3. Попова З.Д. Когнитивно-семантический анализ языка / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2004. 226 с.
4. Стернин И.А. Проблемы описания вежливости как коммуникативной категории» / И.А. Стернин // Коммуникативное поведение. Вып. 17: Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж: Истоки, 2003. С. 22 - 25.
5. Энциклопедия ума / авт.-сост. С. Дмит-ренко. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 606 с.
The characteristics the concept “politeness”
in the language conscious of primary school children
There is regarded the meaning ofpoliteness in the life of human. Based on the I.A.Sternin’s conception the peculiarities of the concept “politeness ” are seen in the language conscious of a primary school child.
Key words: politeness, concept, category, primary school child, conscious, parents, teacher.
С.Ю. ТОЛМАЧЕВА (Борисоглебск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Освещаются результаты экспериментального исследования использования речевых жанров детьми младшего школьного возраста (1 - 4-й класс), проблемы новой, теоретически значимой, в лингвистике практически не рассматриваемой.
Ёё^^аайа пёТаа: жанры речи, коммуникативное поведение, устные и письменные жанры, коммуникация, первичные и вторичные жанры, жанроведение.
В настоящее время проблемы жанро-ведения весьма актуальны для различных направлений лингвистики. Впервые проблему изучения жанров речи (РЖ) поставил М.М. Бахтин. «С его легкой руки исследование этого языкового объекта привело к созданию особого перспективного направления, области антропоцентрического языкознания - жанроведения (ген-ристики)», - отмечает К.Ф. Седов [6: 9 -20]. Речевой жанр М.М. Бахтин считал категорией, которая позволяет связать со-
циальную реальность с реальностью языковой. Жанры речи он называл «приводными ремнями от истории общества к истории языка». При этом жанры речи ученый считал универсальными коммуникативными единицами. «Богатство и разнообразие речевых жанров, - отмечал исследователь, - необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере человеческой деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, дифференцирующийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы» [2: 165].
Следуя концепции ученого, мы определяем речевые жанры как знаковое оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей и подчеркиваем первичность социально -психологического бытия людей. Подобная дефиниция нуждается в дополнительной разработке, что ставит вопрос о принципах разграничения, классификации РЖ [7].
Особо нужно подчеркнуть крайнюю разнородность речевых жанров (устных и письменных). В самом деле, к речевым жанрам можно отнести и короткие реплики бытового диалога (причем разнообразие видов диалога в зависимости от его темы, ситуации, состава участников чрезвычайно велико), и бытовой рассказ, и письмо (во всех его разнообразных формах), и короткую стандартную военную команду, и развернутый и детализованный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов (в большинстве случаев стандартный), и разнообразный мир публицистических выступлений (в широком смысле слова: общественные, политические); сюда же отнесем и многообразные формы научных выступлений и все литературные жанры (от поговорки до многотомного романа) [1: 159 - 160].
В узком значении термин РЖ - это «микрообряд, который представляет собой вербальное оформление взаимодействия партнеров коммуникации, обычно это достаточно длительная интеракция, порождающая диалогическое единство или монологическое высказывание, содержащее несколько сверхфразовых единств. К числу РЖ относят разговор по душам, болтовню, ссору, светскую беседу, застольную беседу, анекдот, флирт и т. п.» [2: 161 - 171].
бб
© Толмачева С.Ю., 2009
М.М. Бахтин предлагал деление всего корпуса РЖ на первичные и вторичные. В системе дифференциальных признаков маркированным членом оппозиции будет первичный РЖ, т. е. жанровый фрейм, овладение которым происходит бессознательно, подобно овладению родным языком. Первичные жанры К.Ф. Седов относит к нижнему, бытовому слою повседневной коммуникации, к «житейской идеологии». К такого типа жанрам ученый относит болтовню, ссору, разговор по душам и т. д. Жанры вторичные - это верхний уровень речевого пространства, который относится к официальным и публичным видам коммуникации. В рамках повседневного общения вторичные и первичные жанры можно обозначить как риторические и нериторические. «Риторическая разновидность жанровых форм предполагает наличие у языковой личности осознанных умений и навыков в области языкового оформления высказывания в соответствии с ситуацией общения, сходных с принципами построения художественных текстов» [2: 171 - 172].
Как справедливо отмечает К.Ф. Седов, человек сталкивается с жанрами, которые свойственны разным возрастным периодам его социально-психологического развития [3: 144]. Нас интересуют жанры младшего школьного возраста. Для того чтобы выяснить, какие речевые жанры чаще всего используют дети данного возраста, нами проведено исследование в начальных классах школ г. Борисоглебска Воронежской области (ученики 1 - 4-х классов) с использованием различных методов (опрос, наблюдение) с 2005-го по 2008 г. Полученные данные показывают, что младшие школьники активно используют жанры рассказа, болтовни, «разговора по душам», комплимента, анекдота.
