Некоз О.А.,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ КК «БАК», ст. Брюховецкая Краснодарского края
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ APM WINMASHINE)
Сегодня уже общепринято, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений. Использование компьютерных технологий при обучении студентов должно способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, повышать мысленную активность студентов, пробуждать их творческие способности.
Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером, а в профессиональной деятельности - умения использовать различные специализированные приложения и программы. Выпускники технических специальностей, имеющие навыки работы с системами автоматизированного проектирования (САПР], становятся специалистами высокого класса, обладающими самостоятельным творческим мышлением, быстро адаптирующимися на современном производстве.
В соответствии с требованиями ФГОС и в свете Концепции модернизации российского образования выпускники технического колледжа должны не только владеть профессиональными умениями и навыками, но и быть готовыми к освоению новых знаний, обеспечивающих профессиональную конкурентоспособность и компетентность. Основу профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование, которое обеспечивает готовность личности осуществлять профессиональную деятельность. Владение навыками профессии, знание проблем своей профессиональной деятельности, умение организовать свой труд - все эти качества являются составляющими профессиональной компетентности специалистов среднего звена.
Среди существующих систем автоматизированного проектирования, активно применяющихся в образовании (AutoCAD,
- 79 -
SolidWorks, КОМПАС] система APM WinMachine - новейшее программное обеспечение, созданное в России, которое в полном объеме учитывает требования ГОСТ и СНиП, относящиеся как к оформлению конструкторской документации, так и к расчетным алгоритмам.
В отличие от других графических и расчетных программ APM WinMachine дает возможность не только производить расчеты, но и выполнять по этим расчетам чертежи (рисунок 1). Выполнение чертежей на компьютере имеет большое преимущество перед ручным выполнением чертежей (большая экономия времени, возможность редактирования чертежей без помарок и др.).
Рисунок 1. Окно чертежно-графического редактора APM Graph, входящего в систему APM WinMachine.
Имеющиеся в системе APM WinMachine возможности инструментального обеспечения делают возможным решение обширного круга прикладных задач:
- проектировать механическое оборудование и его элементы с использованием инженерных методик;
- 80 -
- проводить анализ напряженно-деформированного состояния (с помощью метода конечных элементов] трехмерных объектов любой сложности при произвольном закреплении, статическом или динамическом нагружении;
- создавать конструкторскую документацию в соответствии с ЕСКД;
- использовать при проектировании поставляемые базы данных стандартных изделий и материалов, а также создавать свои собственные базы под конкретные направления деятельности предприятия.
Если использовать системы автоматизированного проектирования, в частности APM WinMachine, при изучении инженерной графики, то:
- активизируется процесс обучения;
- формируются навыки работы с компьютером;
- формируются умения использовать информационные технологии в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- экономится время урока,
- сокращается время на выполнение чертежей, курсовых и дипломных работ.
Практическую интеграцию знаний, умений и навыков студентов можно отрабатывать не только на уроках инженерной графики, но и на бинарных уроках по инженерной графике и технической механике с использованием APM WinMachine. Бинарные уроки при изучении тем «Передачи», «Разъемные и неразъемные соединения» и др. позволяют преподавателям решить следующие цели: развитие сотрудничества педагогов; формирование у студентов убеждения в связности предметов, в целостности процесса освоения профессии или специальности, создание условий мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, предоставление студентам возможности увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Итак, можно сделать вывод, что применение системы автоматизированного проектирования APM WinMachine в графической подготовке студентов даст возможность молодым специалистам приобрести больше навыков практического использова-
- 81 -
ния прикладных графических программ, и конкурентоспособность таких специалистов на рынке труда будет выше.
Список использованной литературы
1. Ершов АП. Основы информатики и вычислительной техники. М., 1986.
2. Замрий А.А. Практический учебный курс CAD/CAE система APM WinMachine. Уч. пособие. М.: АПМ, 2007. 144 с.
3. Локташина ЕА и др. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Волгоград, 1996.
4. Миронов Б.Г., Миронова Р.С. Инженерная графика. М: Высшая школа, 2008.
5. Шелофаст В.В., Чугунова Т.Б. Основы проектирования машин. Примеры решения задач. М., 2007: АПМ. 240 с.
6. http://www.apm.ru/rus/machinebuilding/
© Некоз О.А., 2015
- 82 -