УДК 37.035.6:378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ
СЕТЕЙ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Каримов О.Х., Ахметзянова А.Р., Карачевский Д.Ю., Юсупова А. И.
В статье приводится анализ действующей законодательного системы патриотического воспитания молодежи в России. Отмечается роль социальных сетей в патриотическом воспитании. Приведен анализ наиболее востребованных социальных сетей и Интернет-ресурсов.
Ключевые слова: Интернет; сайты; социальные сети; патриотическое воспитание; поисковая деятельность.
THE USE OF SOCIAL NETWORKS
FOR PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH
Karimov O.K., Ahmetzyanova A.R., Karachevsky D. Y., Yusupova A.I.
The article analyzes the current legislative system of patriotic education of youth in Russia. Particular mention is made of the role of social networks in patriotic education. The analysis of the most popular social networks and Internet resources is given.
Keywords: Internet, sites, social networks, patriotic education, search activity.
Введение
В последние годы среди молодежи наблюдается интерес по пересмотру исторических фактов, переоценке событий и их значимости. Данная ситуация обусловливает необходимость пересмотра и совер-
шенствования методов нравственного и патриотического воспитания молодежи. В эпоху развития информационных систем воспитательную (и патриотическую в особенности) работу среди молодых людей необходимо осуществлять с учетом современных информационных технологий, учитывая повсеместный доступ в глобальную сеть Интернет. В течение трех лет ученые из Калифорнии в рамках исследовательского проекта «Цифровая молодежь» (Digital Youth) [1] исследовали влияние Интернета на интеллектуальные способности молодежи. Ученые пришли к выводу, что Интернет положительно влияет на умственное и личностное развитие. По мнению исследователей, глобальная сеть Интернет позволяет молодым людям адаптироваться в обществе не хуже, чем улица или школа. Сегодня разработано достаточно много инновационных образовательных технологий, однако роль информационных телекоммуникационных систем на базе сети Интернет в патриотическом воспитании студентов недооценивается.
Цель патриотического воспитания - развитие в обществе высокой социальной и гражданской активности молодых людей, воспитание высокодуховных граждан, способных проявить свои позитивные качества в созидательном процессе в интересах своей родины [2]. Методология современной организации патриотического воспитания студенческой молодежи отражена в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [3]. Отдельное внимание в реализации государственной программы патриотического воспитания в России уделено информационной работе, в том числе в глобальной сети Интернет. Задача по информационному обеспечению патриотического воспитания в соответствии с государственной программой включает в себя анализ интернет-сайтов, блогов и других информационных ресурсов, повышение уровня использования новых технологий и современных подходов к патриотическому воспитанию в СМИ; активное использование сети Интернет для взаимодействия молодежью.
По данным последних исследований около 90% русскоязычной аудитории Интернета часто используют социальные сети. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ),
опубликовавшего результаты опроса населения России в феврале 2018 г. [4], 45% совершеннолетних респондентов посещают страницы социальных сетей каждый день, 62% опрошенных делают это минимум один раз в неделю. Наибольший уровень присутствия в социальных сетях наблюдается среди молодежи. 91 % молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет почти каждый день посещают социальные сети. Молодежи в возрасте 25-34 лет присутствует на данных ресурсах не так много - всего 69% (наименьшее количество пользователей среди людей старше 60 лет - только 15%).
В этой связи нами особо отмечается роль социальных сетей в патриотическом воспитании. Правильное определение контингента Интернет-пользователей и соответствующих информационных ресурсов сети Интернет является главным залогом успешной патриотической деятельности.
Цель исследования - выявить формы патриотического воспитания студентов с использованием технологий сети Интернет и социальных сетей.
Материалы и методы исследования
Использовались результаты опросов целевой аудитории сайтов, осуществленные в период с ноября 2017 г. по февраль 2018 г.
Результаты исследования
Анализ социальных сетей показывает, что наиболее эффективны для патриотического воспитания следующие ресурсы:
- «ВКонтакте» (vk.com) - средний возраст пользователей составляет 20-30 лет [5]. Молодые люди посещают данную социальную сеть, главным образом, для общения, послушать музыку. В нашей стране, по данным опроса ВЦИОМ [4], социальная сеть «ВКонтакте» является наиболее популярной - 28% опрошенных посещают еще каждый день. При этом важно отметить, что 40% российских пользователей данного ресурса - молодежь в возрасте 25-34 лет, а 30% приходится на возрастную категорию 18-24 года. В настоящее время имеется мобильное
приложение, позволяющее получать доступ с социальную сеть через телефон - что увеличивает охват пользователей;
- «Twitter» (twitter.com) - имеет специфический формат, позволяющий создавать короткие текстовые сообщения. Возрастная категория достаточно большая - от 20 до 40 лет. Однако, по данным опроса ВЦИОМ [4], охват в России достигает всего 1%;
- «Instagram» (Instagram.com) - фотосервис стал достаточно популярным у нас не так недавно. Социальная сеть ориентирована на работу в мобильных приложениях и использование телефонов. Среднестатистическому пользователю фотосервиса не более 24 лет, это опытный пользователь мобильных приложений, проживающий, чаще всего, в крупном городе [5]. По данным последнего опроса [4], 38% российских участников социальной сети - в возрасте 18-24 лет, 37% - возрастом до 34 лет.
