Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузикулова Д. М.

Данная статья посвящена актуальной проблеме использования цифровых образовательных ресурсов при обучении французскому языку в вузе. Рассмотрены определение и определение понятия «Цифровые образовательные ресурсы», представлена классификация цифровых образовательных ресурсов, определены их функции, а также проанализированы возможности использования образовательных ресурсов в обучении французскому языку. Рассмотрена роль каждой категории цифровых ресурсов обучения в формировании всех видов речевой деятельности и коммуникативной компетенции, а также веб-сайтов, содержащих коллекции цифровых ресурсов обучения французскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузикулова Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN DIGITAL LEARNING RESOURCES IN TEACHING FRENCH

This article is devoted to the actual problem of using digital educational resources in teaching French at a university. The definition and definition of the concept of "Digital educational resources" are considered, the classification of digital educational resources is presented, their functions are defined, and the possibilities of using educational resources in teaching French are analyzed. The role of each category of digital learning resources in the formation of all types of speech activity and communicative competence, as well as websites containing collections of digital learning resources for learning French, is considered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ»

Кузикулова Д.М. старший преподаватель кафедра иностранных языков

ТДИУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме использования цифровых образовательных ресурсов при обучении французскому языку в вузе. Рассмотрены определение и определение понятия «Цифровые образовательные ресурсы», представлена классификация цифровых образовательных ресурсов, определены их функции, а также проанализированы возможности использования образовательных ресурсов в обучении французскому языку. Рассмотрена роль каждой категории цифровых ресурсов обучения в формировании всех видов речевой деятельности и коммуникативной компетенции, а также веб-сайтов, содержащих коллекции цифровых ресурсов обучения французскому языку.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, деятельности подход, информационно-коммуникационные технологии, речевая деятельность, коммуникативная компетентность.

Kuzikulova D.M. senior lecturer Department of Foreign Languages

TDIU

USE OF MODERN DIGITAL LEARNING RESOURCES IN TEACHING

FRENCH

Abstract: This article is devoted to the actual problem of using digital educational resources in teaching French at a university. The definition and definition of the concept of "Digital educational resources" are considered, the classification of digital educational resources is presented, their functions are defined, and the possibilities of using educational resources in teaching French are analyzed. The role of each category of digital learning resources in the formation of all types of speech activity and communicative competence, as well as websites containing collections of digital learning resources for learning French, is considered.

Key words: digital educational resources, activity approach, information and communication technologies, speech activity, communicative competence.

Введение

В условиях современной стремительно развивающейся цифровой экономики успешное использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку свидетельствует о стремлении к совершенствованию самообразования за счет изменения требований к содержанию и методам обучения. Использование цифровых медиа в обществе разнообразно. Они создают новые возможности и открывают новые пути. В сфере образования, учащиеся имеют доступ к различным источникам знаний, различным возможностям социальных сетей и многим цифровым инструментам, поддерживающим обучение.

Современные подходы к изучению и обучению иностранному языку основаны на обучении общению (коммуникативный подход) и действиям в соответствии с речевой ситуацией (деятельностьи-ориентированный подход). Если этот процесс будет реализован в связи с ИКТ, в частности, интернет-видеоматериалами, это принесет дополнительные преимущества в повышении качества образования. Соответственно, сегодня в европейских странах, в частности, во Франции активно используется деятельностии-компетентности подход как наиболее современный и эффективный подход к обучению иностранным языкам. Компетентность -это совокупность знаний, умений и навыков, которыми руководствуется деятельность.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что формирование базовых компетенций требует использования и создания цифровых образовательных ресурсов в процессе реализации нового методического подхода к обучению иностранному языку, и направлена на рассмотрение возможностей использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения французскому языку.

