МИР БИБЛИОТЕК
Научная статья
УДК 001.89:378.602
https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-79-90
Использование результатов научных исследований
для реализации образовательных программ по направлению
«Библиотечно-информационная деятельность»
А. Ш. Меркулова'^', С. В. Савкина
Меркулова
Альмира
Шевкетовна,
Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия, кандидат педагогических наук, доцент
ORCID: 0000-0002-4533-9257 e - mail: [email protected]
Савкина
Светлана
Владимировна,
Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово, 650056, Россия, кандидат педагогических наук, доцент
ORCID: 0000-0002-3765-4716 e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2021 Получена после доработки 14.11.2021 Принята для публикации 17.11.2021
Аннотация. Научно - исследовательская деятельность - неотъемле -мая составляющая образовательного процесса в вузе. Формирование образовательных программ высшей школы включает не только раз -работку основных составляющих подготовки обучающихся, но и учет научных направлений и исследований в области культуры, в том числе библиотечно -информационной деятельности. Цель статьи - доказать, что существует четкая взаимосвязь между научно -исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно-исследовательской работой студентов и формированием образовательных программ, с апробацией методики анализа этой взаимосвязи. В рамках проведенного исследования проанализированы результаты научно - исследовательской деятель -ности студентов и преподавателей - выпускные квалификационные работы (ВКР) и публикации преподавателей факультета информаци -онных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры (КемГИК); полученные сведения сопоставлены с образовательными программами подготовки бакалавров и магистров библиотечно -информационной деятельности. Проведен анализ тематики ВКР, выявлены ведущие направления студенческих исследова -ний. Представлено соответствие дисциплин учебного плана научным направлениям исследований.
На основе анализа публикаций и онлайн -опроса преподавателей факультета выявлены научные интересы, которые находят отражение в учебном процессе. Рассмотрено влияние результатов научных исследований студентов и преподавателей на формирование и реализацию образовательных программ библиотечно-информационной деятельности. Проведенный анализ научно-исследовательской деятельности на факультете, в соответствии с принятой методикой, показал, что в ходе образовательного процесса используются результаты исследований студентов и преподавателей для модернизации содержания дисциплин, разработки новых курсов, а также программ переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. Авторы доказывают, что существует четкая взаимосвязь между научно- исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно -исследовательской работой студентов и фор -мированием образовательных программ.
Ключевые слова: научно- исследовательская работа, образовательные программы, библиотечно - информационная деятельность, выпускные квалификационные работы, публикации преподавателей Для цитирования: Меркулова А. Ш., Савкина С. В. Использование результатов научных исследований для реализации образовательных программ по направлению «Библиотечно - информационная деятельность» // Библиосфера. 2021. № 4. С. 79-90. https://doi. о^/10.20913/1815-3186-2021-4-79-90.
© А. Ш. Меркулова, С. В. Савкина, 2021
^
Ш I-О х с ш
X
ш
CL
79
Using the Research Results in Implementing Educational Programs for the Direction «Library and Information Activities»
Almira Sh. Merkulova , Svetlana V. Savkina
Merkulova Almira Shevketovna,
Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilov str., 17, Kemerovo, 650056, Russia,
Candidate of Pedagogic Sciences, assistant professor ORCID: 0000-0002-4533-9257 e-mail: [email protected]
Savkina Svetlana Vladimirovna,
Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilov str., 17, Kemerovo, 650056, Russia,
Candidate of Pedagogic Sciences, assistant professor ORCID: 0000-0002-3765-4716 e-mail: [email protected]
Received 31.08.2021 Revised 14.11.2021 Accepted 17.11.2021
Abstract. Research activity is an integral part of the educational process at the university. The formation of educational programs of higher education includes not only the development of the main components of the of students training, but also the consideration of scientific directions and research in the field of culture, including library and information activities. The purpose of the article is to prove that there is a clear relationship between the research activities of university teachers, the research work of students and the formation of educational programs with the approbation of the methodology for analyzing this relationship. Within the framework of the conducted research, the results of the research activities of students and teachers - final qualification papers and publications of teachers of the Faculty of Information and Library Technologies of the Kemerovo State Institute of Culture (KEMGIK) were analyzed; the information obtained was compared with educational programs for bachelor's and mas -ter's degrees in library and information activities. The analysis of the topics of the final qualifying works is carried out, the leading directions of student research are identified. The correspondence of the disciplines of the curriculum to the research directions is presented. Based on the analysis of publications and an online survey of faculty teachers, scientific interests have been identified, which are reflected in the educational process. The influence of the results of students and teachers researchs on the formation and implementation of edu -cational programs of library and information activities is considered. The analysis of research activities at the faculty has shown that in the course of the educational process, the results of students and teachers researches are used to modernize the content of disciplines, develop new courses, as well as retrain -ing and advanced training programs for library staff. The authors prove that there is a clear relationship between the research activities of university teachers, the research work of students and the formation of educational programs. Keywords: research work, educational programs, library and information activities, graduate qualification works, publications of teachers Citation: Merkulova A. Sh., Savkina S. V. Using the Research Results in Implementing Educational Programs for the Direction «Library and Information Activities». Bibliosphere. 2021. № 4. P. 79-90. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2021-4-79-90.
