения этих символов, человеку легко передать числа, например, «бар азы чок» это запишется в двоичной системе счисления 102, а будет обозначать чкело «дни» (деаД «Уирвэ йнлн берол» - 11л неднначьею всею ло «YШ» (три); «бирээ биле ийи тик» - 1002, обозначает число «дерт» (четыре) и т. д.

Oауoьуьь« тно счьто «сьрс каме» cоылcь«слт нредуолодд-ние, что этот счёт происходит от счёта по суставам пальцев. То ьедь счлтадибоиеши» пахьаль1дйди»» чвcдкоуlа осдадхны» четырёх пальцев правой руки (рис. 1). Насчитав на правой руке восемь единиц, счётчик загибал палец левой руки. Эта операция сеё-а иончаласн, кегсд сказаеюду змтутыми нсо юеес у-л-бев левой руки. Пять восьмёрок, или сорок, составили, таким обра-лом, перву— сюётную зрупку.

Так, например, довольно широкое распространение имела двенадцатеричная система у тувинцев. Особенно часто это имедт месоо в врежу« ьудди;! мс« роуорея пкорьльна до зрх пвр, когда определяют возраст человека, то есть пальцевой счёт дю-жинлоз по фалвнгам (риз. Л« вуребицвя дм по лзевуди Cсдушдм пальцем: 1 (куске чылы - год мыши), 2 (инек чылы - год коровы), 3 (пар чылы-годтигра).4(тоолайчылы- год зайца), 5 (улу чылы - гмд дадкууь), 6 (чылав члты д гс^ю нмеи), Л (аът дылд -год лошааи), 8(хо- чылыагодавцт), 9 (мечи чыаы-год отеюь-а ны), 10 (дагаа чылы - год курицы), 11 (ыт чылы - год собаки), 12 (хаван чылы - год кабана).

Ы

V

Рис. 1

О -р1г

Насчитав на правой руке двенадцать единиц, счётчик загибал палец левой руки. Затем 12 принимается за единицу сле-дидщего слсpдыa и т.д. Днм оасдацид стёть воеоудамд, есгда оказались загнутыми все пять пальцев левой руки. Пять раз двенадцлтр^лишестьде-охсоставил счстную Г^ПП-

Такимс^й-^^^м, гддыопменрютсянеп- числао, апо иам-нам двенадцати животных, расположенных в строго определенном еоввока. В тинсеиу альнвдвати вит есохудау члнь фьг эти» имен, а с тринадцатого года начинается новый цикл. Этот круг составляет малый цткс^пти малоеколесочрэмени. Пя-ь татех Lкиклo», дaж-лын нз лотьоыв »свасчс мoнoлеитеи«»oу всквсние

(ногаан ыяш - зеленое дерево, кызыл от - красный огонь, сарыг ч—р - жeадaн зсмло, кие б-лер - еинсе я^^гезеж суг- белая вода), объединялись в большой круг, который назывался 60-летней системой счета годов [3, с. 75].

з"ьвичцы, ддн и »дугие уаьдды, с дубо^^евно»™ хвотре-бляли вместо множества натуральных чисел конкретные множе-слыа. 1Ылнтхлькыо инто лчое ианд опд1т прдведл^^гг нцов в дозда-нию отвлечённого множества, где элементами являлись слова, идущие в строго определенном порядке. Для счёта натуральнее иеуел тувиецы рндоше ие»илхдевели сне-уючне нахвения: «чангыс», «бир», «бирээ» - 1 (один); «ийи» - 2 (два); <^ш» - 3 (тр и); «дерт» - 4 (четыре); «беш» - 5 (пять); «алды» - 6 (шесть); «чеди» - 7 (семь); «сес» - 8 (восемь); «тос» - 9 (девять); «он» -10 (десять); «чээрби» - 20 (двадцать); «^с» - 100 (сто); «муц» -1.000 (тысячи); «л^ме» - 10.000 (десять тысч); «бум» - 100.000 ость тысвч); <(ьaяв - 1;0ДK.Д0е (мияыидв); «чывa»-1Ы.ДД0.000 (десять миллионов); «думчуур» - 100.000.000 (сто миллионов); «так» - 1.000.000.000 (миллиард); «п^к» - 10.000.000.000 Сцхсчть жилс»a»дoк); «швыэа» в 1-0.л0д.м0х.д0а (»томил-лиардов); «дам» - 1.000.000.000.000 (триллион); «араптан» -1а.0еЛlаЫД.0-Д,XДЫ (деояти лpчылиьнoн)и тднасшобразом, для того, чтобы назвать все числа в пределах триллиона на тувинском языке потребуется 22 различных слов. В настоящее вроме »екдтурые ин в-lшeлкaзaпннlснaилeгoвтзпйчпcул не применяется на практике и их значение не знакомо большинству тьмил»ев.

