Научная статья на тему 'Использование статистических источников информации для оценки миграционной подвижности населения'

Использование статистических источников информации для оценки миграционной подвижности населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
381
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / БЕЖЕНЦЫ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ПЕРЕПИСЬ / ТЕКУЩИЙ УЧЕТ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MIGRATION / REFUGEES / INTERNALLY DISPLACED PERSONS / CENSUS / CURRENT ACCOUNT / DEPARTMENTAL REPORTING / STATISTICS SHOW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Метелев Игорь Сергеевич

В статье приводится сравнительный анализ использования различных статистически источников для оценки миграционных процессов, а именно результатов переписи, данных текущего учета и различной ведомственной отчетности. Выделены отдельные достоинства и недостатки каждого статистического источника информации, предложены некоторые методы комплексной оценки интенсивности внешних миграционных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF STATISTICAL INFORMATION SOURCES FOR THE ASSESSMENT OF THE MIGRATION MOBILITY OF THE POPULATION

The article provides a comparative analysis of various statistical sources to assess migration, namely, the census results, the data of the current account and various departmental reports. Emphasizing individual strengths and weaknesses of each statistical information source suggests some methods of integrated assessment of the intensity of external migration.

Текст научной работы на тему «Использование статистических источников информации для оценки миграционной подвижности населения»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИИ

МЕТЕЛЕВИ.С.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ МИГРАЦИОННОЙ подвижности

НАСЕЛЕНИЯ

В статье приводится сравнительный анализ использования различных статистически источников для оценки миграционных процессов, а именно результатов переписи, данных текущего учета и различной ведомственной отчетности. Выделены отдельные достоинства и недостатки каждого статистического источника информации, предложены некоторые методы комплексной оценки интенсивности внешних миграционных потоков.

МЕШЬЕПХ

THE USE OF STATISTICAL INFORMATION SOURCES FOR THE ASSESSMENT OF THE MIGRATION MOBILITY OF THE POPULATION

The article provides a comparative analysis of various statistical sources to assess migration, namely, the census results, the data of the current account and various departmental reports. Emphasizing individual strengths and weaknesses of each statistical information source suggests some methods of integrated assessment of the intensity of external migration.

Ключевые слова: миграция, беженцы, вынужденные переселенцы, перепись, текущий учет, ведомственная отчетность, статистические показатели.

Keywords: migration, refugees, internally displaced persons, the census, the current account, departmental reporting, statistics show.

Изучение миграционных процессов базируется в настоящее время на обширной статистической информации. В России существуют различные источники статистических данных о миграции населения. Основными из них являются переписи населения (включая микропереписи) и текущий учет. Важное значение имеет ведомственная статистика. При углубленном изучении миграции следует применять данные всех источников, добиваясь их сопоставимости и идентичности, т.к. все эти данные имеют существенные ограничения в плане полноты охвата мигрантов и миграционных потоков.

Настоящая статься преследует цель проанализировать полноту и качество различных источников статистической информации при изучении территориальной мобильности населения, в частности в трудоспособном возрасте.

Наиболее полным и достоверным источником сведений о населении принято считать перепись населения, представляющую собой процесс сбора демографических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или отдельного региона по состоянию на определенный момент времени. Она дает как бы моментальный снимок населения. Так, при Всероссийской переписи населения 2010 года сведения собирались по состоянию на момент счёта населения 0 часов (по местному времени) 14 октября 2010 года. Основной тур переписи проходил с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах - с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.

В числе получаемых в результате проведения переписи сведений о населении, о каждом человеке (пол, дата рождения, владение языками, гражданство, национальность, брачное состояние, образовательные характеристики, источники средств к жизни, занятие, экономическая активность и т.п.) входят сведения и о миграции населения, а именно: национальность, гражданство (для иностранных граждан - принадлежность к государству), длительность проживания на данной территории, место предыдущего проживания, цель приезда в Россию [5].

