Научная статья на тему 'Использование программно-целевого метода в продвижении торгово-экономических интересов США за рубежом'

Использование программно-целевого метода в продвижении торгово-экономических интересов США за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / EXPORT SUPPORT SYSTEM / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / TRADE POLICY / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / TRADE AND ECONOMIC RELATION / PLANNING / PROGRAMMING AND BUDGETING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Андрей Иванович

В статье проанализирована и систематизирована информация, а также экспертные оценки относительно использования Администрацией США программно-целевого метода в целях продвижения торгово-экономических интересов за рубежом. Особый акцент сделан на итогах реализации так называемой экспортной инициативы Президента США Б. Обамы. Сделан вывод об эффективности использования планирования при выстраивании внешнеэкономической стратегии США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PLANNING, PROGRAMMING AND BUDGETING SYSTEM IN PROMOTION OF US TRADE & ECONOMIC INTERESTS ABROAD

The article presents the analysis, systematization of information and expert opinions on the use of planning, programming and budgeting system (PPBS) of the US Administration in order to promote trade and economic interests abroad. Particular emphasis is placed on the outcome of the implementation of the so-called Export Initiative of US President Barack Obama. Author makes a conclusion on the effectiveness of planning in building US foreign economic strategy.

Текст научной работы на тему «Использование программно-целевого метода в продвижении торгово-экономических интересов США за рубежом»

Торговая политика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В ПРОДВИЖЕНИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ США ЗА РУБЕЖОМ

Макаров Андрей Иванович

научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС .

Адрес: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82. E-mail: [email protected]

В статье проанализирована и систематизирована информация, а также экспертные оценки относительно использования Администрацией США программно-целевого метода в целях продвижения торгово-экономических интересов за рубежом. Особый акцент сделан на итогах реализации так называемой экспортной инициативы Президента США Б. Обамы. Сделан вывод об эффективности использования планирования при выстраивании внешнеэкономической стратегии США.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, международные экономические отношения, программно-целевой метод, система поддержки экспорта, торговая политика, торгово-экономические отношения.

THE USE OF PLANNING, PROGRAMMING AND BUDGETING SYSTEM IN PROMOTION OF US TRADE & ECONOMIC INTERESTS ABROAD

Makarov, Andrey I.

Research Scientist of the Macroeconomic Research Laboratory of the Applied Economic Studies Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 82 Vernadsky Avenue, Moscow, 119571, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article presents the analysis, systematization of information and expert opinions on the use of planning, programming and budgeting system (PPBS) of the US Administration in order to promote trade and economic interests abroad. Particular emphasis is placed on the outcome of the implementation of the so-called Export Initiative of US President Barack Obama. Author makes a conclusion on the effectiveness of planning in building US foreign economic strategy.

Keywords: foreign economic activity, international economic relations, planning, programming and budgeting system, export support system, trade policy, trade and economic relations.

Внешнеэкономический комплекс Соединенных Штатов Америки на современном этапе является одним из самых эффективных в мире, а его деятельность оказывает существенное воздействие на состояние всей американской экономики. В последние десятилетия США уверенно занимают лидирующие позиции в мировой торговле, заметно опережая всех своих крупных экономических партнеров и конкурентов.

Внутренний рынок США, по сути, представляет собой «глобальный супермаркет»: внешняя торговля товарами и услугами составила в 2014 г. 5,17 трлн долларов1, совокупный объем накопленных прямых американских инвестиций за рубежом - более 24,7 трлн долларов, иностранных капиталовложений в экономику США - 31,6 трлн долларов2.

Этому способствует современная и динамичная экономика, агрессивная торговая политика, опирающаяся на значительный экономический и военно-политический потенциал государства, а также скоординированная внешнеэкономическая стратегия и сбалансированная система стимулирования экспорта, имплементация которых во многом основана на применении так называемого программно-целевого метода.

Программно-целевая система формирования бюджета (planning-programming-budgeting system) впервые была предложена в 60-е гг. XX в. министром обороны США Робертом Макнамаром [4]. Метод, предполагавший введение бюджетирования, ориентированного на результат, доказал свою эффективность и был внедрен во всех ведомствах США, а впоследствии и во многих странах мира, включая Россию.