Введение
Подготовка современного высококвалифици -рованного специалиста невозможна без форми -рования научно -исследовательских компетенций. Опыт научно -исследовательской деятельности вузов активно обсуждается в ходе международных, всероссийских и региональных конференций. Для 3 специалистов библиотечно -информационной дея -О тельности проведение научных исследований явля -5 ется важной составляющей профессиональной ос деятельности (Пилко и др., 2014). Как показывает ос анализ зарубежных и отечественных публикаций, 5 специалисты библиотек и студенты библиотеч -ных факультетов активно занимаются научно -исследовательской работой (Савкина, 2020). Так, 80 в работах (Mann, 2015; Squibb, Zanzucchi, 2020;
Hsiao et al., 2020) представлен опыт научно -исследовательской деятельности вузов и библио -тек Великобритании, США, Китая. В публикациях активно изучаются методы, используемые в ходе проведения библиотечных научных исследований. В США (Варганова, 2018) рассматриваются много -образные проблемы, связанные с деятельностью публичных, академических, специальных, школь -ных библиотек, функционирующих как в Америке, так и в других зарубежных странах. При этом чаще всего реализуются исследования с использованием комплекса как традиционных для библиотечной науки методологических подходов и методов, так и новых, заимствованных из других наук и адап -тированных для библиотечных исследований (Beck, 2008; Connaway, Radford, 2017; Heting, 2015; Wildemuth, 2017; Yamaguchi, Richardson, 2018).
В то же время отмечается, что студенты библиотечных факультетов не мотивированы на изучение математики и статистики, что ведет к недостаточному уровню усвоения, воспроиз -ведения и использования полученных знаний в ходе научной работы.
Отечественные образовательные программы высшего образования предусматривают не только разработку основных составляющих образова -тельной подготовки обучающихся, но и учет научных направлений и исследований по подго -товке кадров в области культуры, в том числе биб -лиотечно -информационной деятельности (БИД) (Меркулова и др., 2020; Родионова и др., 2020).
На сегодняшний день содержание вне -дренных ФГОС 3++1 показывает, что научно -исследовательская работа (НИР) как тип дея -тельности представлена лишь в магистерских стандартах, бакалаврские ее теперь не предусма -тривают, в то время как НИР включена в основ -ные направления деятельности библиотек, для которых осуществляется подготовка кадров (Дворовенко, Сбитнева, 2018, 2020).
В то же время библиотеки разных типов рассматривают исследовательскую деятель ность одним из направлений своей научно-методической работы, аналитической дея тельности, оценки достигнутых результатов, осуществления отчетности. Исследовательская деятельность является основой библиотеки, обеспечивает ее соответствие потребностям и ожиданиям пользователей (Качанова, 2016).
В образовательных программах бакалавриата и магистратуры библиотечно -информационной деятельности, как известно, выделяются обя -зательная часть и часть, формируемая обра -зовательной организацией (профильная). Исследования преподавателей Кемеровского государственного института культуры по про -блемам информационной культуры личности, лингвистического обеспечения, реализации технологического подхода к библиотечному про -изводству нашли отражение в обязательной части образовательной программы бакалав риата в дисциплинах «Информационная куль -тура личности», «Лингвистические средства библиотечно - информационных технологий», «Библиотечно - информационные технологии». В то же время формирование образователь -ной программы в части дисциплин, формируемых образовательной организацией, также связано с научными исследованиями, что позво -ляет в программе отразить результаты научно -
1 Федеральный государственный образовательный стан -дарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно -информационная деятельность» / утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации 11.08.2016 № 1001. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
исследовательских работ, проводимых преподавателями (Меркулова и др., 2020).
Проведенное авторами апробирование методики анализа взаимосвязи между научно -исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно исследовательской работой сту дентов позволяет формировать образователь ные программы в соответствии с актуальными направлениями библиотечной деятельности.
Методология
Авторами статьи было решено обратиться к научно - исследовательской деятельности студентов и преподавателей института, чтобы выявить, как результаты научных исследований влияют на формирование и реализацию обра -зовательных программ в области библиотечно -информационной деятельности.
