РФ от 21 апр. 2015 г. № ВК-1013/06. — Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/6250/ файл/5222/1013^.
3. Техника ментальных карт [Электронный ресурс] // Персональный сайт Центра образования № 1296. — Режим доступа: http://1296.ru/page/365.
4. Турина, Р. В. Фреймовое представление знаний [Текст] : монография // Р. В. Турина, Е. Е. Соколова. — М. : Нар. образование ; НИИ школ. технологий, 2005.
УДК 001/377 Э. М. Низамутдинов, преподаватель
Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова» (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ И ЭЛЕМЕНТОВ АСУ PROCOLLEGE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Статья посвящена опыту применения ресурсов и элементов системы АСУ ProCollege в преподавании таких дисциплин, как «История», «Обществознание», «Теория государства и права».
Ключевые слова: информатизация, Интернет, общие компетенции, АСУ ProCollege, тест, семинар.
Одна из главных характеристик современного постиндустриального общества — всеобщая информатизация. Главным ресурсом такого общества становятся информация и знания, а наиболее ценными качествами работника — уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность.
Интернет прочно вошел в нашу реальность: молодое поколение не представляет нормальной жизни без социальных сетей и форумов.
В рамках данной статьи мы не будем рассуждать о том, что есть Всемирная паутина — добро или зло, виртуальная жизнь или интеллектуальная смерть. Будем исходить из двух истин: 1) Интернет — это очень хорошее, продвинутое средство связи; 2) как бы мы ни хотели (преподаватели в особенности) остановить его использование нашими студентами хотя бы на некоторое время, мы этого сделать не в состоянии. Так почему же тогда нам не использовать глобальную сеть для обучения, если современное молодое поколение все равно уже часами, а некоторые и сутками, «сидят» в ней?
Естественно, мы не отрицаем того факта, что наиболее эффективная форма обучения — это обычный урок (занятие), на котором происходит взаимодействие преподавателя и студента. Именно эта форма выработана веками, и от нее, по нашему мнению, уходить ни в коем случае нельзя. Только на занятии мы можем сформировать большинство компетенций, которые так необходимы современному специалисту.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, студент должен обладать следующими общими компетенциями:
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК 5. Использовать информационно-ком -муникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Далее мы поясним, каким образом используем средства АСУ ProCollege в преподавании гуманитарных дисциплин.
Автоматизированная система управления ProCollege — мощный образовательный ресурс, возможности которого для обучения огромны. Она построена на основе системы Moodle — системы создания дистанционных курсов и управления ими — и позволяет разрабатывать законченные лекционно-практические курсы, оснащенные мультимедийными средствами и интерактивными элементами [1, с. 4]. Студенты, имея индивидуальный логин и пароль, могут работать с ней с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.
Не секрет, что наши студенты пропускают учебные занятия. Оставляя за скобками причины пропусков, следует указать, что средствами
Образовательные технологии: наука и практика
АСУ ProCoПege можно решить проблему осведомленности студента об учебном материале. Являясь преподавателем истории, обществозна-ния и правовых дисциплин, автор статьи регулярно выкладывает конспекты лекций по темам и прилагаемые к ним презентации. Это можно сделать с помощью таких интерактивных элементов, как «Книга», «Страница» и «Файл». Причем теоретический материал обязательно сопровождается необходимыми иллюстрациями, картами, а также ссылками на справочные статьи (например, энциклопедию «Википедия»). В результате студент, отсутствующий на занятии, может не только восстановить пропущенный материал, но и осмыслить его, почерпнув дополнительные сведения, которые, возможно, преподаватель не успел раскрыть на занятии.
При использовании интерактивного элемента «Лекция» студент может не только прочитать необходимый материал, но и проверить, как он этот материал усвоил. Например, при изучении темы «Россия в начале ХХ века» после изучения каждого раздела студенту предлагается выполнить несколько тестовых заданий. Если студент выполнил их, он может перейти к следующему разделу, если же нет, то ему предлагается вновь изучить неусвоенный материал.
Помимо лекционного материала, в каждой теме содержится практическое задание. При изучении темы «Общество и общественные отношения» обучающимся предлагается сделать презентацию «Экологические проблемы современности», которую они могут отправить преподавателю со своего домашнего компьютера, используя элемент курса «Задание». Преподаватель имеет возможность открыть присланную презентацию и оценить ее по пятибалльной системе.
АСУ ProCoПege предлагает преподавателю 19 видов самых разнообразных тестовых заданий: от простого выбора одного или нескольких правильных ответов до написания короткого эссе. После изучения каждой темы учащиеся выполняют тренировочный тест. Понятно, что студент, сидя за домашним компьютером, может пользоваться как лекционным материалом, так и дополнительными сведениями, взятыми из Интернета, что более желательно.
