ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Николаева
Виктория Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова
Viktoria V. Nikolaeva
Candidate of Pedagogical Sciences, an Associate Professor of pre-school and psycho-pedagogical training of Karaganda State University named after the academician E. A. Buketov
Байкенова Айнур Ермековна
Магистрант специальности 6М010100 - «Дошкольное обучение и воспитание» Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова
Ainur E. Baikenova
Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
Application of art-therapy in development of emotional sphere of the of older pre-schoolers
Статья посвящена проблеме развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Авторы доказывают, что использование средств арт-терапии положительно влияет на эмоциональное состояние дошкольников. Раскрыты результаты проведенного исследования, доказана необходимость проведения коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы у старших дошкольников.
Ключевые слова и словосочетания: эмоциональная сфера, арт-терапия, музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, игротерапия, эмоциональное нарушение.
The article is devoted to the issue of development of the emotional sphere of the pre-schoolers. The authors prove that the application of the means of art-therapy influences emotional state of the pre-schoolers in a positive way. The author reveals the results of the research and proves the necessity of the correctional work stabilizing the emotional sphere of the pre-schoolers.
Key words and word combinations: emotional sphere, art-therapy, musical therapy, singing therapy, fairy-tale therapy, games therapy, emotional deviation.
Magistracy student of the profession 6M010100 - «Pre-school education and upbringing» of Karaganda State University named after academician E.A. Buketov
УДК 373:159.942
Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в своей лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» отмечает, что дошкольное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев [1].
В законе РК «Об образовании» отмечено, что результатом дошкольного образования должна стать следующая модель выпускника дошкольной организации: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о семье, обществе, стране, мире и природе, овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе [2].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности, способно вызвать эмоциональный стресс.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями эмоционального развития. Эмоциональные нарушения детей - это одна из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом.
К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и другие, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
Изучением эмоциональной сферы детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.И. Божович, В. Вунд, Л.С Выготский, У. Джеймс, К.Э. Изард, Н.С. Ежкова, И.Ю. Кулагина и другие, которые в своих работах использовали разнообразные методы арт-терапии: пение, рисование, музыку, театрализованную деятельность.
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Такой аспект можно проследить в работах М.А.Оразалиевой, Ш.Б. Кулмановой, А.С.Темирбековой, Р.Р.Джердималиевой, Г.А.Праслова, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунской и других. Они считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств и утверждают, что для гармонического развития личности необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе.
Актуальность приобретают и меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств и методов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Особый интерес вызывает использование в практической деятельности методов и средств арт-терапии, которые способствуют снятию эмоциональной напряженности, учат понимать эмоциональное состояние других людей, свободно выражать свои эмоции. Творческое использование различных арт-терапевтических методик направлено на обогащение практического творческого опыта дошкольников.
Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения, гармонизация эмоционального состояния дошкольников, выявление творческого потенциала, развитие оригинальности мышления, улучшение внимания и памяти, рост самооценки, развитие коммуникативных способностей. Арт-терапия включает в себя несколько направлений работы: музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, игротерапия, сказкотерапия [3].
Для проверки гипотезы в 2014-2015 учебном году была организована опытно-экспериментальная работа, которая проводилась на базе КГКП «Алпамыс» г.Караганды. Были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Для эксперимента были выбраны 2 группы старшего дошкольного возраста, которые разделили на контрольную группу №°5 «К1нба"ыс» и экспериментальную группу №°7 «Арман» (в каждой группе 20 человек). В констатирующем эксперименте принимали участие контрольная группа и экспериментальная группы одновременно. Целью констатирующего эксперимента явилось выявление начального уровня эмоционального развития старшего дошкольного возраста.
Для обследования детей нами были использованы методики Е.И.Изотовой [4], М.Люшера [5], М.З.Друкаревич [6]. Данные методики наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице 1.
Таблица 1 "Уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников по 3 методикам (констатирующий эксперимент)"
Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Методики Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень уровень уровень уровень
Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) 30% 37% 33% 28% 42% 30%
Методика «Цветовой тест» (М. Люшер) 27% 35% 38% 32% 38% 30%
Методика
«Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) 25% 30% 45% 20% 32% 48%
Таким образом, проведенное исследование (констатирующий эксперимент) показало, что у детей старшего дошкольного возраста имеются особенности развития эмоциональной сферы. Дети часто ошибались в понимании эмоциональных состояний; особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций, как спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд.
