Научная статья на тему 'Использование США технологий коммуникационного менеджмента на Ближнем Востоке в условиях «Арабской весны»'

Использование США технологий коммуникационного менеджмента на Ближнем Востоке в условиях «Арабской весны» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
247
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникационный менеджмент / революция / Сирия / «Арабская весна» / Б. Асад / СМИ. / communication management Syria / psychological warfare / PsyOps / twitter revolution / Arab spring / B. Assad
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование США технологий коммуникационного менеджмента на Ближнем Востоке в условиях «Арабской весны»»

Булгару Д. И?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ США ТЕХНОЛОГИЙ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В УСЛОВИЯХ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

Ключевые слова: коммуникационный менеджмент, революция, Сирия, «Арабская весна», Б. Асад, СМИ.

Keywords: communication management Syria, psychological warfare, PsyOps, twitter revolution, Arab spring, B. Assad.

С началом «Арабской весны» многие государства ближневосточного региона столкнулись с таким новым явлением как цветные революции, - «процессом смены правящих режимов под давлением массовых уличных акций протеста и при поддержке финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций»2. Их также называют «Твит-тер-революциями», так как при организации происходивших в Египте (2011), Ливии (2011), Тунисе (2010-2011), Сирии (2011) протестах, координация происходила через такие социальные сети, как Twitter и Facebook. Впервые, «Твиттер-революциям» дал определение Клей Ширки, исследователь социальных медиа, написавший книгу «Сюда приходят все», с которой началось развитие идеи о социальных сетях как об инструменте воздействия на общественное мнение.

Власти стран, в которых произошли события «Арабской весны», не смогли противостоять организованному оппозиционному движению, использующему, в том числе, и технологии коммуникационного менеджмента. Действуя по наитию, в Тунисе власти заблокировали Youtube, Vimeo и другие иностранные веб-сайты, руководство Египта распорядилось отключить доступ к сети Интернет по всей стране, однако это не привело к прекращению протестов.

В общем контексте коммуникационный менеджмент понимается, как «профессиональное управление людьми и капиталами посредством коммуникаций»3. Существует значительное количество исследований, посвященных анализу влияния КМ на различные социальные процессы4, подтверждающие эффективность коммуникационного менеджмента. В рамках «оранжевых революций» и попыток смены режимов технологии КМ также продемонстрировали себя весьма эффективно. Посредством целенаправленного и системного использования таких средств коммуникации, как радио, телевидение, сеть Интернет, а также формальных и неформальных видов коммуникации и СМИ, достигается высокая эффективность в управлении процессами в стране-объекте. Коммуникационный менеджмент предполагает в зависимости от поставленных задач использование как отдельных инструментов, так и их комбинаций, а также более сложные конструкции, к которым относятся, в частности, «коммуникационные цепочки управления и резонансное реагирование»5.

Так называемая «цифровая дипломатия», которая определяется в Стратегии IT Государственного Департамента США 2011-2013 гг. как «применение социальных сетей в дипломатической практике правительства США для обеспечения взаимодействия американских дипломатов с зарубежными пользователями сети Интернет»6, может быть причислена к технологиям КМ, которые используют США на Ближнем Востоке. По исследованию Н.А. Цветковой7, все существующие проекты «цифровой дипломатии» США можно разделить на следующие направления:

- Создание молодёжного протестного движения посредством социальных сетей;

- Объединение пользователей вокруг американского радио и телевидения;

- Мобилизация групп диссидентов посредством блогосферы;

1 Булгару Дмитрий Игоревич - аналитик Института прикладных политических исследований. E-mail: dmitriiwork23@gmail.

com

2

Почепцов Г. Революция.com: Основы протестной инженерии. - М., 2005. - С. 11.

См. подробнее: Пашенцев Е. Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. - М., 2014.