В ходе исследования использовался метод анализа результатов научно - исследовательской деятельности студентов (выпускных квалифи -кационных работ) и преподавателей (публика -ций). Для обоснования взаимосвязи результатов научно - исследовательской работы с образова -тельным процессом был проведен сопостави тельный анализ выпускных квалификационных работ и публикаций преподавателей с образо -вательными программами подготовки бакалав -ров и магистров библиотечно -информационной деятельности.
Результаты исследования
Нами была проанализирована тематика выпускных квалификационных работ бакалав -ров и магистрантов направления «Библиотечно -информационная деятельность» с 2017 г. Было выделено 26 направлений научных исследований обучающихся. Выделенные направления были соотнесены с дисциплинами учебного плана. Установлено, что исследования, соответствую -щие дисциплинам обязательной (базовой) части учебного плана, составляют 60 % от общего количества, а профильной части - 40% (рис. 1).
Из этого следует, что научно-исследовательская работа по данному направ -лению подготовки в целом равномерно охваты -вает образовательную программу. Преобладание исследований, соответствующих дисциплинам обязательной части, свидетельствует о значимо -сти для учебного процесса развития основных дисциплин, формирующих ключевые компетен -ции при подготовке обучающихся (Сбитнева, 2020; Сбитнева, Дворовенко, 2020).
Отдельно следует выделить тематику выпуск -ных квалификационных работ по профилю «Технология автоматизированных библиотечно -информационных систем». Бакалаврские работы
ш I-О х с ш
X
ш
CL
Рис. 1. Соотношение направлений научно - исследовательской работы студентов
с дисциплинами учебного плана Fig. 1. Correlation of areas of students researches with the disciplines of the curriculum
носят прикладной характер и направлены на разработку электронных информационных ресурсов для различных учреждений культуры и образования (электронные коллекции, путе -водители, сайты, библиографические указатели, выставки и др.). Кроме того, выпускные квали -фикационные работы (100 %) охватывают сразу несколько дисциплин профильной части учеб -ного плана, отражающих технологию проекти -рования информационных ресурсов.
Анализ тематики выпускных квалификацион -ных работ позволил установить приоритетные научные направления, представляющие инте -рес для студентов и преподавателей. Это такие направления, как:
• развитие вопросов продвижения библио -течных продуктов и услуг,
• библиотечная работа с особыми группами пользователей,
• привлечение к чтению,
• разработка и использования электронных информационных продуктов,
Краеведческая деятельность Привлечение к чтению Библиотечная работа с особыми группами...
Социокультурная и досуговая...
Проектная деятельность библиотек Деятельность библиотеки в социальных...
Оценка качества библиотечных...
Мультимедийные продукты библиотеки Разработка библиографических продуктов Дистанционное обслуживание Аналитическая и отчетная деятельность...
Воспитательная работа библиотеки о Библиотечная реклама
ос Управленческая деятельность...
| АБИС
>- Методическая деятельность библиотеки
< Повышение квалификации библиотекаря
щ Библиотечный маркетинг
• краеведческая работа библиотек,
• виртуальные формы коммуникации с пользователем, дистанционное обслуживание,
• оценка качества библиотечных процессов (рис. 2).
Небольшой хронологический охват не позво -ляет в полной мере проследить динамику изме -нений приоритетных направлений исследований. В то же время в рамках другого исследования (Савкина, 2019) была проанализирована тема -тика ВКР, касающихся непосредственно библио -течно -информационного обслуживания, с 1995 по 2019 г. Поскольку дисциплина «Библиотечно -информационное обслуживание» относится к базовой части профессионального цикла дис -циплин, предусмотренных ФГОС ВО, и явля -ется неотъемлемой составляющей в подготовке квалифицированных библиотечных кадров, тематику ВКР в рамках данного направления можно привести в качестве примера изме -нений интересов студенческих исследований. Согласно результатам исследования, научно
9,1% 8,5% 8,4%
6,1% 5,4%
— 5,3% 4,6%
4,5%
3,9%
3,8%
3,1%
Рис. 2. Направления исследований в выпускных квалификационных работах студентов Fig. 2. Directions of researches in the students' graduate qualification works
исследовательский интерес студентов КемГИК по вопросам библиотечно - информационного обслуживания сместился от обслуживания кон -кретных пользовательских групп и взаимодей -ствия библиотекаря и пользователя в сторону предоставления библиотечных услуг в электрон -ной форме.
