Б01: 10.12731/2218-7405-2015-10-36 УДК 371.4.87
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТУАЛОВ ПЕРЕХОДА В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА В ОПЫТЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Лебедева И.Ю.
Статья посвящена анализу взглядов представителей зарубежного психолого-педагогического знания на ритуал перехода как средство канализации враждебной агрессии и актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска. В зарубежной психолого-педагогической литературе обращается внимание на возможность применения инициации в условиях временных детских объединений для интеграции коллектива и формирования у подростков социально ценных качеств. На основе анализа зарубежных источников сделан вывод о перспективности использования данной психолого-педагогической технологии в реалиях российской системы воспитания.
Цель исследования состоит в комплексном анализе взглядов зарубежных педагогов и психологов на возможность применения ритуала перехода (инициации) для актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска во временном детском объединении.
Материалы и методы исследования: для достижения данной цели был проанализирован массив источников, отражающих опыт европейских и американских исследователей в области изучения инициации с точки зрения педагогической ценности данного явления. Ведущим методом педагогического исследования был выбран метод изучения передового опыта творчески работающих педагогических коллективов в Европе и США. В качестве вспомогательных методов в работе использованы интерпретация и обобщение результатов источниковедческого анализа публикаций зарубежных ученых.
Результаты исследования: в ходе теоретико-эмпирического анализа источников было выявлено, что опыт современной зарубежной педагогики может быть использован для разработки коррекционно-педагогических программ по актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска с помощью ритуально-инициальных практик в условиях временных детских объединений в России, благодаря которым про-
исходит преображение личности, развитие креативного мышления и коррекция агрессивных побуждений.
Область применения результатов: система общего образования.
Ключевые слова: ритуал перехода; инициация; временное детское объединение; духовность; актуализация; духовно-творческий потенциал; подростки группы риска; коррекция агрессивных побуждений.
THE USE OF THE RITES OF PASSAGE DURING THE WORK WITH AT RISK ADOLESCENTS IN THE EXPERIENCE OF FOREIGN RESEARCHES
Lebedeva I.Yu.
This article analyzes the views of foreign psycho-pedagogical researchers on a problem of the rite of passage as a tool of sewage for hostile aggression and spiritual and creativity actualization at risk adolescents. Special attention is drawn to the Western educators' opinion on the usage of initiation in the temporary children's associations for adolescents group-integration and the formation of valuable qualities of them. In the conclusion it is shown the perspectives of the application of this psychological and pedagogical technology in the modern Russian system of education.
Purpose: analyze the views of the foreign researchers on the usage of the rite of passage (initiation) to actualize the spiritual and creative potential at risk adolescents in the temporary children's associations.
Methodology: a large array of sources reflecting the pedagogical experience of the European and American researchers of initiation phenomenon has been analyzed. The leading method of the pedagogical research is studying of the teaching staff's working in Europe and in the United States. As the additional methods of the interpretation and synthesis of the results and the analysis of the publications of the foreign authors are used in the article.
Results: on the basis of theoretical and empirical analysis identified that the experience of the modern foreign pedagogy can be applied to develop the educational programs of the actualization of spiritual and creative potential of at risk adolescents by a rite ofpassage in a temporary children's associations in Russia, due to which the transformation of personality, the development of creative thinking and correction of aggressive impulses can be successfully achieved.
Practical implications: the system of education.
Keywords: rite of passage; initiation; temporary children's association; spirituality; actualization; spiritual and creative potential; at risk adolescents; correction of aggressive impulses.