4 Базаркина Д.Ю. Противодействие терроризму посредством коммуникаций: обобщение европейского опыта // Государственное управление. Электронный вестник. - М., 2013. - № 40; Щербакова Т.В. Внешняя политика США: коммуникационный аспект. - М., 2006; Карбасова О.В. Коммуникационный менеджмент во внешней политике Франции в конце ХХ века. - М., 2010: Пашенцев Е.Н. Коммуникационный аспект гуманитарной интервенции в условиях «арабской весны» // Государственное управление. Электронный вестник. - М., 2012. - № 35; Виноградова Е.А. К вопросу о работе с «новыми медиа» в стратегической коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник. - М., 2013. - № 41; Ray M.L. Advertising and Communication Management. -Upper Saddle River, 1981; Grunig L.A., Grunig J.E., Dozier D.M. Excellent Public Relations and Effective Organizations: A Study of Communication Management in Three Countries. - L., 2002.

5 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент как важный фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Государственное управление. Электронный вестник. - М., 2012. - № 34.

6 The US Department of State. IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013 Digital Diplomacy. 2010. - www.state.gov/m/irm/rls/ 148572.htm

7 Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: Экономика, политика, культура. -М., 2011. - № 3. - С. 109.

- Формирование диалога между США и отдельными блоггерами;

Все эти направления характерны и для конфликта в Сирии. Ярким примером осуществления цифровой дипломатии США на практике представляется Конференция кибердиссидентов1, организованная в 2010 г. при активной поддержке Института Джорджа Бушамл. На конференции присутствовали оппозиционеры из Китая, России и Ирана. Также присутствовали и диссиденты из Сирии. Одним из них оказался сирийский политический беженец Ахед Аль Хенди (Ahed Al Hendi), который стал координатором арабского направления сайта CyberDissidents.org2, активно критикующего деятельность официального Дамаска. Уровень и специфику мероприятия отражает также присутствие на конференции представительницы одной из крупнейших на рынке IT компаний «Wipro Technologies» Эдры Вильямс (Edra Williams). Эта компания, в частности, занимается разработкой информационных технологий и средств обхода Интернет-защиты.

Первые признаки дестабилизации в стране в начале 2011 г. стали для властей Сирии сигналом к повышению уровня контроля над СМИ и сетью Интернет, что позволило на какое-то время задержать формирование протестного движения.

Учитывая то, что попытка смены режима в Сирии была не первой в череде «Арабской весны», а результаты смены режимов в других странах Ближнего Востока представлялись весьма наглядными, президент Б. Асад принял необходимые меры для предотвращения эскалации ситуации в кратчайшие сроки. В свою очередь, сирийские повстанцы, впитавшие опыт ведения информационной войны своих коллег из Египта, представляли серьезную угрозу государственности Сирийской Арабской Республики. «Сирийское повстанческое движение сыграло важную роль в процессе монополизации насилия. С началом восстания, когда легитимная власть потеряла монополию на использование силы, нарушилось централизованное государственное руководство Сирии»3.

Предводители сирийской оппозиции от «доброжелателей» извне контрабандой получали необходимые технические средства и программное обеспечение для записи и публикации оппозиционных материалов. К июлю 2011 г. видеозаписи сирийских оппозиционеров регулярно публиковались на видеохостинге Youtube4, а международный канал Аль-Джазира, освещая события в Сирии, использовал и продолжает использовать видеозаписи, которые предоставляет оппозиция5. Спустя несколько месяцев локальные столкновения полиции и оппозиционных сил переросли в полномасштабную гражданскую войну, а международные СМИ продолжили оказывать информационную поддержку оппозиционным силам.

Как уже было сказано, лидеров оппозиции в Сирии «обучали» проведению информационно-психологических операций в условиях военного конфликта. В режиме онлайн они черпали знания и опыт у «коллег» из Туниса и Египта, поднаторевших в борьбе с властью. По окончании такого «онлайн-курса» группа активистов, называющая себя «The Calendar of Freedom», продемонстрировала все разнообразие методов манипуляции массовым сознанием, среди которых: окраска воды крупнейших в Дамаске фонтанов в красный цвет, символизировавший кровь убитых; размещение лазерной анимации на здании президентского дворца; наклейки на дорожные знаки с именами людей, убитых силами государственной безопасности; запуск воздушных шаров с символикой оппозиции; антиправительственные граффити; печать и распространение информационных бюллетеней; создание учебных видеофильмов6. 220 миллионам человек из более чем 100 стран мира, составляющих аудиторию канала Аль-Джазира, демонстрировали вышеуказанные действия повстанцев в контексте борьбы за свободу и равенство в Сирийской республике.