Так, до 2004 г. преобладали работы, отражав -шие обслуживание отдельных категорий пользо -вателей, преимущественно специалистов опре -деленных отраслей. С 2004 по 2009 г. отмечается интерес к изучению обслуживания пользова -телей детских библиотек. В этот же период зна -чительно увеличилось количество работ, рас крывавших обслуживание пользователей в электронной среде, при этом остальной ассор -тимент услуг практически не рассматривался. До 2009 г. можно отметить высокий процент работ, посвященных взаимодействию пользо вателя и библиотекаря, личности библиотекаря. Начиная с 2010 г. произошло снижение интереса к данному аспекту, а с 2015 г. встречалось только в единичных работах. В это же время отмеча -лось увеличение работ по маркетингу и рекламе библиотечных услуг. С 2010 г. виден значитель -ный рост выпускных квалификационных работ, касающихся обслуживания в электронной среде, студентами рассматриваются новые виды услуг и формы их предоставления. С 2015 г. можно отметить появление тем, связанных с предостав -лением библиотечных услуг посредством соци -альных сетей. В то же время, как показало наше исследование, интерес к этому аспекту в настоя -щий момент снижается. Наблюдается значитель -ный рост работ, посвященных подготовке биб -лиотечных продуктов в электронном формате. Можно предположить дальнейшую популяр -ность данного аспекта в связи с появлением новых и развитием существующих электрон -ных продуктов и услуг, предоставляемых поль -зователям (Савкина, 2018).
Выявленная тематика исследовательских направлений ВКР была соотнесена с дисциплинами учебного плана (табл. 1). Количество выпускных квалификационных работ по теме, соответствующей определенному направлению и дисциплине, напрямую зависит от количе -ства студентов в рассматриваемый год обуче -ния и количества тем, закрепленных за кон -кретным преподавателем, но в то же время выделить основные направления в каждый из анализируемых учебных годов представля -ется сложным.
Так, в 2017 г. темы ВКР были направлены на изучение продвижения библиотечных про -дуктов и услуг, маркетинговой деятельности библиотек, использование виртуальных кана -лов для продвижения библиотечных про дуктов и услуг, разработку отдельных форм
электронных информационных продуктов, разработку краеведческих продуктов, обслуживание особых категорий пользователей. Приоритетные темы 2018 г. - информацион -ное обслуживание отдельных групп пользова -телей, в том числе детей, оценка использования библиотечных ресурсов, электронные каналы взаимодействия с пользователем. 2019 г. -популяризация библиотечного обслужива -ния, привлечение к чтению, библиотечная реклама, аналитическая деятельность библио -теки, библиотечная работа с детьми и моло -дежью, работа библиотеки в виртуальном пространстве. В 2020 г. - краеведческая дея -тельность, электронные продукты библиотек, анализ пользовательских запросов, удовлетво -ренность пользователей, проектная деятель ность библиотек, работа библиотеки с детьми и молодежью.
Можно отметить рост выпускных квалифика -ционных работ по краеведческой деятельности, привлечению к чтению, работе с отдельными группами пользователей, проектной деятель ности библиотек, дистанционному обслужи -ванию. Снижение интереса можно выявить по направлениям работы библиотеки в соци -альных сетях и разработке библиографических продуктов. Результаты предыдущего иссле дования дают основание предположить даль нейший рост интереса к изучению продуктов и услуг, предоставляемых в электронном фор -мате, использованию современных информаци онно - коммуникационных технологий в библио -течно информационной деятельности.
Представленные в таблице 1 результаты свидетельствуют не только о росте интереса к той или иной проблематике, но и, как рас -смотрено далее, имеют непосредственную связь с научно-исследовательской деятельностью преподавателей (рис. 3) и, как след -ствие, - оказывают влияние на формирова -ние содержания существующих дисциплин образовательной программы, а также создание и внедрение новых. Например, ВКР по крае -ведческой деятельности библиотек нашли свое отражение в совершенствовании курса «Информационное обеспечение региональных потребностей». В то же время сформиро -вавшееся научное направление по библиотеч -ному краеведению в рамках ВКР кандидатских, докторских диссертаций позволило включить в образовательную программу магистратуры ранее не изучаемую дисциплину «Библиотеч -ное краеведение». Кроме того, представленные направления исследований также находят свое применение в организации и проведении кур -сов повышения квалификации библиотечных кадров. Например, в рамках Центра дополнительного профессионального образования
ш I-О х с ш
X
ш о.