В настоящее время с использованием данного подхода решаются проблемы создания жилищной, инженерной, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, культуры, экологии, восстановления экономики депрессивных регионов, а также продвигаются национальные геополитические и торгово-экономические интересы за рубежом.

Программно-целевой метод повышения национальной конкурентоспособности на мировых рынках на современном этапе используется США как инструмент обеспечения своего доминирующего положения в мировом сообществе в условиях возрастающей глобальной турбулентности в международных экономических отношениях как система мер борьбы за сохранение монополярности мировой экономики [2. - С. 19].

Одним из стратегических приоритетов внешнеэкономической политики США на современном этапе является интенсификация двусторонних отношений с Индией. Повышенное внимание уделяется

1 WTO and UNCTAD Secretariats, Press Release, PRESS/739, Geneva. - 2015. - April 14. -P. 14, 16.

2 US Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, Balance of payments (International Transactions). - URL: http://www.bea.gov.

практически всем направлениям: развитию военно-промышленного, авиакосмического, финансового, биотехнологического и медицинского сотрудничества, взаимодействию в сфере разработки программ продовольственной и кибербезопасности, активно внедряется грантовая система в рамках партнерства в сфере образования, развиваются проекты в сфере экологии, возобновляемой энергии и многое другое1.

Для выполнения данной задачи американским бюджетом предусматриваются существенные финансовые ресурсы. Например, Эксим-банк США выделяет на развитие экспортных проектов американского бизнеса в сфере возобновляемых источников энергии в Индии 1 млрд долларов2, Агентство по торговле и развитию США с 2013 г. профинансировало ту же сферу индийского народного хозяйства на сумму более 2 млрд долларов3, Корпорация развития зарубежных частных инвестиций США приняла программу кредитования малого и среднего бизнеса Индии в размере 220 млн долларов4.

Как представляется, выделение крупных бюджетных средств на развитие программ сотрудничества с такими странами, как Индия, направлено не только на развитие американского экспорта товаров, услуг, инвестиций и объектов интеллектуальной собственности. Преследуется также цель отсечения их от углубляющегося альянса со странами БРИКС, от тех сегментов и секторов, которые могут явиться взаимоприемлемыми сферами для дву- и многостороннего взаимодействия, в том числе с Россией.

Активная политика США в отношении Индии, Китая и Бразилии, направленная на втягивание этих стран в систему экономических интересов США и прикрытая лозунгами стратегического партнерства, по сути, размывает потенциал взаимодействия стран БРИКС и затрудняет формирование ими единой политико-экономической и дипломатической стратегии [3].

Примером применения программно-целевого метода в продвижении торгово-экономических интересов США за рубежом является Национальная экспортная инициатива (National Export Initiative), реализуемая американским правительством с 2010 г.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в США в августе -сентябре 2008 г., потребовал срочного вмешательства государства в

1 What to Do About US - India Relations, Council on Foreign Relations, 2015. - February 4. -URL: http://www.cfr.org.

2 IREDA, US Exim Bank ink 1 Billion Pact for Clean Energy Projects // The Economic Times. - 2014. - November 18.

3 US - India Partnership to Advance Clean Energy, an Initiative of the US - India Energy Dialogue. - URL: http://www.seriius.org.

4 While in India for Republic Day, OPIC Teams with YES Banks and Wells Fargo to Support Indian Small Business Growth, 2015. - January 27. - URL: http: //www.opic.gov.

процессы, происходящие на финансовых рынках страны, а также в социально-экономическую политику США в целом.

В качестве направлений антикризисной политики Администрация США последовательно вводила ряд инициатив по снижению налогового бремени, принятию плана стабилизации жилищного рынка, активизации кредитования физических и юридических лиц, в том числе в сфере автомобильных продаж, инвестированию в развитие возобновляемых источников энергии, образованию и реформе здравоохранения, стимулированию активности малого бизнеса и т. д.

Одним из ключевых элементов антикризисных планов стала разработанная Национальная экспортная инициатива, которая была законодательно оформлена Указом Президента США 27 января 2010 г. (рис. 11).