Перепись позволяет не только получить полную и достоверную информацию о населении на определенный момент времени (в соответствии с рекомендациями ООН, переписи проводятся не реже 1 раза в 10 лет), но и сопоставить между собой различные характеристики населения. Например, данные о миграционной подвижности населения можно получить в разрезе отдельных возрастных групп, выделив при этом лиц в трудоспособном возрасте, национальностей, по лицам, состоящим (не состоящим) в браке и т.п. Однако программа разработки переписей из-за больших затрат на обработку и публикацию их результатов включает ограниченные данные о миграции населения. Так, опубликованные данные о миграции, полученные в ходе проведения Всероссийской переписи населения 2002 года, в разрезе отдельных регионов России содержали сведения о продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства по отдельным когортам (менее 2 лет, 2-5 лет и т.п.), по продолжительности проживания и отдельным возрастным группам (моложе трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возраста), о предыдущем месте жительства и причинах миграции [8].

Переписи населения регулярно проводились в России с 1897 года. В большинстве из них большое внимание уделялось получению сведений о миграции населения. В условиях практически полного отсутствия иных данных о миграции населения переписи долгое время служили практически единственным достоверным источником получения статистической информации [3]. По вопросам, содержащимся в переписных листах 1897 и 1926 года, таких как, место рождения и продолжительность проживания можно было выделить отдельные миграционные когорты, т.е. совокупность мигрантов, объединенных общим периодом вселения в данный населенный пункт или район, позволяющий судить о тенденциях и объемах заселения отдельных территорий России.

В последующих переписях населения (1937, 1939, 1959 гг.) вопросы о миграции отсутствовали, что в значительной степени было связано с недооценкой роли миграции, ее функций и причин, а также массовых репрессий и насильственных переселений. Миграция в то время, якобы, носила преимущественно или даже исключительно плановый характер и не было ни теоретической, ни практической нужды в ее изучении.

Таблица 1

Население, временно находившееся на территории России, по цели приезда в страну по федеральным округам РФ (тыс. человек)

Наименование территории Все население, временно находившееся на территории РФ и постоянно проживающее за рубежом в том числе указали цель приезда Не указали цели приезда

работу служебную или деловую поездку туризм, отдых или лечение транзитную миграцию другие цели

Российская Федерация 239 156 14 27 3 38 2

Центральный ФО 70 41 7 8 1 12 1

Северо-Западный ФО 18 7 2 4 0,2 5 0,3

Южный ФО 19 10 1 4 0,3 4 0,1

Приволжский ФО 31 21 1 3 1 5 0,2

ИТОГО по Европейской части России, тыс. чел. (% к общему итогу) 138 (57,7) 79 (50,6) 11 (78,6) 19 (70,4) 2,5 (83,3) 26 (68,4) 1,6 (80,0)

Уральский ФО 41 33 1 2 0,5 4 0,2

Сибирский ФО 31 23 1 4 0,2 4 0,1

Дальневосточный ФО 29 22 1 2 0,04 4 0,1

ИТОГО по Азиатской части России, тыс. чел. (% к общему итогу) 101 (42,3) 78 (49,4) 3 (21,4) 8 (20,6) 0,74 (16,7) 12 (31,6) 0,4 (20,0)

Интенсивность развития науки о миграции населения и трудовых ресурсов привела к необходимости детального изучения миграционных потоков, что позволило расширить вопросы, касающиеся миграции населения в переписных листах 1970, 1979, 1989 и 2002 годов. Прежде всего, в переписные листы вернулся вопрос о месте рождения. Сравнение данных разных переписей с использованием этого показателя позволяет оценить динамику миграционной мобильности населения, которая, по сравнению с 1926 году существенно возросла. Если в 1926 году только 25% россиян проживали в месте жительства не с рождения, то в 1979 - таковых уже было 54%, в 1989 -51%, а в 2002 году - 44% [2,с.186]. Также в 1970 году был поставлен вопрос о причинах миграции. На основе результатов переписи 2002 года можно было проанализировать причины внешней миграции населения. Так, по состоянию на 9 октября 2002 года, среди 145,2 млн. человек постоянного населения Российской Федерации было учтено 239 тыс. человек, временно находившихся

на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс. человек) указали, что они приехали в Россию на работу [8] (Таблица 1).