В системе современного гуманитарного знания под ритуалом обычно подразумевается четко определенная и неизменяемая в зависимости от ситуации строгая последовательность действий, имеющая символический характер. Основными функциями ритуала считаются: самоутверждение членов определенного сообщества как разделяющих некие общие моменты отношения к условиям и содержанию их жизнедеятельности; способ достижения наилучшего взаимопонимания между членами сообщества; структурирование течения жизни с точки зрения значимости тех или иных её моментов; фиксация значимости того или иного события, или явления в памяти членов данного сообщества - в качестве их общей ценности. В настоящее время ритуалы перехода ушли в прошлое, поэтому взрослеющий человек чувствует себя изолированным и одиноким, что создает духовную угрозу, заключающуюся в ощущении страха, одиночества, пустоты. Анализ источников показывает, что за рубежом ритуал как инструмент педагогического влияния успешно применяется как в больших, так и в малых группах (колледж, класс, кружок, семья) для интеграции в коллектив новых членов и формирования прочных социальных связей внутри сообщества, а также мониторинга его нравственно-духовного состояния.
Переходя к рассмотрению опыта зарубежных исследователей, отметим, что на протяжении многих тысячелетий наши предки использовали особую форму психодуховного развития, которая обеспечивала их выживание и была основана на ритуалах перехода, помогающих провести индивида через жизненный кризис.
Ритуалы перехода, опираясь на достижения культуры, обогащали коллективное самосознание и духовность и были более совершенны, чем современные психотерапевтические методики, т.к. осуществляли взаимосвязь по принципу индивид-коллектив-природа. В древности прохождение инициации включало в себя несколько этапов. 1. Фаза подготовки. На этом этапе самое главное - осознание необходимости перехода во взрослую жизнь и накопление духовных и физических сил для его осуществления. Особую роль играло приобщение к культурному прошлому и традициям сообщества. Ритуал выполнял роль образовательного источника, практического и духовного инструмента для трансформации личности.
2. Лиминальная фаза. На этом этапе происходило символическое умирание старого и вступление в новую фазу перехода - «путешествия» в глубины себя, познание окружающего мира посредством полученного на предыдущем этапе опыта. Ритуал и церемония на этом этапе выполняли очистительную роль (церемониальное сжигание объектов, символизирующих прошлое индивида). Кроме того, неофит пытался анализировать все значимые этапы своей жизни до этого момента и подготавливал себя к вступлению в полноценные члены общества.
3. Переход. Этот этап символизировал переход от старого к новому и включал период одиночества и поста. В этот период индивид проходил через ритуальные испытания, которые формировали у него такие качества, как стойкость, мужество, твердость, спокойствие и открывал скрытые духовные силы. Особенно значимую роль в этот период выполняла ритуальная медитация, которая помогала осознать всю важность происходящего и вернуть душевное равновесие.
4. Возвращение. На этом этапе происходило включение в сообщество и рождение индивида в новом статусе, укреплялись связи между неофитами и старшими членами коллектива. Таким образом, осуществлялась передача сакрального опыта из поколения в поколение.
5. Церемония. Задача ритуала на этом этапе была осмыслить личный опыт перехода и обогатить личность новым видением мира.
Через ритуалы происходила трансформация общественных и нравственных ценностей. Инициации проводились в момент наивысшего напряжения всех духовных и физических сил подростка и создавали атмосферу для познания нового, пробуждая огромный потенциал для активизации творческой энергии. Обучение в ритуале осуществлялось с помощью указаний и передачи священного эзотерического опыта, формировавшего у неофитов новый взгляд на
Таким образом, изначально целью инициаций было приобщение подростков к сакральной женственности и мужественности, формируя из как бы андрогинного существа полноценных людей, постигающих тайну своего пола. Мальчики проходили через испытание силы, мужества, чтобы пробудить в себе архетип героя. Девочки постигали тайны сакральной женственности. Кроме того, во время этих испытаний подростки избавлялись от избытка негативной энергии и учились контролировать свою новоприобретенную силу, ибо неконтролируемая сила, ярость и агрессия несли в себе опасность для всего племени.