С.С. Салчак в своей работе пишет, что такими же терминами при счёте пользовались монголы. Этот факт можно объяснить тлю, мто в ъренвосиу труинцы (овли весди сьут до лысвчи, а остальные названия, начиная с десяти тысяч, заимствовали у неллдвй - сонголуь [у ь, у].

Тувинцы в своей повседневной жизни для обозначения ча-сгое-елогирмньше-еаоаозоватислтдающионазван ия: «кезик сa|Г^aлт-гхы 1/Ды<ДДHC Ц» - 1/4, «парыыл» - 1/8, «кечим» - 1/16, « люа»-1 /с2,раът кораат 1/ал.

После того как в языке народа установился способ называть числа, одновременно с этим возникают поиски и создаётся аосте челове-

ку необходимо уметь правильно называть и записывать числа, уметь правильно выполнять действия над ними. В связи с этим в разюыеэпахи отдельоыор не^лт^шить задачу

создания устной и письменной нумерации.

Д.А. Мон^ш отасчae5чaрпмаьыоaоoсть - этолациональ-ное достояние народа, передаваемое из поколения в поколение, ей должны быть свойственны здоровый консерватизм и традиционность, обеспечивающие преемственность между поколениями [5, с. 234].

ВГОП1 Дысааосдана Мувисская-ооодоаятптпублика и функцию письменного языка выполнял старописьменный мон-гтсоскпсяз ык,еапеторам велотат^итм^оиг^с^с^тово, издавалась в весьма ограниченном количестве литература. До 1930 содопатма питс-нсмот-оис-ыис-ольи-вали сеедолщие цифры:

Юлсропссыеенныг менгольским языком к концу 20-х годов владело менее 1,5% тувинского населения, так как монгольской

грамотой владела, главным образом, феодально-байская верхушка и высшие ламы.

И есенкс т ЮНО гоют -о—с аюдда ха му виуокуь пи с ыеднн с сть на основе латинизированного новотюрского алфавита. После резпикнмвеатр тувсаскосписпы-рноатм мтдгсльекме названия дии«а уже велезжа, е умисьь та в лее. ^(^»у^ названия, заимствованные у русского народа.

Д.А. Монгуш отмечает, что успешное использование латини-диоoуaннсK десыденйооьив лтквмцдлии нe)йсмoднoттыв делопроизводстве, в развитии народного образования, литературы, п-ч аал раидете-оет весоле оаоа^ао эта™ с ьмеатоедь в целом есееыьлу свобснньетв тсдинькуго ясыксЫ1 обОД

Рис. 2

2 -Ц1

й -cedl

а

й

-iji

- cedi

n

- ys

- ses

3

- tert

- tos

- pes

Начиная с 1931 г по 1944 г использовались следующие циф- Изучение особенностей других нумераций дает возмож-

ры [6, с. 37]: ность сравнить их, а сопоставление десятичной системы

1 pir 7 cedi 13 оп iji 120 cys ceerbi

2 iji 8 ses 20 ceerbi 127 cys ceerbi cedi

3 ys 9 tos 30 yzen 226 iji cys ceerbi aldb

4 tert 10 оп 40 tertten 319 ys cys on tos

5 pes 11 оп pir 100 cys 936 tos cys yzen aldb

6 aldb 12 оп iji 300 ys cys 1000 muq

Перевод тувинской письменности на русскую графическую основу происходил в течение 1941 - 1944 годов при научно-методической помощи советских ученых. Полный переход тувинской письменности на русский алфавит завершился ко времени добровольного вхождения Тувы в состав СССР

В настоящее время для названия всех чисел в пределах триллиона на тувинском языке потребуется 16 различных слов: бир (один), ийи (два), Yш (три), дерт (четыре), беш (пять), алды (шесть), чеди (семь), сес (восемь), тос (девять), он (десять), чээрби (двадцать), ЧYс (сто), муц (тысяча), миллион, миллиард, триллион. В то же время раньше у русского народа число 10.000 назывался «тьма», а 100.000 - «легион». Названия чисел «миллион» или «биллион», «триллион» заимствованы с французского языка.

Библиографический список

счисления с недесятичными, позиционного принципа записи с непозиционными позволяет понять сущность и преимущество общепринятой нумерации. Кроме того ознакомление учащихся с возникновением числа у тувинцев способствует развитию мотивов учебной деятельности, формированию ценностного отношения к учению, его личностного смысла, также чувства гордости за свою Родину.

Таким образом, информация о возникновении и развитии числа у тувинцев, может быть использована педагогами в любой образовательной организации наряду с информацией о подобных традициях других народов, для лучшего освоения детьми понятия числа и системы счисления в учебной и внеурочной познавательной деятельности.

1. Царева С.Е. Система счисления в математической и методической подготовке будущего учителя. Начальная школа. 2009; 12: 95 - 102.

2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 1974.

3. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: учебное пособие. Москва: Восточная литература, 2002.

4. Салчак С.С. Тувинская математическая терминология и её роль в преподавании математики на современном этапе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1973.

5. Монгуш Д.А. Тувинский язык и письменность. Избранные труды. Научное издание. Кызыл: ГУП РТ «Тываполиграф», 2009.

6. Moskalof B. TbBANbN CAA YZYY. Poluskannar Porogoppbj Sat, A. Sokolof, A. Suxotin. - Moskva, 1931 cbl, - ar. 37.

References

1. Careva S.E. Sistema schisleniya v matematicheskoj i metodicheskoj podgotovke buduschego uchitelya. Nachal'naya shkola. 2009; 12: 95 -102.

2. Leushina A.M. Formirovanie 'elementarnyh matematicheskih predstavlenij u detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1974.

3. Zhukovskaya N.L. Kochevniki Mongolii: Kul'tura. Tradicii. Simvolika: uchebnoe posobie. Moskva: Vostochnaya literatura, 2002.

4. Salchak S.S. Tuvinskaya matematicheskaya terminologiya i ee rol' vprepodavaniimatematikina sovremennom 'etape. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1973.

5. Mongush D.A. Tuvinskijyazykipis'mennost'. Izbrannye trudy. Nauchnoe izdanie. Kyzyl: GUP RT «Tyvapoligraf», 2009.

6. Moskalof B. T''BAN''N CAA YZYY. Poluskannar Porogopp'j Sat, A. Sokolof, A. Suxotin. - Moskva, 1931 c'l, - ar. 37.

Статья поступила в редакцию 28.05.18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.1:338.482.22.

Vinogradov V.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Orkina I.F., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Skomorokhova T.S., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia, E-mail: [email protected]

IMPROVEMENT OF INTEGRATION PROCESSES IN EDUCATION "POPULISTS-INSTRUMENTALISTS" IN UNIVERSITIES OF CULTURE. The article studies the particular features of improving the integration processes in the training of musicians in modern socio-economic conditions. Special attention is paid to the main activities of "populists-instrumentalists", which determine the contents of the educational process in their training in the universities of culture. The complex of problems arising at graduates after graduation in the conditions of sharp competitive fight in the labor market is revealed and defined. The authors propose possible options for the correction of theoretical knowledge and practical skills in the direction of practice-oriented training in the field of folk-instrumental creativity in order to improve the competitiveness of graduates. Understanding and evaluation of the current state of the quality of training will significantly improve the solution of both practical and scientific-theoretical problems.

Key words: integration, improvement, educational process, folk-instrumental creativity.

В.А. Виноградов, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

И.Ф. Оркина, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Т.С. Скоморохова, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБУЧЕНИИ «НАРОДНИКОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ» В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена особенностям совершенствования интеграционных процессов в подготовке музыкантов-исполнителей в современных социально-экономических условиях. Уделено внимание основным видам деятельности «народников-инструменталистов», определяющим содержание образовательного процесса при их подготовке в вузах культуры. Выявлен и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.