Среди инструментов КМ особое место занимают неправительственные организации. При попытке смены режима в Сирии некоторые из них активно поддерживали оппозицию и накаляли ситуацию в стране. Так, международная организация журналистов «Reporters sans frontières» («Репортеры без границ») на протяжении всего конфликта создавала в лице президента Б. Асада образ тирана и диктатора, тем самым формируя определенное отношение у аудитории. Кроме того, еще в 2005 году RSF издала специальную брошюру7 для блоггеров и диссидентов, где содержится информация об обходе Интернет-блокировок, сокрытии IP-адреса и о многом другом, что использовали оппозиционеры для осуществления коммуникации.

RSF долгое время позиционировала себя как независимая НКО, преследующая высокие принципы борьбы с бесправностью и жестокостью «авторитарных режимов». Однако впоследствии генеральный секретарь RSF Робер Менар признал, что, по большей части, бюджет организации формируется за счет «американских организаций, тесно связанных с внешней политикой США»8. По заявлению главы RSF, ее финансирование осуществляли такие организации, как «Открытое общество» (Open Society Foundation), учрежденная известным своей репутацией Джорджем Соро-

1 George W. Bush Institute and Freedom House to Convene Freedom Activists. Human Rights and Internet Experts to Assess Global Cyber Dissident Movement. 2010. - www.businesswire.com/news/home/20100330006873/en/George-W.-Bush-Institute-Freedom-House-Convene

2 cyberdissidents.s3-website-us-east-1.amazonaws.com/index.html

3 Mehmet O. Transborder violence: the PKK in Turkey, Syria and Iraq // Dynamics of Asymmetric Conflict. 2014. - Vol. 7, Issue 1. -

P. 39.

4 Preston J. Seeking to disrupt protesters, Syria cracks down on social media // New York Times. - www.nytimes.com/2011/05/23/ world/middleeast/23facebook.html?_r=1&ref=syria

5 Al Rifai D. P. Strickland. Syria bombs Douma despite use of human shields. - www.aljazeera.com/news/2015/11/syria-bombs-douma-human-shields-151103171542946.html

6 Atassi B. A colourful uprising in Damascus. - www.aljazeera.com/indepth/features/2011/12/20111211105436823841.html

7 «Reporters without borders» organization. Handbook for bloggers and cyber-dissidents. 2005.

8 Энгдаль Ф.У. Похоже, у «Репортеров без границ» есть и геополитические цели // Onlinejournal. - inosmi.ru/usa/20100507/ 159781224.html

сом, Агентство международного развития США (USAID) и Национальный фонд за демократию американского Конгресса.

Весьма эффективными с точки зрения коммуникационного менеджмента оказались новостные репортажи таких медиа-агентств, как BBC, Аль-Джазира и CNN. О связях канала BBC и оппозиции было известно давно. Однако после того как в 2012 году канал представил репортаж о том, как оппозиция готовила пленного сирийской армии в качестве камикадзе1, общественность выразила недовольство относительно сомнительных связей BBC, после чего видео было удалено с сервера канала. В арсенале BBC также присутствуют и визуальные манипуляции - канал использовал фотографии жертв иракского конфликта, обвиняя сирийское руководство в резне2.

Создание источника данных и представление его в качестве авторитетного представляет особый интерес в контексте коммуникационного менеджмента. Как пишет Грег Саймонс, 20 мая 2012 года была создана базирующаяся в Великобритании неправительственная организация Syrian Observatory for Human Rights (Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека), и западные СМИ довольно часто в своих репортажах ссылаются на данный источник как на авторитетный3, не говоря, впрочем, о том, что организацию представляет по сути один человек - Осама Али Сулейман, диссидент Сирии, покинувший страну в 2000 году и проживающий в Великобритании в качестве политического беженца. Сложно представить, что данные, предоставляемые столь предвзятым источником, могут быть объективны.

