Научная статья на тему 'Использование результатов обучения при разработке образовательных программ'

Использование результатов обучения при разработке образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / LEARNING OUTCOMES / COMPETENCES / POINT-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустин Юрий Иванович

Результаты обучения играют важную роль в процедурах оценки качества аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений. В статье рассматриваются современные подходы к оценке результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капустин Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF LEARNING OUTCOMES WHEN DESIGNING EDUCATIONAL PROGRAMS

Learning outcomes play an important role in the quality assessment procedures for the accreditation of educational programs and educational institutions. The article considers the modern approaches to the assessment of learning outcomes.

Текст научной работы на тему «Использование результатов обучения при разработке образовательных программ»

УДК 378

Капустин Ю.И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Капустин Юрий Иванович, д.п.н., профессор кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии, e-mail: [email protected];

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047 Москва, Миусская пл., 9

Результаты обучения играют важную роль в процедурах оценки качества - аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений. В статье рассматриваются современные подходы к оценке результатов обучения.

Ключевые слова: результаты обучения, компетенции, балльно-рейтинговая система.

THE USE OF LEARNING OUTCOMES WHEN DESIGNING EDUCATIONAL PROGRAMS

Kapustin Y.I.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

Learning outcomes play an important role in the quality assessment procedures for the accreditation of educational programs and educational institutions. The article considers the modern approaches to the assessment of learning outcomes.

Keywords: learning outcomes, competences, point-rating system.

Результаты обучения - это формулировка того, что должен будет знать, понимать и/или быпъ в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения или его части. При этом не следует воспринимать понятие «результаты обучения» как противоположное термину «компетенция». Скорее, это проекции единого деятельностного подхода к определению назначения образовательного процесса. Главным моментом является способность вытускника программы эффективно реализовать в профессиональной деятельности, приобретенные во время обучения знания, умения, опыт, личные качества и установки. Понятие компетенции в европейской практике чаще связывают с конкретной личностью -носителем компетенции, который может продемонстрировать ее эффективное использование в реальной практике, тогда как термин «результаты обучения» обычно используется применительно к образовательной программе. Заданные результаты обучения направлены на формирование определенных компетенций, отражающих цель программы, ее желаемый результат, достижение которого может быть оценено лишь по успешности производственной деятельности специалиста. Достижение же сформулированных результатов обучения уровня программы или модуля является обязательным условием успешного освоения модуля или программы в целом и подтверждается путем проведения конкретных оценочных процедур.

Оценка достижения результатов обучения является важнейшей составной частью проектирования и реализации образовательных программ, обеспечения их качества. Уже на стадии проектирования образовательной программы результаты обучения описываются таким образом, чтобы их можно было оценивать. Все результаты обучения должны поддаваться оцениванию. В противном случае они не отвечают своему назначению и должны быть признаны негодными. Здесь необходимо определить, какие индикаторы и критерии подходят для оценивания ожидаемых результатов обучения.

На практике разработка и использование результатов обучения, критериев их оценки, установление связей между результатами обучения, стратегиями преподавания, учебной деятельностью студентов и оценочными заданиями - довольно трудоемкая и непростая задача для преподавателя, требующая постоянного мониторинга, сбора сведений, корректировки и оценки. Поэтому до сих пор в преподавательском сообществе нет ясности в методологии оценивания компетенций (результатов обучения), отсутствует единство взглядов относительно разработки педагогических измерительных материалов для их оценки.

В качестве методологической основы деления результатов обучения на группы часто рассматривается предложенная в 1956 году Бенджамином Блумом таксономия, которая представляет собой классификацию или категоризацию уровней мыслительной деятельности в процессе обучения [1]. Предложенная схема предполагает

взаимообусловленный, в основном последовательный путь восхождения от более простого к сложному по шести основным ступеням: «Знание» (запоминание информации) - «Понимание» (понимание этой информации) - «Применение» (применение знаний) -«Анализ» (понимание через декомпозицию знаний) -«Синтез» (понимание через соединение частей знаний в единое целое) - «Оценка» (способность к критическим суждениям на основе прочных знаний).

К данной структуре прописан соответствующий список активных глаголов действия, которые могут быть успешно использованы для формулирования результатов обучения свидетельствующих о достижении определенной ступени иерархии (таблица 1).

Кроме когнитивной, наиболее проработанной сферы, аналогичные подходы описаны, и могут быть использованы в формулировании результатов обучения в эмоциональной и психомоторной (охватывающей физические навыки) сфере. В качестве примера приведем соответствие принятой в университетах Великобритании градации результатов обучения сферам таксономии Блума (таблица 2).

