УДК 378.016:796+ 378.72:616.12-008.331.1
Г.С. Петрова, канд. мед. наук, доц., (4872) 35-54-79,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У СТУДЕНТОВ
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № П-16-71005а/Ц «Разработка стандартов физического развития студентов высших учебных заведений»)
Посвящена рассмотрению проблемы распространенности развития артериальной гипертензии у студентов высших учебных заведений, способам раннего выявления с помощью средств антропометрического мониторинга гармоничности индивидуального физического развития предрасположенности отдельных студентов к возникновению гипертонической болезни, формам профилактики гипертонии средствами физической культуры при проведении учебно-тренировочных занятий.
Ключевые слова: артериальная гипертензия, гипертоническая болезнь, телосложение, дыхание, физическое воспитание, активная профилактика гипертонии, средства физической культуры
Проблема заболеваемости людей артериальной гипертонией как социально значимое явление существует более двухсот лет. Ранее она не была столь актуальной, поскольку еще в XVIII и даже в XIX столетии главными причинами смертности людей выступали эпидемические инфекционные заболевания. По мере того, как медицинская наука смогла создать эффективные средства борьбы с инфекционными эпидемиями и сократить смертность от них до минимума, на первый олан в качестве причин преждевременной летальности (мы не берем в расчет смертность вследствие травм и отравлений) вышли различные соматические заболевания. Иными словами, гипертония сопровождала человечество всегда, но по мере развития цивилизации она стала приобретать все большую актуальность, поскольку иные факторы смертности поэтапно изживались, а найти действенных методов противодействия ей не удалось до сих пор.
Артериальная гипертония (АГ) считается величайшей в истории человечества неинфекционной пандемией, охватившей все континенты, страны и слои населения. Она является одним из основных факторов смертности населения из-за поражения сердечно-сосудистой системы, доля которой в структуре общей смертности составляет чрезвычайно высокий процент - более половины всех смертей на планете. В России, впрочем как и во всем мире, в последнее десятилетие сложилась крайне неблагоприятная ситуация в отношении распространенности артериальной гипертонии. Заболеваемость населения АГ стала поистине национальной проблемой, т.к. ею только по официальным данным, страдают около 30
миллионов россиян [1, с. 9]. Артериальная гипертония поражает людей в самом работоспособном возрасте - от 30 до 40 лет, - нанося обществу огромный экономический ущерб. При одинаковой распространенности среди населения планеты лиц с повышенным артериальным давлением (до одной третьей населения каждой страны) по количеству инсультов, вызванных повышенным кровяным давлением, Российская Федерация находятся на одном из первых мест в мире, тогда как США (для сравнения) только на 27-м. Сегодня гипертоническую болезнь называют «убийцей № 1»: из каждых 100 смертей людей работоспособного возраста на ее счету примерно 30-40 прерванных жизней. Особенно это касается населения субъектов России, территориально относящихся к Центральному экономическому региону.
Особую тревогу в последнее десятилетие вызывает процесс «омоложения» гипертонической болезни. Она стремительно перестает быть заболеванием лиц исключительно среднего и старшего возраста. По официальным данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, сегодня каждая десятая российская девушка или молодая женщина в возрасте до 20 лет реально подвержена артериальной гипертензии, среди юношей и молодых мужчин распространенность этой болезни в три раза выше, однако после рождения ребенка эти показатели утрачивают тендерную особенность и сравниваются (естественно, в сторону увеличения распространенности заболевания среди женщин). Для отечественной системы высшего профессионального образования означает только одно: от четверти до трети студентов в настоящее время подвержены в той или иной степени заболеванию артериальной гипертензией.
Поэтому в настоящее время является весьма актуальным проведение донозологических (т.е. на уровне выявления возможных предпосылок развития заболевания без наличия явно выраженной клинической картины) исследований, направленных на неинвазивное (т.е. без использования сложной медико-диагностической аппаратуры и забора биохимических анализов) изучение показателей базовых систем организма, среди которых основное внимание должно уделяться поиску путей управления вегетативным звеном регуляции гомеостаза или постоянства внутренней среды организма. Существующие на сегодняшний день сложные и дорогостоящие методики ранней диагностики вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы, к сожалению, сегодня не могут быть применены при проведении массовых профилактических осмотров населения, и в первую очередь - молодежи. Исходя из сказанного, следует отметить, что для более эффективного решения проблемы ранней диагностики и предупреждения риска возникновения и развития гипертонической болезни необходима несколько иная методология исследования с использованием системно-
интегрального анализа, способствующего обеспечению раннего определения групп риска по АГ среди разных категорий и возрастных групп населения. По экспертным оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более активная реализация мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, и особенно среди учащейся молодежи, может привести в течение ближайших пяти лет к снижению распространенности этой болезни на 20 % и уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 15 %, что для России равносильно сохранению жизни примерно 25000 человек трудоспособного возраста ежегодно.
