_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
5) стринги - всегда выношу их отдельно, для плохо знающих, что это такое, это часть женского туалета, помещающаяся между большим и указательным пальцем, источник инфекции женских половых органов, так как являются своеобразным «мостиком» для инфекции.
После каждого вопроса обязательно идет обсуждение. В конце занятия подводим итоги, закрепляем все опорные точки. Даю тему следующего занятия: доминанта беременности и родов, методы обследования в акушерстве.
Первые несколько занятий дают нам ассоциативные связи с предметом, т.е. плоскостное изображение картинки. Второй и последующие этапы гораздо сложнее это развитие клинического мышления, теперь наша задача придать картинке трехмерность (ощущение, эмоции, чувства), для этого используется методика мозгового штурма.
Наша задача как педагога научить студента не только иметь набор ассоциативных связей, которые дистанцируют студента от реальной модели жизни, а научить его видеть процесс в трехмерном изображении, участвовать в самой ситуации, принимать решение самому, использовать то что мы даем на занятии, и собирать ассоциативные связи в сложную трехмерную модель, приучать их воспринимать себя внутри происходящего, а не дистанцироваться от реальности.
Преодолевать грань между ассоциативной связью, и представить себя в ситуации. Чем чаще преподаватель будет погружать каждого студента в CASE-ACTION (новый термин), тем быстрее студент перешагнет через свои страхи и начнет практически использовать теоретической материал полученный на занятии.
Например: обращаетесь по имени и отчеству к студенту, с реальной ситуацией: подруга его близкого друга на грани суицида, потому что думает что беременна. Мы максимально и намеренно сгущаем краски, для того чтобы вывести студента из состояния равновесия, и начинаем работать. Педагог находится в роли жертвы и сам ведет студента по заранее продуманному коридору ответов и вопросов. Чего мы добиваемся? Четких правильно заданных вопросов, точного алгоритма действий и рекомендаций, и студент по окончании CASE-ACTION начинает понимать, что он действительно, будучи студентом 4 курса может, кому-то помочь. А это и есть наша цель.
Некоторые педагоги осуждают меня, за слишком долгое «жевание» данной темы, но кто подаст им правильную информацию, если не кафедра акушерства и гинекологии?
А это начало всех начал, ликвидация половой безграмотности, обучение с использование деловых игр, заинтересует студента, он с удовольствием будет идти на ваши занятия, зная, что педагог может разбавить зачастую скучный процесс обучения, и посмотреть на все эти вопросы с другой стороны.
Наши молодые специалисты - это наши будущие врачи, основа и начало всех начал.
Клинические кафедры, в частности кафедра акушерства и гинекологии заинтересована подавать материал, который будет практически применен в жизни..
А что может быть важнее?
© Турдиева А.С., 2016
УДК 372.853:371.315.7
Хайруллина Я.А.
Студентка факультета математики и естественных наук, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ YOUTUBE В ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА» КУРСА ФИЗИКИ
Аннотация
В статье представлен обзор информационных ресурсов сети Интернет, который может быть
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
использован в учебном процессе при изучении курса физики, в частности при изучении раздела «Геометрическая оптика». Данные в базе сети «YouTube» предоставляют широкие возможности по использованию ресурсов при изучении основных законов геометрической оптики, которые изучаются как в школьном курсе физики, так и при изучении курса физики в вузе.
Ключевые слова Физика, оптика, геометрическая оптика, ресурсы, Интернет, YouTube.
В настоящее время происходит интенсивное привлечение в систему образования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), основанных на компьютерных сетях. Появление глобальных и локальных компьютерных сетей привело к поиску путей совершенствования учебного процесса путем их использования. Одним из путей решения этой проблемы является использование образовательных ресурсов сети Интернет, в частности для организации обучения физике. Однако глобальная сеть сейчас стала очень обширной, в которой загружено очень большое количество информации. Поэтому для использования полезной для учителя или учащегося информации необходимо хорошо ориентироваться в этом обширном пространстве. В связи с этим имеет смысл организовать учебный процесс так, что одним из творческих заданий будущим специалистам может стать подборка материала по какой-либо теме учебного курса физики, в частности, теме «Геометрическая оптика». Ее изучению отводится серьезное внимание как в школе, так и в вузе, так как является одним из базовых разделов классической физики и является разделом, который, наряду с механикой, исторически как наука начала формироваться очень рано [1, 2]. Использование материалов нашей подборки можно использовать как на занятиях, так и при организации самостоятельной работы обучаемых [3]. Навыки, полученные при разработке своеобразного путеводителя по сети окажутся очень полезными для будущих педагогов в дальнейшей профессиональной деятельности [4].