Рис. 1. Системные цели реализации Национальной экспортной

инициативы

Целью экспортной инициативы Президент США Б. Обама объявил удвоение американского экспорта в течение 5 лет и создание 2 млн новых рабочих мест путем обеспечения координации деятельности федеральных органов власти и эффективного использования федеральных бюджетных средств во внешнеэкономической сфере.

Успешная реализация Национальной экспортной инициативы была призвана способствовать развитию промышленного производства в США, оживлению деловой активности, появлению новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджет США от налогов, сборов и таможенных пошлин, повышению конкурентоспособности американ-

1 иКЬ: http://www.commerce.gov

ской продукции и, как следствие, усилению торгово-политических позиций Соединенных Штатов Америки в мировом хозяйстве.

Для координации деятельности федеральных органов власти по реализации инициативы был создан офис по продвижению экспорта в составе 14 постоянных членов, включая государственного секретаря, министра финансов, министра сельского хозяйства, министра торговли, министра труда, директора Административно-бюджетного управления, Торгового представителя США, помощника Президента США по экономической политике, помощника Президента США по национальной безопасности, главу Совета экономических консультантов, президента Экспортно-импортного банка США, главу Администрации малого бизнеса, президента Корпорации зарубежных частных инвестиций, директора Агентства США по торговле и развитию, а также временных членов, которых может назначать Президент США из числа руководителей других ведомств.

Кабинет осуществлял работу во взаимодействии с Координационным комитетом по развитию торговли, возглавляемым министром торговли США, в его составе были созданы подгруппы по соответствующим направлениям внешнеэкономической деятельности.

Инициатива затрагивала следующие сферы: содействие экспорту малого и среднего бизнеса, в том числе информационная и техническая поддержка начинающим экспортерам; организация бизнес-миссий в зарубежные страны, в том числе возглавляемых представителями Администрации США; защита коммерческих интересов американских экспортеров, в том числе по линии Министерства торговли США; увеличение экспортного кредитования по линии Экспортно-импортного банка США; содействие макроэкономической стабилизации в мировой экономике, в частности, в рамках реализации решений саммита G20 в Питтсбурге, снижение торговых барьеров на пути американских экспортеров за рубежом, улучшение условий доступа на рынки промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции, эффективное обеспечение выполнения действующих торговых соглашений; реформа системы экспортного контроля США и др. (табл. 1).

Необходимо отметить, что каждое американское ведомство, вовлеченное в реализацию Национальной экспортной инициативы, подготовило свой план ее реализации и достижения заявленных целей, включая ежегодный бюджетный запрос, который должен быть одобрен Конгрессом США в установленном порядке. При этом Координационный комитет не обладает полномочиями давать указания ведомствам о размере бюджетных средств, которые запрашиваются ими на программы поддержки экспорта, и не осуществляет их оценку в связи с реализацией Национальной экспортной инициативы.

Т а б л и ц а 1

Задачи Национальной экспортной инициативы*

ЗАДАЧА ПОДЗАДАЧА

Усиление финансовых мер поддержки экспорта Увеличение бюджета Эксимбанка США на финансирование экспортных сделок, в том числе по линии малого и среднего предпринимательства

Вовлечение всех органов власти США в решение задачи продвижения национального экспорта Организация и финансирование большего числа бизнес-миссий. Запуск Программы по освоению новых рынков для экспортеров. Запуск Программы международного партнерства бизнеса. Вовлечение послов США за рубежом в реализацию стратегии новой экономической дипломатии

Улучшение доступа бизнесменов к программам поддержки экспорта Создание системы «одного окна» для экспортеров на базе действующих организаций в США и за рубежом. Увеличение финансирования программ поддержки экспорта, направленных на обучение и работу профильных внешнеторговых консультантов для бизнеса

Обеспечение свободного доступа на мировые рынки Открытие новых рынков для экспортеров, устранение барьеров, разработка и имплементация соглашений о зоне свободной торговли, включая ТрансТихоокеанское партнерство. Охрана и защита торговых интересов американских экспортеров за рубежом. Создание условий для последующего сбалансированного роста торговли на основе имплементации решений саммита G20 в Питтсбурге

Реформа системы экспортного контроля США в целях усиления национальной безопасности и конкуренции ключевых отраслей промышленности Сокращение времени оформления товаров с элементами шифрования (телефоны, серверы и т. д.) с 30-60 дней до 30 минут

