Научная статья на тему 'Использование сервисов управления проектами для организации самостоятельной работы будущих учителей'

Использование сервисов управления проектами для организации самостоятельной работы будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕРВИС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / INDEPENDENT WORK / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROJECT MANAGEMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Н. В.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий, Интернет является одним из основных источников получения информации. В связи с этим, перед современным учителем стоит задача сформировать у учащихся умения самостоятельного поиска информации, ее обобщения, анализа и систематизации. Следовательно, в процессе подготовки студентов в педагогических вузах важно уделять внимание различным средствам организации самостоятельной работы, рассказывать о методах оценки ее эффективности. Перечисленные компетенции необходимы будущим учителям для решения задач профессиональной деятельности. В статье уделено внимание вопросам организации самостоятельной работы студентов посредством сервисов управления проектами. Эти современные программные средства позволяют эффективно организовать командную работу обучаемых, визуализировать ее этапы и оценить итоговый результат. Работая с данными сервисами, студенты приобретают необходимый опыт планирования своей деятельности по проектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using project management services for the organization of independent work of future teachers

In the context of the development of information and communication technologies, the Internet is one of the main sources of information. In this regard, the modern teacher is faced with the task of forming students' ability to independently search for information, its generalization, analysis and systematization. Therefore, in the process of training students in pedagogical universities, it is important to pay attention to various means of organizing independent work, to talk about methods of assessing its effectiveness. These competencies are necessary for future teachers to solve the problems of professional activity. The article focuses on the organization of independent work of students through project management services. These modern software tools allow you to organize the teamwork of students effectively, visualize its stages and evaluate the final result. Working with these services, students gain the necessary experience in planning their project activities.

Текст научной работы на тему «Использование сервисов управления проектами для организации самостоятельной работы будущих учителей»

познакомить их с некоторыми специальными игровыми техниками формирования полоролевого поведения у детей, оказывать своевременную методическую и психологическую помощь.

Таким образом, полоролевые стандарты, которые формируются к старшему дошкольному возрасту, приобретают для детей значение определенных моральных норм, которые последовательно и постепенно отрабатываются детьми - дошкольниками в игре, а педагог и родители, объединившись для решения этих задач, создают для этого все необходимые условия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гусева, Ю.Е. Ситуация сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект / Ю.Е. Гусева // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 104-112.

2. Дедюхина, Т.И. Формирование представлений о полоролевой социализации в сюжетно-ролевых играх дошкольников / Т.И. Дедюхина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 4. - С. 139-142.

3. Ильин, Г.Л. Гендерное воспитание дошкольников / Г.Л. Ильин, А.Э. Салимуллина // Наука и школа. - 2013. - № 2. - С.140-144.

4. Кондрашова, Н.В. Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 6-7 лет / Н.В. Кондрашова, Ю.В. Комкова // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 2. - С. 44-48.

5. Кузаева, Н.А. Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОО /

H.А. Кузаева, Е.С. Евстифеева // Воспитатель ДОУ. - 2014. - № 5. - С. 104-109.

6. Симонов, В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 6-9.

REFERENCES

I. Guseva Yu.E. Situaciya sravneniya detej mezhdu soboj v processe obucheniya i vospitaniya: gendernyj aspekt [The situation of comparing children among themselves in the process of training and education: gender aspect]. Detskij sad: teoriya i praktika [Kindergarten: Theory and Practice], 2016, no. 3, pp. 104-112.

2. Dedyuhina T.I. Formirovanie predstavlenij o polorolevoj socializacii v syuzhetno-rolevyh igrah doshkol'nikov [Formation of ideas about gender-role socialization in the role-playing games of preschoolers].

Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2009, no. 4, pp. 139-142.

3. Il'in G.L., Salimullina A.E. Gendernoe vospitanie doshkol'nikov [Gender education of preschoolers].

Nauka i shkola [Science and school], 2013, no. 2, pp.140-144.

4. Kondrashova N.V., Komkova Yu.V. Formirovanie predstavlenij ob idealah muzhestvennosti i zhenstvennosti u detej 6-7 let [Formation of ideas about the ideals of masculinity and femininity in children 6-7 years]. Vospitatel'DOU [Kindergarten teacher], 2013, no. 2, pp. 44-48.

5. Kuzaeva N.A., Evstifeeva E.S. Formirovanie gendernoj prinadlezhnosti vospitannikov v usloviyah DOO [Formation of gender affiliation of pupils in the conditions of the children's public association]. Vospitatel' DOU [Kindergarten teacher], 2014, no. 5, pp. 104-109.

7. Simonov V.P. Uchet gendernyh razlichij v obrazovatel'nom processe [Accounting for gender differences in the educational process]. Doshkol'nayapedagogika [Preschool education], 2005, no. 4, pp. 6-9.

