УДК 630*6:005
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ФОМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
CONTEMPORARY MANAGEMENT TOOLS USING TO FORM THE STRATEGIES OF FOREST ENTERPRISES DEVELOPMENT
Демидовец В.П., Ольферович А.Б. (Белорусский государственный технологический
университет, г. Минск, РБ) Demidovets V.P., Olferovich A.B. (Belorussian state technological university)
Рассмотрены вопросы применения новых подходов и инструментов управления при планировании стратегий ресурсосбережения и устойчивого развития предприятий лесного комплекса.
The questions of application of new approaches and management tools for planning resource saving strategies and sustainable development of forest enterprises are considered.
Ключевые слова: лесной комплекс, предприятие, устойчивое развитие, стратегия, инструменты управления
Key words: forest complex, enterprise, sustainable development, strategy, management tools
В современных условиях нарастающей конкуренции на рынке лесной продукции актуальным инструментом управления становится система стратегического планирования (рис. 1), которая позволяет обеспечить устойчивое развитие лесного сектора и повышение его доходности за счет рационального использования сырьевых ресурсов с учетом спроса на внутреннем и внешнем рынках. Многоцелевое пользование лесом, коммерциализация лесного хозяйства и развитие лесопромышленного предпринимательства требуют применения инновационных технологий лесного менеджмента.
Рисунок 1 - Наиболее часто используемые инструменты менеджмента [1]
Актуальным направлением устойчивого развития лесного бизнеса является формирование и реализация стратегий бережливого производства, позволяющих оптимизировать внутренние издержки предприятий и сформировать кон-
курентоспособные цены на продукцию лесного комплекса. Преимущественно используемые в отрасли затратные методы ценообразования по сути демотиви-руют инновационные процессы по ресурсосбережению и в определенной степени противоречат принципам зеленой экономики.
Усугубляет ситуацию во многих отраслях лесного комплекса и мировая дефляционная экономика. При дальнейшем падении цен на внешних рынках лесной продукции и увеличении внутренних издержек на карту будет поставлена жизнеспособность отдельных предприятий отрасли, которые долгое время не уделяли достаточного внимания процессам экономии ресурсов и бережливости. Поэтому, сегодня наличие действенной стратегии ресурсосбережения на лесопромышленном предприятии - залог конкурентоспособности бизнеса при усилении экологических стандартов в рамках развивающейся зеленой экономики.
В последнее десятилетие система бережливого производства (Lean Manufacturing) начинает достаточно активно внедряться в практике зарубежного и отечественного менеджмента как новый подход в области оперативного планирования производства. Суть технологии заключается в организации новой системы управления производством, которая направлена на более полное удовлетворение потребителя при минимальных затратах времени и ресурсов. В рамках этой системы поставка сырья осуществляется в цеха точно в срок (just-in-time) согласно графикам технологического процесса. Кроме того, с учетом заявок покупателей со склада готовой продукции в цеха поступают специальные карточки-заказа. В результате обеспечивается прямая связь между производством и потребителем (заказчиком), что минимизирует издержки и остатки готовой продукции на складе [2].
Зарубежный опыт показывает, что при внедрении стратегии бережливого производства необходимо учитывать трудности построения тесных партнерских отношений с поставщиками, формирования высокой корпоративной культуры и новой системы мотивации, ориентированных на постоянную экономию ресурсов и участие сотрудников в управлении.
Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) - это механизм последовательного доведения до сотрудников стратегии и целей развития организации и контроль их достижения через планируемые ключевые показатели эффективности. В рамках традиционной модели системы сбалансированных показателей выделяются 4 основных блока, по которым проводится оценка показателей эффективности: управление финансами, управление клиентами, управление технологиями и управление персоналом [2]. Использование такой системы позволяет акцентировать внимание персонала как на финансовых, так и нефинансовых показателях. Это особенно актуально для лесных предприятий, которые выполняют важные экономические, экологические и социальные функции развития региональной экономики. Кроме того, в нашей стране государственные лесохозяйственные учреждения осуществляют целый ряд работ (лесовыращивание, лесозаготовки, лесопиление, прочие производства) в рамках существующей государственной системы ведения лесного хозяйства и, по своей сути, являются комплексными лесными предприятиями. Внедрение автома-
тизированных систем сбалансированных показателей при реализации стратегии развития предприятий потребует тщательной адаптации модели и предлагаемых сегодня на рынке программных продуктов к условиям работы учреждений лесного хозяйства, а также лесопромышленных, мебельных и других производств. В качестве ключевых показателей эффективности деятельности учреждений лесного хозяйства можно выделить: процент использования расчетной лесосеки, доля заготовленной древесины с использованием технологий несплошных рубок главного пользования, доля лесных культур естественного происхождения, лесохозяйственные затраты и доходы на 1 га или 1 работающего, окупаемость лесного хозяйства. В отношении лесопромышленных предприятий при формировании КР1 могут быть использованы показатели глубины переработки древесины, добавленной стоимости, затраты на 1 руб. выпущенной и реализованной продукции, процент выполнения плана реализации продукции, снижение остатков готовой продукции на складе, показатели оценки удовлетворенности клиентов, качества менеджмента, маркетинга и др.