Медиа-гигант Аль-Джазира также не раз доказывал свою приверженность силам оппозиции в Сирии. Бывший корреспондент канала Али-Хашим (Ali Hashem), в интервью RT поведал о том, как сотрудники катарского медиа-холдинга представляют общественности ситуацию в Сирии. Журналист рассказал о предвзятой трактовке ситуации не только в Сирии, но и в Бахрейне. Когда Али Хашим представил редакции фото боевиков, переходящих границу Сирии для помощи повстанцам, администрация канала «попросила его забыть увиденное»4. Кроме того, журналист рассказал и о технической поддержке сирийской оппозиции со стороны канала Аль-Джазира путем контрабанды спутниковых устройств связи в Сирию через границу с Ливаном. Али Хашим и продюсер бейрутского отделения Муса Ахмад (Mousa Ahmad) подали в отставку, назвав канал политическим инструментом, который используется против сирийского президента.

Важно отметить, что лексика также используется в качестве инструмента коммуникационного менеджмента для формирования «выгодной» интерпретации событий. На основе полученной информации из СМИ человек формирует концепты собственной картины мира. С опорой на данный тезис были изучены материалы таких медиаагентств, как BBC, Аль-Джазира и CNN, и определены методы воздействия, относящиеся к коммуникационному менеджменту. Как показал семантический анализ статей и репортажей вышеуказанных СМИ, выбор лексических конструкций создавал негативное, предвзятое отношение к таким предметам повествования, как «руководство Сирии», «сирийская армия» и «правительство Сирии». С помощью семантико-стилистических синонимов представлялась определенная оценочная характеристика действиям как сирийского руководства, так и действиям оппозиции, где последние представлялись в качестве «борцов за свободу и демократию», а легитимный президент Б. Асад - в крайне негативном свете «жестокого диктата». Так, в частности, для описания действий повстанцев выбирались слова с нейтральными или положительными коннотациями, для обозначения действий президента - более эмоционально-окрашенные слова или слова, имеющие отрицательные коннотации.

Использование дайджестов также стало излюбленным инструментом BBC. Данный формат новостных сообщений построен на упрощении взгляда на сложную, комплексную проблему гражданской войны в Сирии и составлен из таких сообщений, которые позволяют представить события просто, но односторонне. Овеществление в качестве лексического приема также часто применялось в новостных хрониках международных медиа-холдингов. Суть метода состоит в том, что к неодушевленным предметам приравниваются те люди, которых необходимо представить в негативном контексте, в противоположном ключе выстраивается текст, если необходимо его позитивное восприятие. Так, в одной и той же статье использовались формулировки «антиправительственные активисты» и «государственные СМИ Сирии»5. Кроме того, в материалах западных медиа используются такие приемы как метафоры, «штампы» и другие средства, которые с высокой долей вероятности направлены на формирование определенной точки зрения о событиях в Сирии.

Риад Хаддад, чрезвычайный и полномочный посол Сирийской Арабской Республики в РФ, на конференции, организованной изданием «Новое Восточное Обозрение» (НВО) заявил, что «все, что происходит в Сирии, - это совокупность разных видов войн: классической, бандитской, уличной, а также дипломатической, экономической, политической, психологической, интеллектуальной, и, самое главное, информационной и электронной»6. Он упомянул атаки на электронную версию сирийского информационного агентства «САНА» со стороны США, а также запрет на спут-

1 Syrian rebels try to use prisoner for suicide bombing // BBC. - www.bbc.com/news/world-middle-east-19342917

2 BBC News uses 'Iraq photo to illustrate Syrian massacre // Telegraph. - www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/syria/ 9293620/BBC-News-uses-Iraq-photo-to-illustrate-Syrian-massacre.html

3 Сирия: более 45 погибших в результате двойного взрыва в Хомсе // BBC. - www.bbc.com/russian/news/2016/02/160221_ syria_homs_blasts

4 «No independent journalism anymore» - ex-Al Jazeera reporter // Russia Today. 2012. - www.rt.com/news/hashem-al-jazeera-resignation-523/

5 Сирия: более 45 погибших в результате двойного взрыва в Хомсе // BBC. - www.bbc.com/russian/news/2016/02/160221_ syria_homs_blasts

6 Хаддад Р. Электронные средства массовой информации и их роль в войне против Сирии // Новое Восточное Обозрение. -ru.journal-neo.org/2013/12/04/rus-e-lektronny-e-sredstva-massovoj-informatsii-i-ih-rol-v-vojne-protiv-sirii/