Целью нашего исследования стало изучение возможностей Интернет-ресурсов по заданной теме для использования в учебном процессе. Для достижения цели была поставлена задача: разработать системную подборку материала из Интернет-ресурса YouTube. Для того чтобы изучить раздел «Геометрическая оптика» в физике, в данном ресурсе предоставлены широкие возможности.
Изучение раздела начинается с основных законов геометрической оптики: закона прямолинейного распространения света, закона независимости световых лучей, закона отражения и закона преломления. При изучении закона прямолинейного распространения света целесообразно воспользоваться ресурсом, размещенным на сайте YouTube «Лучи света» [5]. Видео начинается с показательной части распространения света в различных средах. Показав, как распространяется свет, мы переходим к практике. Рассматривается емкость с водой и разбавленной каплей молока. Мы можем наблюдать, как применяется закон в наблюдаемой ситуации. Приводятся и жизненные примеры, в частности, как узнать высоту дерева, не взбираясь на него.
Переходя к закону отражения, мы воспользовались видео: «Отражение света. Закон отражения света» [6]. Найденное видео отличалось своей емкостью и содержательностью. С самого начала приводятся интересные примеры, доступные в понимании любому учащемуся. Наглядно показаны две среды и то, как луч отражается от их границы. После чего сразу озвучивается закон отражения и вновь иллюстрируется рисунком. Приводится в пример самый распространённый случай с обычным зеркалом и зеркалом с шероховатостями. Здесь мы узнаем о том, что отражение может быть не только зеркальным, но и диффузным. В практической части учат построению отраженных лучей, что является необходимой частью данного раздела. В конце урока идет довольно интересная задача со Сталкером, где необходимо использовать усвоенные знания, чтобы ответить на вопрос: «Под каким углом надо выстрелить в злодея, чтобы заполучить воду обратно?» Иллюстрации данного ресурса позволяют сделать изучение темы «Закон отражения света» более наглядным, понятным и доступным для понимания.
Закон преломления света также очень хорошо рассмотрен в следующем видеоролике «Преломление света» [7]. Здесь мы можем увидеть мультипликационные задачи, объясняющие данный закон очень подробно и интересно. Практическая часть заключается в проведении экспериментов из подручных средств, что облегчает понимание материала и предоставляет возможность самим убедиться в истинности изучаемого закона. Ставится емкость, в нее кладется монета так, чтобы ее не было видно. И тут же создается проблемная
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
ситуация: как только емкость заполняют жидкостью, монета становится видна. Далее идет вторая ситуация с линейкой, погруженной в воду. Таким образом, нам показывают случаи из жизни, которые можно повторить и в домашних условиях. Следом идет теоретическая часть, раскрывающая изучаемый закон и объяснения ситуаций с монетой в стакане, линейки с водой, из которых мы видим, как работает закон.
При изучении сферических зеркал полезными окажутся видеоролики [8, 9], размещенные на YouTube. В видеороликах даются понятия фокуса, фокусного расстояния, оптического центра - все, что необходимо знать по данной теме. Мы наглядно видим, что действительное изображение получается при пересечении самих лучей, и мнимое - при пересечении их продолжений. Так же приводятся примеры, в каких случаях изображения получаются мнимыми, действительными. Перед нами ставится вогнутое сферическое зеркало с изображением стрелки. Увеличивая и уменьшая расстояние между предметом и зеркалом нам демонстрируют, каким будет получаться изображение.
Для того чтобы узнать, как строятся изображения в собирающей линзе, мы воспользовались видео: «Изображение в собирающей линзе» [10]. Видеоролик начинается с практической части: установлен источник света, собирающая линза, и на пути пересечения лучей поставили экран. Далее экран начинают отодвигать, и мы наблюдаем, что четкость изображения увеличивается, рисунок становится перевернутым и осталось точно таким же по своим видимым размерам. Это все перерисовывают в тетрадь и дают возможность учащимся самим проделать этот процесс. И так проделывают всевозможные варианты несколько раз, передвигая экран то ближе, то дальше к источнику света. И действительно, применив эти знания на практике и перерисовав опыты у себя в тетрадях, мы убедились, что в зависимости от того, на каком расстоянии предмет расположен от зеркала, будут меняться и свойства отраженного изображения.