УДК 378.14

Н.В. Бужинская,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический

университет» г. Нижний Тагил, Россия [email protected] ORCГО: 0000-0001-5821-136X

2019

PEDAGOGICAL SCIENCES

Использование сервисов управления проектами для организации самостоятельной работы будущих учителей

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий, Интернет является одним из основных источников получения информации. В связи с этим, перед современным учителем стоит задача сформировать у учащихся умения самостоятельного поиска информации, ее обобщения, анализа и систематизации. Следовательно, в процессе подготовки студентов в педагогических вузах важно уделять внимание различным средствам организации самостоятельной работы, рассказывать о методах оценки ее эффективности. Перечисленные компетенции необходимы будущим учителям для решения задач профессиональной деятельности.

В статье уделено внимание вопросам организации самостоятельной работы студентов посредством сервисов управления проектами. Эти современные программные средства позволяют эффективно организовать командную работу обучаемых, визуализировать ее этапы и оценить итоговый результат. Работая с данными сервисами, студенты приобретают необходимый опыт планирования своей деятельности по проектам.

Ключевые слова: самостоятельная работа, информационно-коммуникационные технологии, сервис управления проектами.

N. V. Buzhinskaya,

candidate of pedagogical sciences, docent of the department of Information Technologies

Nizhniy Tagil State Social-Pedagogical Institute (the branch) Russian State Vocational Pedagogical University

Nizhny Tagil, Russia

Using project management services for the organization of independent

work of future teachers

In the context of the development of information and communication technologies, the Internet is one of the main sources of information. In this regard, the modern teacher is faced with the task of forming students' ability to independently search for information, its generalization, analysis and systematization. Therefore, in the process of training students in pedagogical universities, it is important to pay attention to various means of organizing independent work, to talk about methods of assessing its effectiveness. These competencies are necessary for future teachers to solve the problems ofprofessional activity.

The article focuses on the organization of independent work of students through project management services. These modern software tools allow you to organize the teamwork of students effectively, visualize its stages and evaluate the final result. Working with these services, students gain the necessary experience in planning their project activities.

Keywords: independent work, information and communication technologies, project management

service.

В настоящее время перед вузами стоит задача подготовки специалистов, готовых эффективно решать задачи профессиональной деятельности. В условиях конкуренции, каждый работник должен быть профессионалом в своей области, готовым постоянно совершенствовать свои знания и умения. Особенно данный аспект касается будущих учителей, которые должны быть в курсе последних изменений в сфере образования, отслеживать нововведения и постоянно модернизировать собственную педагогическую деятельность. Развитие информационно-коммуникационных технологий стремительными темпами приводит к тому, что ученики получают и обрабатывают информацию с помощью Интернета. В этих условиях, учитель является для учеников не только организатором учебного процесса, но и наставником, образцом для подражания. Учитель должен научить детей самостоятельно решать задачи, мыслить, рассуждать, аргументировать свою точку зрения. В этой связи, перед высшими учебными заведениями стоит важнейшая задача -подготовка будущих учителей, готовых к самостоятельной деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Вопросами организации самостоятельной работы студентов занимались П.И. Пидкасистый, И.А Зимняя, В.П. Беспалько. Формы и методы самостоятельной работы по информатике рассмотрены в трудах М.П. Лапчика, Е.С. Полат и др.

И.А. Зимняя считает, что самостоятельная работа - это целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом деятельность, в процессе которой происходит сознательное оценивание ее результатов [1]. Таким образом, работа - производительный процесс, направленный на получение конкретного результата, а деятельность - это активность человека, регулируемая осознанием цели [2]. Отличие данного вида деятельности заключается в том, что студент сам выбирает методы и средства ее достижения. При этом цель может быть инициирована как преподавателями, так и самими студентами. Эффективность самостоятельной работы зависит от принятия студентом цели работы и увлеченности ее реализацией.

Несомненным достоинством подготовки будущих учителей в вузе является реализаций самых разнообразных видов самостоятельной работы, например, подготовка к аудиторной работе, к сдаче экзаменов, оформление курсовых и выпускных квалификационных работы, подготовка к педагогической практике участие в конкурсах и олимпиадах и т.д. [4]. При этом, развитие информационно-коммуникационных технологий вносит свои коррективы в организацию подготовки студентов в вузах. В настоящее время появились сервисы для управления задачами и проектами, которые направлены на эффективную организацию работы студентов [3]. С помощью данных сервисов можно планировать работу, отмечать выполненные этапы, хранить необходимые материалы, выполнять задания совместно с другими участниками. Визуализация этапов работы в сервисе позволяет наглядно отследить весь процесс, от постановки цели до конечного результата.

Одним из таких сервисов, который достаточно прост в усвоении, является Trello. Достоинством данного сервиса является японская парадигма управления проектами. Этапы работы оформляются в виде карточек, на каждой из которых фиксируются задания. К карточке можно прикрепить отчеты, файлы, установить сроки, назначить ответственных [5].

Рассмотрим возможности данного сервиса для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Компьютерное обеспечение образовательного процесса». Данная дисциплина изучается на третьем курсе в (ф) РГППУ г. Нижнего Тагила и логически связана с другими дисциплинами профиля, такими как «Информационные технологии», «Общая педагогика», «Общая психология». Студентам необходимо знать основы данных дисциплин, чтобы при изучении курса «Компьютерное обеспечение образовательного процесса» они могли выбрать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для организации учебного процесса и разработать элементы методики изучения темы с применением ИКТ.

В качестве итоговой работы студентам предлагается разработать проект для учащихся по одной из тем предметной подготовки. Обязательным условием завершения проекта является наличие электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые должны отразить цель и задачи проекта (ментальной карты по данной теме, плаката, коллажа, презентации и др.). Студенты должны самостоятельно продумать этапы проекта, составить план, обозначить контрольные сроки и определить требования к ЭОР.

Возможный вариант планирования работы представлен на рисунке 1.

2019

PEDAGOGICAL SCIENCES

Рис. 1. Планирование самостоятельной работы в сервисе Trello

Далее, в процессе выполнения проекта, вид «доски» должен изменяться за счет добавления меток, вложений, чек-листов (см. рис .2).

ЕШЕ 1 МНЭ^^Н Ш ТгъШг

Мир информатики О Персональная е> Приватная мв А Поделиться Л

Этапы проекта

Формулировка цели и задач проекта

ф 6 мар В 0/1

Разработка плана проекта

ф © 7 нар

MB

Выполнение проекта

цели и задами (документ)

ф 11 нар ♦ I

План проекта (документ)

О 11 нар # 1

Риультаты проекта

итоговый электронный образовательный ресурс

О 18 мар

Оценка ресурса

шточк

Рис. 2. Ход выполнения работы в сервисе Trello

На завершающем этапе студентам предлагается добавить однокурсников в проект, т.е. «обменяться работами». Обязательным условием является разработка электронного образовательного ресурса согласно заявленным требованиям другим студентом. Такая организация работы позволяет будущим учителям выступить как в роли учителя, так и в роли учеников. Данный аспект подготовки будущих учителей является особенно важным, поскольку направлен на формирование рефлексивных умений. Кроме того, на любом из этапов работы может подключиться преподаватель и оценить:

- направленность проекта на освоение образовательных стандартов по выбранным предметам;

- актуальность выбранной тематики;

- грамотность формулировки темы в терминах деятельности учащихся и ее ориентированность на предметные, метапредметные и личностные результаты;

- качество планирования этапов работы;

- качество разработанных материалов и их целесообразность;

- эффективное использование программных средств для визуализации материала;

- правильность представленных критериев оценивания;

- структурированность материалов;

- возможность его применения в будущей деятельности.

После выполнения данного проекта был проведен опрос среди студентов. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «В чем заключается преимущество использования сервисов для совместной работы?». Большая часть из них отметила возможность работать в команде (78%) и планировать ход своей работы (65%).

Таким образом, сервисы командной работы позволяют по-новому организовать самостоятельную работу студентов. С их помощью студенты могут имитировать аспекты будущей профессиональной деятельности, визуализировать этапы работы и оценивать результаты. Благодаря этому, студенты приобретают не только необходимый объем знаний и умений в области планирования и выполнения самостоятельной работы, но и опыт деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.

2. Коноводова, Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся [Электронный ресурс] / Ю.А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2011. - С. 173-176. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/.

3. Сорок сервисов для управления задачами и проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/services/50333-40-servisov-dlya-upravleniya-zadachami-i-proektami.

4. Федотова, Л.А. Активные методы при изучении гуманитарных дисциплин в техническом вузе: личностные аспекты [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Федотова. - Волгоград : ВолгГТУ, 2016. - 87 с.

5. Trello [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.trello.com.

REFERENCES

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical Psycology]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997. 480 p.

2. Konovodova, Yu.A. Otlichie samostoyatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya ot samostoyatel'noj raboty uchashchihsya [Elektronnyi resurs] [The difference between independent activity of students and independent work of students]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Problems and prospects for the development of education]. Perm': Merkurij, 2011, pp. 173-176. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/318/.

3. Sorok servisov dlya upravleniya zadachami i proektami [Elektronnyi resurs] [Forty services for managing tasks and projects]. URL: https://vc.ru/services/50333-40-servisov-dlya-upravleniya-zadachami-i-proektami.

4. Fedotova L.A. Aktivnye metody pri izuchenii gumanitarnyh disciplin v tekhnicheskom vuze: lichnostnye aspekty: ucheb. posobie [Active methods in the study of humanities in a technical college: personal aspects]. Volgograd: VolgGTU, 2016. 87 p.

5. Trello [Elektronnyi resurs]. URL: www.trello.com.

УДК 37.03

Н.М. Быданов, магистрант 2 курса

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] Э.П. Бурнашева,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-технологического

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002 9532 2189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.