Научная статья на тему 'Использование проблемных методов при обучении иностранному языку как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и студентов'

Использование проблемных методов при обучении иностранному языку как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД / РОЛЕВАЯ ИГРА. / PROBLEM METHODS OF TRAINING / DATAWARE / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / PROJECT METHOD / DISCUSSION METHOD / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Е. В.

Целью данной статьи является представление новых путей решения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Выделены основные проблемные методы при обучении иностранному языку, активизирующие познавательную деятельность учащихся и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF PROBLEM METHODS DURING FOREIGN LANGUAGE TRAINING AS AN EFFECTIVE METHOD OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

The purpose of the article is to introduce new ways solving the problem of activation of cognitive activity of schoolchildren and students. Basic problem methods of foreign language training are determined in the article; they activate cognitive activity of students and schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Использование проблемных методов при обучении иностранному языку как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и студентов»

мерности жизни в обществе, определять нормы и правила общения.

Все вышеперечисленные компоненты информационнотехнологической культуры будущего математика-системного программиста взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодопол-няют друг друга. Так, например, умения развиваются на базе знаний, опыт формируется на основе умений, а эмоциональноценностное отношение делает эти знания, умения, более на-

сыщенными, что является очень важным для будущего специалиста.

Таким образом, рассмотрев структурную модель информационно-технологической культуры будущего математика-системного программиста можно сделать вывод, что её формирование необходимо рассматривать как одну из главных целей подготовки специалиста в классическом университете.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Минобразования России. - № 393 от 11 июня 2002 г.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под гл.ред. В.В. Давыдова. - М.: Российская педагогическая энциклопедия, 1993. - Т. 1.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования двадцать первого века. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.

4. Соловьева, Л.Ф. Проектная деятельность учащихся на уроках «Информатики и ИКТ» // Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий / под. ред. О.В. Брыковой. - СПб: изд-во ГОУ ДПО «Региональный центр оценки качества образования и ИТ», 2007.

5. Шмакова, Л.Е. Модель формирования информационно-технологической культуры деятельности студентов // Инновационные недра Кузбасса. 1Т-технологии: сб. науч. тр. / под общ. ред. К.Е. Афанасьева. - Кемерово: ИНТ, 2007.

6. Земцова, В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: автореф. дис. .. .д-ра пед. наук. - СПб., 1995.

7. Лернер, И.А. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. - 1987. - Вып. № 11.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 80:165:378

Е.В. Тимофеева, ст. преп. кафедры иностранных языков ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Целью данной статьи является представление новых путей решения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Выделены основные проблемные методы при обучении иностранному языку, активизирующие познавательную деятельность учащихся и студентов.

Ключевые слова: проблемные методы обучения, информационное обеспечение, активизация познавательной деятельности, метод проектов, дискуссионный метод, ролевая игра.

В основе обучения иностранным языкам лежит деятельностный подход, это означает, что процесс обучения максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных способностей при анализе информации, отборе необходимых фактов, выстраивании их в логической последовательности, выдвижении аргументов и контраргументов и прочее. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке. Поэтому процесс обучения иностранному языку можно эффективно актуализировать путем проблемати-зации учебного процесса с использованием информационных источников. Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой быстроме-няющейся ситуации, предполагает применение методов акти-

визации и проблематизации языкового образования. Речь идет об использовании целого ряда проблемных по своему характеру методов: исследовательских, поисковых, дискуссионных, метода проектов. Эти методы позволяют будущим специалистам формировать модели принятия решений, которые они смогут применить в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблемность в обучении иностранному языку проявляется, как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и иностранного языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической, социокультурную компетенцию.

Метод проектов является высшим уровнем реализации проблемного обучения, в основе которого лежат методы активизации обучения, исследовательская деятельность. Е.С. По-лат считает, что метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и

предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности [1].

Обращение к этому методу обусловлено тем, что он дает возможность сосредоточить внимание обучаемого не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать и размышлять над решением проблем на иностранном языке.