* Источник: President Obama Details Administration Efforts to Support Two Million New Jobs by Promoting New Exports, The White House, Office of the Press Secretary, 2010. - March 11. - URL: http://www.whitehouse.gov

Вместе с тем ведомственные планы реализации инициативы, помимо усиления нефинансовых инструментов развития национального вывоза, предусматривали прежде всего увеличение бюджетного финансирования на программы поддержки экспорта. Например, Эксим-банк США в первый год инициативы увеличил объемы экспортного финансирования до 24,5 млрд долларов (рост на 70% по сравнению с

2008 г.). На 2016 г. аналогичный бюджет планируется в объеме 28 млрд долларов1.

Подводя итоги с момента начала действия инициативы, министр торговли США П. Притцкер 26 февраля 2015 г. опубликовала данные о росте национального экспорта в 2014 г.2 Необходимо признать, что своих первоначальных целей по удвоению экспорта товаров и услуг за 5 лет Национальная экспортная инициатива так и не достигла.

В первые 2 года с момента запуска инициативы американский экспорт увеличивался темпами 17 и 14% соответственно. Впоследствии рост был несущественный, хотя последовательный. В целом американский вывоз товаров и услуг удалось увеличить на 24% с 1,83 трлн долларов в 2010 г. до 2,35 трлн долларов по итогам 2014 г. (рис. 23).

Рис. 2. Экспорт товаров и услуг США в 2010-2015 гг. (в трлн долл.)

Как представляется, задача удвоения американского экспорта за 5 лет была априори трудновыполнимой, решению которой помешала и неблагоприятная глобальная конъюнктура последних лет.

По оценкам экспертов ВТО, рост мировой торговли в 2014 г. в номинальном выражении составил 2,8%, что примерно соответствует среднему показателю за предыдущие три года (2,4%). Это является

1 2016 Fiscal Year US Government Budget. - URL: http: / /www.whitehouse.gov

2 Department of Commerce Announces Twenty-Six States Achieved Export Levels in 2014, 2015. - February 26. - URL: http://www.2010-2014.commerce.gov.

3 IHS Global Insight. - URL: http://www.ihs.com

наиболее низким трехгодовым значением за исключением кризисных 1975 и 2009 гг., когда объемы торговли существенно сократились.

Ряд ключевых факторов повлиял на невысокие темпы роста мировой торговли в 2014 г. и в начале 2015 г. К ним прежде всего относятся относительно низкий рост ВВП на развивающихся рынках, неустойчивое восстановление экономики в развитых странах, а также растущие геополитические риски и угрозы (кризис на Украине, военные конфликты на Ближнем Востоке, борьба с лихорадкой Эбола в Западной Африке, торгово-политическое противостояние США и ЕС с Россией). Еще более усложнили ситуацию колебания валютных курсов, включая укрепление американского доллара на 14% по отношению к другим валютам в период с июля 2014 г. по март 2015 г., а также необычно суровая зима в США в первом квартале прошлого года [1. -С. 29].

По оценкам экспертов, достижению заявленных в Инициативе целей может способствовать снятие запрета на экспорт американской нефти, действующий уже в течение 40 лет. В связи с этим 20 апреля 2015 г. председатель Комитета по энергетическим и природным ресурсам Сената США Л. Мурковски заявила о начале работы над соответствующим законопроектом, принятие которого позволит снизить зависимость стран НАТО от российского экспорта углеводородов1.

Есть и конкретные результаты, безусловно, свидетельствующие о поступательном и качественном развитии американского вывоза. Так, по оценкам Министерства торговли США в 2014 г. 26 американских штатов установили рекорды по экспорту товаров. Фактически была достигнута цель создания 2 млн новых рабочих мест в результате развития американского экспорта товаров и услуг с 9,9 млн в 2009 г. до 11,7 млн в 2014 г. (табл. 2). Также в 2014 г. увеличился экспорт из 33 штатов США в страны, с которыми заключены соглашения о создании зон свободной торговли. Из всех 50 штатов с 2009 г. экспорт увеличился, наиболее высокие темпы роста продемонстрировали Нью-Мехико, Гавайи, Северная Дакота, Луизиана и Вайоминг. В целом, за прошедший пятилетний период Америка нарастила экспорт в различных отраслях народного хозяйства более чем в 60 стран мира.