Инициации учили подростков жить в гармонии с собой и коллективом, как нужно заботиться о семье, обращаться с противоположным полом, вести хозяйство. И главное - пробуждали
связь с трансцендентным, закрепляя эти узы духовными практиками. Инициация являла собой таинство, от правильного проведения которого зависело благополучие всего коллектива. К сожалению, в современной культуре подобных ритуалов перехода не сохранилось, а псевдоритуалы, к которым прибегают подростки сегодня, чтобы восстановить в себе утраченные фрагменты духовной целостности, приводят лишь к эскалации насилия и агрессии. Вот почему ритуалы перехода сегодня необходимы подросткам, т.к. учат бороться с трудностями, низкой самооценкой, чувством вины, гневом, формируют социально ценные качества, учат работать с символами и мифами, пробуждают воображение. Ритуалы развивают эмпатию, прививают чувство гордости и уважения к важному жизненному этапу - взрослению.
В традиционных сообществах подростковый кризис являлся поводом к великому таинству, ведь ритуалы открывали молодым людям сакральные тайны взросления. Основная составляющая ритуала - полная концентрация. Старшие передавали новообращенным знания, умения, истории, мифы, танцы и песни племени. Фактически от того, насколько хорошо молодые смогут усвоить эти знания, зависело дальнейшее выживание племени. Конечно, эти знания передавались поэтапно, чтобы не перенасыщать детскую психику избытком информации. Старейшины ждали подходящего момента, когда молодые были максимально открыты к постижению новых истин, чтобы через ритуал, как педагогический инструмент воздействия, передать необходимые знания и привить ценности сообщества. Через ритуалы также происходила трансформация общественных и нравственных ценностей. Кроме того, обучение и передача сакральных знаний могла проходить через танец, телесную модификацию, отождествления со священным животным и персонификацию природных явлений. Символический опыт драматизации и церемоний в инициации является специфическим источником информации, который затрагивает когнитивный уровень познания и открывает канал для общения с Космосом.
В настоящее время ритуалы перехода ушли в прошлое, поэтому взрослеющий человек чувствует себя изолированным и одиноким, что создает духовную угрозу, заключающуюся в ощущении страха, одиночества, пустоты. Инициации учили подростков успешно бороться и контролировать эти страхи [6]. По утверждению С. Грофа, духовный голод пробуждает в подростках силу [5]. По этой причине духовная трансформация являлась в ритуале самой главной составляющей, ведь лиминальное состояние - самый опасный момент во время перехода, когда молодые люди особенно уязвимы.
Но в тоже время это состояние - одно из самых перспективных с точки зрения развития духовности, посвящения в правила и сакральную историю общества. С. Гроф полагает, что ритуалы перехода - это путь к духовной и физической целостности человека [5]. Познать таинство
рождения и смерти человек способен только через ритуал. Находясь в состоянии перехода, человек теряет свою прежнюю сущность, но обретает новую, перемещаясь на более высокую ступень развития.
По утверждению западного педагога R. Grimes, отсутствие ритуалов приводит к «духовному банкротству» и социальной нестабильности [4].
Ray пишет о росте психических отклонений среди подростков, которые в отсутствии полноценных ритуально-инициативных практик, сами конструируют псевдоинициации и наносят вред своей духовной сущности [11].
В Европе и Америке уже неоднократно предпринимаются попытки воссоздать инициацию в той или иной форме («vision quest», «vision fast», «walkabout»).
Myerhoff отмечает, что в ситуациях кризиса у индивида активизируются все источники знаний о себе и мире, и создается новый статус [7]. Искусственное создание таких экстремальных условий является частью современного комплекса методик инициальной терапии.
Gill считает, что одной из целей обряда поиска Духа-Покровителя («vision quest»), также является помещение подростков в новую среду, которая обеспечивает ситуацию успеха [2].
Анализ источников показывает, что за рубежом ритуал как инструмент педагогического влияния успешно применяется как в больших, так и в малых группах (колледж, класс, кружок, семья) для интеграции в коллектив новых членов и формирования прочных социальных связей внутри сообщества, а также мониторинга его нравственно-духовного состояния.
