164
ИТО Марий Эл - 2009
нинги и мастерклассы специалистов. Ребята обучались работе в различных информационных средах, мастерству журналистики. В программу изучения информатики был включен блок MS Publisher, именно в этой среде и создавалась газета. Одним из значимых педагогических результатов реализации проекта явилось формирование у школьников компетенций по эффективной и грамотной работе с информацией. Выполняя задания, обучающиеся учились находить информацию и применять различные стратегии ее поиска (в том числе проводить опросы, брать интервью), определять критерии поиска информации и оценивать результаты ее поиска; внедрять найденную информацию в контекст тематики газеты; пользоваться электронной почтой.
Не менее важный итог - это развитие у школьников коммуникативных компетенций. Каждый созданный номер газеты - это результат деятельности всей команды. Совместно работая над газетой, ребята учились работать индивидуально и в группах; согласовывать свои действия с действиями других участников бригады; участвовать в дискуссиях, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Все это дало возможность реализовать с подростками еще один проект - социально-исследовательскую игру «Дневной Дозор». В ходе этой акции школьники исследовали город, попутно выполняя различные задания, направленные на отработку навыков журналистской работы. Особенностью игры была краткосрочность, вся игра проводилась в течение одного дня: от получения задания на исследования объектов, обработки полученной информации с помощью ИКТ до презентации своих результатов перед участниками, а также рефлексии.
Главным результатом работы в проекте «Школьная электронная газета» явилось не просто создание выпусков газет, а прежде всего сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих, коммуникативных, исследовательских способностей. Подтверждает это и опрос подростков - все участники проекта выразили желание совместно выполнять различные проекты, освоить в следующем учебном году возможности нового этапа - создание телевизионных программ.
Использование средств
информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии
А.Н. Рассолова ([email protected])
МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа»
Работа школы всегда направлена на выполнение тех задач, которые ставит перед ней общество. Для сегодняшнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний, сегодня знания выступают как средство развития личности, его творческого потенциала, и информационно-коммуникационные технологии в этом смысле предоставляют большие возможности.
На уроках биологии использование средств информационной технологии позволяет нам:
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
- проводить индивидуализацию процесса обучения;
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
Средства ИКТ предоставляют возможность использовать больший объем информации по любому вопросу любой отрасли знаний. Такие возможности повышают познавательную активность обучающихся и развивают умения самостоятельно приобретать новые знания, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.
В своей практике преподавания биологии мы используем различные электронные издания как в классно-урочной, так и во внеклассной работе.
Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Биология», «Биология. 6-9 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум «Биология. 6-11 класс» - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса биологии. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей, иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал, в том числе и по разделам «История развития науки» и «История биологии в лицах».
Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет нам создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.
165
фрагментов. Например, при изучении темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (9 класс) нами используются несколько видеофрагментов, анимаций, рисунков, позволяющих проследить, как происходит этот процесс в динамике в целом: от момента образования половых клеток до момента формирования организма. Благодаря такому наглядному изложению материала обучающиеся воспринимают эту деликатную тему очень серьезно и заинтересованно, как научный факт, раскрывающий важное свойство живых организмов.
Обширным иллюстративным и теоретическим материалом располагают и учебные мультимедийные пособия по анатомии и физиологии человека - «Биология» (Просвещение), «Открытая биология» и электронные атласы для школьников: «Анатомия, физиология, гигиена», «Ботаника», «Зоология». На наш взгляд, в этих пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования и компьютерные технологии.
Кроме того, все перечисленные издания содержат также и лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются в учебно-воспитательном процессе. Несомненным их достоинством является то, что перечисленные средства обучения имеют достаточно простую систему навигации, возможность создания примечания и закладок, статистику выполнения упражнений и вывод на принтер.
Работа с этими образовательными комплексами проводится на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным и занятиям и ЕГЭ.
Использование учащимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций, а учителям помогают решать следующие дидактические задачи:
- усвоение учащимися базовых знаний по предмету;
- систематизация усвоенных знаний;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;
- формирование навыков самоконтроля;
- активизиация познавательного интереса к биологии;
- подготовка учащихся к экзаменам при попутном формировании у них различных общеучебных навыков.
В последнее время наблюдается и массовое внедрение Интернета в школьное образование, постепенно он
становится все более доступным в образовательном процессе.
Ресурсы Интернета безграничны, и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно и создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме. В нашей практике такие выступления учащиеся готовят по темам: «Генетика и здоровье человека», «Новейшие достижения селекции», «Клонирование - «быть или не быть?» и др., которые отражают последние достижения современной науки и мало освещены в учебнике.
Использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию обучающихся к обучению, улучшает качество знаний.
Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике преподавания. Это представляет интерес для учителя. На уроках целесообразно применять методические находки учителей, сведения о которых есть в Интернете, использовать ЦОР нового поколения - ОМС по биологии (открытые образовательные модульные мультимедиа системы). Уроки биологии становятся интересными и увлекательными, так как в трехмерной логической структуре ОМС теория изучается с помощью интерактивных мультимедиа информационных модулей (ЭУМ - И), практические навыки приобретаются в работе с виртуальными лабораториями, конструкторами молекул, анимаций и тренажерами по решению задач (ЭУМ - П), полученные знания проверяются с помощью разнообразных мультимедиа-тестов и интерактивного задачника (ЭУМ - К).
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.