Автором этих строк в Тульском государственном университете в 2006-2010 гг. была разработана принципиально новая методика оценки риска развития гипертонической болезни на основании сопоставления охватных размеров отдельных участков тела человека, полученных при проведении соответствующих антропометрических изменений, которая получила государственную защиту права интеллектуальной собственности в виде патента Российской Федерации на изобретение [6]. В основу запатентованного инновационного способа доклинической диагностики артериальной гипертензии было положено осознание того, что под воздействием длительного страдания артериальной гипертензией у пациентов развивается патологический антропометрический симптомокомплекс, вследствие расширения и деформации грудной клетки по инспираторному типу, приводящий к «расползанию» линии талии и увеличению охватных размеров живота [2, с. 65-66]. Данное очевидное нарушение гармоничности телосложения пациентов с гипертонической болезнью характеризуется однонаправленностью изменения индексов гармоничности индивидуального физического развития, которое выявляется у студентов в 19,6 % случаев [3, с. 8].
Проводившийся параллельно комплексный анализ корреляционных связей показателей центральной и церебральной гемодинамики (т.е. кровообращения сердца и мозга) показал, что антропометрические данные являются прогностически значимыми коррелятами вегетативной дисфункции и могут быть использованы с целью прогноза риска развития артериальной гипертензии у молодежи, о чем нами была написана и успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук [5].
Современная медицина не знает эффективных способов предупреждения и лечения артериальной гипертензии. Это в первую очередь связано с тем, что в стране практически отсутствует Централизованная система донозологических исследований, направленная на выявление еще возможностей, а не реальных проявлений рисков возникновения и развития гипертонической болезни среди молодежи. Трудность практической медицины заключается в том, что наличие
начавшегося патологического процесса (особенно при соматических заболеваниях) неуловимы ни объективно (т.е. через показания диагностических приборов), ни субъективно (т.е. через ощущения заболевшего человека или на основании клинического опыта врача). Поэтому о предпосылках возникновения риска развития заболевания артериальной гипертензией можно судить только по косвенных факторам или проявлениям, которые могут быть выявлены или установлены только при планомерном антропометрическом мониторинге учащейся молодежи, направленном на выявление конституционных предпосылок развития АГ в зависимости от индивидуальных особенностей телосложения студентов.
Выявление среди студенческой молодежи указанной группы риска неизбежно порождает вопрос о том, что с ними делать и как учитывать это обстоятельство при организации образовательного процесса в высшем учебном заведении. Вполне очевидно, что адаптировать под группу риска структуру, содержание и интенсивность образовательного процесса по базовым учебным дисциплинам, освоение программ которых образует содержание профессионального образования, не представляется возможным в принципе. Но адаптировать к их анатомо-физиологическим особенностям процесс физического воспитания в вузе не только возможно, но и необходимо. Только посредством этого можно снизить степень реализации риска возникновения и развития гипертонической болезни у юношей и девушек, к ней предрасположенных в силу конституциональных особенностей своего индивидуального телосложения, а также осуществить необходимую профилактику этого заболевания средствами физической культуры. Тем самым будет реализовано гуманистическое начало высшего профессионального образования, направленного не только на передачу студентам необходимых знаний, умений и навыков в сфере их будущей профессиональной деятельности или службы, но и на формирование у них развитых функциональных навыков физической активности в соответствии с избранной специальностью.
Однако, к сожалению, современные методики физического воспитания студентов не учитывают индивидуальной физиологической предрасположенности отдельных обучающихся к возникновению и развитию у них различных соматических заболеваний, и в первую очередь, - гипертонии. Более того, неправильная организация учебно-тренировочного процесса сама по себе может стать причиной заболевания вполне здорового студента артериальной гипертензией.