Социальные сети «Facebook», «Одноклассники», «МойМир» имеют более взрослую возрастную группу, поэтому далее в контексте данного исследования не рассматриваются.
Если рассматривать средства доступа в Интернет, то наиболее часто для этого используется мобильный телефон (по данным опроса [4] для доступа в Интернет им пользуются 52% пользователей). Как отмечалось ранее, наиболее популярной социальной сетью, ежедневный доступ в которую осуществляется через мобильный телефон, является «Instagram» (92%) и «ВКонтакте» (84%).
Кроме того, 62% опрошенных ВЦИОМ отправляли хотя бы одно сообщение за сутки накануне опроса. По последним данным Института современных медиа [5], самым популярным месседжером в России является «WhatsApp» (71% пользователей смартфонов в Москве и 59% пользователей смартфонов в России). На втором и третьем местах по популярности - мессенджеры «Viber» и «ВКонтакте».
Другим набирающим популярность в России мессенджером является «Telegram» (telegram.org), аудитория которого наконец 2017 г. насчитывает более 7 млн российских пользователей [6]. Наибольшее количество пользователей приходится на возрастные группы от 18 до 24 лет (40%) и 25-34 лет (37 %). Таким образом, 77% аудитории составляют лица от 18 до 34 лет. По результатам опроса в русскоязычном
сегменте [7], только 22% опрошенных обозначали себя студентами. При этом политикой в мессенджере интересуется каждый четвертый.
Обсуждение
Для эффективной работы в социальной сети «Вконтакте» важно регулярное обновление контента и поддержание связи с аудиторией (ответы на вопросы пользователей, проведение конкурсов и т.д.). «Twitter» эффективно использовать, если необходимо привлечь новых посетителей на сайт, тематический блог, новостной портал или сообщество в другой социальной сети. Короткие сообщения до 140 символом дают возможность заинтересовывать читателя событием. В этой связи данная социальная сеть должна использоваться только для размещения Интернет-ссылок на актуальные темы и новости, опубликованные на других информационных ресурсах, включая и другие социальные сети.
Еще одним важным инструментом для работы в информационных системах является использование социальными сетями «хеште-гов» - специальных текстовых ярлыков, по которым можно находить тематические сообщения.
Преимуществом социальной сети «Instagram» является возможность пользователей визуально воспринимать события (по принципу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»), «Instagram» дает большие возможности для продвижения проектов, акций или событий, которые легко визуализировать. Сегодня данную социальную сеть начинают активно использовать политики и чиновники - это удобный инструмент демонстрации своей работы и направлений деятельности.
Необходимо отметить возрастающую роль мессенджеров - приложения для обмена сообщениями и данными через сеть Интернет. Среди популярных мессенджеров («WhatsApp», «Viber» и т.д.) отметим набирающий популярность в России и имеющий широкий функционал для работы «Telegram». Так, в «Telegram» реализована функция создания каналов - специальных информационных, новостных трансляций. Поскольку наиболее популярной тематикой таких каналов у молодежи является политика, необходимо активизировать работу общественно-политических каналов патриотической направленности.
Заключение
Преимуществом использования социальных сетей является возможность использования специальных ярлыков («хештегов»), которые позволяют всем пользователям этой социальной сети быстро находить тематические новости и сообщения.
Применительно к предмету исследования можно отметить несколько выявленных нами форм деятельности, подразумевающие как пассивные, так и активные формы вовлечения молодежи:
- информационная работа в социальных сетях путем создания тематических сообществ, страниц, каналов;
- проведение акций и использование специальных ярлыков («хештегов»). Одним из примеров использования «хештегов» для патриотического воспитания является проведений специальных акций в Интернете в связи с празднованием 70-летия Победы в 2015 г.;
- использование мобильных приложений также стало возможным благодаря развитию технических возможностей мобильных телефонов и появлению планшетов с высокоскоростным выходом в Интернет. Это наиболее активно используемая и набирающая популярность среди молодежи сфера Интернет-технологий.