По заявлению П. Притцкер, на данном этапе Конгрессу США необходимо дать зеленый свет новым торговым соглашениям, которые увеличат американский вывоз и защитят национальные интересы США, касающиеся прежде всего транстихоокеанского и трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства2.

1 URL: http://www.interfax.ru/world/437397

2 National Export Initiative Fact Sheet. International Trade Administration. -www. trade. gov

URL: http://

Т а б л и ц а 2

Количество рабочих мест в экономике США, созданных в результате экспорта товаров и услуг в 2009-2014 гг.* (в млн)

Год Экспорт товаров Экспорт услуг Всего

2009 6,1 3,9 9,9

2010 6,4 4,0 10,4

2011 6,9 4,3 11,2

2012 7,0 4,4 11,4

2013 6,9 4,5 11,4

2014 7,1 4,6 11,7

* Источник: Rasmussen C. and Johnson M. Jobs Supported by Exports 2014: An Update. Office of Trade and Economic Analysis, International Trade Administration, Department of Commerce. - Washington, DC, 2015. - March 4. - P. 2.

Примечание: В связи с округлением данных значение «всего» арифметически может не совпадать со сложением значений экспорта товаров и услуг. Данные за 2014 г. предварительные.

На современном этапе американские ведомства и организации продолжают работать в русле стратегии увеличения американского экспорта как первоочередной задачи национальной экономики и глобальной безопасности.

Так, Эксимбанк США в 2014 г. одобрил более 3,7 тыс. обращений о предоставлении средств в виде займов, гарантий и страхования экспортных кредитов на общую сумму в 20,5 млрд долларов, что позволило американским производителям экспортировать продукции на 27,5 млрд долларов. Выделенные им ресурсы позволили создать c 2009 г. более 164 тыс. новых рабочих мест. На поддержку малого бизнеса в 2014 г. было выделено более 5 млрд долларов (5,2 млрд долларов в 2013 г.). Количество одобренных экспортных сделок для малых предприятий США составило более 3,3 тыс. (90% от общего числа обращений). Корпорация зарубежных частных инвестиций США в 2014 г. одобрила финансирование и предоставление гарантий от политических рисков для реализации проектов на общую сумму 2,9 млрд долларов. Проекты реализовывались прежде всего в Тропической Африке (768 млн долларов), Южной Америке (974 млн долларов), Ближнем Востоке и Северной Африке (327 млн долларов). Сделки, профинансированные Агентством по торговле и развитию США в 2014 г., привели к совокупному экспорту на сумму 5,8 млрд долларов, что создало примерно 32 тыс. рабочих мест. С каждого доллара, профинансированного Агентством, было получено 76 долларов выручки от экспорта1.

Зарубежная сельскохозяйственная служба США ежегодно выдает экспортных гарантий по кредитам, предоставляемым для закупки аме-

1 Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономических связей США в 2014 г. Портал внешнеэкономической информации. - URL: http: //www. ved.gov.ru. - С. 43-44.

риканской продукции зарубежными покупателями, на сумму более 3 млрд долларов1. Продолжают действовать и другие профильные программы поддержки американского экспорта.

В мае 2014 г. Администрация США запустила вторую фазу реализации Национальная экспортной инициативы (National Export Initiative - Next), в соответствии с которой 20 органов государственной власти США выработали новый комплекс качественных мер по улучшению ведомственных программ в сфере внешнеэкономической деятельности, доступа к финансовым и нефинансовым инструментам поддержки вывоза2 (табл. 3).

К ним относятся расширение доступа американских бизнесменов к имеющимся программам финансовой поддержки экспорта, включая повышение информированности и качества сервиса, поддержку экспортно ориентированных развивающихся отраслей национальной экономики, продвижение экспорта как приоритет социально-экономического развития для американских национальных диаспор, внедрение обучающих программ для потенциальных поставщиков, разработку и имплементацию новых торговых соглашений с зарубежными партнерами, повышение качества информированности бизнеса, включая обеспечение обратной связи о качестве предоставляемых услуг и др. При этом ряд неправительственных организаций США выступает с критикой американского государственного аппарата, который неэффективно использует программно-целевой метод распределения бюджетных средств в соответствии с глобальными социально-экономическими ориентирами развития страны.

