Научная статья на тему 'Использование средств адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом'

Использование средств адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Речкалов Александр Викторович, Пшеничникова Ольга Леонидовна, Кузнецов С. В., Медведева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом»

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

А.В. Речкалов, О.Л. Пшеничникова, С.В. Кузнецов, С. В. Медведева

Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения [1]. Тяжесть нарушений у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми [1-6]. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.

Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее [2, 4,5].

Целью настоящей работы явилась оценка эффективности использования различных средств адаптивной физической культуры для лечения детей, страдающих детским церебральным параличом, в условиях семейного воспитания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 5 - 6 лет. Из них 7 девочек (46,6 %), 8 мальчиков (53,4 %). Все обследуемые состояли на учете в центре реабилитации МУ "Городская детская поликлиника №1" с диагнозом "детский церебральный паралич", клиническая форма - "спастическая диплегия".

Пациентам предлагалось пройти комплекс реабилитационных мероприятий, включавший физиотерапию, массаж, лечебную гимнастику, лечение положением, лечебное плавание, иппотерапию, водолечение, прогулки и занятия на свежем воздухе. Лечение и дополнительные мероприятия, применяемые в этом комплексе, обсуждались с врачом неврологом.

Исследование состояния опорно-двигательного аппарата у детей проводилось при помощи оценки моторики и чувствительности (Lucas Y.T., Ducker Т.В., 1979); тестирования моторики рук детей (НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера, Санкт-Петербург); оценки функционального контроля при детских церебральных параличах (К.А. Семенова, 1999) и оценки способности к самообслуживанию (S. Katz et al, 1963) [7, 8].

Полученные результаты были подвергнуты математической обработке с использованием параметрических методов статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование индекса моторики и чувствительности (Lucas Y.T., Ducker Т.В., 1979) [8] у детей со спастической диплегией показало, что под влиянием комплекса

реабилитационных мероприятий отмечалась тенденция к увеличению мышечно-суставной чувствительности, особенно в пальцах правой стопы - с 0,37 ± 0,11 балла до 0,73 ± 0,11 балла.

До проведения реабилитационных мероприятий показатель индекса моторики и чувствительности для правой руки составил 63,8 ± 4,35 %, для левой руки 61,9 ± 4,26 %. После курса реабилитации наблюдалась тенденция к увеличению показателя для правой руки до 72,9 ± 4,63 %, левой руки - до 72,4 ± 4,46 %. Таким образом, после предложенного нами курса лечения показатели двигательной сферы и чувствительности выросли на 9 и 10,5 %, соответственно для правой и левой руки.

Расстройство двигательной сферы (индекс моторики) оценивалось в баллах (от 0 до 5, аналогично шкале МсРеак, 1996) по наличию движений в 10 суставах справа и слева. Суммарный балл выражался в процентах от максимально возможного для данного уровня.

В тесте "Отведение плеча" средний показатель для левой руки составил 3,2 ± 0,36 балла, для правой руки 3,2 ± 0,33 балла. После курса реабилитации в правом плечевом суставе тенденция к увеличению подвижности увеличилась на 0,7 балла, также тенденция к увеличению была видна и в левом плечевом суставе на 0,7 балла. Наиболее значимо увеличился процент детей, имеющих самый высокий уровень (5 баллов), который составил для правой руки 33,3 %, для левой - 46,7 %. Количество детей, имеющих 4 балла, сократилось для правой руки на 13,3 %, для левой руки на 40 %. Показатель в 3 балла для правой руки понизился на 50 %, а для левой остался без изменения.

При выполнении разгибания кисти средний показатель для правой руки был равен 3,47 ± 0,38, для левой руки 3,47 ± 0,38 балла. После курса реабилитации наблюдалась тенденция к увеличению подвижности в плечевом суставе правой руки до 4 ± 0,38, левой - до 3,93 ± 0,33 балла. Пятибалльный уровень до реабилитационных мероприятий составил 20 %, по окончании реабилитации таких детей было выявлено на 33,3 % больше, третий и четвертый уровни остались практически без изменения.

Показатели в тесте "Разгибание в локтевом суставе" составили: для правой руки - 3,33 ± 0,45; левой руки - 3,13 ± 0,42. После курса предложенных мероприятий видимое улучшение по пятому уровню наблюдалось в подвижности плечевого сустава левой руки - на 40 %, подвижность правой руки осталась без изменения.

Результат в сгибании кисти для правой руки составил 3 ± 0,41 балла, для левой руки - 3,87 ± 0,28 балла. После курса реабилитации подвижность в лучезапястном суставе правой руки улучшилась на 29 %, левой - на 6,7 %.