Как известно, «рассказ - словесное изложение каких-нибудь событий» [4: 652]. Жанр рассказа - один из самых популярных среди младших школьников. Наше исследование показало, что для детей данного возраста характерны рассказы на различные темы: об отдыхе, любимых телепередачах, фильмах, мультфильмах, компьютерных играх, а также «страшные истории».
Пример 1. (1-й класс)
У меня есть игра на компьютере/ она называется/ червячки// И там/ там червячок выходит/ там задаешь команду// Например/ очки ему/ руки и голову// Ну/
конечно/ без головы он мне пойдет// И они там воюют// Они там из пистолетов стреляют// Там короче червячок/ это/ другого червячка уничтожает// И одна команда побеждает// (Даниил А. 2006).
Пример 2. (4-й класс)
Мы когда там отдыхали/ так классно было// там летали на воздушных шарах больших/ катались на бананах// Мы катались на катере// И мимо нас ходил мужчина// У него большая ящерица была на плече/ и у него хвост был как «Билайн»/ черно-желтый// крокодильчик маленький был// (Саша В. 2005).
Также дети рассказывают о себе, своих родных и близких, о домашних животных, об увлечениях. По объему рассказы детей 1 - 4-х классов различны, от 12 - 15 до 2 - 3 предложений. В них не всегда прослеживается четкая композиция, часты повторы, паузы, нарушения последовательности слов в предложении, что говорит о том, что монологическая речь у младших школьников, в частности владение жанром рассказа, еще полностью не сформировано. Наше исследование показывает, что жанр рассказа активно используется младшими школьниками и число рассказчиков увеличивается к 4-му классу. Тематика рассказов меняется с возрастом - так, если в 1-м и 2-м классах детям нравится рассказывать о домашних животных, о природе, о своих близких, то к 4-му классу они больше рассказывают о себе, своих увлечениях.
Кроме того, младшие школьники с интересом слушают и рассказывают анекдоты. «Анекдот - очень маленький рассказ с забавным смешным содержанием и неожиданным острым концом» [5: 25]. Жанр анекдота является самым любимым у большинства детей. В анекдотах, рассказанных детьми младшего школьного возраста, преобладают анекдоты о героях мультфильмов, о животных, о людях разных национальностей, о Вовочке и школе, детские анекдоты и т. д.
Пример 1. (3-й класс)
Скакал/ скакал Иван-Царевич три дня и три ночи// пока скакалку не отобрали// (Сережа М. 2008)
Пример 2. (4-й класс)
Алло/ алло/ милиция/ скорее в дом// Что случилось?// Что/ что/ в мою комнату ворвалась кошка// Что за глупости/ кто звонит// Кто/ кто/ колбаса// (Алеша С. 2008).
Реже дети рассказывают анекдоты-страшилки.
Пример 1. (4-й класс)
Сидит волк на рельсах// Подходит к нему заяц и говорит// Подвинься// (Виталий С. 2005)
Пример 2. (4-й класс)
Однажды подходит Гена к Чебурашке и говорит// А он на железной дороге/ на рельсах сидит// Гена к нему подходит и ему говорит// Подвинься// (Женя Д. 2006).
Достаточно часто встречаются повторы одних и тех же анекдотов в разных вариантах.
Пример 1. (3-й класс)
Подбегает Чебурашка к Гене и говорит/ это// Ген/ Ген/ там человеки землю копают// Гена говорит// Не человеки/ а люди// Через несколько минут подбегает Чебурашка к Гене и говорит// Гена/ Гена/ там один людь в землю упал// (Оля П. 2006). Пример 2. (4-й класс)
Однажды Чебурашка приходит к Гене и говорит// Ген/ там человеки копают яму// Гена говорит// Не человеки/ а люди// Не знаю/ не знаю/только один люд упал в яму// (Женя Б. 2007).
Результаты исследования показывают, что по объему анекдоты учащихся 1 - 4-х классов в основном небольшие - от 1 до 8 предложений, иногда в анекдотах бывает похожа только концовка. Так же, как и в жанре рассказа анекдоты младших школьников не всегда имеют четкую композицию и логику, часто встречаются повторы, паузы.
К риторическим жанрам, которые используют младшие школьники, относится комплимент. «Комплимент - любезные, приятные слова» [5: 288]. Данный жанр реже используется младшими школьниками. Исследование показывает, что в коммуникативном сознании младших школьников комплимент представлен в основном как приятные, добрые и хорошие слова. Большинство детей этого возраста говорят комплименты чаще всего женщинам (маме, бабушке и сестре), иногда делают комплименты папе, а также друзьям. Пример 1. (3-й класс)
Мама/ ты у меня самая красивая в мире// (Оксана В. 2008).
Самые распространенные у младших школьников - комплименты внешнему виду человека в целом, общеоценочные, а также комплименты, характеризующие одежду.
Пример 2. (3-й класс)
Мне девочки говорили// Как ты хорошо выглядишь// И мальчики тоже говорили так// (Лера Л. 2007).