2 LIBRARY WORLD
Таблица 1. Соответствие учебных дисциплин научным направлениям исследований
Table 1. Correspondence of academic disciplines to the directions of research
Дисциплина Направление исследования ВКР Количество (%)
учебного плана 2020 г. всего 2017 2018 2019 2020
Информационное обеспечение региональных потребностей (ИОРП) Краеведческая деятельность 9,1 2,3 0,8 3 3
Библиотечно-информационное обслуживание Привлечение к чтению 8,5 1,5 0,8 1,5 4,7
Библиотечно-информационное обслуживание, Библиотечно-информационное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья, Обслуживание в детских и школьных библиотеках Библиотечная работа с особыми группами пользователей 8,4 1,5 2,3 2,3 2,3
Библиотечно-информационное обслуживание Социально-культурные технологии в библиотеке Социокультурная и досуговая деятельность библиотек 6,1 2,3 0,8 1,5 1,5
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности, Связи с общественностью и реклама, Библиотечно-информационное обслуживание, Мультимедийные технологии Деятельность библиотеки в социальных сетях 5,4 1,5 - 3,9 -
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Проектная деятельность библиотек 5,4 0,8 0,8 1,5 2,3
Библиотечно-информационное обслуживание, Автоматизированные библиотечно-информационные системы, Справочно-поисковый аппарат библиотеки, Менеджмент библиотечно-информационной деятельности, Библиотечный фонд Оценка качества библиотечных процессов, продуктов и услуг 5,3 0,8 1,5 1,5 1,5
Библиографическая деятельность библиотеки, Аналитико-синтетическая переработка информации, Мультимедийные технологии Разработка библиографических продуктов 4,6 3 0,8 - 0,8
Мультимедийные технологии, Библиотечно-информационное обслуживание Мультимедийные продукты библиотеки 4,6 2,3 - 1,5 0,8
Информационная аналитика, Информационно-аналитические продукты и услуги Аналитическая и отчетная деятельность библиотеки 4,5 1,5 - 3 -
Библиотечно-информационное обслуживание Дистанционное обслуживание 4,5 - - 1,5 3
Связи с общественностью и реклама, Фандрайзинг в библиотеке Библиотечная реклама 3,9 1,5 0,8 0,8 0,8
Окончание табл. 1
Дисциплина Направление исследования ВКР Количество (%)
учебного плана 2020 г. всего 2017 2018 2019 2020
Отраслевые информационные ресурсы, Библиотечно-информационное обслуживание Работа библиотеки по формированию здорового образа жизни, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание 3,9 1,5 0,8 0,8 0,8
Автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС) Выбор и внедрение АБИС, автоматизированные библиотечно-информационные технологии 3,8 1,5 0,8 1,5 -
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности Управленческая деятельность библиотеки, библиотечные кадры 3,8 - 0,8 1,5 1,5
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности, Фандрайзинг в библиотеке Библиотечный маркетинг 3,1 1,5 0,8 0,8 -
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности Повышение квалификации библиотекаря 3,1 - 1,5 0,8 0,8
Инновационная и методическая деятельность библиотеки Методическая деятельность библиотеки 3,1 - 0,8 1,5 0,8
Связи с общественностью и реклама Профориентация 1,6 0,8 - - 0,8
Библиотечный фонд Комплектование фонда 1,6 0,8 0,8 - -
Информационная культура личности Информационная культура личности 1,6 0,8 - 0,8 -
Аналитико-синтетическая переработка информации Технологии аналитико-синтетической переработки информации 0,8 0,8 - - -
Библиотековедение Волонтерская деятельность 0,8 - - - 0,8
Связи с общественностью и реклама, Маркетинг библиотечно-информационной деятельности Средства массовой информации 0,8 - - - 0,8
Библиотековедение Вузовские библиотеки 0,8 - - - 0,8
Справочно-поисковый аппарат библиотеки (СПА), Библиографическая деятельность библиотеки СПА библиотеки 0,8 - - - 0,8
"О
^
о
м р
р
(Я
П р
а
«
К Р
к> о к>
ЧО I
ЧО
о
МИР БИБЛИОТЕК
GC О
>-
ОС <
GC CG
КемГИК включены курсы «Электронные крае -ведческие информационные ресурсы муници -пальных библиотек», «Краеведческая деятель -ность библиотек»2.
Далее мы обратились к научным публикациям преподавателей факультета, в которых отражены результаты их научно -исследовательской деятель -ности. На основе анализа базы данных публикаций преподавателей КемГИК, электронной биб -лиотеки «eLIBRARY.RU»3 и библиографической базы данных преподавателей кафедры Техноло -гии документальных коммуникаций КемГИК, нами за 2016-2020 гг. было выявлено 169 публикаций. Публикации были сгруппированы на основе условной синонимии в 23 рубрики, содержащие актуальные направления исследований преподавателей. Основная масса публикаций посвящена результатам научных исследований, реализуемых факультетом. Больше всего публикаций посвя -щено созданию и использованию краеведческих информационных ресурсов (11,83 %) и библио -течному краеведению (8,3 %), технологии ана -литико - синтетической переработки информа -ции и библиотечной профессии (7,7 %), методам научно -исследовательских работ (6,51 %). Кроме того, представлены рубрики, объединяющие пуб -ликации по отдельным направлениям образо -вательной деятельности: разработке образова -тельных программ (8,88 %), дистанционному образованию (5,91 %), преподаванию отдель -ных дисциплин (3,55 %), практической подго -товке (1,18%) (рис. 3).
