4. Нечаева А. В., Лаврентьев Г. В., Кантор С. А. Совершенствование учебно-познавательной деятельности будущих менеджеров на основе применения электронного учебно-методического комплекса: интенсификация, оптимизация, активация. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. — 177 с.
5. Штейнберг В. Э. Инструментальная дидактика и дизайн-образование // Образование и наука. Будущее в ретроспективе : научно-методический сборник / авт.-сост. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург : Изд-во УРО РАО, 2005. — С. 234-250.
6. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Пространственный когнитивно-динамический инвариант ориентации человека в материальных и абстрактных (смысловых) пространствах // Прикладная психология и логопедия. — 2004. — № 4. — С. 3-9.
7. Штейнберг В. Э. Технологические основы педагогической профессии : учебно-методическое пособие. — Уфа, 2002. — 80 с.
УДК 372.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ
О. И. Лихтанская
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск
THE USE OF THE PROJECT METHOD IN TRAINING SPECIALISTS OF TOURIST INDUSTRY
O. I. Lihtanskaya
Статья посвящена перспективам и необходимости внедрения проектного метода обучения в учебный процесс при подготовке квалифицированного, востребованного и конкурентоспособного специалиста отрасли туризма. Ключевые слова: проектный метод обучения, туризм.
The Article is devoted to the prospects and necessity of introduction of project teaching method in the educational process in the training of qualified, competitive specialist of the tourism industry. Key words: projectteachingmethod, tourism.
Сегодня перед административными органами регионов и перед туристской отраслью в целом стоит задача развития внутреннего и въездного туризма. Решение этой задачи невозможно без создания инфраструктуры отдыха и туризма, без обеспечения качества и конкурентоспособности туристских услуг. А это, в свою очередь, выдвигает новые требования к подготовке будущего специалиста. Цель преподавателя высшей школы в этих условиях — помочь студенту совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как творческая, инициативная личность. Именно такой специалист будет отличаться профессиональной мобильностью, готовностью к работе в современном высокоразвитом обществе и постоянному расширению арсенала компетенций.
Сегодня качество образования определяется новой сущностью образованности — не как «мно-гознания», а как развитости разнообразных способностей системного характера, среди которых на первое место выходит способность к исследовательской деятельности. Согласно данному подходу к уровню образования конкурентоспособный выпускник вуза должен обладать не только фундаментальными и специальными знаниями, но и навыками творческого решения практических задач.
Следовательно, процесс обучения необходимо организовать так, чтобы студент был включен в активный познавательный процесс, смог самостоятельно сформулировать актуальную проблему, осуществить сбор необходимой информации, предложить вариант решения проблемы, сделать выводы и проанализировать свою деятельность, приобретая при этом как учебный, так и профессиональный опыт.
Одним из перспективных методов решения данной проблемы является использование проектного метода. При этом целью включения проектного метода в учебный процесс является создание условий, когда студент должен не получить готовую, а самостоятельно найти необходимую информацию и использовать ее для решения конкретной практической задачи. Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она:
1) генерирует нестандартные решения;
2) практико-ориентирована, всегда направлена на конкретные нужды;
3) включает в поиск решения проблемы всех студентов, активизируя самостоятельность мышления.
В современной высшей школе проектный метод возрождается на новом уровне, включая в себя современные педагогические технологии, учитывая опыт отечественной и зарубежной педагогики. При этом практико-ориентированное обучение, основанное на принципе «делая — познаю», позволяет максимально сократить разрыв между теоретическими и практическими знаниями студентов и, следовательно, приблизить обучение к потребностям работодателей.
В процессе практической работы со студентами направлений бакалавриата «Туризм» и «Гостиничное дело», задавшись целью выявить интерес студентов к разработке проектов, проведен опрос, в котором участвовало 50 студентов первого курса. Опрос показал, что у 87% опрошенных есть интерес к разработке проекта при условии, что этот проект будет реальным и существует перспектива внедрения его в «жизнь».
Внедряя проектный метод в обучении дисциплины «Экскурсоведение», мы предложили студентам разработать авторскую экскурсию по Новосибирску. Проект разбивался на несколько этапов, каждый из которых имел определенную цель и содержание.
Первый этап — подготовительный, главной целью которого была теоретическая подготовка студентов по экскурсионному делу. Второй этап — исследовательский, в ходе которого проводился анализ востребованности экскурсионных тематик на туристском рынке Новосибирска, потенциальных потребителей экскурсионных услуг, на основе чего выполнялось планирование темы, интересной как разработчику, так и потребителю.
Первые два этапа показали, что 24% студентов не умеют работать самостоятельно, 63% — испытывают трудности при планировании своей самостоятельной деятельности даже при поставленной творческой цели, у 46% студентов наблюдается низкий уровень развития способности к самостоятельной деятельности.
Третий этап — практический, целью которого являлась разработка экскурсии, что как раз и позволяет погрузить студентов в творческий процесс. Результатом этого этапа было получение конкретного продукта как результата проектной деятельности. На этом этапе студентам необходимо самостоятельно под руководством преподавателя подобрать объекты показа, раскрывающие выбранную тему, разработать маршрут, найти необходимую информацию по каждому объекту и составить индивидуальный текст экскурсии. Результатом работы над индивидуальным проектом по данной дисциплине является авторская экскурсия, которая может быть представлена на рынке экскурсионных услуг города.