Группа австралийских ученых J. Neill, D. Levine, M.H. Huxley, J. Carpenter предложила внести ряд изменений в систему современного воспитания подрастающего поколения, опираясь именно на богатую историю традиционных сообществ, создавших систему инициаций для духовно-нравственного развития личности ребенка и подготовки его к взрослой жизни [1].
Названными исследователями была предложена т.н. модель adventure education («воспитание средой»), в основе которой лежат некоторые особенности древних ритуалов перехода.
Суть этой методики заключается в том, что групповое обучение подростков происходит на природе в специальных кемпингах, где они имеют возможность ходить в походы и осуществлять другие виды деятельности, в процессе которых обогащают свой духовный, эмоциональный и социальный опыт.
В ходе этой программы молодые люди занимаются познанием себя и окружающего мира опытным путем под руководством грамотных наставников, которые, в свою очередь, призваны обеспечить детям безопасный переход во взрослый мир с помощью инициации.
D. Levine отмечает, что для полноценной духовной трансформации неофит должен пройти путь, который включает в себя следующие упражнения [9].
1. Обязательные упражнения на медитацию утром и вечером (почувствовать единение с природой, освободиться от стресса и негатива, почувствовать свое тело).
2. Тишина и молчание (техника медитации, чтобы ощутить все стихии и освободить сознание).
3. Длительные прогулки и минимум пищи. (Голод помогает очистить разум и обостряет чувственное восприятие мира).
4. Ведение журнала или дневника помогает осмыслить полученный опыт, свои эмоции и пробуждает творчество.
5. Занятия изобразительным искусством помогают трансформации эмоций в символические образы.
6. Занятия телесной терапией (применение инициальной терапии для того, чтобы ощутить новые границы своего телесного и духовного «Я» и насыщение его энергией).
7. Регулярные беседы с наставником помогают познать себя через восприятие других людей и осуществляют коррекцию поведения.
Таким образом, ритуал перехода может быть успешно интегрирован в воспитательную программу школы через так называемое adventure education («воспитание средой»).
Современный американский исследователь ритуала Д. Олдфилд разработал методику инициации для подростков, которую назвал «Путешествие».
Создание временных объединений для подростков - одно из немногих средств, с помощью которого можно направить энергию разрушения в созидательное русло. Пребывание в таком объединении является частью инициальной программы. С точки зрения Д. Олдфилда, деятельность во временных объединениях очищает душу ребенка [10]. Самостоятельная жизнь на природе, вдали от родительской опеки позитивно влияет на детскую психику. Подросток учится жить в коллективе, подчиняться его правилам, нести ответственность за свои поступки, успешно преодолевать препятствия. Живя в лагере, он начинает ощущать ценность жизни, духовность, которую приобретает, преодолевая трудности.
В настоящее время в североамериканских инициальных программах применяются заимствованные духовные техники прошлого, черпавшие силу от культа предков и энергии Земли. Основа такого духовного обучения взята из ритуальных практик североамериканских индейцев, которые приобщали молодое поколение к жизни в сообществе путем передачи легенд,
истории, мифов племени и ритуалов. Используя опыт коренного населения Америки, современные исследователи ритуала на практике учат подростков уважать свою землю (источник жизни), среду обитания, людей [8].
Центральной идеей таких тренингов является инициация, т.е. испытание или переход от старой к новой жизни посредством обретения духовного, эмоционального и физического опыта. Инициация - это также процесс творчества, когда рождается новая история или миф о подростке, успешно миновавшем трудности взросления. В современных инициациях процесс мифотворчества и духовного самопознания осуществляется во время медитации на природе, где подросток видит символы, знаки, из которых потом складывается история его взросления.
Инициации способствуют социально-психологическому росту в кризисные периоды изменения и перехода от детства к юности, на жизненно важных стадиях формирования образа «я», самоидентификации. Часто такие практики включают период одиночества и изоляции среди дикой природы, позволяя вступить в контакт с экзистенциальными данностями, погрузиться на более глубокие уровни личности, и, пройдя через страхи, беспокойства и подавленные эмоции, рассмотреть свои системы убеждений и установок, подумать над вопросами «кто я?», «куда я иду?», «что мне делать со своей жизнью?».