По итогам Всероссийской переписи населения по состоянию на 14 октября 2010 года, численность населения, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом возросла более чем в 2 раза и составила 489,0 тыс. человек (или 0,34% от численности постоянного населения РФ) [4].

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. 107 тыс.). Кроме того, при переписи 2010 г. было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

В то же время, данные переписи в конкретной стране не позволяют получать сведения о числе мигрантов, за межпереписной период выезжающих за пределы этой страны, т.к. они с момента выезда не являются населением данной страны. Проблематично выяснить также, пользуясь данными всероссийской переписи населения, истинных масштабов прибытий, т.к. неизвестно, сколько человек из числа прибывших в страну в этот же период выбыло за ее пределы - к месту прежнего жительства или в третью страну.

Всероссийская перепись населения 2002 г. впервые показала, сколько на территории страны проживает граждан других стран. Согласно данным переписи 2010 г. 99,4% населения страны являются российскими гражданами, что на 1,3% больше, чем по результатам переписи 2002 г. (98,1%), и составила 138722 млн. человек (лиц указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства [4].

Дальневосточный ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Северо-Кавказский ФО ЮжныйФО Северо-Западный ФО Центральный ФО

3,9 4,0

4,0

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 ■ 2010 ■ 2002

Рис. 1. Численность населения по федеральным округам, млн. чел.

Сопоставление численности населения по субъектам федерации по итогам переписи 2002 г. и 2010 г. на дату переписи позволяет оценить направления миграции в межпереписной период и в пределах России. Данные переписи подтверждают основные пространственные тенденции миграции: «западный дрейф», в соответствии с которым население смещалось из восточных округов страны на запад, в Европейскую часть, высокую притягательность Центра для мигрантов (рис. 1).

На основе данных переписей (последней и предшествующей) возможно рассчитать синтетический индикативный показатель миграционного прироста населения в межпереписной период (^мигр.прир.синт). Данный индикативный показатель складывается из оценок по трем частным показателям, каждый из которых учитывается с одинаковым весом.

1. Общий коэффициент миграционного прироста населения

(^мигр. прир. общ) ■

с1

мигр.прир.общ -

N *

мигр.прир

N *

насел

где: №мигрмрир- миграционный прирост населения за период Берется на

основании данных отчетности Федеральной службы государственной статистики, раздел «Население»;

При практических расчетах величина с?мигр.прир.общ может браться напрямую из данных отчетности Федеральной службы государственной статистики (раздел «Население»).

2. Уровень миграционного притока населения из стран СНГ и Балтии (^приб.СНг).

Сприб.СНГ = Ы^рибСНГ

N

насел

3. Миграционный прирост населения за межпереписной период

(С мигр.прир).

мигр.прир,

п

а

С'________________ '=п-9

^ - амигр.прир.общ.

мигр.прир -

п

п - величина межпереписного периода.

Текущий учет населения вообще и миграции, в частности служит основным источником сведений об изменении численности и отдельных характеристик населения в межпереписной период. В отличие от переписи, он позволяет оценить истинное число миграционных перемещений, а также своевременно получать информацию об изменениях в характеристике миграционной ситуации в России и отдельные ее регионах.

Текущий учет миграции позволяет изучать направления миграционных потоков, их структуру. При этом систематическому учету, как правило, подлежит только миграция на постоянное место жительства, временная миграция, не связанная с переменой места постоянного проживания, не учитывается.

В нашей стране учет передвижения долгое время не велся. Начало его было положено регистрацией мигрантов в главнейших путях их следования, например, при переселенческом движении в Сибирь и другие многоземельные районы востока страны. Перед первой мировой войной, когда процесс переселения в основном прекратился, этот источник данных о передвижении населения во многом утратил свою первоначальную ценность. Налаживание системы регистрации учета переселенцев, меняющих место жительства, началось с 1924 года. Были организованы новые регистрационные пункты и восстановлен ряд старых на крупнейших железнодорожных станциях.

