ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСОВ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
УДК 338.342
Олег Владимирович Александров,
аспирант кафедры ТСиП Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, директор ЦЭФК Групп Тел.: 8 (499) 753-00-71 Эл. почта: [email protected]
Одной из главных задач в новых экономических условиях является оптимизация бюджетных расходов. При этом вместо распространенного в последние года секвестра расходов целесообразно переходить к научно-обоснованным методам оптимизации бюджетных расходов, основанным на итогах статистического анализа результативности реализации государственных программ Российской Федерации.
Статья посвящена вопросам методологии и практического применения в бюджетном процессе специального Правила бюджетной эффективности на основе статистического анализа результативности реализации государственных программ Российской Федерации.
Ключевые слова: статистический анализ, оценка эффективности, результативность, государственная программа, рейтинг.
Oleg V. Alexandrov,
post-graduate student, Department of Statistical Theory and Forecasting, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Director, CEFC Group Tel.: (499) 7530071, Е-mail: [email protected]
USING THE RESULTS OF STATISTICAL REVIEW OF STATE PROGRAMS PERFORMANCE FOR OPTIMIZATION OF PUBLIC EXPENDITURES
One of the core issues in the new economic conditions is the optimization of public expenditures. Instead of equal budget cuts it is necessary to introduce scientific approaches for expenditure optimization based on the results of statistical analysis of state programs performance.
The article reviews methodological and practical aspects of applying in the budget process of a special Budget efficiency rule based on statistical review of state programs performance.
Keywords: statistical analysis, performance evaluation, effectiveness, public program, rating.
1. Введение
С 2014 года федеральный закон о федеральном бюджете формируется на основе государственных программ, призванных обеспечить взаимосвязь общественно значимых результатов государственной политики и бюджетных расходов [1]. Внедрение программно-целевых методов рассматривается как одно из ключевых направлений в рамках перехода к модели «управления по результатам», предусматривающей учет результатов при планировании, осуществлении и оценке деятельности [2-4].
Одной из главных задач в новых экономических условиях является оптимизация бюджетных расходов. При этом вместо распространенного в последние года секвестра расходов целесообразно переходить к научно-обоснованным методам оптимизации бюджетных расходов, основанным на итогах статистического анализа результативности реализации государственных программ Российской Федерации, что позволит внедрить разрабатываемые методические подходы к оценке эффективности и результативности государственных программ [5].
2. Правило бюджетной эффективности
В целях учета итогов оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации за отчетный период при осуществлении мероприятий по оптимизации бюджетных расходов на плановый период предлагается ввести специальное формализованное «Правило бюджетной эффективности» (далее - Правило).
Правило подразумевает собой четкие критерии, на основе которых должна осуществляться оптимизация бюджетных расходов, и может быть основано на рейтинге эффективности реализации государственных программ Российской Федерации с учетом итогов их реализации за последние 3 отчетных года (далее - рейтинг эффективности). При этом Правило может применяться ежегодно в рамках осуществления бюджетного процесса.
Правило бюджетной эффективности может заключаться в следующем:
1. Государственные программы Российской Федерации, которые занимают в рейтинге эффективности (по итогам оценки за три последних отчетных года) места с 1 по 5 (как вариант - по 10) не подлежат сокращению финансирования за счет средств федерального бюджета в текущем году и на очередной плановый год.
В отношении данных государственных программ Российской Федерации предлагается применить механизм материального стимулирования результативности деятельности в текущем году (распределить фонд материального стимулирования).
2. Государственные программы Российской Федерации, которые занимают в рейтинге эффективности (по итогам оценки за три последних отчетных года) места с 6 по 32 (как вариант - с 11 по 32) подлежат оптимизации бюджетных расходов путем сокращения финансирования за счет средств федерального бюджета (пропорционально занимаемым местам в рейтинге эффективности).
В отношении данных государственных программ Российской Федерации механизм материального стимулирования результативности деятель-
ности предлагается применить частично (фонд материального стимулирования предлагается распределить из оставшихся средств, которые не были распределены между государственными программами согласно п. 1 настоящего Правила, пропорционально их местам в рейтинге эффективности).
3. Государственные программы Российской Федерации, которые занимают в рейтинге эффективности (по итогам оценки за три последних отчетных года) последние 5 мест (с 33 по 37) подлежат пересмотру (переутверждению) в текущем году, включая корректировку целей, задач, структуры (подпрограмм, основных мероприятий), состава ответственных исполнителей, соисполнителей и участников (включая персоналии), а также подлежат оптимизации бюджетных расходов путем сокращения финансирования за счет средств федерального бюджета (пропорционально занимаемым местам в рейтинге эффективности).
В отношении данных государственных программ Российской Федерации механизм материального стимулирования результативности деятельности в текущем году предлагается не применять (фонд материального стимулирования не распределять).
При этом при проведении оптимизации бюджетных расходов предлагается не затрагивать публичные нормативные обязательства и обязательства по внешнему долгу.
Важной задачей при применении Правила является оценка лимитов расходов по государственным программам исходя из оценки эффективности их реализации в 20132014 годах.