Также огромное значение в таких тренингах имеют мечты, ощущения, сны, эмоции неофита, которые затем при анализе на общей встрече помогают ответить на вопрос «кто я?», «каким я буду?», «почему я - это я?». Наедине с самим собой на природе происходит трансформация мыслей, ощущений, воспоминаний и образов в новую я-концепцию и жизненную парадигму. В течение всего этого времени подросток, ощущая на себе воздействие разных климатических условий (жара, холод, ветер), также учится преодолевать физические лишения (голод, жажда, жара, отсутствие жилища и комфорта), что только обостряет его внутреннее восприятие глубинного я и пробуждает скрытые духовные ресурсы. Старая оболочка остается там, где неофит провел инициацию, а обновленный индивид возвращается в лагерь. Этот этап перехода имеет огромный терапевтический эффект, когда подросток открывает в себе совершенно новые грани личности, преобразует слабость в мужество, невежество в знание, одиночество в гармонию с собой и окружающей природой, ведь на природе человек не претворяется, а становится самим собой.
По возвращении с медитации на природе неофита традиционно ожидает церемония посвящения в кругу ровесников и педагогов-наставников. Особенно важно, чтобы педагоги сами прошли инициацию, чтобы полноценно участвовать в процессе воспитания. Обязанность педагогов в этом случае - выслушать и разъяснить неофиту смысл и значение всего увиденного и
произошедшего с ним во время медитации на природе, а также поделиться своим жизненным опытом взросления. Самая главная задача педагогов на этом этапе - показать место подростка в коллективной истории всего человечества, передать новые знания о мире, а также маркировать его переход на следующую ступень взросления.
Кроме того, процесс посвящения проходит во временном объединении, воспитательная роль которого заключается в раскрытии духовного и физического потенциала подростков [3].
Переход от детства к взрослению - один из важнейших в жизни каждого человека. Инициации - это символический шаг в этом путешествии. Раньше такие инициации устраивались в священном месте, чтобы дать индивиду прочувствовать всю сопричастность со Вселенной и обрести гармонию с самим собой. Сейчас аналогом подобной инициации можно считать «Обряд поиска Духа-Покровителя», которые используют в своей работе американские и европейские педагоги-исследователи. В этом смысле ритуал в истинном смысле заменяется на более адаптированные формы работы с подростками: маскотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, театрализация и сказка-терапия. Важное значение во время таких тренингов придается природе, где происходит инициация, чтобы подростки ощутили свою связь с экосистемой планеты и осознали, что являются ее частью, а также ощутили ответственность за ее благосостояние.
Обобщая западный педагогический опыт инициации как педагогического феномена, можно отметить следующие этапы, в процессе прохождения которых у подростка появляются духовно-творческие новообразования.
■ Вызов. Взросление происходит только при условии принятия вызова извне и несет в себе трудности, связанные с сомнениями и тревогой. Школа не учит, как адекватно справляться с болью и страхом перед изменениями, связанными с взрослением. Следуя практике традиционных сообществ, современные люди должны освоить искусство превращать страх в предвкушение, боль в мужество, гнев в сострадание, сомнения в уверенность, растерянность в прозорливость, а эгоизм в щедрость и милосердие. Обучение этим умениям и является главным в инициации. В западной педагогике существуют несколько видов тренингов с подростками, испытывающих эмоциональный и духовный кризис. Как правило, такие программы сопряжены с трудоемкими физическими нагрузками, походами, исследованиями разных природных ландшафтов. Преодоление страхов происходит за счет прохождения природных маршрутов, покорение горных вершин, пустынь. Таким образом, обучение природой содержит в себе один из механизмов древней инициации.
■ Обряд поиска Духа-Покровителя. В традиционных обществах на этом этапе неофита посвящали в священную историю племени и секреты мифотворчества. На современном этапе,
когда человеческое общество быстро развивается, важно научить подростков осознанию себя и самореализации в этом меняющемся мире.