Анализ литературы по теме

Зарубежный ученый-методист П.В. Цысоев обсудил вопросы, связанные с образовательным процессом мультимедийных технологий, глобальных ИКТ и Интернета. М. Н. Евстигнеев [1], Л. Г. Аверкиева, Ю. А. Чайка [2], Р. К. Потапова [3], Т. В. Карамышева [4], И. А. Зимняя [5], Л. П. Владимирова [6], А. С. Карпов [7], Н. Ю. Пахомова [8], Л.П.Петрова [9] и др. изучали.

Некоторые аспекты использования ИКТ на занятиях отражены в работах, опубликованных вышеназванными учеными. Ученые-педагоги Л. А. Митчелл и С. К. Гураль изучали роль ИКТ в формировании грамматических навыков при обучении иностранному языку. П.В.Цысоев сообщает об эффективных результатах нетворкинга студентов одной или нескольких учебных групп (классов) через электронную почту, веб-форум и блог, а методист Ю.А.Чайка и Л.Г.Аверкиева используют ИКТ для самостоятельной работы на высших курсах. показал процесс применения в теоретическом и практическом аспектах.

Н. Азимова и Г. Рахимова обсудили вопрос повышения эффективности преподавания английского языка в неязыковых вузах. Также описаны инновационные методы и способы обучения английскому языку в ходе урока. С целью определения основных компонентов, необходимых для реализации данной модели обучения студентов иностранному языку в вузовской среде, выделяются возможности расширения полномочий профессоров в вопросах современных методов обучения [10].

Д. Исраилова на примерах пояснила, что наиболее эффективным методом изучения языка является выдача учащимся заданий, помогающих развивать все виды речевой деятельности, представление самостоятельных работ на уроке и внеурочной деятельности, работа над проектами, преимущественно с использованием мультимедийных средств [11].

Другой исследователь, В. Назаров, говорит об эффективном использовании аудиовизуальных материалов при обучении иностранным языкам и о дидактических свойствах этих материалов, а также о мнениях французских ученых на этот счет. Дидактические задания, вербальная и изобразительная стороны материала широко анализируются как один из важных факторов развития речевых компетенций на иностранном языке [12].

В то же время в цитируемых исследованиях недостаточно изучено, как применять и подходить к ИКТ в образовательном процессе с практической точки зрения, что требует проведения ряда исследований в этой связи. В частности, необходимо давать учащимся задания, помогающие им представлять самостоятельные работы на уроке и вне урока средствами мультимедиа, работать над проектами и развивать все виды речевой деятельности, исследовать эффективные методы изучения языка, а также освещать актуальные проблемы, возникающие в этом образовании.

Методология исследования

Теоретико-методологические основы исследования: принципы практического использования интернет-технологий в образовательном процессе, новая парадигма обучения с использованием компьютерных технологий, формы интеграции электронных ресурсов в образовательный процесс, классификация электронных образовательных ресурсов. и их использование в обучении французскому языку.

Анализ и результаты

Трактовка термина «цифровые образовательные ресурсы» неоднозначна. Определение цифровых учебных ресурсов «используется для использования в образовательном процессе» совокупность данных в цифровом виде» [13] и носит общий характер. В учебнике под редакцией Е.С. Полата понятие «цифровые образовательные ресурсы» включает в себя «представленные в цифровой форме фотографии, видеоролики,

статические и реальное и интерактивное моделирование, картографические материалы, звукозаписи, символические объекты и дела» определяется как «графические, текстовые документы и другие учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса»

[14].

Канадский исследователь Роберт Бибо рассматривает «цифровые образовательные ресурсы» как «набор интернет-сервисов, программного обеспечения для управления, редактирования и коммуникации (программные средства, образовательные платформы и порталы, поисковые системы, образовательные программы)». Также информация и различные тексты в электронном виде полезны преподавателям или учащимся в рамках учебной или проектной деятельности с информационно-коммуникационными технологиями [15].

Анализ трех различных (информационных, практических, управленческих модулей) методологических функций электронных модулей обучения показывает, что основной дидактической целью использования цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку является «осуществление активных форм обучения. высокая интерактивность и мультимедийный контент. В том числе: «предоставление информации, формирование и закрепление полученных знаний, формирование и совершенствование умений и навыков во всех аспектах речевой деятельности, повышение мотивации учащихся к обучению, формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся, овладение контролем, обобщением.