Таким образом, подвижность в лучезапястном суставе, ранее оцененная на 4 балла, после курса реабилитации соответствовала 5-балльному уровню.

В тесте "Разведение пальцев" средний показатель для правой руки составил до курса проведенной реабилитации 3,1 ± 0,38 для правой руки, 3 ± 0,41 для левой руки, после курса наблюдалось незначительное увеличение подвижности пальцев обеих рук.

При сгибании в тазобедренном суставе средний показатель справа составил 3,3 ± 0,27, слева 3,3 ±0,28 балла. После курса реабилитации наблюдалась тенденция к увеличению подвижности в правом тазобедренном суставе до 3,5 ± 0,24, левом - до 3,7 ± 0,25 балла.

При выполнении разгибания в коленном суставе средний показатель для правой ноги составил 3,1 ± 0,34; для левой ноги 2,8 ± 0,34 балла. Выявлена устойчивая тенденция к увеличению подвижности в коленном суставе правой ноги - 33,3 %, левой ноги - 40 %.

В тесте "Тыльное сгибание стопы" средний показатель для правой ноги составил 2,9 ± 0,21, левой ноги 2,7 ± 0,18 балла. После реабилитации показатель для правой ноги увеличился на 13,3 %, для левой ноги на 33,3 % (р<0,05) (рис. 1).

Оценка подошвенного сгибания стопы до курса реабилитации составила для правой стопы - 2,9 ± 0,31, левой - 2,7 ± 0,36 балла. По окончании реабилитационных мероприятий средний показатель составил соответственно 33 ± 0,36, и 3,2 ± 0,42 балла. Количество детей, набравших четыре балла, увеличилось для правой ноги на 33,3 %, для левой ноги на 33,4 %.

Исследование моторики рук у детей со спастической диплегией проводилось по методике, разработанной НИИ травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера (г. Санкт-Петербург) [7]. До начала исследования норму сгибания-разгибания в лучезапястном суставе правой рукой из 15 человек выполняли 4 человека, левой рукой -1 человек. Средний показатель для правой руки составил 24,1 ± 3,94 с, для левой руки он составил 25,2 ± 4,10 с, что значительно ниже нормативных показателей для здоровых детей (10 движений за 12 -15 сек).

После проведения реабилитационного курса правой рукой обследуемые (7 человек) выполнили норму движений, левой рукой с нормой справились 4 человека. Средний показатель для правой руки составил 19,4 ± 3,23 с, для левой -19,7 ± 3,46 с.

Таким образом, количество человек, выполняющих норму правой рукой, увеличилось в 1,75 раза, левой рукой в 4 раза, средний показатель для правой руки улучшился на 19,4 %, для левой руки на 21,9%, что позволяет говорить о положительной динамике развития мелкой моторики рук у детей, страдающих данной формой ДЦП. В то же время следует отметить, что с заданием не смогли справиться - правой рукой 53,3 % и левой рукой - 73,3 % детей.

тыльное сгибание

4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1

0.5 0

1 2

□ левая □ правая

подошвенное сгибание

4.5 4

3.5

3

я о * ю

2 1.5 1

1 2

□ левая □ правая

Рис. 1. Показатели тыльного и подошвенного сгибания стопы у детей со спастической диплегией до (1) и после (2) реабилитационных мероприятий (п=15)

Примечание: *- различия достоверны по отношению к исходным показателям, р<0,05

* Т * т

—I— 1 1

1

До начала исследования из 15 человек норму движений предплечьем правой рукой выполняли 4 человека, левой рукой - 3 человека. Средний показатель для правой руки составил 37,1 ± 7,66 с, для левой руки 37,9 ± 7,71 с (норма 10 движений за 40-50 с). После проведения реабилитационного курса правой рукой выполнили норму движений 6 человек, левой рукой - 2 человека. Средний показатель для правой руки составил 33,5 ±6,52 с, левой руки 36,3 ± 7,12 с. Средний показатель для правой руки улучшился на 9,8 %, для левой руки на 4,3%, что позволяет говорить о незначительной положительной динамике данного показателя.

Для оценки манипулятивной функции кисти детям было предложено выполнить тест "Колечко" (поочередное противопоставление первого пальца всем остальным). Время выполнения его в норме составляет 6-7 с. Количество детей, не справившихся с тестом до начала исследования, составило: правой рукой - 53,3%, левой -40%. После проведения реабилитационного курса количество человек, не справившихся с поставленной задачей правой рукой, сократилось на 50 %, левой - на 33,4 %.

