Научная статья на тему 'Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот'

Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / ТУРИЗМ / УПРАЖНЕНИЕ / ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. Н., Латышев О. Ю.

Одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристической деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых для погружения воспитанников интерната в тему туризма знаний, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлечённости романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

USE OF TOURIST AND LOCAL LORE STUDY MATERIALS IN GEOGRAPHY CLASSES AS PART OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF ORPHANED CHILDREN

Макарова Л.Н.

Заместитель директора по учебной работе и информатизации, учитель географии высшей категории КОУ Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», член-корреспондент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова, почётный член коллектива ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко».

E-mail: makarova 07@bk.ru

Makarova L.N.

Deputy Director in Education and Informatization, geography teacher of highest merit at Voronezh Region “Boarding School № 1 for Orphaned Children and Children without Parental Care”, Corresponding member of the Alexander Ostapets-Sveshnikov International Academy of Children's and Youth Tourism and Local Region Study, honorary member of the “Maria Shapovalenko Mariinsky Gallery” collective.

E-mail: makarova 07@bk.ru

Латышев О.Ю.

Директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», научный руководитель Федеральных экспериментальных площадок ИСМО РАО, кандидат филологических наук, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова E-mail: papa888@list.ru

Latyshev O.Y.

Founder and director of “Maria Shapovalenko Mariinsky Gallery”, scientific director of the Federal Experimental Project of the Institute of Content and Education Methods (RAE), Candidate of science (Philology), Academician of the Alexander Ostapets-Sveshnikov International Academy of Children's and Youth Tourism and Local Region Study, head of the Russian orphanage's family.

E-mail: papa888@list.ru

Аннотация. Одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристической деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых для погружения воспитанников интерната в тему туризма знаний, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлечённости романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине.

Ключевые слова: география, туризм, упражнение, экскурсионно-туристическая деятельность, воспитание, краеведение, социализация.

Постановка проблемы, которой посвящена данная работа, обусловлена необходимостью существенно трансформировать процессы социализации и социальнопсихологической и социально-трудовой адаптации детей-сирот в интернатных учреждениях на территории всего постсоветского пространства. Для этого, с нашей точки зрения, следует сделать эти процессы более эффективными с позиции реализации социального заказа, функционирования системы интернатного обучения и воспитания, мотивирующими и даже захватывающими - с точки зрения представителей целевой аудитории.

Значительные усилия для решения данной высоко актуальной проблемы предприняты в научных трудах Е.А. Байер, С.В. Воробьёва, А.Г Бойко, А.Ю. Бутова, Г.В. Вишиной, В.Н. Ильина, В.А. Горского, А.А. Горячева, Е.Н. Капустиной, В.А. Ковтонюк, О.Е. Крюковой, О.Ю. Латышева, Л.Б. Лёвиной, Л.Н. Макаровой, М.А. Митрофановой, Е.В. Пилюгиной, В.С. Серебрия, Д.В. Смирнова, Б. А. Столярова, А.Г. Цебулевской, Л.П. Чайкиной, Е.Н. Ястреб-цевой и других учёных и практиков. В силу особой специфики и широты вариативности путей решения эта проблема всё ещё не получила должного и полного освещения. Среди не решенных ранее подпроблем, которым и посвящается данная статья, необходимо выделить следующие направления продуктивной научной мысли:

1. Взаимодействие урочных форм социализационного процесса с внеурочными, совместное использование возможностей основного и дополнительного образования («формального» и «неформального» в терминологии Болонской конвенции).

Annotation. One of the most logical and expected directions of orphaned children socialization through the means of tourist activity is geography and local region study. These subjects are not only a source of knowledge crucial for an introduction into the topic of tourism, but also a way of creating an atmosphere of romanticism and curiosity towards the children's native country and love for their local region.

Keywords: geography, tourism, exercise, tourist activities, upbringing, local region study, socialization.

2. Характеристика видов деятельности учителя географии, решающего вопрос социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения.