На основе анализа публикаций, выделенных направлений научных исследований и основ -ных профессиональных образовательных про -грамм подготовки бакалавров и магистров библиотечно - информационной деятельности были определены учебные дисциплины, в кото -рых находят отражение результаты научно -исследовательской деятельности преподавате -лей (табл. 2). Например, публикации, входящие в рубрики «краеведческие информационные ресурсы» и «библиотечное краеведение» тесно связаны с учебными дисциплинами «Инфор -мационное обеспечение региональных потреб -ностей» и «Библиотечное краеведение». Пуб -ликации по электронным информационным ресурсам отражают результаты исследований, которые используются в дисциплинах «Фор -мирование баз данных», «Технология созда -ния электронных информационных ресурсов», «Справочно - поисковый аппарат библиотеки», «Сетевые технологии», «АБИС».
Как видно из таблицы 2, небольшое количе -ство авторов в каждой рубрике свидетельствует о конкретных научных интересах у каждого пре -подавателя, в то время как по общим вопросам, касающимся разработки образовательных про -грамм библиотечно -информационной деятель -ности, библиотечной профессии имеет опубли -кованные работы большая часть преподавателей факультета. Дисциплины учебного плана раз -виваются и дополняются благодаря научно -исследовательской деятельности педагогов,
Рис. 3. Количество публикаций преподавателей по направлениям научных исследований Fig. 3. Number of lecturer publications in areas of research
2 Центр дополнительного профессионального образования КемГИК : сайт. URL: https://dpo.kemgik.ru/po (дата обращения: 16.04.2021).
3 eLIBRARY.RU: Информационно-аналитический портал. URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 16.04.2021).
Таблица 2. Соответствие публикационной активности преподавателей факультета дисциплинам учебного плана
Table 2. Compliance of the publication activity of faculty teachers with the disciplines of the curriculum
Рубрика Количество авторов Количество публикаций по годам Учебная дисциплина
всего 2016 2017 2018 2019 0 о 2
Краеведческие информа -ционные ресурсы 6 20 3 2 5 6 4 Информационное обеспечение региональных потребностей, Технология создания электрон -ных информационных ресурсов
Разработка образователь -ных программ 11 15 2 1 2 4 6 Образовательная программа в целом
Библиотечное краеведение 1 14 4 7 5 - - Библиотечное краеведение, Информационное обеспечение региональных потребностей
Технология аналитико -синтетической переработ -ки информации 5 13 2 1 4 1 5 Аналитико - синтетическая переработка инфор -мации
Библиотечная профессия 9 13 1 4 1 1 6 Библиотечная профессиология, Библиотеко -ведение
Методы научно -исследовательской работы 2 11 1 1 5 - 4 Научно -исследовательская работа студентов, Научно -исследовательская деятельность биб -лиотеки, Аналитические технологии
Информационные про -дукты и услуги в библио -течно информационном обслуживании 1 10 4 2 2 1 1 Мультимедийные технологии, Библиотечно -информационное обслуживание
Дистанционное и электронное обучение 1 10 2 1 4 1 2 Все дисциплины
Электронные информационные ресурсы 7 9 1 2 3 2 1 Технология создания электронных информаци онных ресурсов. Формирование баз данных, Справочно -поисковый аппарат библиотеки, сетевые технологии, Автоматизированные библиотечно информационные системы
Медийная грамотность 4 7 2 - 2 1 2 Медиаграмотность. Информационная культура личности
Опыт преподавания отдельных дисциплин 4 6 1 2 1 1 1 История документальных коммуникаций, Отраслевые информационные ресурсы, Теория и методология библиографоведения, Система менеджмента качества библиотеки Библио течно информационное обслуживание
Создание и редактирование аналитических текстов 2 6 2 1 - 1 2 Аналитика текста
Проблемы чтения отдельных групп читателей 5 6 2 1 2 1 - Социология и психология чтения
Медиасреда библиотек 1 5 - - 1 2 2 Медиатехнологии, Сетевые технологии, Маркетинг библиотечно - информационной деятельности
ш i— О x с
LH X LH CL
Окончание табл. 2
Рубрика Количество авторов Количество публикаций по годам Учебная дисциплина
всего 2016 2017 2018 2019 0 о 2
Создание и использование интернет - ресурсов 3 4 2 2 - - - Проектирование интернет -ресурсов. Сетевые технологии
Маркетинг библиотечно - информационной деятельности 1 3 - - 1 1 1 Маркетинг библиотечно - информационной деятельности
Социально - культурная деятельность библиотеки 2 3 - 2 - - 1 Социально культурные технологии в библиотеке, Библиотечно-информационное обслуживание
Сайтостроение и анализ сайтов 3 3 1 - 1 1 - Проектирование интернет - ресурсов
Создание электронных путеводителей 3 3 - 1 2 - - Технология создания электронных информаци -онных ресурсов
Создание электронных коллекций 2 2 1 - - 1 - Технология создания электронных информаци -онных ресурсов
Лингвистические средства библиотечно -информационных технологий 2 2 2 - - - - Лингвистические средства библиотечно информационной технологии, Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно информационных систем
Особенности практики бакалавров библиотечно -информационной деятельности 3 2 2 - - - - Практическая подготовка бакалавров
Формирование библиотечного фонда 1 2 - 1 - - 1 Библиотечный фонд
преподающих дисциплину. Это подтвержда -ется и результатами онлайн - опроса преподавателей факультета, который позволил дать харак -теристику использования результатов научных исследований в образовательном процессе.