никовое вещание сирийского телевидения через спутники Арабсат и Найлсат в рамках введенных санкций. По мнению г-на Хаддата, применение подобных мер направлено на сокрытие правды от мировой общественности о том, что действительно происходит в Сирии.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что конфликт будет продолжаться, но с различной интенсивностью. Уместно сказать, что руководство Соединенных Штатов стремится к установлению неконтролируемой ситуации по примеру Ливии, также возможен вариант с выдвижением лояльного Западу «демократического лидера» из числа сил оппозиции. В 2016 году США выделило 1,3 млрд. долл. на содержание и обмундирование «умеренной» сирийской оппозиции1. Тем не менее, в этом контексте нельзя не отметить ключевое противоречие процесса внешнего вмешательства США посредством КМ, а именно отсутствие корреляции разработанных технологий КМ и общей стратегии США, спущенной «сверху»2, которая зависит, как было сказано, от интересов элит, причем не всегда согласованных.

Б. Асаду удалось удержать власть, но, к сожалению, одновременно с этим усилился радикализм оппозиционных сил, и появилась более серьезная угроза на Ближнем Востоке - Исламское Государство3 (ДАИШ). Ряд факторов позволил легитимному руководству Сирии удержать рычаги управления:

• запрет трансляции западных СМИ на территории Сирийской Республики на начальных этапах развития конфликта;

• блокирование работы радиостанций и Интернет-ресурсов;

• реализация курса на противодействие пропаганде и доведение фактических данных до мирового сообщества и населения собственной страны;

• введение уголовной ответственности за разжигание гражданской войны;

• поддержка легитимного режима Асада со стороны России как в информационном пространстве, так и путем проведения операции ВКС РФ;

• активная защита Сирией своей позиции на международной арене;

• фактор поддержки дружественного режима Ирана.

В данный момент информационная война продолжается. Сирия продолжает бороться за свое право на независимость, собственные геополитические интересы и право их отстаивания на международной арене.

На наш взгляд, развитие событий в Сирии имело, как минимум, два сценария развития. Сирийское общество могло пойти путем реформ, способствующих развитию общества и устранению существующих социальных и экономических проблем, и путем протестов, что в действительности и произошло. Первый вариант вызывает сомнения относительно возможности его осуществления, так как внешние акторы, как бы то ни было, стали бы препятствовать выработке национально-ориентированных альтернатив решения существующих проблем и противоречий, используя, прежде всего, отработанные технологии «оранжевых революций».

В начале протестов в Сирии деструктивные силы были представлены под видом демократической оппозиции, которая формировалась на протяжении нескольких лет до Арабской весны. После эскалации конфликта оппозиции и властей Сирии технологии КМ способствовали созданию образа «мучеников» и «защитников демократии», где существенную роль сыграли СМИ. В контексте данной ситуации они разделились на тех, кто провоцирует конфликт, и тех, кто выявляет фактические материалы и доносит до мировой общественности неискаженную информацию. При всем своем многообразии в XXI веке СМИ теперь не только рассказывают о тех или иных событиях, но и создают их. В случае попытки смены режима в Сирии, СМИ выступают в качестве инструмента КМ, используемого внешними силами для поддержки перманентной напряженности и формировании позитивного образа сил оппозиции.

Учитывая то, что идеальных правительств не бывает, более того, практически в каждой стране есть проблемы, которые с помощью технологий коммуникационного менеджмента можно «обострить», угрозе осуществления сирийского сценария подвергаются практически все государства. Само зарождение оппозиции в любой стране строится на

4 ~

«коррупции и разложении правящих элит» , которые используются заинтересованной стороной в нужном им русле. Коммуникационный менеджмент позволяет развить и ускорить деструктивные процессы. Пока подобные сценарии осуществляются лишь в отношении «неугодных США режимов». «Ядром» защиты от такого рода угроз, с условием сохранения самостоятельной политического курса, может стать поступательное социально-экономическое развитие, а «защитным поясом» ядра - выстроенная система контрмер, имеющая в качестве основы коммуникационный менеджмент.

1 The U.S. Department of Defense. DoD Releases Fiscal Year 2016 Budget Proposal. Release No: NR-031-15. 2015. - dod-cio.defense.gov/Portals/0/Documents/Library/2016%20Press%20Release.pdf

2 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. - М., 2014.

Организация запрещена в РФ.

4 Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. - М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.