Копаева Елена Вячеславовна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
ИНФОРМАТИКЕ
Статья посвящена использованию современных образовательных технологий в педагогической практике. Рассматриваются примеры использования современных образовательных технологий в обучении информатике. Описаны образовательные технологии, применяемые в урочной и внеурочной деятельности учителя для достижения предметных, метапредметных результатов обучения информатике в условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассмотрены технологии, способствующие повышению квалификации учителя. Приводятся примеры из собственного педагогического опыта. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/6-3/58.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 3. C. 195-198. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
образования, как вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в постоянном взаимодействии со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение. Тогда ребенку необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы с нормально-развивающимися детьми.
Список литературы
1. Инклюзивное образование. М.: Центр «Школьная книга», 2010. Выпуск 1. 272 с.
2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях интеграции:
сб. науч.-метод. материалов / под ред. О. Е. Булановой, Э. И. Леонгард. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 145 с.
3. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования [Электронный ресурс]: опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 2009 г. URL: http://unesdoc. unesco. org/images/0017/001778/177849r.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
4. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]: принятые Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания. 7-10 июня 1994 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/dedarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
5. Самсонова Е. В., Дмитриева Т. П., Хотылева Т. Ю. Основные педагогические технологии инклюзивного образования. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 36 с.
6. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 110 с.
INCLUSIVE APPROACH IN THE MODERN EDUCATION
Gerkina Natal' Valer'evna Zagladina Elena Nikolaevna Novikova Tat'yana Valer'evna
Kazan Federal University gerkina2010@yandex. ru; 49enzagladina52@gmail. com; tanyanv@hotmail. com
The article discusses the development of inclusive approach in the modern education. The authors seek to show that it is inclusive approach that is crucial in ensuring the high-quality education for all students without exception. The paper provides the legal basics of inclusive education, substantiates its relevance nowadays, as well as considers its basic functions. The authors describe the barriers that may arise in the way of inclusion introduction into the educational process and the ways to overcome them.
Key words and phrases: inclusion; integration; inclusive approach; educational environment; special educational needs.
УДК 371.321
Статья посвящена использованию современных образовательных технологий в педагогической практике. Рассматриваются примеры использования современных образовательных технологий в обучении информатике. Описаны образовательные технологии, применяемые в урочной и внеурочной деятельности учителя для достижения предметных, метапредметных результатов обучения информатике в условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассмотрены технологии, способствующие повышению квалификации учителя. Приводятся примеры из собственного педагогического опыта.
Ключевые слова и фразы: современные педагогические технологии; технология массового открытого обучения; технология «Учимся учиться»; технология динамического оценивания результатов обучения; требования ФГОС основного общего образования; образовательная деятельность учителя информатики.
Копаева Елена Вячеславовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 66 г. Пензы» [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Применение различных образовательных инноваций в общеобразовательной школе стало неотъемлемой частью обучения и воспитания. На практике для реализации требований ФГОС современный учитель должен владеть современными образовательными технологиями.
196
^БЫ 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 3
Повышение качества российского образования, достижение новых образовательных результатов, готовность школы к новым социальным задачам - формированию российской идентичности, консолидации общества, выравниванию социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями - определяют смысл образовательных стандартов нового поколения.
Общество требует сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, проявлять гибкость и творчество, находить оптимальные решения сложных вопросов, эффективно налаживать коммуникации с разными людьми. Поэтому выпускник современной школы должен обладать умениями, знаниями и навыками, позволяющими ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Сегодняшний этап инновационного развития системы образования - внедрение и эффективное применение ФГОС основного общего образования.
Перечислим несколько условий, соблюдая которые реализация государственных стандартов нового поколения в общеобразовательной организации будет более эффективной.
1. Одно из главных условий - совершенствование ресурсной и материальной базы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Материально-техническое оснащение школы является необходимым условием для реализации новых образовательных стандартов.
2. Грамотная переподготовка учителей с устоявшейся системой работы, подготовка будущего учителя к работе в новых условиях. Профессиональное мастерство педагогов существенно влияет на образовательные результаты.
3. Ориентация на запросы всех субъектов образовательного процесса. Создание комфортных условий для эффективной реализации новых образовательных стандартов.
С определением новых образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные) встает вопрос об инновационной организации образовательной деятельности. Умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, во многом определяет эффективность образовательной деятельности педагога [5].
Рассмотрим различные точки зрения о понятии «педагогическая технология». «Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО) [9].
Педагогическая технология - это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях с учетом комфортных условий для учащихся и учителя при организации и проведении учебного процесса [4].
Педагогическая технология - это техника реализации учебного процесса [1].
Педагогическая технология - это описание процесса планируемых результатов обучения и достижений обучающихся [3].