Как показал проведенный статистический анализ предложенные Минфином России лимиты расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ в 2016 и 2017 году не связаны с оценкой эффективности их реализации в 2014 году. Так, коэффициент корреляции между степенью достижения целевых значений показателей государственных программ в 2014 году и предложенным уровнем
финансирования государственной программы (в % к объемам, утвержденным Федеральным законом № 384-ФЗ от 01.12.2014), в части лимитов на 2016 год составляет -0,03 (связь отсутствует), на 2017 год: -0,20 (слабая отрицательная зависимость, т.е. чем выше степень достижения показателей, тем больше сокращения).
С учетом предлагаемого выше подхода (Правила), предлагается учитывать среднюю степень достижения показателей при распределении лимитов расходов федерального бюджета по государственным программам. С учетом того, что реализация большинства государственных программ началась с 2013 года, целесообразно учитывать среднюю степень достижения показателей реализации государственных программ в 2013 - 2014 гг.
По итогам 2014 года, средняя степень достижения показателей государственных программ составила 91,2%, по итогам 2013 года -91,1%.
Наибольшая степень достижения целевых значений показателей в 2013-2014 гг. отмечается по следующим государственным программам, по которым предлагается не проводить сокращения бюджетных расходов:
- «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (99,1%)
- «Социальная поддержка граждан» (98,9%)
- «Развитие здравоохранения» (98,0%)
- «Охрана окружающей среды» (97,1%)
- «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (96,7%).
Предусмотренное лимитами Минфина России сокращение расходов по данным (наиболее эффективно реализуемым) государственным программам (-149983240,00 тыс. руб. в 2016 году, -146555707,20 тыс. руб. в 2017 году) предлагается распределить между менее эффективными государственными программами.
Высокая степень достижения показателей (98,9%) отмечается и по государственной программе
«Доступная среда», срок реализации которой завершается в 2015 году.
С учетом низкой степени достижения целевых значений показателей в 2013-2014 гг. требуется реструктуризация следующих государственных программ:
- «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы (средняя степень достижения показателей - 75,4%);
- «Информационное общество (2011-2020 годы)» (средняя степень достижения показателей 83,1%);
- «Юстиция» (84,3%);
- «Управление федеральным имуществом» (85,3%);
- «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (85,5%).
С учетом выбранного подхода, увеличение расходов, например, на реализацию государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» в 2016 году представляется необоснованным: средняя степень достижения целевых значений показателей государственной программы в 2013 - 2014 гг. составила 89,7%, что ниже среднего значения по всем государственным программам.
3. Заключение
Результаты статистического исследования результативности реализации государственных программ Российской Федерации позволили выявить 3 основные группы государственных программ Российской Федерации, которые могут учитываться при рассмотрении вопросов оптимизации бюджетных расходов.
Первая группа включает в себя 5 государственных программ Российской Федерации, с наибольшей степенью достижения целевых значений показателей в 2013-2014 гг. По этой группе государственных программ предлагается не проводить сокращение бюджетных расходов.
Вторая группа включает в себя 5 государственных программ, с наименьшей степенью достижения целевых значений показателей в 2013-2014 гг. По этой группе государственных программ предлагает-
Экономика, Статистика и Информатика
101
№4, 2015
ся провести их реструктуризацию и сократить бюджетные расходы.
Третья группа включает в себя все остальные государственные программы, в отношении которых проводится сокращение бюджетных расходов пропорционально их месту в рейтинге по степени достижения целевых значений показателей в 2013-2014 гг.
На основе результатов исследования было сформулировано специальное Правило бюджетной эффективности, которое позволит учитывать результативность реализации государственных программ Российской Федерации расходов в процессе рассмотрения вопросов оптимизации бюджетных расходов.
Литература
1. Добролюбова Е.И., Клочко-ва Е.Н. Эффективность реализации государственных программ как фактор развития современного общества // Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 256-260.
2. Александров О.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Мониторинг внедрения управления по ре-
зультатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012, № 3, С. 135-146.
3. Добролюбова Е.И., Южаков
B.Н., Александров О.В. Внедрение управления по результатам в рамках реализации административной реформы в Российской Федерации: на пути к созданию новой модели государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2.
C. 28-47.
4. Южаков В.Н., Александров О.В., Добролюбова Е.И., Клочко-ва Е.Н. Внедрение управления по результатам в деятельность органов государственной власти: промежуточные итоги и предложения по дальнейшему развитию. - М.: «Дело», 2014 - 176 с.
5. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Методологические подходы к оценке государственных программ // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. С. 93-97.
References
1. Dobrolyubova E.I., Klochkova E.N. Public Programs Performance as
a Factor for Modern Public Development. // Values and Interests of Modern Society. Proceedings of International Conference. 2013. P. 256-260.
2. Alexandrov O.V., Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V.N. Monitoring of Implementation of Performance Management in Public Bodies Activities. // Voprosy gosudarstven-nogo i municipalnogo upravlenia. 2012, No. 3
3. Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V. N., Alexandrov O.V Implementing Performance Management in the Framework of Administrative Reform in the Russian Federation: On the Way to the New Public Administration Model // Voprosy gosudarstvennogo i municipalnogo upravlenia. 2014. No. 2. P. 28-47.
4. Yuzhakov V.N. Alexandrov O.V, Dobrolyubova E.I., Klochko-va E.N. Implementing Performance Management in Public Administration Activity: Interim Results and Proposals for Further Development. Moscow, "Delo", 2014.
5. Sadovnikova N.A., Klochkova E.N. Methodological Approaches to Evaluation of Public Programs // Teoria i praktika obschestvennogo razvi-tia. 2014. No. 7. P. 93-97.