По оценкам Центра за американский прогресс, вследствие децентрализации и забюрократизированности федеральной системы, включающей в себя множество учреждений, ведомственных программ и директивных установок, американский бизнес упускает возможности для развития, в том числе на глобальных рынках. Например, в Программе формирования механизмов, адаптированных для национальной экономической стратегии, в целях обеспечения конкурентоспособности экономики страны как целевого положения экономической стратегии США в мировом хозяйстве указывается, что проблема заключается в несвоевременном и неправильном определении приоритетов для направления федеральных средств и ресурсов привлеченного частного капитала на поддержку и развитие конкурентоспособного, имеющего высокую инновационную характеристику бизнеса3.

1 URL: http://www. ved.gov.ru. - С. 42-45.

2 Сайт Министерства торговли США. - URL: http://www.trade.gov/ neinext.

3 Create the Mechanisms for an Adaptive National Economic Strategy, Center for American Progress. - P. 4. - URL: http:// www.americanprogress.org.

Т а б л и ц а 3

Задачи программы «Национальная экспортная инициатива: следующая фаза»*

ЗАДАЧА ПОДЗАДАЧА

Связать больше американских бизнесменов с зарубежными партнерами Предоставить более целенаправленную и узкоспециализированную помощь в установлении контактов между американскими бизнесменами и зарубежными партнерами. Обеспечить американские компании полезной информацией по вопросу доступа на новые рынки. Поддерживать компании из развивающихся отраслей национальной экономики США в стремлении стать глобальными

Сделать трансграничные поставки американского бизнеса более простыми и менее затратными Усилить межведомственную координацию в части облегчения доступа и использования информации в вопросах экспорта, продолжить упрощение экспортных процедур. Внедрить «Единое окно» для экспортеров и импортеров, чтобы сэкономить бизнесменам время и деньги путем канализации требований и процедур поставок. Ускорить выпуск товаров на рынок путем внутренних инфраструктурных изменений

Расширить доступ американского бизнеса к финансовым инструментам поддержки экспорта Обучить и вовлечь большее количество финансовых институтов США в правительственные программы экспортного финансирования и страхования. Обучить большее количество американских компаний по вопросам имеющихся инструментов поддержки экспортной активности и снижения рисков. Канализировать предоставляемые государственными финансовыми институтами США услуги

Продвигать идею расширения экспорта и инвестиций как новый приоритет экономического развития для национальных диаспор США Установить партнерские отношения и обучить лидеров национальных диаспор, чтобы продвинуть идею открывающихся возможностей для местного бизнеса в связи с вовлечением в глобальную экономику путем развития экспорта и инвестиций. Обеспечить поддержку штатам и городским администрациям в части установления приоритетов развития экспорта, привлечения и сохранения инвестиций. Обеспечить координацию с программой «Выбери США» в части продвижения инвестиций на уровне диаспор и регионов

Способствовать созданию и обеспечить новые возможности для работы американского бизнеса на глобальном рынке Создать условия для работы американского бизнеса на развивающихся рынках путем совершенствования межведомственных усилий по внедрению технического содействия, создания возможностей для осуществления трансграничной торговли и повышения транспарентности инвестиционного климата. Проводить переговоры, обеспечивать имплементацию и вступление в силу международных торговых соглашений в целях получения для американских компаний преимуществ от открытия и завоевания новых рынков. Идентифицировать торговые барьеры, негативно влияющие на развитие американского экспорта и инвестиций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Источник: US Department Соттегсе. - и^: http://www.trade.gov/neinext

Эксперты предлагают большую централизацию и консолидацию финансовых ресурсов, а также изменение системы управления и планирования под решение основной задачи - повышение конкурентоспособности США на глобальных рынках. В соответствии с данным подходом необходимо провести радикальную административную ре-

форму органов исполнительной власти и создать единое головное ведомство (департамент), которое будет отвечать за конкурентоспособность, планировать государственные программы и распределять бюджетные средства по 4 приоритетным направлениям: торговля, технологические инновации, экономический рост и развитие рынка труда.