В опросе приняли участие 15 (83 %) препо -давателей факультета. При ответе на первый вопрос «Перечислите направления научных исследований, которые Вы проводите в рам -ках преподаваемых дисциплин» преподаватели выделили более 30 направлений. Сгруппировав их, мы получили три крупных группы направле -ний научных исследований, проводимых препо -давателями, которые вписываются в основные профили подготовки кадров для библиотек, -это Информационно - коммуникационные технологии в библиотечно -информационной дея -тельности (18), Информационно - аналитическая деятельность библиотек (6), Отдельные аспекты деятельности библиотек (7).
В ходе опроса нас интересовало, как пре -подаватели используют результаты исследо -ваний в педагогической деятельности. Резуль -таты опроса показали, что 100 % опрошенных
используют данные исследований для совер шенствования лекционного материала по кур -сам. Более 90 % предлагают новые практические задания, примерно столько же разрабатывают новые темы в читаемых дисциплинах. Многие преподаватели не только обновляют материалы курсов, но и внедряют новые методы изучения дисциплин. Кроме того, преподаватели отме -тили, что редактируют презентации к лекциям по читаемым дисциплинам и предлагают резуль -таты своих исследований другим преподавателям.
Заключение
Таким образом, проведенное апробирова -ние методики анализа взаимосвязи между науч -но исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно -исследовательской работой студен -тов показало, что в ходе образовательного про -цесса используются результаты исследований студентов и преподавателей для модернизации содержания дисциплин, разработки новых кур сов, а также в системе переподготовки и повы -шения квалификации библиотечных кадров.
Также необходимо заметить, что некоторые иссле -дования направлены на обмен опытом по фор -мированию образовательных программ, содер -жанию и преподаванию отдельных дисциплин и других видов образовательной деятельности. Все вышесказанное в очередной раз доказывает, что существует четкая взаимосвязь между науч -но -исследовательской деятельностью педагогов вуза, научно -исследовательской работой студен -тов и формированием образовательных программ.
Список источников / References
Варганова Г. В. Научные исследования в библиотечно - информационной сфере: отечественные и зарубежные практики. Санкт- Петербург : С.- Петерб. гос. ин- т культуры, 2018. 208 с. [Varganova GV (2018) Scientific research in the library and information sphere: domestic and foreign practices. Saint Petersburg: St. Petersburg State Inst. of Culture. (In Russ.)]. Дворовенко О. В., Сбитнева Г. И. Научно-исследовательская работа студентов как отражение практических задач региона // Вектор куль -туры Кузбасса. 2018. № 2. С. 76-81 [Dvorovenko OV and Sbitneva GI (2018) Research work of students as a reflection of the practical tasks of the region. Vektor kul'tury Kuzbassa 2: 76-81 (In Russ.)]. Дворовенко О. В., Сбитнева Г. И. Особенности НИР магистров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» // Библиография и книговедение. 2020. № 4. С. 17-23. [Dvorovenko OV and Sbitneva GI (2020) Features of research work of masters in the specialty "Library and information activity". Bibliografiya i knigovedenie 4: 17-23 (In Russ.)]. Качанова Е. Ю. Исследовательская деятельность библиотек: назначение, теоретические основы, тех нология : учеб.-практ. пособие. Хабаровск : ХГИК, 2016. 80 с. [Kachanova EYu (2016) Research activity of libraries: purpose, theoretical foundations, technology: a manual. Khabarovsk: KhGIK. (In Russ.)]. Меркулова А. Ш., Родионова Д. Д. Опыт разработки образовательных программ по укрупненной группе направлений подготовки «51.00.00 Куль -туроведение и социально - культурные проекты» в рамках ФГОС 3++ // Дистанционное обучение: методы и приемы. Нижний Новгород, 2020. С. 160-167 [Merkulova ASh and Rodionova DD (2020) Experience in the development of educational programs for an enlarged group of training areas "51.00.00 Cultural studies and socio- cultural projects" within the framework of the Federal State Educational Standard 3 ++. Distantsionnoe obuchenie: metody i priemy. Nizhny Novgorod, pp. 160-167. (In Russ.)]. Пилко И. С., Тараненко Л. Г., Ли М. Г., Абала-кова О. В. Библиотечно - информационное образование: новые концепции и технологии развития. Москва : Литера, 2014. 300 с. [Pilko IS, Taranenko LG, Lee MG and Abalakova OV (2014) Library and
information education: new concepts and development technologies. Moscow: Litera. (In Russ.)].