Четвертый этап — аналитический, в ходе которого студент защищает свой проект перед аудиторией, проводя экскурсию. Такая защита, с одной стороны, показывает, достигнут ли в ходе проекта планируемый результат, а с другой — позволяет скорректировать экскурсию, получив качественный экскурсионный продукт.
После двух семестров изучения дисциплины с активным применением проектного метода обучения, в котором в качестве проекта выступала авторская экскурсия по городу, показатели значительно изменились (рис.).
Динамика уровня способности студентов к самостоятельной деятельности
Следовательно, важнейшим условием повышения эффективности обучения является теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной работе. При этом у студентов формируется стремление к творческому самовыражению, что является одним из профессионально-значимых качеств будущего специалиста.
Использование проектного метода в подготовке специалистов туриндустрии как раз помогает развить эти способности.
Основной принцип при использовании проектного метода обучения — это объединение трех направлений:
— совмещение практической работы с теоретическими знаниями. Студент разрабатывает свой проект, в котором на основе полученных теоретических знаний он учится ставить задачи, искать необходимый материал, разрабатывать и защищать проект, анализировать полученные материалы и вносить необходимую корректировку в проект;
— работа с преподавателем. Преподаватель профессиональным взглядом может направлять и корректировать проектную работу студента;
— взаимодействие с бизнесом. Проект должен быть актуальным для бизнеса, тогда студент будет ощущать значимость своей работы и меру ответственности за качество ее выполнения [3].
В процессе работы над проектом студенты получают следующие компетенции:
— умение интегрировать и применять ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам;
— способность самостоятельно мыслить и принимать решения, проявлять изобретательность;
— владение различными методами исследования;
— возможность раскрыть свои способности и реализовать их в разнообразных видах деятельности.
Создание системы проектов позволит погрузить студента в учебно-профессиональную деятельность, повышая тем самым уровень мотивации к процессу обучения и подготовке к будущей профессии, а также эффективность учебного процесса, создавая возможности реализации личностно ориентированного проблемного подхода в обучении.
Однако достижение положительных результатов при использовании проектного метода возможно только в случае выбора актуальной, востребованной на реальном рынке тематики проектных заданий, определения конкретных сроков их выполнения, осуществления систематического контроля над выполнением проектов со стороны педагога. При этом у студентов формируются такие необходимые сегодня профессиональные качества, как ответственность и коммуникативные умения, любознательность и творчество, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредства-ми, ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Артамонова М. В., Лихтанская О. И. Качество услуг как основа конкурентоспособности на рынке // Развитие и продвижение туристско-краеведческих ресурсов региона : материалы III науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2012. — 196 с.
2. Лихтанская О. И. Применение проектного метода обучения в условиях практико-ориентиро-ванного образования // Наука и образование: проблемы и стратегии развития : материалы Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 15-16 ноября 2015 г.) / отв. ред. О. Б. Нигматуллин. — Уфа : РИО ИЦИПТ, 2015. — 258 с.
3. Фияксель Э. А. Система подготовки инновационных менеджеров : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Инновация как объективный фактор развития национальной экономики». — Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. — 484 с.
УДК 379
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА: МИРОВОЙ ОПЫТ
К. Г. Томилин
Сочинский государственный университет, Сочи
PREPARATION SPECIALIST FOR SPHERE OF THE TOURISM:
WORLD EXPERIENCE
K. G. Tomilin
Сделан анализ подготовки и сертификации квалификации специалистов горного туризма, горнолыжного спорта (в Канаде и Франции), а также для яхтенного туризма (в Великобритании и США).
Вскрыты узловые моменты подготовки и сертификации квалификации будущих специалистов в сфере туризме и отдыха, которые могут быть полезными для использования на юге России. Ключевые слова: туризм, специалисты, подготовка, сертификация квалификации, юг России.
It is made analysis of the world experience of preparation and issue certificate about professional qualification specialist on mountain, traveling on foot tourism and mountain ski (the Mountain Guides of the Canada and France), and sailing tourism (the skipper to Great Britain and USA). They are chosen node moments of preparation, estimations competency and presenting certificate specialist on tourism and recreation, which can be useful for use in South region of the Russia. Key words: tourism, specialists, preparation, estimation to qualifications, South to Russia.
По отчетам UNWTO (Всемирной туристской организации), в последние десятилетия туризм бурно развивается, осваивая новые направления, и становится одним из самых больших и самых быстрорастущих в мире секторов экономики (при долгосрочном прогнозе увеличения до +4,4% в год), что обусловливает необходимость для России скорейшей подготовки и международной сертификации инструкторов в сфере спортивно-оздоровительного туризма и рекреации [3].
Анализ ситуации в области стандартизации и сертификации услуг (куда входят образование, рекреация населения, спортивно-оздоровительный туризм и др.) развитых стан мира, таких как Америка и Канада, стран Европейского союза, Австралии, Японии и других, показал, что эффективными средствами повышения качества являются разработка и внедрение продуманных стандартов (в наибольшей мере удовлетворяющих запросы потребителей), а также добровольная сертификация соответствия заявляемых продуктов, товаров и услуг требованиям стандартов [1].