С целью исследования моторики рук обследуемым предлагалось построить пирамиду из кубиков. Тест заключается в захвате предмета и возможности его расположения в определенной последовательности. Регистрируется время выполнения теста. До начала исследования у 15 человек средний показатель для правой руки составил 19,53 ± 3,82 с, для левой руки 23,8 ± 4,17 с. После проведения реабилитационного курса средний показатель для правой руки составил 17,2 ± 2,97 с, для левой - 18,27 ± 3,63 с. Средний показатель для правой руки по времени выполнения теста сократился на 12 %, для левой руки - на 23,3 %. Таким образом, наблюдалась устойчивая тенденция к улучшению манипулятивной способности рук.

В тесте "Одевание колец на вертикальный стержень" до начала исследования у 15 человек средний показатель для правой руки составил 16,73 ± 3,34 с, для левой руки - 22,27 ± 4,04 с. По окончании реабилитационного курса средний показательдля правой руки составил 15,07 ± 3,01 с, для левой руки -19,07 ± 3,29 с. Таким образом, средний показатель для правой руки по времени выполнения теста увеличился на 10 %, для левой руки - на 14,4 %, что позволяет говорить о незначительной положительной динамике.

Оценка функционального контроля у детей со спастической диплегией проводилась по методике К.А. Семеновой (1999) [8]. Основываясь на классификации двигательного и интеллектуального развития, оценка изменения состояния больного под влиянием курса реабилитационных мероприятий по 4-балльной системе показала, что количество детей, имеющих низший уровень (0 баллов) сократилось с 27 % до 20 %. Параллельно на 7 % возросло количество детей, имеющих самый высокий уровень (3 балла) функционального контроля (рис. 2).

Исследование способности к самообслуживанию у детей со спастической диплегией проводилось по методике Э. Ка1г е! а1 (1963) [8]. В качестве основных видов самообслуживания учитывались: купание, одевание, посещение туалета, перемещение, контроль мочеиспускания и дефекации, питание. Каждый вид самообслуживания оценивался по 3-балльной шкале (0-2 балла). На основании независимого осуществления перечисленных бытовых функций для каждого пациента устанавливается индекс функциональной независимости.

до реабилитации

20%

□ нулевой уровень ■ первый уровень

□ второй уровень □ третий уровень

Рис. 2. Показатели функционального контроля у детей со спастической диплегией до и после реабилитационных мероприятий (п=15)

При исследовании такого вида деятельности как купание до проведения курса реабилитации полная зависимость наблюдалась у 46,6 % обследованных, после курса реабилитации этот показатель снизился на 20 %. Функциональная независимость по данному показателю до реабилитации наблюдалась у 53,3 %, после курса реабилитации 73,3 % детей самостоятельно осуществляли процедуру купания (рис.3).

до реабилитации

полная зависимость - 0 баллов независимость - 1-2 балла

Результатом проведенных реабилитационных мероприятий стало увеличение числа детей со сформированными навыками одевания на 20 %, что говорит о том, что решились некоторые проблемы, связанные с бытовой адаптацией детей-инвалидов.

Уровень полной зависимости при посещении туалета до реабилитационных мероприятий составлял 13,4 %, функциональная независимость наблюдалась у 86,7 % детей.

По окончании реабилитации данный вид самообслуживания существенно не изменился и функционально зависимыми по-прежнему оставались 13,3 % детей.

Одним из основных показателей функциональной независимости детей с двигательными дефектами является самостоятельное перемещение. Количество детей, полностью зависимых по данному показателю, в результате проведенной работы снизилось на 6,6 %, что можно расценивать как положительную тенденцию. Большинство детей характеризовались дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры.

До реабилитации полная зависимость по осуществлению произвольного мочеиспускания и дефекации наблюдалась у 6,7 % обследованных, после курса реабилитации функционально независимыми были 100 % обследованных детей (рис. 4).

до реабилитации

□ зависимы ■ не зависимы

после реабилитации

100 п

90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -

33.3

26,7, 26,7

13,3

полная зависимость - 0 баллов независимость - 1-2 балла □1П2ИЗН4П5П6

Рис. 3. Показатели способности к самообслуживанию у детей со спастической диплегией (п=15) по методике в. Кагг а/ (1963). 1- купание, 2 - одевание, 3 - туалет, 4 - перемещение, 5 - контроль мочеиспускания и дефекации, 6 - питание

Рис. 4. Показатели индекса функциональной независимости у детей со спастической диплегией (п=15) по методике в. КаГг еГ а/ (1963)

В начале исследования самостоятельно осуществляли прием пищи 73,3 % наблюдавшихся детей. После курса реабилитации показатели функциональной независимости по данному виду деятельности увеличились на 13,4 % и составили 86,7 %. Таким образом, предложенная программа позволила в значительной мере облегчить бытовую реабилитацию детей со спастической диплегией.