Метод проектов, таким образом, можно считать эффективным средством формирования критического мышления. Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта. В процессе работы над проектом обучаемые самостоятельно (индивидуально или, что чаще, в малых группах), без помощи преподавателя или при минимальной его помощи, выделяют из проблемной ситуации проблему, расчленяют ее на подпроблемы, выдвигают гипотезы их решения, исследуют подпроблемы и связи между ними, а затем возвращаются к основной проблеме предлагают пути ее решения. В ходе защиты проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения иностранным языкам. Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты в их профессиональной деятельности [2].

Следует отметить, что исследовательский проект предполагает широкое использование информационных ресурсов при решении проблемы, при сборе информации по проблеме. Ведь не секрет, что правильность принятого решения зависит от информационного обеспечения процесса принятия решения. Чем объективней и всесторонней информация об исследуемом объекте, тем больше вероятности принятия адекватного решения по проблеме. Здесь реализуется принцип открытой системы, где устойчивость и адаптивность системы во внешней среде обусловлены ее открытостью для различной информации. Однако, проект предполагает использование информации не только обучаемым, но и преподавателем, поскольку проект сам по себе предполагает решение различных задач, различных уровней лингвистической и коммуникативной сложности и сам является открытой демократичной системой обучения. Это всегда совместная исследовательская деятельность. Преподаватель же, организуя проект, производит операции над информацией, организуя ее в проблемные задачи, которые в свою очередь были выделены И.Л. Бим в единицу проблемного обучения. Она же выделила виды проблемных задач: 1. Экстралингвистические задачи по усвоению и переработке предметного содержания текстов на иностранном языке. 2. Вербальные задачи лингвострановедческих текстов. 3. Лингвистические задачи на усвоение языковых форм и их значений. Особый интерес в связи с этим

представляет 1 и 2 вид, поскольку они предполагают развитие мыслительных способностей обучаемых на аутентичном материале. Проект, таким образом, призван активизировать познавательную деятельность обучаемых на пути формирования критического мышления [3].

Важное место в методе проектов занимают дискуссии. Умение вести дискуссию в форме диалога или полилога -необходимое условие успешной совместной работы учащихся над проектом в малых группах. В ходе дискуссии наиболее эффективно формируется социолингвистическая и прагматическая компетенции. В процессе обсуждения выявляются противоречия социокультурного плана, выдвигаются аргументы и контраргументы, выстраивается логика доказательности позиции выступающего. Вместе с тем, треангулятивный подход позволяет обучающимся рассматривать проблему со всех сторон, рассуждать и формулировать свою точку зрения. При таком подходе обучаемые четко представляют то, что от них требуется, а именно выводы по проблемам изучения, а не перечисление фактов, аргументированность и лаконичность ответов, а не размытые рассуждения, где не видно сути. Эти требования к ведению дискуссии позволяют постепенно формировать культуру речи, умения выслушивать собеседника до конца не перебивая, задавать вопросы, опровергать суждения оппонентов или, напротив, соглашаться с ним, развивая мысль.

Дискуссионный метод позволяет также формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, умения выявлять причины возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем. В дискуссии активно реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых, а язык при таком обучении является одновременно и целью, и средством обучения. Дискуссионный метод помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредствам языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаружить причины возникших ситуаций и попытаться решать их. Интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания.

Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, то у участников вырабатывается умение действовать в интересах группы, появляется заинтересованное уважение к собеседникам и ведет к формированию коллектива. Применение этого метода в совокупности с методом проектов позволит сформировать думающего и владеющего не только иностранным языком, но и разбирающегося в различных проблемах специалиста, способного ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках.

Не менее интересной методикой активизации познавательной деятельности обучаемых является методика ролевой игры, которая также может при определенной ее организации отражать принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Она может использоваться как самостоятельно, так и в контексте метода проектов, особенно в качестве специфичной формы защиты проекта. Обучаемые применяют свой опыт накопленных знаний, результатов исследования в процессе работы над проектом в реализации социально значимых ролей, возрастающих по значимости с прохождением цикла занятий. Такое моделирование ситуаций профессионально-делового межкультурного общения помогает обучаемому вжиться в различные ситуации