Таким образом, наблюдается тенденция большего внедрения новых форм информационных технологий с развитием средств связи по сети Интернет в патриотическое воспитание молодежи с использованием социальных сетей. Нам видится дальнейшая интеграция мобильных устройств (телефонов, планшетов) с информационными ресурсами (сайты, социальные сети, программы) как один из наиболее эффективных способов воздействия на сознания студенческой молодежи. В этой связи отдельного внимания требует более глубокое изучение использования мобильных устройств для осуществления патриотического воспитания молодежи.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Список литературы
1. Mizuko I. Living and Learning with New Media: Summary of Findings from the Digital Youth Project /1. Mizuko, H.A. Horst, M. Bittanti, B. Herr-Stephenson, P.G. Lange, C.J. Pascoe, L. Robinson. The John D. and Catherine T. MacArthur Foundation Reports on Digital Media and Learning, 2008. 58 p.
2. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции»; авт.-сост.: Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. М.: АС-Траст, 2009. 240 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. № 1493.
4. Пресс-выпуск № 3577 от 12.02.2018 г. //ВЦИОМ. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения 25.02.2018).
5. Использование Telegram в России - 2017. Итоги опроса // Институт современных медиа (MOMRI), 2018. URL: http://momri.org/telegram_ audience/ (дата обращения 25.02.2018).
6. Соцсети под микроскопом, или В поисках целевой аудитории. URL: https://ru.wix. com/blog/2015/ОЗ/демография-соцсетей/ (дата обращения 25.02.2018).
7. Проценко А., Каждан М. Исследование: портрет наиболее активной аудитории Telegram в России. URL: https://vc.ru/25614-audience-of-telegram (дата обращения 25.02.2018).
References
1. Mizuko I. Living and Learning with New Media: Summary of Findings from the Digital Youth Project /I. Mizuko, H. A. Horst, M. Bittanti, B. Herr-Stephenson, P.G. Lange, C.J. Pascoe, L. Robinson. The John D. and Catherine T. MacArthur Foundation Reports on Digital Media and Learning, 2008. 58 p.
2. Patrioticheskoe vospitanie segodnja. Analiz, problemy, perspektivy [Patriotic education today. Analysis, problems, prospects] / M-vo obrazovani-ja i nauki Rossijskoj Federacii, ООО «Sovrem. obrazovat. koncepcii»; avt.-sost.: Bondarenko E.A., Petrova O.G. M.: AS-Trast, 2009. 240 p.
3. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» [The State Program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020"]: utv. postanovleniem Pravitcl'stva ot 30 dekabrja 2015 g. № 1493.
4. Press-vypusk № 3577 ot 12.02.2018 g. [Press release of Russian Center for the Study of Public Opinion], URL: https://wciom.ru/index. php?id=23 6&uid=l 16691 (data obrashhenija 25.02.2018).
5. Ispolzovanie Telegram v Rossii - 2017. Itogi oprosa [Use of Telegram in Russia - 2017. Results of the survey]. Institut sovremennyh media, 2018. URL: http://momri.org/telegram_audience/ (data obrashhenija 25.02.2018).
6. Socseti pod mikroskopom, ili V poiskah celevoj auditoria [Social networks under a microscope, or In search of a target audience.]. URL: hUps://ru.\vix.com/blog/2015/03/demografij а-socsetej/ (data obrashhenija 25.02.2018).
7. Procenko A., Kazhdan M. Issledovanie: portret naibolee aktivnoj audi-torii Telegram v Rossii [Research: a portrait of Telegram's most active audience in Russia]. URL: https://vc.ru/25614-audience-of-telegram (data obrashhenija 25.02.2018).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Каримов Олег Хасанович, доцент, кандидат технических наук
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке Проспект Октября, д. 2, г. Стерлитамак, 453118, Россия karimov. oleg(ci)gmail. com
Ахметзянова Айгуль Рафкатовна, студентка
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке Проспект Октября, д. 2, г. Стерлитамак, 453118, Россия
Карачевский Даниил Юрьевич, студент
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке
Проспект Октября, д. 2, г. Стерлитамак, 453118, Россия
Юсупова Альбина Ильдаровна, студентка
Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке Проспект Октября, д. 2, г. Стерлитамак, 453118, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS Karimov Oleg Khasanovich, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences
Ufa State Petroleum Technological University, Branch of the University in the City of Sterlitamak Prospekt Oktyabn'a, 2, Sterlitamak, 453118, Russia karimov oleg(ci)gmail. com ORCID: 0000-0002-0383-4268
Ahmetzyanova Aigul Rafkatovna, student
Ufa State Petroleum Technological University, Branch of the University in the City of Sterlitamak Prospekt Oktyabn'a, 2, Sterlitamak, 453118, Russia ORCID: 0000-0002-1476-2167
Karachevsky Daniil Yurievich, student
Ufa State Petroleum Technological University, Branch of the University in the City of Sterlitamak Prospekt Oktyabn'a, 2, Sterlitamak, 453118, Russia ORCID: 0000-0002-0245-8184
Yusupova Albina Ildarovna, student
Ufa State Petroleum Technological University, Branch of the University in the City of Sterlitamak Prospekt Oktyabn'a, 2, Sterlitamak, 453118, Russia ORCID: 0000-0003-4607-1608