3. Планирование социализирующей деятельности учителя географии, сочетающего свою основную работу с административной, с учётом взаимного усиления возможностей обоих направлений реализации его творческих педагогических усилий.

Задача данной статьи - помочь читателю - учителю географии, одновременно выступающему в роли администратора, выработать единый алгоритм действий в процессе социализации учащихся школы-интерната для детей-сирот.

Изучение географии в средней школе занимает в социализации любого ребёнка значительное место. Благодаря этому формируются социокультурные представления учащегося, обретает широкую инструментовку познавательный интерес, что, в свою очередь, помогает совершенствовать образовательный маршрут ученика.

Принципиально большее значение приобретает урок географии в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо всего перечисленного выше, воспитанники интерната чувствуют на себе позитивное воздействие компенсаторного механизма, который включается с изучением географии. Компенсируются невольные издержки закрытости образовательного учреждения, оторванности от родных корней, когда при соответствующем подходе со стороны учителя и воспитателя весь мир может стать родным для воспитанника, либо, если ученика не удастся расположить к доверительным беседам на уроке, весь мир может, наоборот, превратиться для него в нескончаемую полосу отчуждения.

И, наконец, особое значение приобретает курс географии, когда интернат включается в работу по реализации программы Федерального эксперимента ИСМО РАО «Взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования в процессе социализации воспитанников школы-интерната средствами физкультурноспортивной и туристско-краеведческой деятельности». Рассмотрим тезисно, какие направления географии как науки способствуют повышению качества социализации детей-сирот.

Экономико-географическое направление, изучающее вопросы территориальной организации макро-, мезо- и микроэкономики, размещения производительных сил, формирования территориально - производственных сочетаний (комплексов), позволяет воспитаннику интерната сделать более стройной свою систему внутренних координат в процессе взаимодействия с социумом. Это влечёт за собой формирование индивидуальной системы отношений воспитанника со своим гипотетическим будущим окружением путём тех или иных целенаправленных усилий. Отстраняясь от совершения оных, воспитанник тоже формирует свою будущую среду, но уже сомнительного, маргинального характера.

Демографо-географическое направление, исследующее процессы воспроизводства населения и его расселения, особенности градообразования, урбанизации и рурализации, региональные аспекты миграции и пр., очерчивает для воспитанника потенциальные границы мировоззренческого плана. При этом речь идёт о закономерностях формирования его семьи, объёма и способа её государственной и общественной поддержки со стороны тех или иных социальных институтов. И, как вариант, полное или частичное отсутствие таковых, если воспитанником не была своевременно найдена и усвоена информация о том,

в какой социальной среде на его развитие, равно как и на формирование его семьи будет благоприятно влиять общество.

Естественно-экономическое направление, изучающее пространственно-временные процессы взаимодействия природы и общества, природы и экономики, региональные аспекты ресурсопользования и пр., позволит воспитаннику выбрать для себя и своей семьи наиболее подходящие для реализации его здоровых амбиций, а также надежд и чаяний членов его потенциальной семьи условия окружающей среды. С течением времени в сознании воспитанника будет складываться всё более полная и точная картина относительно того, каким образом, какими ресурсами, с чьей помощью и на каких основаниях сможет воспользоваться как он сам, так и создаваемая им семья.

Социально-географическое направление изучает процессы территориальной организации социальной сферы, социально-бытовые, социально-культурные, поведенческие, психологические, духовные стороны жизнедеятельности людей, уровень, качество, стиль и образ жизни населения. Данное направление географии как науки предоставляет воспитаннику интернатного учреждения, пожалуй, наиболее разнообразную пищу для размышлений и умозаключений. Уже само название направления побуждает судить о нём как о наиболее полно отвечающем задачам социализации детей-сирот.