В рассеивающей линзе нами было отобрано видео: «Рассеивающая линза» [11]. Схематически чертится рассеивающая линза с оптической осью и отмеченными на ней фокусами. Рисуют источник света и предполагают всевозможные варианты отраженного изображения. Мы экспериментально смогли убедиться, что где бы не находился предмет, изображение всегда будет мнимым, прямым и уменьшенным. В теоретической части приводятся примеры использования рассеивающих линз. Это могут быть фотоаппараты, микроскопы и др.
Что же касается более подробной информации о сложных оптических приборах, мы смогли их разобрать с помощью видео «Оптика. Оптические приборы» [12]. Видео начинается с разбора фотоаппарата. В пример приводится предмет, который необходимо сфотографировать и как в этот момент действует фотоаппарат для получения изображения. Более простым прибором является лупа. Практика показывает, что для наблюдения за предметом необходимо поместить его между линзой и ее главным фокусом. Оптическим прибором, позволяющим получить при наблюдении малых объектов значительно большее увеличение угла зрения, чем дает лупа, является микроскоп. В теории идет речь о строение микроскопа и то, каким образом мы можем увидеть мелкие объекты увеличенными в несколько раз.
В качестве дополнения к основному материалу может вызвать большой интерес видеоролик про зеркало как огонь возгорания [13]. Это очень показательный и жизненный пример использования сферического зеркала, в котором мы видим, что свет переносит энергию. Поэтому осколки бутылочного стекла, оставленные в лесу, могут действовать как сферические зеркала. И если в фокусе такого зеркала окажется сухая ветка, может произойти пожар.
Таким образом, нами была сделана системная подборка материалов для изучения основ геометрической оптики, который может быть использован как в школе, так и в вузе. Здесь собраны самые интересные и простые для понимании видео с основными понятиями, интересной теорией и практическими задачами. Благодаря жизненным примерам и ситуациям, учащиеся смогут наиболее точно представить выше изложенную тему и повторить эксперименты в домашних условиях, тем самым проявив интерес к изучаемому разделу. Аналогичную работу представляется возможным провести и по другим разделам физики, пополняя «видео-копилку» преподавателя.
Список использованной литературы: 1. Сабирова Ф.М. Естественнонаучные приоритеты средневекового востока // Наука и школа. 2007. № 3. С.70-74.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
2. Сабирова Ф.М., Латипова Л.Н. Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования: анализ и обобщение опыта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 204-206.
3. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015. № 8.С. 125-139.
4. Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М. О программе модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла» основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. 2015. №2. С.3146.
5. Лучи света - Физика в опытах и экспериментах // GetAClassRus. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VdSsgDQf-fM (дата обращения 20.11.2016 г.)
6. Отражение света. Закон отражения света // URL: https://www.youtube.com/watch?v=qRpLf5woNjI (дата обращения 20.11.2016 г.)
7. Преломление света - Физика в опытах и экспериментах // GetAClassRus. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aVEVAIDRVXM_(дата обращения 20.11.2016 г.)
8. Основные понятия сферического зеркала // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ef_OvzPhNgw (дата обращения 20.11.2016 г.)
9. Изображения в сферическом зеркале // URL: https://www.youtube.com/watch?v=JHZmCXzaumw (дата обращения 20.11.2016г.)
10. GetAClassRus Изображение в собирающей линзе - Физика в опытах и экспериментах// URL: https://www.youtube.com/watch?v=ofIOIJz8vZ8_(дата обращения 20.11.2016 г.)
11. Рассеивающая линза - Физика в опытах и экспериментах // URL: https://www.youtube.com/watch?v=LF09BRARhok (дата обращения 20.11.2016 г.)
12. EduLibNet. Оптика. Оптические приборы// URL: https://www.youtube.com/watch?v=iF3y67MxLK8 (дата обращения 20.11.2016 г.)
13. Сферическое зеркало как огонь возгорания //URL: https://www.youtube.com/watch?v=01qUvRW5XyE (дата обращения 20.11.2016 г.)
© Хайруллина Я.А., 2016
УДК 372.891
Р.З. Хизбуллина, к.п.н., доцент Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.В. Канафина, магистрант, 1 г.о. Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЁН ГОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С.Т. АКСАКОВА)
Аннотация
В данной статье рассматриваются возможности для использования отрывков из произведения С.Т. Аксакова о природе в преподавании географии в школе. Даются фрагменты описаний времен года.
Ключевые слова Времена года, уроки географии, С.Т. Аксаков.
Социальный заказ общества - дать подрастающему поколению всесторонние знания о природе, населении и культуре, особенностях экономики своего региона, раскрыть зависимость хозяйственной