Таблица 1. Примеры глаголов, используемых для описания результатов обучения

Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка

Цитировать Определить Применить Анализировать Систематизировать Осуществить оценку

Перечислить Выделить Рассчитать Оценить Собирать, монтировать Убедить

Дать определение Объяснить Классифицировать Сравнить Осуществить компиляцию Выбрать

Изобразить Находить различие, характеризовать Демонстрирова ть доказать Распределить по категориям Сочинять, писать Сравнивать и находить отличия

Идентифицир овать Обсуждать, рассматривать в деталях Инсценировать Полемизировать, оспаривать Контруировать придумывать Критиковать

Составить список Сделать сообщение Модифицирова ть Вывести Создать, производить Определять, устанавливать, принимать решение

Назвать Интерпретироват ь Исследовать Подразделить Разрабатывать модель Определять стоимость

Указать Сделать обзор Изменить Изобразить схематически Алгоритмизировать Составлять мнение

Таблица 2. Группы результатов обучения и таксономия Блума

Группы результатов обучения Сферы (домены) таксономии Блума

Знание и понимание Знание, Понимание (уровни когнитивной сферы)

Интеллектуальные способности Применение, Анализ, Синтез, Оценка (Уровни когнитивной сферы)

Практические навыки 5-7 уровней психомоторной сферы

Личностные (ключевые) компетенции 5 уровней эмоциональной сферы

Более поздние таксономии образовательных результатов были разработаны с опорой на достижения когнитивной психологии и педагогики (В.П. Беспалько , В.П. Симонов и др.).

Следует помнить, что результаты обучения по программе должны соответствовать выбранному уровню образовательной программы (прикладной бакалавриат, академический бакалавриат, магистратура, аспирантура). Соответствие требований к результатам обучения на разных уровнях в Европе задается Дублинскими дескрипторами (www.jointquality.org) и Национальной рамкой квалификаций. Дублинские дескрипторы описывают нарастающие требования к результатам обучения для каждого уровня образовательной программы по пяти основным группам: знание и понимание; применение знания и понимания; вынесение суждений; коммуникативные умения; умение самостоятельного обучения.

Диагностика и оценка степени сформированности компетенций достаточно сложная проблема, требующая

комплексного подхода. Не существует универсального и адекватного измерения и оценивания, которые были бы применимы ко всем результатам обучения. В связи с этим может возникнуть необходимость в использовании нескольких методов одновременно. Однако и в этом случае не все результаты обучения можно оценить объективно. Для оценки многофункциональных и надпредметных компетенций необходимы комплексные измерители, оценочные шкалы, интеграция в единое целое компонентов, оцениваемых по различным количественным и качественным шкалам.

Например, в балльно-рейтинговой системе обучение контролируется и оценивается поэтапно в установленные сроки, при этом фиксируются промежуточные результаты обучения по дисциплине/модулю. Оценочные баллы накапливаются постепенно, оценка складывается по результатам текущего, промежуточного и итогового контроля (таблица 3), поэтому 100-балльная шкала вполне подходит для формирования итоговой оценки.

Таблица 3. Принципы оценивания в балльно-рейтинговой системе

Оцениваемый компонент программы (дисциплина, модуль) Текущий контроль и оценка в баллах Итоговый контроль (экзамен, зачет) Суммарная максимальна я оценка

1 2 3 Дополнительный опрос, поощрительные баллы

Дисциплина 1 0-15 0-15 0-15 0-15 0-40 макс. 100

Дисциплина 2 0-20 0-20 0-20 отс. 0-40 макс. 100

Дисциплина N 0-15 0-15 0-15 0-15 0-40 макс. 100

В европейской шкале оценивание носит пороговый характер (минимальные требования к результатам обучения, количество начисляемых кредитов не зависит от оценки выше пороговой), успеваемость выше порогового уровня, характеризующая качество результатов обучения, должна дифференцироваться и прописываться в виде четких и ясных, прежде всего

студенту, критериев оценивания (оценок). Для этого используется «оценочная таблица», отображающая достижение определенного критериального уровня. Оценка по критериям позволяет дифференцировать суммарную оценку по составляющим ее компонентам, дает возможность студенту ясно представлять те аспекты модуля или дисциплины, в котором у него

имеются пробелы в обучении, мотивирует студента на достижение более высокого уровня освоения учебного материала. Здесь нет жесткой, формальной временной привязки оценивания. Результаты оцениваются на выходе обучения, целостно, по итогам прохождения раздела, дисциплины или модуля.