Наиболее часто нами используются следующие типы тестов:
1) множественный выбор — студент должен указать один или несколько правильных ответов;
2) на соответствие — ответ на каждый из нескольких вопросов должен быть выбран из списка возможных;
3) на упорядочение — студенту предлагается расставить стадии какого-либо процесса по порядку;
4) перетаскивание на изображение — картинку или текст необходимо переместить на определенное место на фоновом изображении.
Одним из важных преимуществ тестовых заданий является их интерактивность. После ответа на вопросы студент моментально получает оценку и необходимые комментарии к ответу. Это позволяет экономить время преподавателю при контроле знаний, а студентам при подготовке к занятиям.
С целью мониторинга познавательной активности обучающихся во время урока после каждой темы им предлагается заполнить анкету «Моя работа на занятии». С помощью вопросов анкеты студенты по пятибалльной шкале оценивают, насколько им понравилась данная тема, доступно ли преподаватель изложил материал, удовлетворен ли сам студент своей работой на занятии.
Гуманитарные дисциплины — науки, интересные прежде всего тем, что на многие вопросы они не дают однозначного ответа, являются дискуссионными. Благодаря элементу системы «Форум» учащиеся могут начать научный спор, точно и грамотно отстаивая свою позицию. Так, например, при изучении истории студентам предлагается поучаствовать в дискуссии на следующие темы: «Кто прав: западники или славянофилы?», «Петр I: реформатор или злодей?», «Можно ли назвать Екатерину II великой?».
Будущему специалисту очень важно уметь правильно и аргументированно оценивать не только свою работу, но и деятельность коллег Этому навыку может обучить такой элемент АСУ ProCollege, как «Семинар». Данный элемент позволяет студенту выполнить какое-либо проблемное задание (написать реферат, эссе, сочинение), а потом оценить свою работу и работы одногруппников.
В текущем учебном году был проведен семинар по дисциплине «Теория государства и права» (специальность 40.02.03 «Право и судебное администрирование») на тему «Существует ли в России правовое государство?».
Проведение семинара состоит из нескольких фаз.
Фаза настройки — включает в себя составление введения (краткое описание проблемы, вынесенной на семинар), предоставление инструкции к работе. В частности, студентам предлагалось написать эссе «Существует ли в России правовое государство?», были даны
вопросы, на которые они должны были ответить в ходе создания эссе. На этом же этапе задаются критерии последующего оценивания работы.
На фазе представления работ студенты сохраняют составленные ими эссе в АСУ ProCollege. Далее происходит распределение рецензентов (тех, кто будет проверять представленную работу) и добавление рецензируемых — то есть тех, кого будет оценивать студент, представивший работу.
На фазе оценивания студенты, представившие свои работы, имеют возможность прочитать эссе своих товарищей, выставить им оценки и написать короткий отзыв, высказав свои впечатления о прочитанном.
Фаза оценивания оценок завершает семинарское занятие, в результате у студента появляются две оценки — за свое эссе и за оценивание работ других студентов.
В заключение хочется сказать, что Златоустов-ский индустриальный колледж им. П. П. Аносова с 2013 г. обучает инвалидов-колясочников, которые имеют возможность приехать в колледж только один раз в неделю. АСУ ProCollege для таких студентов становится незаменимым средством обучения, позволяющим взаимо-
действовать с преподавателями-предметниками в любое время.
Итак, АСУ ProCollege, по мнению автора статьи, решает следующие важные задачи:
- позволяет студентам в любое время и в любом месте получить теоретический материал занятия и практические задания (в случае, если они отсутствовали на занятии или что-то не усвоили);
- помогает обучающимся контролировать уровень усвоения материала и формировать практические навыки;
- дает возможность нелинейного изучения материала и получения максимально полезной информации;
- способствует выработке умения четко, грамотно и лаконично излагать свою позицию;
- дает возможность раскрыться «зажатым» студентам, которые по той или иной причине боятся или не хотят высказать свою позицию на занятии, но могут сделать это в сетевом общении;
- способствует формированию навыков оценки знаний других студентов;
- помогает студентам с ограниченными возможностями здоровья успешно осваивать общеобразовательные и специальные дисциплины.
Библиографический список
1. Башарина, О. В. Практические основы проектирования интерактивных элементов [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Башарина ; Мин-во образования и науки Челябинской области ; Чел. ИРПО. — Челябинск, 2013. — 80 с.
УДК 372.016 Р. З. Сайфуллина, преподаватель
Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье приводится анализ методов обучения, позволяющих активизировать познавательный интерес студентов к освоению учебной дисциплины «Русский язык», обосновывается применяемая система дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие творческих способностей студентов.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательная мотивация, способствует выработке активные методы обучения, синквейн.
Современная система образования изме- вых федеральных образовательных стандар-няется под воздействием модернизационной тов меняются требования к выпускнику среди инновационной политики. С внедрением но- него профессионального учебного заведения.