Позже регистрация переселенцев в главных пунктах их следования была заменена на отчетность райисполкомов об отправке переселенцев и отчетность колхозов о прибытии переселенцев и их трудоустройстве. В это же время в ряде городов страны был начат учет внутренней миграции на базе административных данных о прописке и выписке. Однако полной системы учета внутренней миграции в целом по стране еще не было. Кроме того, содержание учетных документов (отрывных талонов), формулировки и число позиций практически полностью зависело от целей паспортной системы. С 1953 года введена единая форма учета внутренней миграции и ее учет стал повсеместным. При этом лица, не имеющие паспортов (часть сельского населения) долгое время не учитывались как мигранты, поэтому данные о миграции населения еще долгое время были неполными, а публикации статистических данных до самого последнего времени ограничивались миграцией в (из) городов.

К другим недостаткам текущего учета миграции исследователи относят несовершенство учетных форм, неполноту разработки данных о миграции,

несплошную разработку статистическими органами первичных учетных документов, низкое качество их заполнения. К неточностям статистического учета миграции следует отнести также недоучет выбытий, в результате которого вплоть до последнего времени число прибывших в пределах страны ежегодно на несколько процентов превышало число выбывших. Кроме того, при регистрации прибытия указывалось действительное место выхода, в то время как при выбытии - предполагаемое место вселения. Действительные места вселения не всегда совпадали с предполагаемыми [1,с.195]. В настоящее время этот недостаток устранен, т.к. листков выбытия больше не существует.

Также особенностью статистического учета миграции в нашей стране, осложняющей изучение миграции населения, являлась частичная закрытость данных о миграции спецконтингентов (военнослужащих, заключенных и т.п.). В разработочных таблицах миграции населения эти передвижения обозначались «без указания областей и республик». С 1997 года перемещения этих категорий населения не регистрировались.

Текущий учет долговременных мигрантов традиционно осуществляется органами внутренних дел, которые осуществляют регистрацию (ранее -прописку) населения по месту жительства. С введением этой системы учету подлежали случаи перемены места жительства на срок свыше 1,5 месяца. В качестве миграционных перемещений не рассматривались переезды из одного сельского населенного пункта в другой сельский населенный пункт в пределах административного района или в пределах одного или того же населенного пункта [1,с.30].

На полноту текущего учета миграции влияло и то, что в ряде субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская и Калининградская области, Краснодарский край и некоторых других регионах) сохранялись ограничения прописки (регистрации). Так, например, в данных регионах еще в 1992-1993 годах регистрация и получение статуса вынужденных переселенцев (беженцев) было возможно при наличии постоянно проживающих в данных регионах родственников, согласных их прописать [2,с.197].

Несмотря на вышеназванные недостатки, следует признать, что действующая в СССР система статистического учета миграции была вполне адекватной и отражала реальные масштабы и направления миграции. К настоящему времени система текущего учета миграции претерпела серьезные деструктивные изменения.

С введением в действие в 1996 году инструкции о применении правил регистрации по месту жительства и по месту пребывания граждан Российской Федерации учету как мигранты подлежат только те категории граждан, которые регистрируются по месту жительства; граждане, зарегистрированные по месту пребывания, статистическому учету не подлежат, т.к. на них не заполняется листок статистического учета мигранта [6,с.74]. Объективно это ведет к тому, что значительная часть фактических мигрантов остается неучтенной, что позволяет судить о критическом состоянии текущего учета миграции.