■ Ответственность. В процессе инициации молодые люди также должны ощутить себя полноценными членами коллектива, а, значит, принять на себя обязательства заботиться о своей планете и людях. Кроме духовного опыта, необходимо передать накопленные знания об окружающем мире и обучить подростков навыкам работы на земле, уходу за животными, технологиям ландшафтного преобразования, используя в процессе обучения достижения современных информационных технологий.
■ Поддержка со стороны коллектива. Рассуждая об адаптации инициальных практик в условиях современного общества, необходимо обратить внимание на то, как подростков следует интегрировать в коллектив сверстников. Для полноценного эффекта нужно проводить работу в коллективе, используя элементы инициации в работе с родителями и другими членами семьи. Результатом такой комплексной работы станет не только укрепление межгрупповых связей, но и улучшение эмоционального фона, рост духовного потенциала каждого человека в обществе.
Опыт современной зарубежной педагогики по использованию ритуалов перехода в работе с детьми группы риска представляет, по нашему мнению, несомненный интерес и для отечественной системы образования. Целью подобных коррекционно-педагогических программ является не только передать знания об инициации древности, но и задействовать весь спектр различных духовных и телесно-ориентированных техник, благодаря которым происходит преображение личности, развитие креативного мышления и коррекция агрессивных побуждений.
Содержание деятельности зарубежных педагогов по актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска с помощью ритуалов перехода и инициации включает в себя формирование у детей нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных привычек.
Список литературы/ References
1. Dawson, C.P., Tangen-Foster, J., Friese, G.T., Carpenter, J. Defining characteristics of USA wilderness experience programs; Publisher: IJW (1998.), 133 р. Рр. 22-27.
2. Gill S. Native American Religious Action: A Performance Approach to Religion; Publisher: Columbia (1987), 160 р. Р. 45.
3. Griffit L. Creating New Attitudes: Camp can shape the soul. URL: http://www.midwaycenter. com/personal/thejourney.php (дата обращения 7.08.2015).
4. Grimes, R.L. Deeply into the Bone: Reinventing Rites of Passage; Publisher: Berkeley (2000), 369 р. Р. 78.
5. Groff, C. Rites of passage: a necessary step towards wholeness; Publisher: In L.C (1996), 353 р. Р. 145.
6. Mahdi, L.C. Betwixt and Between: Patterns of Masculine and Feminine Initiation; Publisher: Open Court Publishing Company (1987), 354 р. Р. 56.
7. Myerhoff, B., Ruby, J. A Crack in the Mirror: Reflexive Perspectives in Anthropology; Publisher: Philadelphia: University of Pennsylvania Press (1982), 228 р. Р. 111.
8. Lertzman, D.A. Rediscovering rites of passage: education, transformation, and the transition to sustainability. URL: http://www.consecol.org/vol5/iss2/art30/ (дата обращения 2.09.2015).
9. Levine, D. Teaching with sacred intentions. Reclaiming Children and Youth. URL: http://www. cyc-net.org/Journals/rcy/rcy-11-1.html (дата обращения 12.10.2015).
10. Oldfield, D. The Journey: A Creative Approach to the Necessary Crises of Adolescence. URL: http://www.midwaycenter.com/personal/the_journey.php (дата обращения 12.09.2015).
11. Raphael, R. The Men from the Boys: Rites of Passage in Male America; Publisher: Lincoln (1988), 228 р. Р. 90.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Лебедева Инга Юрьевна, соискатель каф. психологии личности и специальной педагогики
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых ул. Горького, д. 87, г. Владимир, 600000, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2544-4940
DATA ABOUT THE AUTHOR
Lebedeva Inga Yuryevna, competitor of department of personality psychology and special education
Vladimir state university n.a. AG andNG Stoletovs Gorky St., 87, Vladimir, 600000, Russia e-mail: [email protected]