Таким образом, проект Программы повышения конкурентоспособности США предполагает концентрацию всех институциональных и ресурсных сил, проведение регулярного статистического мониторинга реализации целей экономической политики США, осуществление своевременных мер вмешательства в виде поддержки (включая выделение финансов), защиты и выведения национального бизнеса на мировой рынок [2. - С. 20].

Однако несмотря на имеющиеся альтернативные подходы и критику, а также недостижение в полной мере целевых показателей Национальной экспортной инициативы, использование программно-целевой системы в продвижении торгово-экономических интересов США за рубежом является эффективным методом, который, безусловно, вносит свой вклад в развитие американской внешней торговли.

Так, в 2014 г. товарный экспорт составил 1,6 трлн долларов (2-е место в мире после Китая), а импорт - 2,4 трлн долларов (1-е место в мире). Доля США в общемировом экспорте и импорте составила 8,6% и 12,7% соответственно. Экспорт и импорт коммерческих услуг составил 686 млрд долларов и 454 млрд долларов соответственно (по обоим показателям 1-е места в мире). В общемировом экспорте и импорте коммерческих услуг доля США составила 14,1 и 9,6% соответственно1.

В настоящее время развитие экспорта продолжает оставаться одним из государственных приоритетов США на долгосрочную перспективу, благодаря которым Америка решает актуальные внутренние социально-экономические задачи, а также выстраивает глобальные тор-гово-политические приоритеты в мировом хозяйстве. Использование программно-целевого метода повышает гибкость в управлении бюджетными ресурсами, способствует выстраиванию четкой системы национальных приоритетов, повышению качества предоставления государственных услуг, а также способствует повышению эффективности внешнеэкономического комплекса США в целом.

1 Create the Mechanisms for an Adaptive National Economic Strategy, Center for American Progress. - P. 4. - URL: http://www.americanprogress.org

Список литературы

1. Макаров А., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2014 г. // Экономическое развитие России. - 2015. - № 5.

2. Перская В. В. Программно-целевой подход - инструмент повышения национальной конкурентоспособности / / Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования российского экспорта : аналитические материалы Международной научно-практической конкуренции, посвященной 95-летию Финансового университета, 15 апреля 2014 г. - М. : Изд-во Финансового университета, 2014.

3. Перская В., Эскиндаров М. Пять сторон света. Страны БРИКС: трудный путь к многополярному миру / / Российская газета. - 2015. -24 марта.

4. Donvito P. A. The Essentials of a Planning-Programming-Budgeting System, The RAND Corporation. - Santa Monica, California, 1967.

5. Hausam M. Graph Shows How US Exports are Responding to Obama's 2010 Promise for Growth / / Independent Journal Revue. - 2015. -March 15. - URL: http:// www.ijreview.com.

References

1. Makarov A., Pakhomov A. Itogi mirovoy torgovli tovarami i uslugami v 2014 g. [The Results of the Global Trade in Goods and Services in 2014], Ekonomicheskoe razvitie Rossii, 2015, No. 5. (In Russ.).

2. Perskaya V. V. Programmno-tselevoy podkhod - instrument povysheniya natsional'noy konkurentosposobnosti [Software-oriented Approach - a Tool to Increase National Competitiveness], Rossiya v VTO: problemy natsional'noy konkurentosposobnosti i stimulirovaniya rossiyskogo eksporta : analiticheskie materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konkurentsii, posvyashchennoy 95-letiyu Finansovogo universiteta, 15 aprelya 2014 g., Moscow, Izd-vo Finansovogo universiteta, 2014. (In Russ.).

3. Perskaya V., Eskindarov M. Pyat' storon sveta. Strany BRIKS: trudnyy put' k mnogopolyarnomu miru [Five of the World. BRICS: the Difficult Path to a Multipolar World], Rossiyskaya gazeta, 2015, 24 marta. (In Russ.).

4. Donvito P. A. The Essentials of a Planning-Programming-Budgeting System, The RAND Corporation, Santa Monica, California, 1967.

5. Hausam M. Graph Shows How US Exports are Responding to Obama's 2010 Promise for Growth, Independent Journal Revue, 2015, March 15. Available at: http://www.ijreview.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.