Как известно, отечественными учеными В.В. Лариным и Ф.В. Меерсоном выдвинута гипотеза о константной зависимости мышечной массы от объема функции мышцы. Эта гипотеза объясняет атрофию мышц при бездействии и гипертрофию при длительной мышечной деятельности [2, с. 124-127]. При занятиях определенными видами спорта, требующими выполнения нагрузок с отягощением при натуживании, практикуемых в
современных высших учебных заведениях в качестве занятий по физической культуре, может развиться снижение тонуса мышц брюшного пресса вследствие неравномерности нагрузок. При ослаблении тонуса этих мышц происходит нарушение работы брюшной мышечной помпы и функции активного выдоха.
На этом фоне, как правило, происходит увеличение охватных размеров грудной клетки за счет преобладания инспираторного типа дыхания с усиленным вдохом, что приводит в конечном итоге к формированию конической формы груди. Преобладание усиленного вдоха неизбежно ведет к расширению поперечника грудной клетки и увеличении линии талии, а также к растягиванию диафрагмы, что, в свою очередь, негативно сказывается на нормальном ее функционировании и, как следствие этого, вызывает нарушение присасывающего действия грудной клетки и затруднение оттока венозной крови из брюшной полости.
Выполнение физических упражнений во время учебно-тренировочных занятий требует строгой согласованности темпа и силы с фазой дыхательного цикла. Установлено, что наибольшее усилие при выполнении физической нагрузки должно сочетаться с выдохом, а минимальное усилие при выполнении упражнения рекомендуется сочетать с вдохом. Под влиянием длительных тренировочных нагрузок с отягощением и натуживанием, зачастую происходящих в условиях психоэмоциональных перегрузок, являющихся объективным следствием соревновательного характера большинства занятий студентов физкультурой в вузе, естественный тип дыхания, адекватный биологическим запросам организма, нередко нарушается. При этом нередко активный выдох выполняется без участия мышц брюшного пресса, даже во время выполнения физической нагрузки, что с точки зрения физиологии категорически недопустимо [4, с. 110-112]. Указанные факторы при неблагоприятном стечении обстоятельств приводят к нарушению гармоничности телосложения обучающихся и резким отклонением их индивидуальных конституциональных особенностей от стандартизированных норм по гипертоническому патологическому антропометрическому симптомокомплексу, описанному нами выше. В результате занятия по физической культуре в случае их неправильной организации из средства гармоничного развития личности превращаются в причину возникновения и развития у определенного процента студентов одного из самых тяжелых соматических заболеваний - гипертонической болезни.
Чтобы минимизировать риск развития у студентов артериальной пщертензии вследствие воздействия на их организм чрезмерных физических нагрузок на занятиях по физической культуре, нами разработан комплекс коррекционных физических упражнений, ориентированный на молодых людей с первичными антропометрическими
признаками развития АГ, который ставит перед собой следующие профилактические задачи:
• восстановление основной функции мышц плечевого пояса и области лопатки, подвижности в плечевом суставе;
• восстановление подвижности в атланто-окципитальном суставе путем усиления динамической функции мышц шеи;
• восстановление физиологического тонуса мышц брюшного пресса и способности больных, страдающих АГ, к активному выдоху.
Данный комплекс упражнений может быть применим при проведении занятий по общей физической культуре со студентами, не имеющими медицинских противопоказаний к ним, и с обучающимися, которые в силу индивидуальных особенностей состояния здоровья, занимаются оздоровительно-адаптивной физической культурой. Таким образом, универсальность данного комплекса позволяет использовать его как в профилактических, так и в адаптивно-коррекционных целях педагогического воздействия на студентов средствами физического воспитания.
Комплекс состоит из четырех упражнений, которые могут использоваться по усмотрению преподавателя или в зависимости от группы состояния здоровья обучаемых как во время разминки, так и в качестве самостоятельной группы упражнений основной части учебно-тренировочного занятия.
Упражнение № 1:
Исходное положение (и.п.) - лежа горизонтально, руки вдоль туловища.
Первый этап: поднять голову, стремясь коснуться подбородком грудной клетки, при этом плечи должны оставаться неподвижны.
Второй этап: медленное опускание головы до горизонтального уровня без опоры в области затылка.
Упражнение повторять на начальном этапе не менее 10 раз, постепенно доводя количество движений до 25-30 раз (не более двух повторений в течение одного занятия).