Это тем более актуально в наши дни, когда процесс глобализации может внести в жизнь каждого выпускника интернатного учреждения совершенно неожиданные, непредсказуемые изменения, к которым его не в состоянии подготовить ни одна даже самая прозорливая и многогранно проработанная система социальной адаптации. Единственное, чего можно было бы пожелать в этом, казалось бы, безвыходном положении для самой системы социализации, постинтернатной адаптации, - это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации. И ещё - чётко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство личности воспитанника, а затем и выпускника. Каковы будут ожидания в отношении юного гражданина при смене стиля поведения окружающих людей? Нужно сформировать и уметь защитить свою чёткую гражданскую и нравственную позицию, не зависящую от стремительных общественных преобразований.

Политико-географическое направление, исследующее геополитические и управленческие процессы, особенности формирования государственной и региональной политики, территориальные особенности политической активности населения, позволит воспитаннику интерната к моменту достижения совершеннолетия определиться в своих общественно-политических предпочтениях и научиться чётко и аргументировано излагать, а иногда и отстаивать свою позицию, разъяснять сверстникам и другим людям пути её формирования, источники усвоенной информации, помогать своим товарищам и коллегам оперативно и своевременно, в необходимом каждому объёме находить аргументы в пользу личной гражданской позиции.

Социально-экологическое направление, изучающее процессы отношений территориальных общностей людей (социумов) с окружающей природной, экономической, социальной и духовной средой, позволяет воспитаннику не только вырасти личностью,

постоянно нуждающейся в разноплановой защите со стороны государственных и социальных институтов, но и самому стать активным и недвусмысленным защитником природных богатств родной страны и мира, милосердным ко всем живым существам человеком, способным своевременно прийти на помощь гибнущим или раненым растениям и животным и т.д.

Каким образом может сказаться на дальнейшей судьбе воспитанника интерната его участие в краеведческой деятельности? Ответ на сей немаловажный вопрос мы можем прогнозировать в процессе определения места краеведения в системе миропознания. Краеведение представляет собой частное выражение регионоведения, однако не является тождественным ему по уровню, даже если под регионом понимается «край» как субъект Российской Федерации - такой же, как, например, автономный округ, республика или область. То есть в данной градации мы под краеведением понимаем изучение не Краснодарского, Ставропольского, Приморского или Хабаровского края в целом, а именно малой родины наших воспитанников.

Любовь к нашей большой Родине начинается с привития любви к малой родине. Для каждого это свой любимый уголок земли - деревня, село или город. А любить искренне можно тогда, когда человек, юный или взрослый, знает исторические и географические аспекты развития, заселения, становления своего родного края, республики, области. На своих уроках, а также в рамках внеурочной деятельности с учащимися всех классов мы работаем над проектами по краеведению. Когда есть тема, которая интересна и учителю, и ученикам, работа проходит творчески и результат получается отличный. Каждый ученик идет своей дорогой с присущим ему темпом, глубиной и направленностью интереса. Ученики пополняют свой багаж знаний о родном крае.

Приведём наиболее фундаментальные проекты:

- Город Воронеж - прошлое и настоящее;

- К 425-летию со дня основания Воронежа. Воронеж, опаленный в столетьях;

- Воронеж в годы Великой Отечественной войны;

- Деятельность Петра Первого в Воронежском крае (на Всероссийском конкурсе «Морским судам быть!» проект занял первое место);

- Назад в прошлое (появление первого человека в нашем крае);

- Природа Воронежского края;

- Геологические памятники;

- Экологические проблемы края;

- Воронежское водохранилище и его проблемы;

- Их именами названы улицы города;

- Люди земли Воронежской;

- Мой любимый уголок города;

- Природные феномены Воронежского края;

- Воронежский костюм.

Какую бы тему ни изучали на уроке географии, возвращаемся к своему краю. В нашем кабинете географии есть стенды, на которых размещена основная географическая информация по темам «Воронежский край» и «Мой город». Дети зрительно запоминают

материал (год основания города, площадь, конфигурация, мэр, губернатор), и это особенно важно для учеников 6-7 классов.