Совершенно очевидно, что для оценивания результатов необходимы некоторые инструменты. Этот инструментарий, во-первых, включает средства прямого оценивания достижений студента, насколько они успешны с точки зрения его обучения и развития на основе имеющегося потенциала. Во-вторых, средства косвенного оценивания (портфолио и образцы работ, последующие наблюдения за выпускниками, мнения работодателей, собственные сообщения выпускников о карьерном росте). Средствами прямого оценивания выступают успеваемость в процессе обучения, предусмотренные экзамены и другие методы контроля, эффективность профессиональной деятельности (практики, стажировки), тестирование третьей стороной (например, представителями работодателей). Однако простого выставления отметки недостаточно. Отметка указывает лишь на общий уровень компетенции. Для выявления сильных и слабых сторон конкретных результатов обучения необходимо использовать широкий набор оценочных средств (экзамены, эссе, защита своей позиции при публичной сдаче результатов проекта, выступления на студенческих конференциях и др.) и определенные принципы выставления баллов, весовые коэффициенты оценки той или иной составляющей компетенции. В формировании компетенций будущего инженера, как показывает практика, существенное значение имеют очные контакты с преподавателем или группой преподавателей при оценочных испытаниях. Такая практика, к сожалению, избыточно часто заменяется разного рода письменными и тестовыми заданиями, что лишает студента практики коммуникации в сложной обстановке экзамена.

Установление связей между результатами обучения, стратегиями преподавания, учебной деятельностью студентов и оценочными заданиями - сложная задача. Для ее решения используются различные модели. Модели для оценки строятся с различной степенью детализации и могут включать: оцениваемые результаты обучения, компетенции, их компоненты, измеряемые параметры; оценочные задания; критерии оценивания, которые могут использоваться как для оценивания результатов обучения, так и для описания уровней овладения результатами

обучения/компетенциями; критерии выставления отметки (индикаторы), которые определяют точное качество достижения результата и характеризуют относительную эффективность работы каждого студента; описание (дескрипторы), характеризующее уровень развития оцениваемого параметра при том или ином значении индикатора.

При построении модели важно определить, какие результаты обучения будут оцениваться, можно ли их достоверно и объективно оценить.

Далее необходимо сформировать совокупность оценочных заданий, т.е. то, что применительно к российскому высшему образованию называется «фондом оценочных средств». Здесь важно выявить наиболее существенное в оцениваемой компетенции, определить, какие элементы подготовки (знания, умения, навыки) студент может и должен продемонстрировать.

На третьем шаге определяются требования, критерии оценки, свидетельствующие об успешности оценивания. Критерии должны быть четко сформулированными, ясными, надежно и эффективно измеряемыми или оцениваемыми. Например, для компетенции «Способность к проектной работе», критериями оценивания являются: способность экспериментировать (обучение посредством действия); многосторонность мышления (способность решать проблемы с использованием разных стилей мышления); независимость обучения (самомотивация в приобретении дальнейших знаний, навыков и интересов); критическое мышление (способность оценивать собственный процесс познания, чтобы делать улучшения).

Четвертым этапом задаются индикаторы, численно характеризующие уровень владения оцениваемым компонентом подготовки, и описание уровня развития оцениваемого параметра при том или ином значении индикатора. Здесь описание также должно быть простым и однозначным, понятным студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам.

При определении уровня сформированности компетенций, владения компонентом важна всесторонняя оценка обучающегося. Сам студент в рамках самооценки может определить способность к критическому анализу, рефлексии; сокурсники -оценить работу в команде, к выполнению совместных проектов; преподаватель - провести традиционную оценку знаний, способность студента к учебно-научной деятельности; руководители практики - оценить достижения студента по применению приобретенных компетенций в практической деятельности в реальной организации; работодатель - неформально участвовать в оценке учебных проектов студентов, в приеме студенческих проектов и экзаменов, в работе государственных экзаменационных комиссий.

Как правило, в зависимости от размера модуля формулируют 5-7 результатов обучения, принимая во внимание необходимость ясного представления об их оценке, причем ясность оценки и ее критерии должны быть доступны не только преподавателю, но и студенту.

Список литература 1. Benjamin Bloom's Taxonomy of Learning Domains -Cognitive, Affective, Psychomotor Domains -design and evaluation toolkit for training and learning http:// www.businessballs.com/bloomstaxonomyoflearningdomain s. htm#bloom's%20taxonomy%20overview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.