Возрастной особенностью является отождествление детьми комплимента с формулами речевого этикета. Поэтому при опросе, приводя примеры комплимента, многие дети называли такие слова, как пожалуйста, спасибо, до свидания. Однако нужно отметить, что от класса к классу увеличивается количество школьников, понимающих, что такое комплимент и умеющих удачно его использовать.
В коммуникативном поведении младшего школьника широко представлен жанр болтовни. «Болтовня - бессодержательный разговор, пустословие» [5: 55]. Болтают дети в самых различных местах: на перемене, во время игровых занятий, во дворе, в магазине, в гостях, в общественном транспорте, даже во время урока. Тематика, используемая детьми, различна: школьные дела, спортивные игры, компьютерные и мобильные игры, различные игрушки, домашние животные, увлечения, семья, друзья.
Пример 1. (3-й класс)
Лена разговаривает с учительницей о костюме для выступления.
А туфли какие нужны// Можно черные//
Но они не подходят к твоему белому платью//
А я хочу черные// У меня на первое сентября были черные//
Ну/ как хочешь//
А домашнюю//
Кто не будет выступать/ тот будет делать домашнюю работу//
Yes// Через некоторое время.
Хотите/ я вам синяк покажу// (Лена Л. 2006).
Анализ наблюдений показывает, что чаще всего учащиеся 1 - 4-х классов болтают с одноклассниками, друзьями, учителем, с родными и близкими. Возникает болтовня у детей спонтанно и так же может закончиться. В течение всего разговора одна тема легко сменяет другую, к «болтающим» незаметно для себя могут присоединиться другие дети. По времени болтовня младших школьников может длиться от нескольких секунд до часа. Необходимо отметить, что длительность подобного вида общения увеличивается от 1-го к 4-му классу, хотя и незначительно.
Жанр «разговора по душам» редко используется младшими школьниками. Возможно, многие дети стесняются говорить об этом. Чаще всего школьники данного возраста рассказывают о том, что их волнует, маме, папе, друзьям. Реже откровенно разговаривают с сестрой, братом, с тетей, крестным отцом и крестной матерью.
Пример 1. (1-й класс, разговор с учительницей)
Папа приходит с работы и с мамой ругается// Почти каждый вечер ругаются// А почему ругаются//
Папа ищет/ ищет работу// Никак не может работу найти// А бабушка дает ему деньги// А мама его за это ругает// (Маша Н. 2007).
В большинстве случаев такой разговор у детей происходит дома, когда они приходят из школы, когда едят, перед сном или вечером, когда гуляют на улице. Чаще всего ребенок делится своими бедами, болезнями, неприятностями, а также радостями. Иногда рассказывает о школе, об уроках. Реже младшие школьники говорят о друзьях, домашних животных, об увлечениях, каких-то играх. Некоторые делятся новостями, своими секретами, любовными переживаниями, просят совета, признаются в том, что их дразнят и обижают другие дети, рассказывают о драках и т. д.
Следует отметить, что опрос не всегда приносит результаты. Многие дети уходят от ответа, говорят, что не откровенничают ни с кем. Наблюдение показывает, что учащиеся 1 - 4-х классов более откровенны при «закрытых дверях», когда они находятся наедине с собеседником или вдвоем, когда их никто не слышит. В нашем случае ученики 1 - 2-х классов чуть более откровенны, чем 3 - 4-х классов.
Таким образом, исследование показывает, что дети младшего школьного возраста активно используют в большей или меньшей степени все вышеперечисленные речевые жанры. Доля их в общении большей частью увеличивается к 4-му классу. Главными собеседниками детей преимущественно являются друзья и родители,
тематика общения достаточно широка, объем различен. Тексты детей не всегда имеют целостную композицию, часты повторы, паузы, нередки нарушения последовательности слов в предложении, им трудно последовательно строить связный текст. Все это свидетельствует о том, что речь детей младшего школьного возраста, хотя и претерпевает изменения от 1-го к 4-му классу, еще недостаточно развита.
Литература
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Собрание сочинений: в 7 т. М.: Рус. словари, 1996. Т. 5. С.159 — 165.
2. Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
3. Лемяскина Н.А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника (на материале речевого поведения учащихся 1 - 4 классов) / Н.А. Лемяскина. Воронеж: ВГПУ, 2004. 330 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ОНИКС-21 век: Мир и образование, 2003. 896 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
6. Седов К.Ф. Анатомия жанров бытового общения / К.Ф. Седов // Вопр. стилистики: Человек и текст. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. Вып.27. С. 9 - 20.
7. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
The using of speech genres by the children of a primary school age
There are represented the results of the experiment research of using the speech genres by the children of a primary school age (1 - 4 grade), this is the question that has never been researched in the linguistics.
Key words: speech genres, communicative behavior, oral and writing genres, communication, primary and secondary genres, genre study.