будущей деятельности, с которыми он может столкнуться в реальной жизни. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определенное решение. Войдя в роль, обучаемый решает проблемные ситуации, наглядно демонстрируя в полном объеме коммуникативной компетентности практическое решение проблемы. Конечно, такой способ защиты должен быть адекватным исследуемой проблеме. Отбор тем и проблем для использования того или иного метода -отдельная исследовательская задача. Здесь важно, чтобы коммуникативная компетентность формировалась в реальных актах общения, в которых язык является средством формирования и формулирования мысли. Таким образом, обучаемый, основываясь на умениях, сформированных с помощью дискуссион-ного метода, способен применить и развить эти умения в конкретных ситуациях общения, выполняя социально значимые роли и умение отстаивать свою позицию в проблемных ситуациях.

Методы дискуссий и ролевых игр должны предшествовать методу проектов. Но когда учащиеся овладели умениями критического мышления, выбор того или иного метода диктуется особенностями содержания изучаемой темы, выдвигаемых проблем исследования и обсуждения. Главное в отборе этих методов - сосредоточить внимание обучаемых на предмете обсуждения, а не на языковой форме.

Современный уровень психолого-педагогических знаний позволяет теоретически обосновать и практически доказать возможность и целесообразность использования проблемных методов при обучении иностранному языку и их большую эффективность [4].

Таким образом, использование проблемных методов в обучении позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, ориентирует на актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность в социокультурной среде.

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2.

2. Бим, И.Л. Обучение иностранным языкам : поиск новых путей // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 1.

3. Полат, Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1989.

4. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество : монография. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 512(072)

Н.А. Шкильменская, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Коряжемского филиала ГОУВПО «ПГУ им. М.В. Ломоносова», E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ АНАЛИЗА»

В работе описаны исторические и современные концепты таких понятий «гуманитарный», «гуманитаризация математического образования». На основе содержания данных понятий выделена сущность, объем и содержание понятия «гуманитарный потенциал школьного курса алгебры и начал анализа», а также определена роль гуманитарного потенциала курса алгебры и начал анализа в современном образовании.

Ключевые слова: гуманитарный, гуманитарный потенциал школьного курса алгебры и начал анализа, гуманитаризация математического образования.

Одним из направлений реформирования системы российского образования, в настоящее время является гуманитаризация математического образования, концепция содержания которого стала активно разрабатываться с девяностых годов прошлого столетия. Исследование проблемы гуманитаризации математического образования находит свое развитие в научных работах не только педагогов и методистов, но и ряда специалистов, как в области естествознания, так и гуманитарных или социальных наук. Среди них: А.Д. Александров,

С.И. Архангельский, Р.М. Асланов, М.М. Бахтин, М.Н. Беру-лава, Г.Ю. Буракова, Л.А. Вербицкая, Н.Я. Виленкин, З. Гельман, Б.С. Гершунский, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, А.В. Дорофеева, В.П. Зинченко, Л.Я. Зорина, С.Э. Зуев, Т.А. Иванова, М.С. Каган, Ю.М. Колягин, А.А. Касьян, Б.В. Кондаков, А.С. Кравец, В.В. Краевский, Э.А. Краснов-

ский, Н.Е. Кузнецова, В.И. Купцов, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Г.Л. Луканкин, В.В. Мадер, Т.Н. Миракова, Э. Мирский, А.Г. Мордкович, А.Х. Назиев, A.M. Новиков, И.М. Орешников, Ю.Н. Павловский, В.А. Разумный, Г.И. Саранцев, Ю.В. Сенько, Е.И. Смирнов, И.М. Смирнова, Н.Л. Стефанова, А.А. Столяр, Н.А. Терешин, Л.В. Тодоров, В.М. Шепель, Л.М. Фридман, В.Н. Худяков, И.М. Яглом и другие.

Однако в данных работах само понятие гуманитарного потенциала курса школьной математики, в том числе алгебры и начал анализа, его объем и содержание не определено.

Для определения понятия «гуманитарный потенциал математики» рассмотрим содержание понятия «гуманитарный».

Как известно, слово «гуманитарный» (humanitas) в переводе с латинского означает человеческая природа, духовная культура. В европейских языках вплоть до 18 века слово «гу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.