На уроках краеведения мы используем различные материалы (фото - старые и современные, видео, слайды, рассказы, стихи, песни наших земляков и презентации, сделанные совместно с ребятами), раскрывающие множественные межпредметные связи, что позволяет делать процесс познания эмоционально насыщенным, информацию - более интересной, доступной для каждого ученика.

На уроках краеведения ученики должны научиться понимать свою связь с Россией в целом через связь с малой родиной окружающим миром малой родины в масштабах большой России. Вместе с учащимися мы изготавливаем раздаточный материал, индивидуальные карточки - задания для других классов.

От краеведения и регионоведения делаем логический переход к следующему уровню познания мира - страноведению. На этом этапе весьма продуктивной на уроках географии в интернатной практике оказывается тема туризма.

Возьмём для примера урок географии в 7 классе по теме «Материк Африка». Воспитанники интерната пока не бывали в Африке, и им предстоит теоретически изучить географию материка. Наша задача - использовать такие методы, чтобы изучаемый материал не ограничивался текстом учебника и картами. В 7 классе в курсе физической географии материков и океанов мы с учениками становимся туристами.

Отправляясь в виртуальное путешествие, мы должны знать, в каких широтах находится материк, какой там климат, что нужно взять с собой. В ходе работы выясняем, что одежда должна быть легкой, светлой, из натуральных тканей, с длинными рукавами. Необходимо сделать прививки и взять крем от комаров.

Рассматриваем вопрос о том, как можно безопасно провести ночь в пустыне, и приходим к выводу, что хорошо бы иметь клубочек овечьей шерсти - это спасет от скорпионов. И далее ученики увлекаются так, что сами выясняют, как ставится палатка в лесах, как - в пустынях, какой инструмент необходим во время путешествия. Уроки, на которых приобретается жизненный опыт, очень важны: может быть, лет через 10 наши дети-сироты смогут посетить одну или несколько стран Африканского континента (или других пяти) и воочию увидеть многое из того, что когда-то было только материалом для изучения на уроках географии.

На уроках мы также уделяем большое внимание пословицам и поговоркам различных народов - в них во всей красе раскрывается география тех мест, где живет человек.

Заключительный этап - переход от страноведения к геоглобалистике. Плотность и изменчивость информационного потока, о которой уже говорилось выше, позволяет правомерно заявлять и о данном уровне миропознания.

Теперь рассмотрим, как преломляются на практике работы в интернате традиционные, утверждённые Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования виды профессиональной деятельности учителя географии.

Учебно-воспитательная деятельность, осуществляемая учителем географии в школе-интернате для детей-сирот, носит существенно более развёрнутый характер, нежели в открытом общеобразовательном учреждении. Прежде всего, это обусловлено тем, что вос-

питанники интернатного учреждения не в состоянии претендовать на традиционную для учащихся открытых учреждений образования родительскую поддержку. В силу сложившейся практики в неё входит репетиторство, оплачиваемое родной семьёй, широкий спектр учреждений образования и культуры, куда родители могли бы определить ребёнка для расширения его кругозора, формирования социальных компетенций, ранней профессиональной ориентации и других не менее важных слагаемых успеха каждого учащегося.

Социально-педагогическая деятельность учителя географии школы-интерната не подменяет и не заменяет собой работу социально-педагогической службы, однако реализация социализирующей функции учебных предметов «География» и «Краеведение», о чём уже говорилось выше, делает функционал такого учителя более рельефным и представительным.

Культурно-просветительная деятельность учителя географии, в свою очередь, не заменяет данного вида деятельности в рамках уставной деятельности учреждений культуры - музеев, галерей, библиотек, и было бы достаточно странным предполагать такую возможность. Однако представления детей-сирот о названных учреждениях часто бывают недостаточно адаптированы для прямого соприкосновения с традициями работы учреждений системы культпросвета, поэтому задача учителя здесь - надлежащим образом подготовить учащихся к знакомству с такими учреждениями.