Существует множество классификаций цифровых образовательных ресурсов. Я. ГРАММ. Захарова выделяет следующие «категории цифровых образовательных ресурсов, направленных на их использование в образовательном процессе: обучающие, управляющие и обучающие системы; информационно-поисковые системы; моделирующие программы; познавательные средства; универсальные средства; коммуникативные средства».

Канадский исследователь Р. Bibo разделил 2 базовых и образовательных ресурса на оптических носителях и ресурсы, размещенные в Интернете или интранете, которые в свою очередь могут объединять продукты (сетевые/дисковые) на 5 категорий:

1. Порталы, поисковые системы: информация, сделки; веб-сайты и SD-ROM справочники, персональные ресурсы, консультационные услуги, информация о культурных, национальных и спортивных событиях. Французская лингводидактика Ф. Манжено и Э. Луво считает, что портал «Le point du FLE» http://www.lepointdufle.net в полной мере отражает классификацию педагогических ресурсов. Обзор этого сайта и портала сайтов для студентов и преподавателей французского языка "Methodologis" http://methodologis.pagesperso-orange.fr/, где широко представлены

методические документы и много интересных ссылок на Интернет. Они позволяют способствовать формированию и развитию всех видов коммуникативной компетенции как на уроке, так и вне его. Учитель французского М. Индивидуальный сайт-портал Овермана йе.т!Ъ/ и специализированный интернет-сервис www.rfi.fr предлагают разнообразные дидактические и образовательные материалы для всех видов разговорной деятельности в зависимости от уровня владения языком.

2. Программные средства, услуги связи и обмена: программное обеспечение для обработки текстов, управления презентациями и форумами, портфолио, электронная почта, чат, платформа дистанционного обучения. Средства асинхронной связи, такие как форумы и электронная почта, позволяют: обмениваться информацией; организация онлайн-дискуссий; развитие навыков чтения и письма; формирование языковой и культурологической компетенции. Примером может служить форум учителей на веб-сайте Francpar1er (http://www.francpar1er.info/forum2/). В современном образовательном процессе «существуют разные виды языкового портфолио в зависимости от целевого направления. Меняются и формы его реализации, на смену бумажной форме портфолио приходят электронные и веб-портфолио. Технология «Языковое портфолио» позволяет самостоятельно определить уровень владения языком студентом. Проведение занятий в чате «практиковать разговорную речь, аудирование и письмо на французском языке; позволяет преподавателю проводить нетрадиционные виды уроков (мастер-класс с использованием чат-семинара или презентации, проекты-беседы со студентами из других стран); консультации; контроль и оценка уровня усвоения учащимися изучаемого материала.

3. Общая литература: геоинформационная система, словари, тематический словарь, виртуальные музеи, энциклопедии, антологии, биографии известных людей. Для улучшения понимания устной и письменной речи, а также для отработки разговорных навыков преподаватель может использовать следующие сайты: биографии известных людей http://www.stars-ce1ebrites.com/, виртуальные музеи Лувра и Орсе. http://www.1ouvre.fr/, http://www.musee-orsay.fr/. Наиболее популярные электронные словари: www.1exi1ogos.com, http://www.larousse.fr/dictionnaires; энциклопедии: https://www.fr.wikipedia.org., http://www.umversaHs.fr/.

4. Базы данных и охраняемые материалы: фотографии, видеофильмы, комиксы, музыкальные и художественные произведения, архивы радио- и телепередач, периодические издания, различные карты, официальные документы, учебники, пособия для учителей, статистические базы данных, каталоги. Хотя сайты для широкой публики не предназначены специально для образования, они могут использоваться как

аутентичные материалы в педагогической практике. В рамках самостоятельной работы по заданной теме студент имеет доступ к информации на французском языке по личным интересам. Электронные периодические издания на http://www.journauxfran5ais.net и http://www.press-directory.com/ позволяют читателям получать более широкий доступ к периодическим изданиям, независимо от географического положения, и экономят время учителей. С новостями в Интернете, а также в режиме радио добавлена возможность улучшить навыки чтения и аудирования. Кроме того, посещение таких сайтов, как http://tv5.org/, http://www.ina.fr/, http://www.arte.tv/fr / позволит вам найти и ознакомиться с различными темами.