Под термином «новая образовательная технология» мы будем подразумевать такие образовательные технологии, которые помогают решить задачи, стоящие перед современной системой образования [7].
Рассмотрим несколько педагогических технологий, которые, по мнению многих учёных, постепенно будут замещать технологии обучения и воспитания, активно используемые сегодня в образовательной деятельности школы.
Особенности технологии массового открытого обучения состоят в том, что в свободный доступ выкладываются образовательные материалы курсов или отдельных занятий для самостоятельного изучения. Даются ссылки на дополнительные материалы. Уровень изучения материала может выбрать сам обучающийся. В рамках данной технологии предусмотрено, как правило, общение с тьютором или интерактивное общение между участниками. Учитель-предметник работает в качестве тьютора, например, в интернет-проекте Академия АйТи на портале «Использование ЭОР в образовательной деятельности» (см. http://www.academy.it.ru). Здесь тьютор (тоже учитель-предметник) является наставником, проводником для своих коллег. На первом этапе обучения, повышения квалификации учителя, зарегистрированные в системе, изучают и анализируют учебный материал, способы конструирования уроков информатики с использованием ЭОР, на втором - размещают на портале разработанные конспекты уроков и другие методические ресурсы, тьютор проверяет их по заранее заданным критериям и выставляет баллы. На третьем этапе по выставленным баллам участнику выдается свидетельство о прохождении курсов. В данном случае педагог получает новые знания в области создания технологических карт и конструирования урока, а тьютор - опыт работы в качестве проводника в онлайн-проекте.
Педагоги часто являются участниками дистанционных курсов по совершенствованию педагогического мастерства в различных мультимедийных проектах, например «Школьная лига Роснано», входящая в неё «Школа на ладони» - образовательная платформа, удобная для учителя. Дистанционный формат проведения курсов повышения квалификации позволяет учителю осваивать качественные и уникальные материалы в более удобной обстановке, без отрыва от работы и в собственном ритме.
В каждой конкурсной программе, помимо интересного задания, присутствует новое знание, без освоения которого невозможно выполнить задание. Учебные курсы, богатые теоретическими знаниями, имеют выраженную практическую направленность: часть из них помогает в освоении авторских технологий, разработанных и апробированных в рамках собственной образовательной деятельности.
С развитием компьютерных сетевых технологий активно используются и различные интерактивные средства для учащихся. Большое количество обучающихся принимает активное участие в олимпиадах и конкурсах по информатике в режиме онлайн. Как правило, задания в таких конкурсах отличаются повышенным уровнем знаний и носят метапредметный характер, имеют практическую значимость, например
олимпиада по основам наук (см. http://www.urfodu.ru). С точки зрения практической значимости эффективно использовать в работе с обучающимися старших классов проект «1000-list-nik» (см. http://www.1000-list-nick.com). Участие в проекте предполагает создание мультимедийного компьютерного продукта на заданную тему, победители и призеры приглашаются в летний интеллектуальный лагерь.
Технология «Учимся учиться» формирует у обучающихся понимание того, как надо учиться, чтобы получить результат.
Стоит прислушаться к советам академика С. П. Королева, который пути продвижения в науку делил на несколько частей:
• Запоминать
• Понимать
• Только своими словами рассказать
• По памяти написать
• Известные задачи по-иному решить
• Более трудные задачи решить
• Рабочую гипотезу формулировать
• Создателем нового направления стать [Там же].
Такой педагогический ход можно использовать при изучении нового материала, особенно если новая тема является сложной и непонятной. Или второй вариант применения - закрепление полученных знаний у слабоуспевающих учащихся. Также применение данной технологии хорошо зарекомендовало себя при подготовке к научно-практической конференции учеников 6 класса.
Технология динамического оценивания основана на оценивании ученика относительно себя. Технология может эффективно применяться в дополнительном образовательном сегменте. Так, применяя технологию в урочной деятельности, возникает противоречие между государственной итоговой аттестацией и фиксацией результатов обучения.
Еще, на наш взгляд, динамическое оценивание можно применять для фиксации результатов участия в проектной деятельности старшеклассников.
Целенаправленное и рациональное применение учителем образовательных технологий обеспечивает у обучающихся формирование и развитие системы универсальных учебных действий, развитие мотива-ционных, операциональных и когнитивных ресурсов, формирование ИКТ-компетентности и подготовку к сдаче ГИА, а также готовит молодых людей к жизни и продолжению образования в современном высокотехнологичном мире.
Мы разделяем позицию Л. Л. Босовой в том, что «новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок и внеурочную деятельность в логике стандарта» [2].
Изучение общеобразовательных предметов по ФГОС способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся. В связи с этим содержание образования отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Исходя из этого, вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Соответственно, роль учителя меняется, и из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика, это происходит можно благодаря современным образовательным технологиям.