Научно-методическая деятельность учителя географии в интернате состоит в его участии в работе областной инновационной, Федеральной инновационной и Федеральной экспериментальной площадок. В нашем случае активное участие в этой работе со стороны учителя географии привело к соединению этого вида её деятельности с организационно-управленческой деятельностью, то есть позволило реализовать позиции учителя, внесшего значительный вклад в экспериментальную и инновационную деятельность, и осуществить выход на лидерские позиции в организации экспериментальной работы.

Вот как выглядит плановое задание учителя географии, а далее - заместителя директора по учебной работе и информатизации Людмилы Николаевны Макаровой в рамках экспериментального исследования по теме «Взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-си-рот средствами туристско-краеведческой деятельности».

Март

Подготовительный этап

1. Подготовка текста договора об экспериментальной работе.

2. Подготовка текста программы экспериментальной работы.

3. Формирование экспериментальной группы, состоящей из сотрудников администрации школы-интерната, учителей, воспитателей и других педагогических работников.

4. Подготовка плановых заданий для членов экспериментальной группы.

5. Участие в административной подготовке основного этапа экспериментальной работы.

Апрель Начало основного этапа

1. Координация работы экспериментальной группы.

2. Участие в организации переговоров с организациями и учреждениями - потенциальными партнёрами по эксперименту.

3. Организация встреч с представителями творческой интеллигенции г. Воронежа и Воронежской области - носителями искомой информации по теме эксперимента.

4. Контроль над ходом работы экспериментальной группы согласно содержанию плановых заданий (здесь и далее - более не упоминается).

5. Личное участие в работе по историко-краеведческому направлению экспериментальной работы.

Май

Подведение промежуточных итогов (исключительно в рамках подведения итогов 2011-2012 учебного года в интернате)

1. Контроль над процессом создания форм промежуточной отчётности (фото-, видео-, аудио-, текстовых и других материалов) членами экспериментальной группы совместно с воспитанниками интерната.

2. Подготовка к публикации материалов промежуточной отчётности на сетевых страницах телекоммуникационного образовательного проекта (далее - ТОП) «Мариинская галерея» http://my.mail.ru/list/papa888/.

3. Освоение алгоритма регулярного участия экспериментальной группы в работе вестника ТОП «Мариинская галерея».

4. Анализ характера обратной связи (тона писем, рекомендаций экспертов, пожеланий и замечаний), полученной в результате публикации материалов промежуточной отчётности на сетевых страницах ТОП «Мариинская галерея». Проводится совместно с участниками экспериментальной группы.

5. Формирование летних заданий для тех участников экспериментальной группы, которые продолжат работу в летний период, с учётом предусмотренных выше рекомендаций экспертов и пожеланий зрительской аудитории.

Июнь

Начало экспедиционной работы

1. Определение форм рационального использования времени и сил экспедиций (выездных спортивных соревнований, поощрительных и мотивационных путешествий воспитанников и т.д.) для сопутствующего решения задач экспериментальной работы.

2. Организация целевых экспедиций туристско-краеведческого характера с участием членов экспериментальной группы и воспитанников интерната.

3. Организация дистанционной поддержки хода работы экспедиций, упомянутых в предыдущих двух пунктах.

Июль

Обработка материалов экспедиционной работы

1. Анализ фото-, видео-, аудио-, текстовых и других материалов, собранных и наработанных участниками экспедиций.

2. Обсуждение с членами экспериментальной группы, продолжающими работу в летний период, возможных форм и характера подачи накопленных материалов на сетевых страницах ТОП «Мариинская галерея».

3. Отбор и подготовка к публикации материалов экспедиционной работы.

Август

Выход на регулярное участие интерната в работе вестника ТОП «Мариинская галерея»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Публикация на страницах ТОП «Мариинская галерея» материалов экспедиционной работы.

2. Анализ характера обратной связи (тона писем, рекомендаций экспертов, пожеланий и замечаний), полученной в результате публикации материалов экспедиционной работы на сетевых страницах ТОП «Мариинская галерея». Проводится совместно с участниками экспериментальной группы и воспитанниками, участвующими в экспедициях.

3. Утверждение приоритетов благожелательности, дружественного тона, искренней заинтересованности в работе с аудиторией ТОП «Мариинская галерея», проявившей интерес к публикациям экспериментальной группы.

Сентябрь

Закладка традиции участия в работе ТОП «Мариинская галерея» любого

желающего члена педагогического и ученического коллектива интерната

1. Сообщение на заседании педагогического совета интерната о ходе экспериментальной работы с приглашением участвовать в отдельных её направлениях (либо в комплексной работе) всех желающих.

2. Помощь членам коллектива интерната в регистрации личных аккаунтов для активного доступа к возможностям размещения собственных материалов в ТОП «Мариинская галерея».

3. Приглашение новых членов педагогического коллектива, а также тех, кто раньше был сторонним наблюдателем за работой экспериментальной группы и при этом проявил заинтересованность, пополнить состав экспериментальной группы.

4. Подготовка плановых заданий для новых членов экспериментальной группы в случае их фактического появления.

5. Назначение наставников (по мере необходимости) из числа опытных членов экспериментальной группы для вновь прибывших.

Октябрь

Привлечение волонтёрских ресурсов экспериментальной работы из числа

воронежской интеллигенции

1. Приглашение представителей творческой интеллигенции г. Воронежа и Воронежской области к работе на общественных началах в составе экспериментальной группы в роли консультантов, аналитиков, корректоров, редакторов и т.п., а также комментаторов сетевых страниц ТОП «Мариинская галерея», созданных с участием экспериментальной группы.

2. Определение форм сотрудничества с волонтёрами-экспериментаторами на временной или постоянной основе.

3. Приглашение местных, областных, российских и международных организаций к участию в экспериментальной работе на основе взаимовыгодного сотрудничества.

4. Определение форм сотрудничества с представителями местных, областных, российских и международных организаций на временной или постоянной основе.

5. Согласование с организациями и частными лицами планов совместных действий по экспериментальной работе на 2013 год.

Ноябрь

Включение экспериментальной группы в процесс профессионально-ориентационной работы интерната

1. Приглашение ответственных, добросовестных и пассионарно настроенных воспитанников к участию в работе экспериментальной группы.

2. Подготовка лаборантов-волонтёров экспериментальной группы из числа желающих воспитанников.

3. Подготовка инструкторов-волонтёров экспериментальной группы из числа желающих воспитанников.

4. Организация совместной работы педагогов, воспитанников и привлечённых спе-циалистов-волонтёров в рамках экспериментальной группы.

5. Организация работы объединённой экспериментальной группы по подготовке фотографов, фоторедакторов, видеооператоров, видеомонтажёров, корректоров, тексто-

вых редакторов и иных специалистов журналистской направленности среди воспитанников интерната.

Декабрь

Подведение итогов календарного года

1. Годовой анализ характера обратной связи (тона писем, рекомендаций экспертов, пожеланий и замечаний), полученной в результате публикации материалов промежуточной отчётности на сетевых страницах ТОП «Мариинская галерея». Проводится совместно с участниками объединённой экспериментальной группы.

2. Публикация итогов годовой работы экспериментальной группы на страницах ТОП «Мариинская галерея».

3. Сообщение на заседании педагогического совета о характере итогов годовой работы экспериментальной группы.

4. Публикация итогов годовой работы экспериментальной группы в форме научных статей в сборниках научно-практических конференций, сборниках научных трудов, научных и научно-методических журналах.

5. Выпуск и распространение среди партнёрских организаций электронной книги итогов годовой работы экспериментальной группы.

В заключение позвольте поделиться выводами, аккумулирующими промежуточное видение решения поставленной в статье проблемы.

1. Наиболее ярко выраженный характер деятельности учителя географии в процессе социализации учащихся школы-интерната для детей-сирот проявляется при сочетании урочной и административной работы. Это обусловлено появлением возможности вынесения творческого социализирующего процесса за рамки урока, что позволяет существенно расширить спектр форм и видов интересной для учащихся и эффективной для педагогического процесса деятельности по социализации.

2. Чёткая алгоритмизация деятельности учителя-администратора позволяет высвободить время, силы и иные средства, необходимые для ускорения и общей оптимизации процесса социализации детей-сирот.

3. Обилие административных полномочий у учителя географии позволяет сделать средства туризма и краеведения краеугольным камнем в работе всего интернатного учреждения по социализации детей-сирот.

Список литературы:

1. География Воронежской области: пособие для учителей и учащихся / С. Н. Воробьёв, Ю. А. Нестеров, В. В. Подколзин, З. В. Пономарева, В. Н. Сушков. - Воронеж: ВГПУ, 2007.

2. Учебно-исследовательская деятельность школьников / В. А. Горский, Г. А. Русских, Д. В. Смирнов. - М.: ИСМО РАО, 2010.

3. Доргань, Л. В. Экологическое краеведение : учеб. пособие. 6 класс. - Воронеж: ВО-ИПКиРО, 2007.

4. Организация туризма / А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева. - М.: Новое знание, 2008. - 632 с.

5. Раковская, Э. М. География: природа России. - М.: Просвещение, 2000.

6. Смирнов, Н. П. По материкам и океанам / Н. П. Смирнов, А. А. Шибанов. -М.: Просвещение, 1988.

7. Сущенко, Е. Н. Социокультурный потенциал сферы туризма / Е. Н. Сущенко // Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 8 (92). - С. 89-96.

8. Российская Федерация. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федер. Закон от 24 нояб. 1996 № 132-ФЗ - М.: Вентана-граф, 2008.

9. Федотов, В. И. География Воронежской области. Родиноведение : учеб. пособие по географии Воронежской области для общеобразовательных школ / В. И. Федотов - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2011.

Spisok literatury:

1. Geografija Voronezhskoj oblasti: posobie dlja uchitelej i uchashhihsja / S. N. Vorob'jov, Ju. A. Nesterov, V. V. Podkolzin, Z. V. Ponomareva, V. N. Sushkov. - Voronezh: VGPU, 2007

2. Uchebno-issledovatel'skaja dejatel'nost' shkol'nikov / V. A. Gorskij, G. A. Russkih, D. V. Smirnov. - M.: ISMO RAO, 2010.

3. Dorgan', L. V. Jekologicheskoe kraevedenie : ucheb. posobie. 6 klass. - Voronezh: VOIPKiRO, 2007.

4. Organizacija turizma / A. P. Durovich, N. I. Kabushkin, T. M. Sergeeva. - M.: Novoe znanie, 2008. - 632 s.

5. Rakovskaja, Je. M. Geografija: priroda Rossii. - M.: Prosveshhenie, 2000.

6. Smirnov, N. P. Po materikam i okeanam / N. P. Smirnov, A. A. Shibanov. - M.: Prosveshhenie, 1988.

7. Sushhenko, E. N. Sociokul'turnyj potencial sfery turizma / E. N. Sushhenko // Nauch-naja mysl' Kavkaza. - 2006. - № 8 (92). - S. 89-96.

8. Rossijskaja Federacija. Ob osnovah turistskoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii : fed-er. Zakon ot 24 nojab. 1996 № 132-FZ - M.: Ventana-graf, 2008.

9. Fedotov, V. I. Geografija Voronezhskoj oblasti. Rodinovedenie : ucheb. posobie po geo-grafii Voronezhskoj oblasti dlja obshheobrazovatel'nyh shkol / V. I. Fedotov - Voronezh: Centr duhovnogo vozrozhdenija Chernozjomnogo kraja, 2011.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.