После выполнения упражнения необходим отдых в исходном положении (1-2 мин).
Упражнение № 2:
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Попеременно руками совершается движение, имитирующее вынимание дирижером носового платка из заднего кармана фрака: кисть движется от ягодицы вверх и вперед вдоль бока до уровня плеча и затем возвращается обратно.
Упражнение повторяется 30 раз.
Упражнение № 3:
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки максимально согнуты в плечевых суставах.
Совершается сближение краев лопатки с последующим переходом в
и. п.
Упражнение повторяется до 30 раз. В последующем рекомендуется усиление выполнения упражнения отягощением с помощью гантелей.
Упражнение № 4 (дыхательное):
И.п. - стоя или лежа, для блокирования возможности участия мышц плечевого пояса и шеи в усиленном вдохе руки завести за голову в замок.
Начало упражнения проводить с активного медленного выдоха через нос протяженностью 2-5 секунд с обязательным максимально возможным сокращением мышц брюшного пресса.
Последующий вдох через нос должен быть неглубокий и короткий.
На первом этапе для выработки способности напряжения мышц брюшного пресса при выдохе упражнение проводится 2-3 раза в день по 10 минут. При выработке способности к активному выдоху с напряжением брюшного пресса можно проводить упражнение без запрокидывания рук за голову.
Противопоказаниями для применения комплекса упражнений в отношении отдельных студентов являются выраженные атеросклеротические признаки, артериальная гипертензия третьей степени, патологические нарушения ритма сердца, появление отрицательных неприятных субъективных ощущений.
Активная профилактика риска возникновения и развития артериальной гипертензии у студентов в процессе получения ими высшего профессионального образования требует от преподавателей физической культуры высших учебных заведений глубокого понимания сути этой медико-социальной проблемы, приобретшей в последние десятилетия масштаб общенационального бедствия. Отечественная высшая школа не может находиться в стороне от посильного содействия решению этой проблемы, для чего в практическое содержание физического воспитания студентов должны быть включены инновационные комплексы оздоровительно-адаптивных физических упражнений, направленных на Улучшение центральной и церебральной гемодинамики, а также на формирование и тренировку у студентов навыков физиологически правильного дыхания при повышенных физических нагрузках. Активная профилактика рисков возникновения гипертонической болезни у студентов должна стать неотъемлемой частью процесса их физического воспитания во время обучения в вузе, следствием чего сможет явиться сокращение уровня распространенности этого тяжелого соматического заболевания среди учащейся молодежи.
Список литературы
1. Пограничная артериальная гипертензия / А.В. Алмазов [и др.]. СПб.: Гиппократ, 1992. 192 с.
2. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Медицина, 1991. 156 с.
3. Антропометрический контроль физического развития студентов; учебно-методическое пособие / Грязева Е.Д. [и др.]; под ред. М.В. Грязева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 28 с.
4. Динейка К. Дыхание, движение, здоровье. Тула: Приок. кн. изд-во, 1978. 256с.
5. Петрова Г.С. Изучение критериев ранней диагностики артериальной гипертензии у лиц молодого возраста: дис. .. канд. мед. наук. Тула: Изд-во ТулГУ, 2002. 157 с.
6. Способ клинической диагностики артериальной гипертензии по индексам Петровой: Пат. на изобретение № RU 2367343 С1 Рос. Федерация: МПК А61В5/107 (2006.01) / Г.С. Петрова; Тульский гос. ун-т. № 2008127778/14, 10 июля 2008 г. // Изобретения. Полезные модели: Официальный бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. 2009, 20 сентября. № 26.
G.S. Petrova
USE OF MEANS OF PHYSICAL TRAINING FOR ACTIVE PREVENTIVE \ MAINTENANCE OF THE ARTERIAL HYPERTENSION AT STUDENTS
Article is devoted consideration of a problem of prevalence of development of an J arterial hypertension at students of higher educational institutions, to ways of early revealing < by means of means of anthropometrical monitoring of a harmony of individual physical development of predisposition of separate students to occurrence of hypertensive illness, forms ofpreventive maintenance of a hypertension by physical training means at carrying out of training employment.
Key words: an arterial hypertensia, hypertensive illness, a constitution, breath physical training, active preventive maintenance of a hypertension, physical training means
Получено 30.10.2011 г.