Применение сбалансированной системы показателей при реализации стратегии развития лесного хозяйства и лесопромышленной деятельности позволит увеличить результативность и эффективность работы предприятий лесного сектора при соблюдении принципов зеленой экономики, а использование современных программных продуктов снабдит руководителей инструментарием для получения самой оперативной информации о состоянии дел в компании (рис. 2).
'Ai HiHinott Studio Д«».«о Ол»л HW.O
ФлЙП t'npWHIKll Отчеты С ep«u к~ Оки«
Навигатор
л д & ¿1 If >
ша
, Управление
-га
- Цепи и гужа»атет1
• ^ Перепек ти»ы с тра гегическои карты Ф Цепи
- Финансы
fPocr прибыли Сокращение »одержат. Уеел1чеиие кол»к«естве клиентов
- Клиенты (Ф> Отнми>еции jenacoo ТМЦ и инструнента © Повышен»« удоелетворе»еюстм клиентов №) Привлечена клиентов (ф> Сохранение кпмнгскш баи»)
< Внутренние бим«с-ороиессы
<й$> Зокупка качественен ТМЦ и инструментов (j ) Контроль с троитего*н»-ноитв*ных работ (t ) Повьыяпею качает ее проект мых работ ^ ) Своееренеиная доставка ТМЦ и инструмента ^ Своевременное выпо»1ен«1* проектиы* работ f ) Сeoeepeneiиаека» ТМЦ и инструмента
) Субподряд 6 »> Точное планирован»* проектов (g) Точны»! учет ТМЦ и инструмент* на гкпеде _J Обучвн»»е и р4«ип*
<$> Повышение к.еалмфесации сотрудников v
' _да
27 03 2007
Рисунок 2 - Фрагмент программного модуля ССП
В настоящее время активно развивается сектор электронной коммерции, позволяющей снизить издержки товародвижения. Автоматизация инструментов управления предприятием (MRP, MES) с использованием систем бережливого производства и сбалансированных показателей должна быть увязана со стратегией продвижения продукции и результатами поисковой оптимизации в интернет [3-4]. Сегодня, как правило, у большинства предприятий лесного комплекса
таких глобальных систем нет, что существенно снижает их возможности устойчивого роста и выхода на мировой рынок. Например, ОАО «Минскмебель» -белорусское предприятие, имеющее 80-летний опыт работы на рынке мягкой мебели, достигло достаточно высоких результатов в выпуске качественной мебельной продукции. Однако, сейчас важно научиться не только производить, но и хорошо продавать. Приоритетом маркетинговой стратегии исследуемого предприятия, на наш взгляд, должно стать создание собственного сайта и использование преимуществ электронной торговли для увеличения продаж. При оценке маркетинговой стратегии можно использовать соотношение объема продаж (прибыли) к маркетинговым затратам.
Анализ показывает, что сегодня многие крупные отечественные мебельные предприятия очень слабо представлены в интернет (google.by, tut.by, yandex.ru, rambler.ru). Из 160 белорусских производителей мебели, зарегистрированных на сайте www.mebel.by, хорошо позиционируют свою продукцию в интернет только ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» и ЗАО «Молодечномебель». Информации о деятельности большинства других крупных производителей мебели в популярных отечественных и зарубежных (yahoo.com, msn.com) поисковиках нет. Таким образом, многие наши производители мебели недоступны для иностранных клиентов и партнеров. Наличие сайта и хорошая поисковая оптимизация в интернет может исправить ситуацию и открыть новые возможности в продвижении торговой марки и продукции предприятия, улучшая тем самым ключевые показатели эффективности (KPI).
Реализация вышеперечисленных подходов в стратегии развития предприятий лесного комплекса потребует дополнительных инвестиций в IT-технологии и обучение персонала, обновления учебных программ учреждений образования по экономическим специальностям, тесного сотрудничества науки и бизнеса для интеграции данных систем в реальную практику работы отечественных предприятий лесного сектора.
Список использованных источников
1. Современные инструменты менеджмента // Искусство управления. №7. 2006. С.12.
2. Кирнэн М. Обновляйся или «умри». Как создать конкурентоспособную компанию XXI века. СПб.: Крылов, 2004. 376 с.
3. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М.: Вильямс, 2008. 304 с.
4. Зиссер Ю.А. Маркетинг on-line. Как превратить сайт компании в эффективный инструмент продаж. Минск: Изд. Гревцова, 2007. 304 с.