Особенно сильно этот кризис сказался на текущем учете международных мигрантов. Помимо того, что, как и во внутренней миграции, не подлежат статистическому учету регистрирующиеся по месту пребывания, на учете иностранных граждан сказались изменения в учете иностранных граждан. После 1 октября 2000 года порядок регистрации иностранцев из государств СНГ по месту жительства был усложнен: если ранее граждане стран СНГ и Балтии в порядке учета по месту жительства были приравнены к гражданам России [7], то теперь эти лица регистрировались на общих со всеми другими иностранцами основаниях. Как следствие усложнению порядка регистрации иностранцев из стран СНГ - резкое сокращение числа прибывших в последнем квартале 2000 г. - в октябре на 84% меньше по отношению к сентябрю, в ноябре - на 61%, в декабре - 54,5%, т.е. сократилось почти вполовину. И это не влияние сезонных факторов: в 1999 и 2001 годах на последние месяцы года пришлось максимальное число прибывших [2,с.184-209].

В настоящее время, в соответствии с Административным регламентом предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по мету пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 20.09.2007 г. № 208, ФМС России текущий учет ведется и по лицам, регистрирующихся по месту жительства и по лицам, регистрирующимся по месту пребывания на срок 1 год и более (форма 12-П Приложения к Административному регламенту).

Информация, собираемая по лицам, регистрирующимся на срок до 1 одного года по месту пребывания, составляется на основании адресных листков прибытия, фиксирующим самые простые данные: пол; возраст; откуда прибыл; срок регистрации.

Зная «откуда прибыл» временный мигрант, можно корректировать численность населения регионов выбытия. Как пишет О.С. Чудиновских, уведомление о временном выбытии граждан в места постоянного жительства делает возможным оценку баланса численности населения регионов страны [9,с.35].

Отдельный вопрос - масштабы миграции совершенно недокументированной, когда мигранты не оформляют регистрацию по месту пребывания, в том числе достаточно длительное время. Это явление характерно как для международной, так и для внутренней миграции в России. Причины этому - в сложности и бюрократической запутанности процедур регистрации, а также в возможности «решения вопроса» не официальным путем, а через приобретение поддельных регистраций, а также платы за отсутствие регистрации напрямую представителям контролирующих органов.

Таким образом, в настоящее время листок статистического учета мигранта является основным учетным документом, на основании заполнения которого собираются данные о миграции в России.

Данные текущего учета миграции стали доступны для изучения сравнительно недавно - с 1989 года, до этого их публикации были сильно ограничены. С 1992 года Госкомстат России публикует данные о миграции населе-

ния, ежегодно выпуская статистические бюллетени «Численность и миграция населения Российской Федерации». По регионам России данные о прибытии, выбытии и миграционном приросте публикуются в разрезе основных миграционных потоков, трех основных возрастных групп населения. Данные о национальном составе мигрантов, брачном состоянии - по Российской Федерации в целом. До 1996 года отдельный раздел бюллетеня посвящен был эмиграции в страны дальнего зарубежья. В последние годы публикуются данные об общих итогах миграции населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Информация о миграции содержится также в Демографическом ежегоднике России, в ежемесячных и поквартальных публикациях Госкомстата «Социально-экономическое положение России», ряде других изданий.

Для получения углубленной информации об отдельных категориях мигрантов организуется ведомственное статистическое наблюдение. Обычно оно организуется и ведется заинтересованными в информации структурами.

Еще одним источником информации о миграционных потоках является ведомственная отчетность. Основной массив статистической информации сконцентрирован в ФМС России, которая курирует практически все вопросы, связанные с международной и внутренней миграцией в России. В том числе ФМС России отвечает за процедуры допуска иностранных граждан на рынок труда, выдает разрешение на временное проживание и виды на жительство, рассматривает вопросы гражданства России, убежища и т.д.

С 1994 года территориальными органами ФМС России осуществляется сбор статистической информации о численности, социально-демографическом и профессиональном составе привлеченной иностранной рабочей силы, а также российских граждан, трудоустроенных за границей. Эта отчетность также имеет статус Федерального ведомственного статистического наблюдения.

Также ведомственный статистический учет иностранных граждан, легально пересекающих государственную границу Российской Федерации в специально организованных пунктах пограничного контроля, осуществляется органами Федеральной пограничной службы России. Указанная информация включает сведения о странах, с которыми осуществляются поездки, гражданстве лиц, пересекающих границу, используемых ими видах транспорта, целях поездок.