Большинство детей только с помощью педагога смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Они часто начинали «заигрываться», забывая о сути выполнения задания. Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории говорят о необходимости коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы старших дошкольников.
В формирующем эксперименте участвовала только экспериментальная группа, контрольная группа занималась по обычной программе воспитания и обучения. Цель формирующего эксперимента - стабилизация эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии.
В своем исследовании мы использовали коррекционно-развивающую программу, которая включала средства арт-терапии: музыкотерапию, вокалотерапию, сказкотерапию и игротерапию, позволяющих развить у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ, устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов.
В каждом конкретном случае мы выбирали наиболее подходящие формы, методы и приемы работы с детьми (слушание музыки, музыкально-ритмические движения, наблюдения за природными явлениями, показ картин, иллюстраций, фотографий, исполнение песен, игра на музыкальных инструментах и другие).
Музыкотерапия способствовала развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к окружающим, научила понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
На занятиях музыкотерапией использовали слушание музыки, психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние; дети учатся нормам и правилам поведения, а также у них формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями.
Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки («превращаются» в рыбок, бабочек, пробираются сквозь лесную чащу).
Нами замечено, что даже малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.
Занятия по вокалотерапии, на которых исполнялись жизнеутверждающие песни-формулы, оптимистические детские песни, направлены на формирование оптимистического настроения. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты...» выполняют все указанные задачи.
Метод сказкотерапии выполняет важную роль в развитии воображения, способствует развитию у ребенка сопереживания и сочувствия, радости и сострадания.
Старшие дошкольники на примере героя узнали, как можно справиться со своим страхом и трудностями. Вместе с героем сказки учились приемам не накапливать обиды и огорчения, научились проговаривать свои переживания, чувства, мысли и т.д. Занятия развивают творческое воображение, способствуют раскрытию творческого потенциала.
Метод игротерапии способствует осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Занятия способствовали развитию творческих способностей, словарного запаса; дети приобщились к искусству, испытали чувство удовлетворения от совместных игр.
В ходе занятий произошло установление эмоционального контакта со всеми участниками, снятие напряжения и создание положительного фона. В своей работе использовали такие игры, как «Музыкальный квадрат», «Весело-грустно», «Шарик», «Дружат в нашей группе», «Горошина», «К своим флажкам» и многие другие.
После завершения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента явилось изучение эффективности влияния арт-терапии на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В контрольном эксперименте были использованы те же методики, что и в констатирующем исследовании.
Результаты контрольного эксперимента по изучению развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет занесены в таблицу 2.
Таблица 2 "Уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников по 3 методикам (контрольный эксперимент)"
Уровни Методики Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Методика «Э мо цио нальная идентифика ция» (Е.И. Изотова) 28% 42% 30% 30% 50% 20%
Методика «Цветовой тест» (М. Люшер) 27% 38% 35% 42% 45% 13%
Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) 24% 35% 39% 35% 40% 25%
После применения коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе показатели уровня эмоционально развития по результатам проведенного теста с детьми изменились в положительную сторону.
Анализ описательных и статистических результатов исследования позволил подвести итог эксперимента: были достигнуты качественно новые, более высокие образовательные и социальные результаты совместной деятельности педагогического и детского коллектива дошкольной организации, улучшены показатели по всем параметрам диагностики. Эти данные подтверждают успешность использования арт-терапии в работе с детьми.
Полученные в процессе исследования результаты рекомендуется использовать в работе дошкольных организаций, а также на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Таким образом, в своей работе мы исследовали актуальные проблемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами арт-терапии и пришли к выводу, что соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников,
но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. При помощи арт-терапии можно моделировать положительные эмоции: поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, желание общаться друг с другом.
Библиографический список:
1. Лекция Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Казахском национальном университете имени аль-Фараби «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» 13.10.2009.
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании». - Астана, 2007.
3. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков. / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. М.: Когито-Центр, 2006.- С. 197
4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2004. - С. 236
5. Люшер М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервно-психической устойчивости. Текущее эмоциональное состояние. - Санкт-Петербург: Институт «Иматон», 2009. - С. 79
6. http://psylab.info.