Исследование индекса функциональной независимости показало, что процент функционально зависимых детей уменьшился с 46,6 % до 26,6 %, а процент функционально независимых детей увеличился с 53,4 % до 73,4 %. Таким образом, можно говорить о том, что после курса реабилитации, большее количество детей владеют навыками самообслуживания, а, следовательно, они ста-

новятся более социально адаптированными.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости раннего и комплексного начала реабилитационных мероприятий. Изучение двигательных способностей и определяющих их факторов имеет большое значение для поиска наиболее оптимальных путей и методов повышения эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП.

ВЫВОДЫ

1. Оценка уровня двигательной сферы и мышечно-суставной чувствительности у детей со спастической дип-легией позволяет говорить о положительном влиянии предложенного комплекса реабилитационных мероприятий. Значительно возросли показатели тыльного и подошвенного сгибания стопы. Выявлена тенденция к улучшению показателей моторики в среднем на 16,5 %.

2. Исследование моторики рук у детей со спастической диплегией показало, что в результате реабилитационных мероприятий наблюдалась устойчивая тенденция к повышению показателей "сгибания - разгибания" в лу-чезапястном суставе на 20,6 % и "супинация - пронация" предплечий на 7,1 %.

3. В работе выявлена положительная динамика функционального контроля у детей со спастической дипле-гией. К концу исследования на 7 % снизилось количество детей, имеющих низкий (нулевой) уровень функционального контроля. Аналогичным образом увеличилось количество детей с высшим, третьим уровнем развития моторики, эмоционально-волевой сферы. Процент детей с первым и вторым уровнем остался без изменений.

4. Изучение способности к самообслуживанию у детей со спастической диплегией выявило более значительные изменения по овладению такими навыками, как самостоятельное купание, одевание, перемещение, питание. Наиболее высокий процент функциональной независимости выявлен по таким разделам самостоятельной деятельности как посещение туалета (86,7 %), контроль мочеиспускания и дефекации (100 %), питание (86,7 %). Количество функционально независимых детей после курса реабилитации увеличилось на 23 %.

Список литературы

1.Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга, 1996. - С 5-7.

2.Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: Антидор, 1999. -214 с.

3.Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. - М., 2001. -116 с.

4.Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина, 1986. - 176 с.

5.Борисова О.И. Физическое воспитание детей в семье. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

6.Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - К.: Здоровья, 1988. -328 с.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное

пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. -464 с.

8.Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Под ред. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2003. - 184 с.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ МЕТОДОМ ИППОТЕРАПИИ

О.Н. Ловыгина, В.Л. Рахманский, Е.Н. Величко, А.А. Новоявчев

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека общения с лошадьми и езды на них . Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В наше время существует такое понятие, как иппо-терапия (от греческого "hippos" - лошадь). Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иппотерапия взята на вооружение как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствий полиомиелита и детского церебрального паралича, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении и многих других заболеваний [1].

Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. В настоящее время создана даже специальная шкала колебаний спины лошади, зависящая от темперамента и характера животного, что позволяет подобрать лошадь для лечения конкретного больного с учетом особенностей его заболеваний.

Наблюдая за пациентами, проходящими курс иппо-терапии, специалисты обнаружили, что при оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых дисках [2].

Подмечено, что особенно сильный оздоравливаю-щий эффект верховая езда оказывает на детей в возрасте от 5 до 12 лет. Кроме того, верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым.

На Западе иппотерапия как один из методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями применяется на протяжении многих лет, в России же этому вопросу, по существу, уделяется мало внимания. Можно сказать, что лечебная верховая езда (ЛВЕ) в РФ стоит на начальном этапе своего развития [3].

В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на положительном влиянии лечебной верховой езды на психофизическое развитие детей с умственной отсталостью.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В наше исследование было включено 60 детей с нарушением умственного развития в возрасте от 9 до 12 лет. Критерии включения пациентов в исследование: согласие больных детей и их родителей на участие в программе физической реабилитации с использованием метода иппотерапии; все дети имели диагноз "умственная отсталость" легкой либо умеренной степени; испытуемые дети ранее не занимались спортом.

Дети были разделены на 2 группы. В экспериментальной группе - 30 человек (16 девочек, 14 мальчиков) в качестве оздоровительных мероприятий дополнитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.