Одним из важных средств оптимизации образовательного процесса в современных условиях является выбор эффективных педагогических технологий. Это позволяет любому учителю, в том числе и учителю информатики, повышать свою квалификацию, быть творчески мыслящим, конкурентоспособным, стремиться к самообразованию и саморазвитию.
Таким образом решается задача повышения и оптимизации образовательного процесса, т.е. стремление достичь педагогического результата с высоким качеством и минимальными затратами времени и труда.
Список литературы
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Босова Л. Л. Интернет-газета «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ [Электронный ресурс]. Выпуск № 9. Сентябрь 2012. URL: http://gazeta.lbz.ru/2012/9/9nomer.pdf (дата обращения: 17.05.2016).
3. Волков И. П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. 78 с.
4. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ от 06.10.2009 № 413. URL: http://metodist.lbz.ru/content/files/ fgos-soo.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 14 с.
7. Сухов П. Ю., Сухова М. В., Сологуб И. П. Учимся учиться. Л.: Лениздат, 1990. 210 с.
8. «Техно» и «Логия» в педагогической практике (по материалам лекции Т. Г. Галактионовой) [Электронный ресурс]. URL: http://contest.schoolnano.ru/progmaterial/technology_intro/ (дата обращения: 10.02.2016).
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/ЮНЕСКО (дата обращения: 10.02.2016).
198
ISSN 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 3
APPLICATION OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING INFORMATICS
Kopaeva Elena Vyacheslavovna
Municipal Budget Comprehensive Institution "Secondary Comprehensive School No. 66, Penza "
kopaeva_e@mail. ru
The article is devoted to the use of modem technologies in the pedagogical practice. The examples of application of contemporary educational technologies in teaching Informatics are observed. The educational technologies, applied during class and extracurricular activity of a teacher to achieve subject, metasubject results of teaching Informatics in the conditions of Federal State Educational Standards are described. The technologies, contributing to the professional development of the teacher, are examined. The examples from the author's pedagogical experience are given.
Key words and phrases: modern pedagogical technologies; technologies for mass open education; technology "Learning to Study"; technology of dynamic evaluation of learning results; requirements of Federal State Educational Standards of General Education; educational activity of a teacher of Informatics.
УДК 37; 372.881.111.1
Статья посвящена проблеме преподавания так называемого профилированного иностранного языка будущим бакалаврам неязыковых направлений подготовки. Представлен опыт разработки учебного пособия по профилированному английскому языку. Особое внимание уделяется упражнениям для запоминания и употребления в речи терминов и терминологических словосочетаний, а также заданиям, направленным на развитие навыков изучающего и поискового чтения.
Ключевые слова и фразы: профилированный иностранный язык; терминология; пособие; текст; изучающее чтение; поисковое чтение.
Лопатина Елена Валентиновна, к. филол. н.
Уфимский государственный нефтяной технический университет [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФИЛИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В литературном языке выделяется особая функциональная разновидность, обслуживающая профессиональную сферу общения. Такая разновидность может быть названа «язык науки», «язык для специальных целей», «профессиональный язык» и т.д. (см., например: [1, с. 14; 2-4; 7; 8]). Мы предпочитаем называть ее профилированным языком. Именно терминология составляет значительную часть лексического состава такого языка. Данный факт следует учитывать как при составлении учебных программ, так и при разработке учебных пособий.
Основной целью курса обучения профилированному иностранному языку студентов технических направлений подготовки является повышение исходного уровня владения им, достигнутого на предыдущей ступени образования (1-3 семестры бакалавриата). Задачами дисциплины «Профилированный иностранный язык» являются:
• совершенствование навыков изучающего чтения специальной литературы и развитие навыков поискового чтения;
• развитие основных умений и навыков письменного перевода научно-технического текста по специальности;
• совершенствование навыков публичного выступления с целью использования их в профессиональных дискуссиях и конференциях;
• совершенствование навыков создания вторичного научного текста (аннотации, тезисов) на основе анализа первичного.
Среди планируемых результатов освоения указанной дисциплины выделяется овладение студентами способностями и умениями: 1) дифференцировать лексику иностранного языка по сферам применения: терминологическую, общенаучную и официальную; 2) использовать профильную иноязычную терминологию для описания основных технологических процессов по своей специальности; 3) анализировать профессионально-ориентированный текст и вычленять единицы информации; 4) переводить иноязычную научно-техническую литературу.
Рассмотрим основные аспекты и принципы обучения профильной терминологии английского языка студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 15.03.02 Технологические машины и оборудование (профиль «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов»). Программа обучения профилированному иностранному языку по данному направлению рассчитана на 60 аудиторных часов. Предполагается, что студенты изучают учебный материал по пособию, включающему: