УДК 378.147 DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-2
использование ролевых игр
В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯзЫКА
в вузах туризма и сервиса
Чудайкина Галина Михайловна *,
старший преподаватель, galinachudaykina@mail.ru, Логинова Наталия Юрьевна*, старший преподаватель, snare64@mail.ru, Костоварова Валентина Васильевна*,
старший преподаватель, vvtelesh-63@mail.ru,
*ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья посвящена теме использования метода ролевых игр в преподавании иностранного языка. Показано, как этот метод может быть использован в вузах туризма и сервиса, чтобы побуждать студентов максимально использовать иностранный язык на занятии. Подчёркивается, что виды ролевых игр могут быть различными в зависимости от уровня сложности и навыков владения языком учащимися, поэтому необходимо правильно выбрать вид ролевой игры, соответствующий уровню знаний группы. Авторы считают, что ролевые игры являются чрезвычайно полезными и могут помочь студентам закрепить приобретенные ими знания и обучить их профессиональному языку и управленческим навыкам. При использовании данного метода преподавания необходимо оснащение учебной аудитории современными техническими средствами обучения, чтобы обеспечить эффективное использование ролевых игр. Авторы считают, что ролевые игры — это сосредоточенная на учащихся методика преподавания, которая развивает коммуникативные навыки общения. Ролевые игры способствуют применению теоретических знаний на практике, таким образом устраняя разрыв между теорией и практикой. Ролевые игры также чрезвычайно эффективны при познании реального мира и для совершенствования профессиональных навыков. Работа над ролевыми играми требует хорошей организационной подготовки. Игровой метод способствует развитию и совершенствованию навыков устной коммуникации, а также совершенствует навыки сотрудничества и работы в команде. Авторы обращают внимание на то, что занятия с применением ролевых игр ставят студентов в реальные ситуации, помогая им осваивать такие компетенции, как способность провести деловую встречу, вести переговоры, готовить и проводить презентации.
Ключевые слова: компетентностный подход, преподавание иностранного языка, интерактивные методы обучения, индустрия туризма и гостеприимства, игровой метод, ролевые игры, разговорные навыки
Введение
В современном мире с каждым годом усиливается роль иностранного языка, выступающего средством межкультурного взаимодействия в социальных и профессиональных сферах [8].
Результаты исследования подготовки специалистов в сфере гостеприимства и опыта взаимодействия образования с рынком труда указывают на необходимость активного включения будущих специалистов на всех этапах обучения в условия социальной среды [6].
Внедрение интерактивных методов обучения для формирования компетентностно-го подхода, что является одним из требований
ФГОС ВО, весьма перспективно реализовывать в виде проведения занятий в форме деловых или ролевых игр [3].
Для работы в индустрии туризма и сервиса навыки владения иностранным языком важнее, чем в любом другом секторе бизнеса. По мере расширения индустрии туризма спрос на адекватную профессиональную рабочую силу растет, в частности спрос на людей, которые хорошо владеют иностранным языком [7]. Опросы показывают, что большинство иностранных туристов во время их пребывания в России испытывают затруднения, связанные с языковым барьером. Эта серьезная проблема в должной степени не решена.
Хорошее владение английским языком позволяет работникам индустрии туризма общаться со своими коллегами из-за рубежа, а также лучше обслуживать клиентов на своём рабочем месте [5]. Российские студенты хотят улучшить свой английский язык и считают разговорные навыки наиболее важными [4].
Хотя несколько лет назад в России на занятиях по иностранному языку главным образом внимание уделялось отработке навыков чтения и восприятия на слух, в последние годы ситуация резко изменилась. Большинство студентов хотело бы работать в ведущих компаниях индустрии туризма после окончания профильного вуза, и хорошее владение разговорным иностранным языком будет способствовать осуществлению этих желаний, поскольку увеличивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Работодатели в индустрии гостеприимства не только берут на работу молодых специалистов, которые изучали менеджмент в данной сфере, они также требуют хороших разговорных навыков, которые проверяются в ходе собеседования, проводимого на иностранном языке [1]. Поэтому необходимо обучить студентов навыкам, пригодным для использования в реальных ситуациях, с которыми они могут столкнуться после окончания университета.
Есть множество причин, которые делают игровой метод подходящим для обучения иностранному языку (в данной статье термины «игровой метод» и «метод ролевых игр» используются как синонимичные и взаимозаменяемые). Ролевая игра считается идеальной техникой, чтобы заставить студентов использовать изучаемый язык [13]. Данный метод, на наш взгляд, позволяет не только преодолеть коммуникативный барьер, возникающий у обучающихся при переходе от письменной (монологической) к устной (диалоговой) речи, но и помочь обучающимся быстро и спонтанно реагировать на нестандартные языковые ситуации, проявляя логику, интуицию, развивая быстроту реакции.
При обучении иностранному языку в сфере туризма и гостеприимства также используются определённые термины, хотя многие из них совпадают с лексикой общей направленности. Изучаются слова и выражения, относящиеся к выполнению персоналом своих обязанностей, в том числе такие, как регистрация прибытия и отъезда, информирование об услугах отеля, объяснение меню, разъяснение каких-либо особых
требований (например, о местах для курения или о запрете курения), рекомендации туров, резервирование столика, билета, тура и т.д. Все вышеперечисленные ситуации как нельзя лучше подходят для использования их в ролевой игре. Игра также дает возможность студентам использовать на практике конкретные термины или общую лексику, которые широко распространены в сфере туризма. Кроме того, преимуществом ролевой игры является то, что она может быть адаптирована к различным уровням владения иностранным языком; то, как игра планируется и применяется, как правило, зависит от языкового уровня группы.
Еще одна причина использования данного метода является практической и касается размера групп на занятиях по иностранному языку. Использование ролевой игры позволяет увеличить время говорения студентов в больших группах.
Теория обучения иностранному языку
Скарселла и Крукалл провели исследование, чтобы показать, как моделирование ситуаций облегчает изучение иностранного языка. Они считают, что студенты овладевают языком в следующих случаях: 1) когда они получают большое количество лёгкого для усвоения материала, 2) когда они принимают активное участие в занятиях и 3) когда они находятся в позитивной дружественной обстановке [15].
Легко усваивается материал в ситуациях ролевых игр, потому что студенты с удовольствием вживаются в свои роли. Активное участие в ролевой игре приводит к тому, что студенты забывают о том, что они изучают язык. Учащиеся имеют возможность опробовать новые модели поведения в безопасной среде, которая помогает им развить долгосрочную мотивацию, направленную на освоение иностранного языка. Кроме удовлетворения и положительных эмоций, которые получают студенты от реального общения и активного участия в ролевой игре, смоделированные «реальной жизнью» ситуации помогают студентам развивать критическое мышление и навыки решения проблем. Ролевые игры могут быть составной частью занятий, а не «одноразовым» мероприятием.
Включение ролевой игры в занятие по иностранному языку добавляет разнообразия, создаёт позитивный настрой, изменяет темп восприятия новой информации и предоставляет возможности для активного использования языка.
Ролевая игра в контексте иностранного языка для специальных целей
В контексте обучения иностранному языку для специальных целей используются различные типы заданий: вставка в текст отсутствующей информации, языковые игры, моделирование ситуаций и т.п. с тем, чтобы стимулировать учащихся развивать навыки устной речи на занятии. Многие сторонники игрового метода утверждают, что он может быть использован не только для имитации различных видов коммуникационных задач, которые учащиеся обязаны выполнять в реальном мире, но и для стимуляции учащихся принимать участие в коммуникации, которая включает в себя личный опыт и эмоции. Как следствие, через ролевые игры учащиеся узнают больше не только о коммуникативном использовании языка в профессиональной реальности, но и о конкретных ситуациях, имеющих отношение к их профессиональной области [14].
Каковы же причины использования данного метода на занятии иностранным языком? Во-первых, большое разнообразие языковых структур можно использовать на занятии благодаря ролевым играм.
Диапазон функций и структур, а также области лексики, которые могут быть введены, выходят далеко за пределы других парных или групповых действий, таких как диалог или коммуникационные игры.
Таким образом, через ролевые игры преподаватели могут развивать разговорные навыки учащихся для целевых ситуаций. Например, студенты могут иметь возможность приобретать навыки употребления таких речевых структур, как выражения для начала высказывания, соединительные фразы, предзавершающие и завершающие высказывание фразы, которые они должны будут включать при взаимодействии с клиентами. Кроме того, учащиеся могут практиковаться в использовании определенных разговорных моделей, таких как правила определения того, кто говорит, когда, как долго, что может дать им возможность по очереди высказываться, избегая повтора одной и той же мысли и одновременного выступления двух ораторов.
Во-вторых, ролевая игра может поставить студентов в ситуации, похожие на те, в которых они фактически будут обязаны использовать конкретные формы языка. Исследователь данного вопроса Литтлвуд предполагает, что реалистичная ролевая игра является ценной, поскольку она повторяет то, что студенты будут делать
в реальной жизни. Как и в реальной ситуации общения, в некоторых формах ролевой игры «они должны вести разговоры и само взаимодействие в зависимости от того, как ситуация разворачивается» [12]. Другой исследователь Стерн также утверждает, что игровая деятельность может помочь студенту расширить свои коммуникационные навыки за счет использования до сих пор «незадействованных ресурсов» [16]. Ролевая игра предоставляет студентам возможность использовать не только языковые навыки, которыми они овладели, но и совершенствовать свои прагматические способности [11]. Это значит, что ролевая игра может быть этапом в обучении студентов практическим навыкам, связанным с работой в соответствующей профессиональной отрасли.
Учащимся предоставляется возможность практиковаться в языке, с которым они будут сталкиваться в своей повседневной жизни. Таким образом, моделируя реальные ситуации, в которых они могли бы использовать иностранный язык, студенты получают возможность быть готовыми иметь дело с подобными ситуациями за пределами классной комнаты. Например, даже если студенты имели опыт участия в ролевой игре в классе, они, возможно, не имели реального опыта использования иностранного языка для специальных целей. Некоторые, вероятно, никогда не были в определенных ситуациях в их жизни. Таким образом, такого рода подготовка будет иметь большое значение для того, чтобы студенты привыкли как к использованию иностранного языка, так и к новой ситуации, с которой они могут столкнуться.
Ролевые игры могут быть сгруппированы в три типа: 1) с полным сценарием ролевой игры, 2) с частичным сценарием и 3) ролевая игра без сценария.
В ролевой игре с полным сценарием все участники должны запоминать свою роль дословно. Этот тип включает воспроизведение диалога по образцу из учебника, и основная задача студента в данном случае воспроизвести диалог как можно ближе к оригиналу. Такая ролевая игра может быть использована со студентами с низким уровнем владения языком.
Второй тип ролевой игры включает в себя модель диалога с несколькими пропусками, и студенты должны будут заполнить пропуски соответствующими словами, подходящими к ситуации. Таким образом, учащиеся могут изменить первоначальный диалог в некоторой
степени и создать свой собственный диалог. Этот тип ролевой игры может быть классифицирован как наполовину подготовленный, поскольку преподаватель (или учебник) обеспечивает лингвистическими структурами, а студенты должны определить содержание на основе структур, которые дадут возможность создать реалистичный диалог. Этот тип ролевой игры может быть использован в работе со студентами с верхнего начального до среднего уровня владения языком, с учащимися, которые знакомы с основными структурами и которые хотят перейти к более сложным задачам.
Третий тип ролевой игры — это игра, в которой студенты могут быть обеспечены ключевыми диалогами, ключами и информацией или ситуациями и целями, менее структурированными и контролируемыми, где студенты составляют короткие диалоги на основе вышеуказанных ключей, информации или ситуации, а не просто заполняют пропуски в тексте. Этот тип ролевой игры можно классифицировать как игру без подготовленного сценария. Такие игры дают прекрасную возможность использовать собственные идеи или навыки в контексте. Учащиеся могут опираться на свои мысли и чувства, а также импровизировать, придумывая героев ролевой игры и отношения между ними, разыгрывая ситуации без заранее подготовленного плана. Ролевые игры без сценария могут быть применимы к работе со студентами среднего и продвинутого уровня владения иностранным языком, потому что такие игры свободно структурированы и иногда требуют владения навыками решения проблем.
Что такое ролевая игра?
Ролевая игра — это любой вид речевой деятельности, когда вы либо играете чью-либо роль, либо вы остаетесь самим собой, оказываясь в воображаемой ситуации.
Участники ролевой игры могут «стать» кем угодно на короткое время: президентом, королевой, миллионером, поп-звездой. Студенты также могут выражать мнение кого-либо другого. Могут быть проведены дебаты «За и против», группу можно разделить на тех, кто выражают мнение «за», и тех, кто «против».
Активная лексика может быть использована на практике посредством ролевой игры во многих житейских ситуациях, например, «В ресторане», «Регистрация в аэропорту», «В поисках потерянных вещей».
Для чего необходима ролевая игра?
Обучение проходит эффективнее, когда учебный процесс является интересным и запоминающимся. К достоинствам ролевой игры относятся следующие ее особенности:
- это интересно и мотивирует,
- застенчивые студенты получают шанс проявить себя более откровенным способом,
- разнообразие ситуаций, предлагаемых для ролевых игр, позволяет использовать более широкий спектр возможностей языка, чем на традиционном занятии,
- ролевая игра помогает студентам понять, что есть случайные связи между поведением людей и исходом событий. Это понимание усиливается, потому что последствия поведения могут быть немедленно замечены,
- позволяет студентам изучить свои ценности и оценить последствия действий, основанных на своих действиях,
- позволяет студентам определить возможные варианты и решения,
- позволяет студентам управлять конфликтом,
- студентам, которые собираются в поездку в англоязычную страну, предоставляется возможность отрепетировать свой английский в привычной среде.
Значение ролевой игры
Ролевые игры могут быть использованы со студентами любого уровня владения языком. Сложность ролевых ситуаций должна быть сведена к минимуму при использовании данного метода со студентами, владеющими иностранным языком на элементарном уровне. Ролевые игры позволяют людям делать ошибки на занятии. Они могут отработать несколько решений очень реалистичных задач в ситуациях ролевых игр. Игровой метод также использует некоторые из самых основных принципов процесса преподавания и обучения, такие как вовлечение обучаемого и внутреннюю мотивацию. Позитивный климат на занятии часто приводит к тому, что студент может видеть себя таким, каким другие видят его.
Участвуя в ролевой игре, студенты могут испытать как эмоциональную, так и интеллектуальную привязанность к теме игры. Если опытный преподаватель точно выбирает игровую ситуацию, которая соответствует возможностям и потребностям своей группы, тогда можно ожидать от студентов решения реалистичных жизненных проблем.
Принципы эффективности ролевых игр
Как один из методов преподавания ролевые игры основаны на философских умозаключениях, согласно которым значения находятся в людях, а не в словах или символах. На языке феноменологической психологии, это связано с изменением концепции восприятия собственной личности. Концепция самовосприятия быстрее всего меняется благодаря непосредственному участию в реалистичной ролевой игре, связанной с жизненной проблемной ситуацией, а не благодаря тому, что студенты слышат о таких ситуациях от других людей.
Создание обучающей ситуации, которая может привести к изменению самовосприятия, требует создания отдельной организационной модели. Одной из полезных структур для ролевой игры является следующая:
1) подготовка: определение проблемы, формирование готовности к роли (ям), выбор ситуации, распределение ролей среди участников игры, краткий «разогрев», тренировка;
2) воспроизведение: непосредственно игра, вовлечение аудитории;
3) анализ проведённой дискуссии;
4) оценка.
В задачи статьи не входит исследование каждого из этих пунктов в деталях. Однако важно отметить, что все этапы в приведённой выше структуре сосредоточены на групповом опыте, а не на одностороннем поведении педагога. Группа должна участвовать в выборе игровой ситуации, непосредственно участвовать в ней, обсуждать её результаты, а также давать оценку проведённой ролевой игре.
Преподаватель должен обеспечить ясное понимание ситуации ролевой игры как для её участников, так и для зрителей. При распределении ролей преподавателю следует учитывать пожелания студентов исполнять те или иные роли, а не единолично назначать их исполнителей. Исполнители ролей могут быть проинструктированы публично или в частном порядке для того, чтобы зрители могли правильно интерпретировать смысл поведения участников игры. Педагогу необходимо способствовать творчеству актеров в пределах их характерных ролей и не давать детальной разработки ситуации.
Обсуждение и анализ ролевой ситуации зависит от того, насколько хорошо мы вовлекли аудиторию в обсуждение. Ключевые вопросы могут быть заданы преподавателем, либо могут быть образованы мини-группы для выбора
и обсуждения вопросов для дискуссии. Все члены группы (актеры и зрители) должны участвовать в обсуждении, и точки зрения актеров могут быть сравнены с мнением зрительской аудитории.
Зрители также участвуют в учебной ситуации, как и актеры. Во время анализа и обсуждения зрители должны предоставить возможные решения реалистичных проблемных ситуаций.
Важно оценить ролевые игры в свете поставленных целей. Оценка должна осуществляться как на групповом, так и на личном уровне.
На протяжении всего процесса будет необходимо иметь дело с определенными проблемами, которые возникают в ситуациях ролевых игр. Следует стимулировать застенчивых, молчаливых студентов вносить свой вклад в игру. Необходимо создать такую атмосферу, в которой они не будут бояться делиться своими идеями, будут уверенными в себе и в том, что никто не будет смеяться над их высказываниями или резко будет критиковать их. И одновременно следует остановить некоторых «говорливых» студентов. Их выступления должны быть сокращены с тем, чтобы они не доминировали в группе и тем самым не подавляли дискуссию. Для решения этой проблемы могут потребоваться несколько личных консультаций за пределами класса. Напряженность и конфликты в группе — это не всегда плохо. Иногда эти элементы действуют в качестве стимулятора к размышлению. Существует такая вещь, как «творческое напряжение», и оно часто присутствует в ситуации динамичной ролевой игры.
В конце обсуждения группа должна коллективно измерить свою эффективность в решении проблемы, поставленной в начале ролевой игры.
Процедура ролевой игры
Чтобы подготовить студентов к ролевой игре, необходимо выполнить следующие действия: представить искусственную проблему, ситуацию или событие, основанные на каком-либо аспекте реальности, ясно определить проблемы, ситуации и роли.
Затем следует дать четкие инструкции: определить, будут ли проводиться ролевые игры с использованием студентов-добровольцев перед всей группой (преподаватель может играть какую-либо роль либо нет), в небольших группах с участием каждого студента или в небольших группах с исполнителями ролей и наблюдателями.
После этого студентов делят на группы, если это необходимо, и моделируют сценарий ролевой игры.
Далее студентами разыгрывается ситуация. Если преподаватель не принимает участия в ролевой игре, он ходит по аудитории и наблюдает, как студенты играют свои роли, при этом предлагает помощь тому, кто испытывает сложности с их исполнением.
Альтернативой традиционному проведению игры могут стать следующие процедуры.
• Студенты по просьбе преподавателя сами пишут сценарии ролевых игр.
• Студенты записывают свои реплики, а затем представляют ролевые игры перед аудиторией.
• Студенты по просьбе преподавателя составляют список сложных вопросов, то есть один студент читает вопросы в классе, и каждый студент дает ответ.
• По просьбе преподавателя студенты разрабатывают и разыгрывают сценарии.
Чтобы ролевые игры принесли наибольший эффект, необходимо придерживаться следующих правил:
• начать с довольно простых ситуаций и двигаться к более сложным из них,
• иметь в виду, что некоторые студенты могут быть эмоционально скованны. Доброжелательность и юмор могут помочь в борьбе с застенчивостью. Использование ролевых игр с простыми репликами также поможет студентам преодолеть чувство неловкости,
• уменьшить уровень абстракции или сложности для того, чтобы студенты могли непосредственно оперировать простыми понятиями.
Выше мы уже называли достоинства ролевой игры, однако можно выделить еще целый ряд преимуществ.
1. Интерес студентов к теме повышается.
2. Активное участие студентов.
3. Длительная поддержка внимания.
4. Совершенствование навыков межличностного общения.
5. Ролевые игры могут быть использованы с отдельными лицами или в групповых ситуациях.
6. Они учат сопереживанию и пониманию различных точек зрения.
7. Ролевые игры помогают людям научиться принимать как свои собственные чувства других.
8. Они развивают уверенность в своих силах.
9. Ролевые игры обеспечивают преподавателя немедленной обратной связью с обучаемыми и учат студентов оперировать понятиями.
10. Они развивают компетенции.
11. Ролевые игры полезны для целого ряда тем, в том числе таких, как проведение собеседования при трудоустройстве, навыки консультирования, развития межличностных отношений и навыков работы в команде.
12. Они требуют умственной и физической активности, например, жестикуляции с целью поддержки выдвинутой точки зрения.
13. Ролевые игры уменьшают степень проблемы поддержки дисциплины, проблемы с которой часто возникают от скуки и отсутствия мотивации.
Недостатки стратегии ролевой игры
1. Ролевая игра может пробудить ранее сдержанные или подавленные эмоции.
2. Имеет меньшую эффективность в больших группах (хаос).
3. Преподаватель должен принять свою новую роль, в которой он / она не доминирует больше в классе.
4. Создают затруднения для некоторых студентов.
5. Может слабо удерживаться внимание студентов, если игра плохо планируется и контролируется.
6. Может быть непредсказуемой с точки зрения её результатов.
7. Может занять много времени.
Заключение
Ролевые игры делают процесс изучения иностранного языка в вузах более эффективным, несмотря на перечисленные выше возможные недостатки. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надёжное средство пробуждения интереса к культуре страны изучаемого языка и условие для продолжения студентами процесса познания самостоятельно, вне стен вуза. Включение ролевой игры в учебный процесс позволяет студентам раскрыть себя, испытать себя на профессиональную пригодность [10].
В условиях внедрения информационных технологий в учебный процесс применение игровых методов на основе информационных и коммуникационных технологий открывает большие возможности для развития культуры общения студентов посредством погружения в условные ситуации, в которых происходит формирование их профессиональной личности [9].
Для того чтобы готовить специалистов разных уровней, которые будут конкурентоспособны на рынке труда, вузу необходимо постоянно обновлять применяемые методы обучения,
Литература
расширяя их спектр. Именно оптимальное сочетание различных методик обучения позволяет сделать курс наиболее эффективным и получить высокие результаты по его окончании [2].
1. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., Сахарчук Е.С. О формировании общекультурных компетенций выпускников бакалавриата по основной образовательной программе укрупнённой группы «Сфера обслуживания» (на примере направления подготовки «Туризм») //Сервис plus. 2012. № 2. С. 27—31.
2. Андреева А.И., Гозалова М.Р., Лосева Е.С. Возможности «BlendedLearning» в системе российского высшего образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 3. С. 210—216
3. Бедрина В.В., Петрова Е.И., Тарасова Е.Ю., Смирнова Н.А. Ролевые игры как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ (электронный журнал). 2015. № 2 (2). С. 94-103.
4. Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). C. 89-97.
5. Гозалова М.Р. Развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 3 (26). С. 49-52.
6. Гусева Ж.В., Перова Т.В. Ролевые игры в процессе формирования профессиональных компетенций специалистов сферы гостеприимства // Проблемы педагогики. 2015. № 2 (3). С. 110-113.
7. Лосева Е.С., Мишина Н.В., Гозалова М.Р. Формирование туристического имиджа региона // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2015. № 3 (47). С. 312-318.
8. Серик Н.И. Ролевые игры в преподавании иностранных языков // Педагогика. 2015. № 10. С. 83-87.
9. Шайхисламова Л.Ф. Ролевые игры на основе информационно-коммуникационных технологий в обучении диалогической речи студентов неязыковых вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1 (54). С. 201-204.
10. Широкогалина В.И. Ролевые игры как основа формирования профессиональной компетенции студентов неязыковых вузов // Apriori. 2015. № 5. С. 1-5.
11. Cunningsworth, Alan & Horner, David: The role of simulations in the development of communication strategies. System. 1985. Volume 13, issue 3. P. 211-218.
12. Littlewood, W. Communicative language teaching: an introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. 23 p.
13. Livingstone, C. Role play in language learning. Singapore: London: Longman, 1983. 94 p.
14. McDonough, C. Materials and methods in ELT: a teacher's guide. Oxford: Blackwell, 1993. 352 p.
15. Scarcella, R., Crookall, D. Simulation, gaming and language learning. 1990.Newbury House Publishers, New York, 1990. 347 p.
16. Stern, S. Drama in second language learning from a psycholinguistic perspective // Language Learning. 1980. № 30/1, P. 77-97.
THE USE OF ROLE-PLAYING GAMES iN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE iN THE UNIVERSITIES OF TOURISM AND SERVICE
Galina M. Chudaikina,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation. E-mail: galinachudaykina@mail.ru Nataliya Yu. Loginova,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation. E-mail: snare64@mail.ru Valentina V. Kostovarova,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation. E-mail: vvtelesh-63@mail.ru Abstract
The article is devoted to the use of the method of role-playing games in teaching a foreign language. It is shown how this method can be used in the universities of tourism and service to encourage students to maximally use a
foreign language in class. It is emphasized that the types of role-playing games can be different depending on the level of difficulty and language skills of the students, so you need to choose the right kind of role-playing games, appropriate for the level of knowledge of the group. The authors believe that role-playing games are extremely useful and can help students to consolidate their knowledge and to teach them the professional language and management skills. Using this method of teaching they require equipping classrooms with modern technical means of learning to ensure the effective use of role-playing games. The authors believe that role-playing games are student-centered methods of teaching that develop communication skills. Role-playing games contribute to apply theoretical knowledge in practice, thus bridging the gap between theory and practice. Role-playing game is also extremely effective for studying the real world and improving professional skills. The work on role-playing games requires a good organizational training. Game method contributes to the development and improvement of skills of oral communication and improves the skills of cooperation and team work. The authors pay attention to the fact that classes with the use of role-playing games put students in real situations, helping them to develop such competence as the ability to hold a business meeting, to negotiate, to prepare, and to make presentations.
Keywords: competency approach, foreign language teaching, interactive teaching methods, tourism and hospitality, game technology, role-playing game, speaking skills
References
1. Anan 'eva T.N., Kobeleva O.V., Sakharchuk E.S., Formation of General cultural competencies of bachelor graduates at the basic educational program of the enlarged group "the service Sector" (for example, the direction of training "Tourism"). Servis plus, no. 2, 2012, pp. 27—31. (In Russ).
2. Andreeva A.I., Gozalova M.R., Loseva E.S., Possibilities of «Blended Learning» in the system of Higher education in Russia. European Social Science Journal, no. 3, 2016, pp. 210—216. (In Russ).
3. Bedrina V.V., Petrova E.I., Tarasova E. Yu., Smirnova N.A., Role-Playing Games As A Factor Of Formation Of Common Cultural And Professional. Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo GAU, no. 2 (2), 2015, pp. 94—103. (In Russ).
4. Gozalova M.R., Project work as a tool for communicative competence development. Servis v Rossii i za rubezhom, no. 2 (49), 2014, pp. 89-97. (In Russ).
5. Gozalova M.R., Developing of sociocultural competence of the agrarian higher school students in the process of foreign language teaching. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 3 (26), 2013, pp. 49-52. (In Russ).
6. GusevaZh.V., Perova T.V., Role play in the process of formation of professional competence of specialists in the sphere of hospitality. Problemy pedagogiki, no. № 2 (3), 2015, pp. 110-113. (In Russ).
7. Loseva E.S., Mishina N.V., Gozalova M.R., The formation of the tourist image of the region. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi zhurnal), no. 3 (47), 2015, pp. 312-318. (In Russ).
8. SerikN.I., Role games in teaching foreign languages. Pedagogika, no. 10, 2015, pp. 83-87. (In Russ).
9. ShaikhislamovaL.F., Role-playing games on the basis of information and communication technology in teaching dialogic speech of students of non-linguistic higher education establishments. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, no. 2-1 (54), 2015, pp. 201-204.
10. Shirokogalina V.I., Role-playing games as the basis of formation of professional competence of the students of non-linguistic universities. Apriori, no. 5, 2015, pp. 1-5. (In Russ).
11. Cunningsworth A., Horner D., The role of simulations in the development of communication strategies. System, vol. 13, no. 3, 1985, pp. 211-218.
12. Littlewood W., Communicative language teaching: an introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1981, 23 p.
13. Livingstone C., Role play in language learning. Singapore: London: Longman, 1983, 94 p.
14. McDonough C., Materials and methods in ELT: a teacher's guide. Oxford: Blackwell, 1993, 352 p.
15. Scarcella, R., Crookall, D. Simulation, gaming and language learning. New York: Newbury House Publishers, 1990, 347 p.
16. Stern, S. Drama in second language learning from a psycholinguistic perspective. Language Learning, no. 30/1, 1980, pp. 77-97.
Чудайкина Г.М., Логинова Н.Ю., Костоварова В.В. Использование ролевых игр в преподавании иностранного языка в вузах туризма и сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 11. 2017. № 1. С. 13-20. DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-2. Дата поступления статьи: 06.12.2016.
Chudaikina G.M., LoginovaN. Yu., Kostovarova V.V., The use of role-playing games in teaching a foreign language in the universities of tourism and service. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 13-20 (In Russ). DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-2. Received 06 December 2016.