Все эти данные доступны и публикуются на официальном сайте ФМС России на страничке «Официальные статистические данные» (http://www.fms. gov.ru/about/). Данные, производимые другими ведомствами, доступны и публикуются частично (например, статистика Пограничной службы) или могут предоставляться по запросу (данные МИД). Значительные массивы бесценной статистической информации не доступны вообще. Например, данные органов ЗАГС о «вкладе» мигрантов в демографические процессы России.

К иным данным ведомственной статистики, которые позволяют получать информацию о миграции населения, относятся:.

❖ данные о разрешении на въезд (в РФ) и на выезд (из РФ) для постоянного жительства;

❖ данные о численности студентов, прибывших из-за рубежа и численности студентов, нуждающихся в общежитии (в том числе -внутренних мигрантов);

❖ статистика разрешений на временное проживание и видов на жительство;

❖ статистика на основе миграционных карт;

❖ статистика выданных виз и отказов.

Однако все эти источники не дают представления о реальных масштабах «подводной части» айсберга неразрабатываемых учетом и ведомственной статистикой данных о миграции, и тем более - нерегистрируемой миграции. Российская система сбора данных о миграции нуждается в серьезном реформировании. Основные проблемы, над которыми, по мнению автора, следует сконцентрировать усилие в ближайшей перспективе, заключаются в следующем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Во многом устаревшие методики ведения текущего учета миграции и отсутствие координации работы внутри ФМС и между ФМС и Росстатом не позволяют избежать искажений в объемах и структуре миграционных потоков, которые регистрирует Росстат.

2. Отсутствует доступ к микроданным переписей населения, ограничен круг показателей, подлежащих разработке, что существенно тормозит аналитическую работу в отношении миграции.

3. Недальновидность и избыточная осторожность российского законодательства в области записи актов гражданского состояния и защиты персональных данных пока не позволяет проводить статистическую разработку массивов данных органов ЗАГС для выяснения таких фактов как количество детей, родившихся у родителей-мигрантов, количество и причины смертности мигрантов и т.д. Данные закрыты. Статистика не разрабатывается.

4. Учет временной трудовой миграции не вполне адаптирован к новому законодательству, что не позволяет, например, получить полной картины трудовой миграции, связанной с получением патентов.

5. Административные данные не представлены в полном спектре, позволяющем проводить не только разносторонний анализ, но и простое описание миграционных процессов.

6. Национальное статистическое агентство - Росстат - занимает фактически второстепенную позицию в области сбора данных по миграции и не использует даже имеющихся ресурсов для улучшения ситуации. Не проводятся специальные обследования по проблемам миграции. Отсутствует практика общественного доступа к выборке массива микроданных для последующих разработок вопросов миграции во всем их многообразии. Текущий учет миграционных потоков осуществляется по морально-устаревшей технологии: первичная информация о мигрантах поступает на бумажных носителях, обработка которых приводит к огромным затратам

труда и времени.

_Литература_

1. Методологические положения по статистике. Вып. 1 /Госкомстат России. — М.: 1996. - 674 с.

2. Методы и методология изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под. ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля - Центр миграционных исследований - М., 2007. - 370 с.

3. Моисеенко В.М. Миграция населения в переписях России и СССР //Вопросы статистики № 3, 1997 С. 30-37.

4. От итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php

5. Образцы форм бланков переписных листов Всероссийской переписи населения 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis-2010 .ru/ news/detail .php ?ID=3 7 7 (дата обращения: 13.08.2012)

6. Правила регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Паспортный режим. /2-е изд. , перераб. и доп. / М.: Ось-89, Юрайт-М ООО, 2000. - 176 с.

7. Постановление Правительства от 12 марта 1997 года № 290 «О распространении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников СНГ и государств Балтии».

8. Приложение к докладу «Итоги всероссийской переписи населения 2002 года» - [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/PEREPIS/tabs.htm

9. Чудиновских О.С. Правовые основы государственного статистического наблюдения за миграционными потоками в России / Вопросы статистики № 8, 2006, С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.