Родионова Д. Д., Меркулова А. Ш. Современные тенден -ции подготовки специалистов музеологии и библиотечно - информационной деятельности в контексте цифровизации культур // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 97-105 [Rodionova DD and Merkulova ASh (2020) Modern trends in the training of specialists in museology and library and information activities in the context of digitalization of cultures. Professional'noe obrazovanie vRossii i za rubezhom 4: 97-105. (In Russ.)].
Савкина С. В. Зарубежные журналы информационно -библиотечной проблематики: анализ возможно стей публикации для научно- педагогических работ -ников // Библиотековедение. 2020. № 6. С. 29-41 [Savkina SV (2020) Foreign journals of information and library problems: analysis of publication opportunities for scientific and pedagogical workers. Bibliotekovdenie 6: 29-41. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.25281/0869-608X-2020-69-6-629-641.
Савкина С. В. Интерактивные мультимедий ные продукты библиотек: формирование уме ний технологии подготовки у бакалавров биб-лиотечно- информационной деятельности // Библиосфера. 2018. № 4. С. 119-123 [Savkina SV
(2018) Interactive multimedia products of libraries: formation of skills in training technology for bachelors of library and information activities. Bibliosfera 4: 119-123. (In Russ.)]. DOI: https://doi. org/10.20913/1815-3186-2018-4-119-123.
Савкина С. В. Учебные дисциплины по вопросам библиотечно информационного обслуживания: современное состояние и перспективы развития // Библиография. 2019. № 6. С. 30-42 [Savkina SV
(2019) Educational disciplines on issues of library and information services: current state and development prospects. Bibliografiya 6: 30-42. (In Russ.)].
Сбитнева Г. И. Формирование исследовательских компетенций бакалавров // Развитие кадрового потенциала библиотек в условиях цифровой эконо -мики. Кемерово, 2020. С. 31-37 [Sbitneva GI (2020) Formation of research competencies of bachelors. Razvitie kadrovogo potentsiala bibliotek v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki. Kemerovo, pp. 31-37. (In Russ.)]
Сбитнева Г. И., Дворовенко О. В. Реализация трудо -вых функций бакалавров в дисциплинах учебного плана профиля «Информационно- аналитическая деятельность» // Опыт, проблемы и пути совершенствования подготовки специалистов. Улан-Удэ, 2020. С. 54-59 [Sbitneva GI and Dvorovenko OV
(2020) Implementation of the labor functions of bachelors in the disciplines of the curriculum profile
"Information and analytical activity". Opyt, problemy i puti sovershenstvovaniya podgotovki spetsialistov. Ulan - Ude, pp. 54-59. (In Russ.)].
Beck S (2008) Practical research methods for librarians and information professionals. New York: Neal-Schuman Publ.
Connaway L and Radford M (2017) Research methods
ш I— О s с
LU S LU CL
in library and information science. Santa Barbara; Denver: Libr. Unlimit. Heting Ch (2015) Research methods in library and information science: content- analysis. Library and Information Science Research 37 (1): 36-41. D01:10.1016/j.lisr.2014.09.003. Mann T (2015) The Oxford guide to library research. New
York: Oxford Univ. Press. Squibb SL Davidson and Zanzucchi A (2020) Apprenticing researchers: exploring upper- division students' information literacy competencies. Libraries and Academy 20 (1): 161-185. DOI: https://muse.jhu.edu/ article/747559.
Wildemuth B (2017) Applications of social research methods to questions in information and library science. Santa Barbara: Libr. Unlimit.
Yamaguchi M and Richardson J (2018) Demonstrating academic library impact to faculty: a case study. Digital Library Perspectives 34 (2): 137-150. D01:10.1108/ DLP-09-2017-0034.
Hsiao T- M and Chen K- H (2020) The dynamics of research subfields for library and information science: an investigation based on word bibliographic coupling. Scientometrics 125 (2): 717-737. D0I:10.1007/ s11192-020-03645-9.
oc O
>-
oc <
oc m