5. Образовательные программы, применяемые в образовательных организациях или дистанционном обучении: учебные пособия, дистанционное обучение, домашние задания, интерактивные диктанты, кроссворды, ребусы, практические и контрольные работы, средства контроля и самооценки, база методических разработок, виртуальные и коллективные письма, электронные кейсы и учебники. При этом на сайте http://flenet.rediris.es/actipedago html представлены педагогические разработки, вышеперечисленные приложения, позволяющие формировать и развивать навыки письма, аудирования, говорения, чтения. Технология использования компьютерных программ помогает эффективно обучать французскому языку на всех уровнях.

Выводы и предложения

В заключение необходимо рассказать о преимуществах и недостатках использования цифровых образовательных ресурсов на уроке иностранного языка. Использование Интернет-ресурсов способствует качественному обучению всем видам и аспектам речевой деятельности, расширению потока информации, развитию социокультурной компетентности учащихся, повышению устойчивой мотивации учащихся, реализации индивидуального подхода к обучению и развитие самостоятельной работы учащихся.

Однако наряду с положительными сторонами существуют и недостатки использования образовательных ресурсов в процессе обучения. В частности, не у всех учащихся есть компьютеры, не все учителя владеют компьютерной грамотностью, а также отсутствие компьютерной техники в классах. Поэтому, принимая во внимание изложенное, необходимо учитывать критерии целесообразности использования компьютера при организации урока и полезности использования технологии цифровых образовательных ресурсов.

Таким образом, делается вывод о том, что использование цифровых образовательных ресурсов в обучении французскому языку позволяет более эффективно решать дидактические задачи, реализовать деятельности подход к обучению, компенсировать недостаток иноязычной среды,

создать лучшие условия, для программирования и контроля, для повышения мотивации и самостоятельности студентов.

Использованные источники:

1. Цысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 2-9.

2. Аверкиева Л.Г., Чайка Ю.А. ISSN 1997-2911 Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 1 (8) 2011.

3. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и языкознание: учеб. пособие. - М.: КомКнига, 2005.

4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб.: Союз, 2001.

5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

6. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностарного зыка. ИЯШ, № 3, 2002. С. 33-41.

7. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, № 4, 2002. с. 73-78.

8. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.

9. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного зыка-потребность времени. ИЯШ, № 5, 2005 г.

10. Азимова Н.Н., Рахимова Г.Ш. Применение инновационных методов обучения на уроках английского языка // Научный электронный журнал «Экономика и инновационные технологии». № 2, март-апрель 2021 г. Страницы 216-220.

11. Исраилова Д.Ш. Значение цифровых инструментов в обучении иностранному языку и отрицательные и положительные стороны дистанционного образования // Современное образование / Современное образование 2020, 12 (97).

12. Назаров В. Развитие речевых компетенций на иностранном языке на основе аудиовизуальных материалов // Научно-методический электронный журнал иностранных языков в Узбекистане. № 2, 2017 г. - стр. 156-162.

13. Глоссарий. Единая коллекция ЦОР [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/glossary/ (данные обращения: 03.05.2016).

14. Новые педагогические и информационные технологии и образовательные системы / Э. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Э. Петров; [Под ред. Э. С. Полат].- М.: Академия, 2009. - 269 с.

15. Bibeau R. Taxonomie des ressources numériques et des projets éducatiques et quelquescies d'intégration des TIC en classe / R. Bibeau [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.robertbibeau.ca/taxonomie.doc. (обработка данных: 03.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.